Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

122726 33 43
Поделиться: 0 38 0 5 0 0
Кипящий антифриз в радиаторе, пар, стрелка температуры в красной зоне — симптомы перегрева мотора и его последствия в виде покоробленной ГБЦ мы вроде бы все отлично знаем. Причины тоже давно известны — засорение системы охлаждения, «мёртвый» термостат... Но так было 20 лет назад. Сегодня современные моторы обречены своими создателями на постоянную работу на грани перегрева, причём водитель, как правило, об этом узнаёт, когда уже слишком поздно. Сегодня разбираемся, как так получилось, и что такое «штатный перегрев».

Про рабочую температуру

У каждого мотора есть рабочая температура, и только при её достижении он работает правильно. После «прогрева» начинает максимально эффективно работать система управления впрыском, система смазки, система ГРМ и остальные подсистемы мотора.

Какой должна быть рабочая температура? Обычно она находится в узком диапазоне от 75 до 105 градусов почти для всех конструкций моторов. Правда, в последние годы для достижения маркетинговых показателей экономичности и экологичности моторы всё чаще заставляют работать при повышенных температурах от 115 до 130 градусов.

Kühlwassertemperaturanzeige heiss

Это хорошо только для маркетологов, которые год от года отчитываются о том, что машины стали ещё немного быстрее и «чище». На ресурсе моторов повышение рабочей температуры сказывается исключительно негативно, ибо 120 или 130 градусов — это слишком много как для резиновых и пластиковых элементов навесного оборудования, так и для состояния поршневой группы.

Эрудированный читатель заметит, что 120-130 градусов — это температура холостых оборотов, а на ходу она обычно снижается до приемлемых 85-90. Что, безусловно, облегчает жизнь двигателю, но до поры до времени.

Конкретнее в проблеме разберёмся чуть ниже, а пока изучим, как охлаждаются современные моторы (спойлер: совсем не так, как ваш первый заднеприводный или переднеприводный ВАЗ).

Как работают современные системы охлаждения?

Статьи / Практика
Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят

Что такое OBD? Начнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле,...

26716 13 5

Они устроены значительно сложнее, чем те, с которыми знакомят на уроках в автошколе. Так, у всех ныне продающихся новых машин используется система охлаждения с несколькими скоростями вращения вентиляторов обдува радиатора или даже несколько вентиляторов с несколькими режимами работы. И управляется система не простыми термовыключателями, а через электронный блок управления, в зависимости от скорости, нагрузки, режима работы климатической установки и многих других факторов.

Почти на всех машинах используется регулируемый термостат, имеющий два диапазона работы за счет нагревательного элемента. На некоторых машинах термостата вообще нет — он заменен на модуль золотниковых клапанов с электронным управлением. На многих премиальных машинах стоит «воздушный термостат» — жалюзи с электроприводом, улучшающие аэродинамику машины на высоких скоростях.

Что касается водяных насосов, то простая помпа с приводом от коленчатого вала пока лидирует по распространенности, но есть конструкции с регулируемым приводом или даже с электроприводом помпы.

Столь важную, и к тому же сложную систему необходимо контролировать. У большинства автомобилей есть контрольная лампа температуры, срабатывающая при перегреве, и

указатель температуры двигателя. Почти все автовладельцы считают достаточным условием отсутствия перегрева нахождение стрелки указателя в допустимой зоне, обычно «зеленой» или «желтой», и отсутствие сигнала аварийной системы о перегреве или нехватке антифриза.

Engine overheating control. Coolant warning light in car dashboa

Но система контроля тоже управляется электроникой, и старается «не напрягать» автовладельца «лишней» информацией о работе машины. Так, почти всегда стрелочный индикатор и даже цифровые указатели температуры не отражают истинных показателей.

Стрелка будет показывать те же «примерно 90» и при температуре 85, и при температуре 125. В процессе работы машины стрелка может мертво стоять на месте, хотя мотор при работе в пробках будет прогреваться значительно сильнее, чем при движении по трассе. И лишь при настоящем перегреве, обычно при повышении температур до 130-150 градусов стрелка сдвинется с места, перед самым срабатыванием аварийного индикатора.

Единственным надежным способом контроля остается проверка рабочей температуры с помощью сканеров, через OBD-II интерфейс или иной способ доступа к служебной информации блока управления двигателем.

Что такое «штатный перегрев»

Как вы уже поняли, «штатная» работа системы охлаждения сейчас — понятие весьма условное. