Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

132653 37 43
Поделиться: 0 38 0 5 0 0
Кипящий антифриз в радиаторе, пар, стрелка температуры в красной зоне — симптомы перегрева мотора и его последствия в виде покоробленной ГБЦ мы вроде бы все отлично знаем. Причины тоже давно известны — засорение системы охлаждения, «мёртвый» термостат... Но так было 20 лет назад. Сегодня современные моторы обречены своими создателями на постоянную работу на грани перегрева, причём водитель, как правило, об этом узнаёт, когда уже слишком поздно. Сегодня разбираемся, как так получилось, и что такое «штатный перегрев».

Про рабочую температуру

У каждого мотора есть рабочая температура, и только при её достижении он работает правильно. После «прогрева» начинает максимально эффективно работать система управления впрыском, система смазки, система ГРМ и остальные подсистемы мотора.

Какой должна быть рабочая температура? Обычно она находится в узком диапазоне от 75 до 105 градусов почти для всех конструкций моторов. Правда, в последние годы для достижения маркетинговых показателей экономичности и экологичности моторы всё чаще заставляют работать при повышенных температурах от 115 до 130 градусов.

Kühlwassertemperaturanzeige heiss

Это хорошо только для маркетологов, которые год от года отчитываются о том, что машины стали ещё немного быстрее и «чище». На ресурсе моторов повышение рабочей температуры сказывается исключительно негативно, ибо 120 или 130 градусов — это слишком много как для резиновых и пластиковых элементов навесного оборудования, так и для состояния поршневой группы.

Эрудированный читатель заметит, что 120-130 градусов — это температура холостых оборотов, а на ходу она обычно снижается до приемлемых 85-90. Что, безусловно, облегчает жизнь двигателю, но до поры до времени.

Конкретнее в проблеме разберёмся чуть ниже, а пока изучим, как охлаждаются современные моторы (спойлер: совсем не так, как ваш первый заднеприводный или переднеприводный ВАЗ).

Как работают современные системы охлаждения?

Статьи / Практика
Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят

Что такое OBD? Начнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле,...

30592 13 5

Они устроены значительно сложнее, чем те, с которыми знакомят на уроках в автошколе. Так, у всех ныне продающихся новых машин используется система охлаждения с несколькими скоростями вращения вентиляторов обдува радиатора или даже несколько вентиляторов с несколькими режимами работы. И управляется система не простыми термовыключателями, а через электронный блок управления, в зависимости от скорости, нагрузки, режима работы климатической установки и многих других факторов.

Почти на всех машинах используется регулируемый термостат, имеющий два диапазона работы за счет нагревательного элемента. На некоторых машинах термостата вообще нет — он заменен на модуль золотниковых клапанов с электронным управлением. На многих премиальных машинах стоит «воздушный термостат» — жалюзи с электроприводом, улучшающие аэродинамику машины на высоких скоростях.

Что касается водяных насосов, то простая помпа с приводом от коленчатого вала пока лидирует по распространенности, но есть конструкции с регулируемым приводом или даже с электроприводом помпы.

Столь важную, и к тому же сложную систему необходимо контролировать. У большинства автомобилей есть контрольная лампа температуры, срабатывающая при перегреве, и

указатель температуры двигателя. Почти все автовладельцы считают достаточным условием отсутствия перегрева нахождение стрелки указателя в допустимой зоне, обычно «зеленой» или «желтой», и отсутствие сигнала аварийной системы о перегреве или нехватке антифриза.

Engine overheating control. Coolant warning light in car dashboa

Но система контроля тоже управляется электроникой, и старается «не напрягать» автовладельца «лишней» информацией о работе машины. Так, почти всегда стрелочный индикатор и даже цифровые указатели температуры не отражают истинных показателей.

Стрелка будет показывать те же «примерно 90» и при температуре 85, и при температуре 125. В процессе работы машины стрелка может мертво стоять на месте, хотя мотор при работе в пробках будет прогреваться значительно сильнее, чем при движении по трассе. И лишь при настоящем перегреве, обычно при повышении температур до 130-150 градусов стрелка сдвинется с места, перед самым срабатыванием аварийного индикатора.

Единственным надежным способом контроля остается проверка рабочей температуры с помощью сканеров, через OBD-II интерфейс или иной способ доступа к служебной информации блока управления двигателем.

Что такое «штатный перегрев»

Как вы уже поняли, «штатная» работа системы охлаждения сейчас — понятие весьма условное. Даже при отсутствии мигающих красных индикаторов на приборной панели температура может быть уже далека от оптимальной. Например, бензиновые моторы BMW настроены на работу при температурах 115-125 градусов, а реальная рабочая температура может быть еще выше, причём без всяких ошибок.

Под капотом BMW 520d xDrive Sedan Luxury Line Worldwide (G30) '2017

Да и у куда более простых Opel и VW моторы вполне штатно прогреваются до 115-120 градусов. От таких температур уже недалеко до «настоящего» перегрева, ведь системы охлаждения постоянно находятся под давлением и работают на пределе. Малейшее изменение параметров или утеря герметичности сразу приведут к более серьезной поломке.

Под капотом Opel Astra Sports Tourer BiTurbo (K) '2016–н.в.

У современных машин случается такая неисправность, как «нормальный перегрев». Это когда система управления не может снизить температуру двигателя до оптимальной для данного режима движения, несмотря на задействование всех возможностей, но при этом температура все же меньше «аварийной», когда сработает аварийный датчик и система охлаждения не выдержит давления.

В некоторых случаях происходит локальное повышение температуры части мотора выше конструктивного максимума. Несмотря на кажущуюся «несерьезность» подобной неисправности, она, тем не менее, быстро разрушает двигатель, а водитель машины может даже не догадываться о причине всех неприятностей.

Coolant temperature gauge and tahometer on a car's dashboard. Ca

Большая часть автомобилей с регулируемой системой охлаждения возрастом более трех лет в той или иной степени подвержена подобному дефекту. При этом заметить отклонения в работе двигателя непрофессионалу сложно. Ведь индикатор температуры твердо указывает «норму», а то, что машина едет чуть хуже, что кондиционер хуже холодит, что расход топлива растет и понемногу расходуется масло, большая часть водителей не заметит.

Кстати, визит в сервис тут, скорее всего, не поможет, ведь в логах ошибок, скорее всего, будет пусто. А вот расхождение между желаемой и реальной рабочей температурой тем временем составляет до 30-40 градусов. Подобного рода проблемы просто заложены в конструкции современных европейских авто. Ради уже упомянутых выше показателей экологичности и экономичности на холостом ходу они «обязаны» разогреваться до 120-130 градусов. Это слишком много для работы под нагрузкой, а вот для стояния на месте в пробке — вполне допустимо. Но вот вы трогаетесь с места, да ещё желаете «прохватить». Моментально скинуть температуру до оптимальных «ходовых» 85-90 градусов невозможно, так что мотор какое-то время будет крутиться при весьма опасных температурах.

traffic jam

Как следствие — детонация, повреждения поршней и выкрашивание покрытий гильз цилиндров на «цельноалюминиевых» моторах. А еще пониженное давление масла, а значит задиры и прихваты. Да и температура поршня и поршневых колец под нагрузкой резко растет, а масло коксуется. А с возрастом проблема разрастается, ведь из-за грязных радиаторов, проскальзывания ремней помпы, ухудшения теплопередачи от стенок ГБЦ, старения вентиляторов системы охлаждения и просадок напряжения рабочая температура двигателя постепенно перестает снижаться с «холостых» 130 до «ходовых» 90 даже при длительной работе под нагрузкой.

Таким образом «максимальная рабочая» температура становится просто «рабочей», и аварийный режим работы становится штатным для двигателя, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Особенно плохо приходится машинам, которые много времени проводят в пробках. Их система охлаждения большую часть времени работает в самом высокотемпературном режиме, и моторы такого обычно долго не выдерживают. Через несколько лет машина превращается в инвалида. С двигателем, уверенно расходующим литры масла, с неработающими катализаторами и половиной мощности от штатной. Да и коробкам-«автоматам» достается не меньше, ведь они обычно охлаждаются через теплообменник, а значит, температура масла в них еще выше, чем температура в системе охлаждения двигателя.

Нештатный перегрев и гибель мотора

«Классический» перегрев с клубами пара из-под капота, клинящим двигателем и другими фатальными последствиями хоть и является зачастую кульминацией такого вот «нормального перегрева», но встречается намного реже.

Статьи / Практика
Не восставшие из ада: как и почему умирают моторы от перегрева и потери масла

Как умирают моторы, из-за чего, и когда стоит остановиться и отправить машину в сервис на эвакуаторе? Надеюсь, вы не найдете в тексте своего «анамнеза», но прочитайте до конца, в жизни бывает...

29991 1 20

Если вовремя остановить двигатель, то, скорее всего, серьезных проблем получится избежать. В противном случае можно уже начинать выбирать между «контрактным» двигателем, ремонтом остатков старого или покупкой нового. Ведь коробление ГБЦ, нарушение геометрии блока цилиндров и нарушение резьбы болтов ГБЦ, задиры вкладышей и поршней — это лишь малая часть неисправностей, возникающих при сильном перегреве и утере антифриза.

Номинальной причиной подобной беды обычно является утечка жидкости из системы охлаждения. После чего растет температура различных узлов двигателя и температурный градиент между различными его элементами, вызывая поломки «железа».

Истинные же причины обычно кроются в «нормальном перегреве» на протяжении длительного времени, старении материалов системы охлаждения, постепенной деградации возможностей радиатора, поломке помпы или ее привода. К счастью для многих автовладельцев, серьезные неисправности проявляют себя заранее, например, на очередном ТО, или срабатыванием датчиков уровня антифриза перед появлением сильной течи системы охлаждения и срабатывающей лампочкой аварийного перегрева под нагрузкой.

И что же делать?

Если у вас современный автомобиль, пробег которого уже перевалил хотя бы за 50 000, но вы собираетесь проездить на нём ещё долго и счастливо (а может вообще купили бэушный вариант с пробегом 100+), то вам пригодятся советы, как избавить машину от штатного перегрева.

В следующей части статьи мы расскажем про оптимальный режим езды и некоторые конструктивные доработки двигателя, которые помогут избежать перегревов и исключительно положительно скажутся на его ресурсе.

Понравилась статья? 0 38 0 5 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Александр Щукин

Бред пишешь, откуда 130 градусов на холостых, согласен что повышенная температура у современного двигателя, но это сделано для экономии, использование более обедненной смеси, а не маркетинга ради. Прежде чем писать отсебячину, нужно изучить тему.

Борис Игнашин

на моторах BMW атмоферных последних-вполне достижимая величина
где-то начиная с N52 и прочих N серии стабильно 120-130 без нагрузки

Павел Арсентьев

Борис, спасибо Вам за толковую популярную статью! После блога БВМсервиса постоянно интересуюсь этой темой, но Сергей Смирнов, пожалуй, слишком велеречив и многословен для массового читателя (типа баклана выше) - они туда не доходят 😉

С большим интересом жду "прикладного" продолжения.

jarni ordet

Вот именно поэтому у себя на рено дастер 2.0 я купил адаптер OBD и мониторю температуру. Выше 96 не поднималась без кондея. С ним - 98-99 предел, но чаще в районе 95 при простое в пробке и 82-90 при движении. А еще на каждой мойке я через фальшрадиаторную решетку мою радиаторы (благо пользуюсь мойками самообслуживания), если это делать регулярно - то они не успевают зарастать и справляются со своими обязанностями.
Зато один индивидум с моего двора на фольксе словил "абздец" мотору, потому как за 6 лет ни разу не поменял антифриз (170 тыс пробега), ну и радиторы собирался помыть с прошлого лета, мол в пробках почти в красной зоне стрелка. Ну и масло менял раз в 15-17 тыс. Последний раз он бросил машину на сигналке с работающим двигателем и кондеем на солнцепеке, пошел в магазин. Пришел, а из под капота пар, лужа под машиной. После оных приключений выяснилось, что антифриз пошел в масло, для полного счастья

Борис если не трудно объясни как авто лада гранта, у которой нет датчика положения распредвала, определяет при заводке,в какой цилиндр подавать топливо?

Я на своей гранте при помощи бортового компьютера "штат х-1" отрегулировал включение вентилятора при 90 градусов. И пробку на расширительном бачке всегда держу приоткрытой. И при нагреве и охлаждения двигателя не ломает радиатор, да и помпа ни когда не потечёт, что предохраняет ремень ГРМ. Вот так, учитесь детки. Я могу ещё много того что я переделал на своей новой машине рассказать, если кому будет интересно, например переподключил приемник через дополнительный тумблер. А так как мне её продали с сервиса он находился в постоянном включении и была большая утечка тока в состоянии сна компьютера .

Приоткрыть крышку расширительного бачка! Гениально! Молодец! Своими руками приблизил точку кипение-перегрева от 115-120 С к 100 С - причем добровольно и еще гордится этим!

Как же я её приблизил,если вентилятор срабатывает при 90 градусов. А в горах вода и холодная может закипеть в ведре, вот поэтому и закрывают пробкой радиатор. Но в горах я тоже пробку прожимаю.Но на равнине это вредно. Я сколько раз замечал в жаркую погоду в пробках закипают иномарки,А если едет и остановится ,то тасол и побежал ручьём. У меня это не происходит ни в каких случаях. Я ещё раз поторяю помпа при давлении в системе охлаждения работает намного меньше и всегда можно ждать неожиданной течи. И в итоге капец ремню грм , и мотору. Осбенно на длинных растояниях ,где не угадаешь когда закапает из помпы. А без давления она может служить и без замены два ато итри ссрока,пока ролик не запищит.

crazytatar41

Какие вторичные признаки перегрева автомобиля? Раз заложено в ЭБУ, разве нельзя перепрошить на срабатывание системы охлаждения в пределах 90 градусов?

Борис Игнашин

не все эбу шьются, часто прошивка не в основном, а в блоке комфорта или еще каком модуле, который крайне не популярен в прошивке, читай, не взломан.

Starosvetsv

Снизил температуру вкл/выкл вентилятора на своей ВАЗ 2114 с 103С - 99С до 95 - 92С. Диапазон рабочих температур в прошивке ЭБУ 87-105С. Целее будет.

id137951919

Что за не образованный идиот верстал статейку? Батенька вам бы надо вести кулинарный блог.

Борис Игнашин

Что-то не так? Или это такой способ выразить несогласие с моим мнением?

ebash_dance

Сатья бред

Борис Игнашин

Очень люблю обоснованные и серьезные отзывы о своих материалах. Спасибо.
О, это не вам.

Борис, вы в статье несколько раз упоминаете высокое давление в системе охлаждения. Однако высокая там только температура - давление низкое!
Помпа давления не создает ВООБЩЕ - оно возникает лишь за счет нагрева и расширения охлаждающей жидкости и некоторого объема воздуха в расширительном бачке при герметичной системе. Клапан же в расш. бачке, контролирующий предельное давление в системе охлаждения, на практически всех машинах рассчитан на весьма низкий предел - около полутора атмосфер.
Поэтому о давлении в системе охлаждения, как о источнике потенциальных проблем и о явлении, требующим повышенного внимания, говорить весьма некорректно.

natapoly7337

С ростом температуры охл.жд. в замкнутом объеме растет и давление, не большое количество воздуха частично компенсирует этот рост в определенных диапазонах температур (поэтому нельзя заливать бачек под завязку, разорвет). При определенной критичной температуре, давление превышает допустимое для элементов системы охлаждения, возникает течь и потеря рабочего тела. А помпа да создает не давление, а лишь циркуляцию о.ж.

Полтора не полтора А шланги с печки частенько срывает. вот не давно обсуждали инструктора по вождению,не знаю на какой машине он обучал девушку,но у меня печка и шланги с пассажирской стороны,а унего когда сорвало шланг с печки ,то ожог получила обучаемая. Я что-то не верю,что 1,5 атмосфер сорвёт шланг,наверноё там намного больше. Есть видео где проверяют клапан на пробке,тамдавление три показал манометр и умелец показал как надо пружину укорачивать.

Борис Игнашин

давление там достаточное для того, чтобы рвались не только пластиковые бачки, но и радиаторы

Борис, не стоит спорить, лишь бы спорить.

В технике нет понятия "достаточное давление" или "недостаточное давление". Это только в Роллс-Ройсе была "достаточная мощность двигателя" - окромя них такую терминологию никто не использует ))

Поэтому будем оперировать цифрами, как и положено.
На большинстве машин клапан на пробке расширительного бачка открывается при давлении максимум 1,4-1,5 атмосферы (бывает и ниже). То есть, выше этой величины рабочее давление в системе охлаждения НЕ ПОДНИМАЕТСЯ. И это достаточно низкое давление, его никак не хватит, чтобы разорвать бачок или радиатор.

Да, разрывы случаются - но это совершенно иная ситуация: например, неисправный клапан плюс пробой прокладки ГБЦ и уход выхлопных газов в рубашку охлаждения = надутый бачок или даже лопнувший. Есть и другие случаи.
И такие неисправности, повторюсь, никак не свидетельствуют о высоком давлении в системе охлаждения!
Давление там НИЗКОЕ по меркам большинства автомобильных систем (увы, тоже скатываюсь в терминологию Роллс-Ройса )))

Борис Игнашин

На пробочке BMW можно увидеть цифры 140,200,241, это давление в барах. На большей части моторов N серии двухсотые крышки. Допуск 2 + 0,1 - 0,2
У большинства современных антифризов температура кипения при 2 бара давления известна, это порядка 128-130 градусов. Собственно именно на этих отметках работают самые термонагруженные моторы.
Давление 2 бара это очень солидное давление. Это почти 2 кгс на см квадратный поверхности. Котлы работающие с таким давлением появились только к началу двадцатого века. А тут речь о конструкции из г.. простите, из пластика и резины.

Евгений

Хм, ну да, каноничная проблема Opel Astra J - изменяется сопротивление нагревательного элемента термостата, блок управления это фиксирует, выводит ошибку и включает вентилятор на максимальный обдув, независимо от текущей температуры двигателя, даже на непрогретом.
Честно сказать, до сих пор не понимаю, почему это надо делать до достижения высоких температур. Хотя примерно идея понятна, действительно, у вас изложено несколько более понятно, чем в других источниках.

add_me_twice

Актуальная тема, ждём продолжения

А реально перенастроить или перепрошить ЭБУ чтоб на холостом ходу были те же 90 градусов?

Александр Щукин

Поставь обычный термостат без электроники и будет вам 90 градусов, только ошибка будет висеть в мозгах, что нет нагревателя, но на работу двигателя это никак не отражается.

Александр Щукин

Зачем тебе 90 градусов, чтобы чадить как на Жигулях, если система охлаждения исправно, то никаких проблем не будет. Езжу на С5 с такой же системой и проблем нет даже в жару за 35 по горам и песку.

Борис Игнашин

с чего вдруг будет чадить?? При температуре выше 75 адаптаций по топливу нет практически ни у кого под нагрузкой, а адаптации на хх в пределах процентов 10, те это та реальная разница, ради которой убивается мотор

ebash_dance

на исправном автомобиле нет адаптаций на ХХ. А 10% это не норма, это беда с авто

Борис Игнашин

вы попробуйте прочитать все же, а не диагонали

Александр Щукин

На холостых убить мотор? Это что то новое, он даже не нагреется, если у него все исправно, чтобы сработал вентилятор нужно хорошо погазовать.

ebash_dance

не надо газовать чтобы мотор прогрелся до нужной, для срабатывания вентилятора, темпрературы

Борис Игнашин

с чего это он на хх не нагреется? Нагреется как миленький, это ж не дизель

при 90 градусах машины чадят ? ты придурок что ли , ты может на перегретом уже с5 своем катаешься ?

Александр Щукин

Сам придурок за языком следи. Дураки наверное инженеры в PSA и Мерседес, а тут умник из деревни залупкино учит как нужно машины делать. Похоже ты кроме тазика других машин не видел.

Борис Игнашин

Что вы знаете о технических решениях и причинах их внедрения?

Александр Щукин

То же, что и вы, так как информацию получаем из одного места. Спор ни о чем. Когда то в свое время критиковали передний привод и инжектор, так где хваленые карбюраторы и задний привод, поэтому не нужно разводить лабуду.

Борис Игнашин

да, на многих машинах это возможно, а там, где нет варианта сменить прошивку, поможет подача питания на догреватель постоянно или замена термостата, но без изменения момента включения вентиляторов это помогает редко

Главная новость
Новости / Новинки
Volkswagen рассекретил седан Polo нового поколения

В Бразилии состоялась официальная премьера новой «четырехдверки» VW Virtus. Ожидается, что в России эта модель перевоплотится в Polo Sedan следующей…

12573 4 4
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

963 0 1
Статьи / Премьеры
Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания – «потомственный немец». В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году…

6401 0 0
Статьи / Интервью
Оксана Карахова, ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС: мы производим технику такого же качества, как в Германии

Сколько машин удалось продать совместному российско-немецкому предприятию за семь лет его существования, насколько успешно развивается производство грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, и как производитель оценивает свои…

2135 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

2925 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

2858 2 1
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki Grand Vitara с пробегом: вечный автомат и мотор-самоубийца

Есть желание купить Ниву, но хочется настоящего японского качества? Вот, пожалуйста: Grand Vitara. Ржавеют они небыстро, постоянно ремонтировать ходовую им не надо… Предел мечтаний, а не машина. Хотя позвольте: мы же…

46057 15 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33558 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18414 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17861 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10175 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9681 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5085 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27182 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

14967 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7380 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121538 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

35921 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22498 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?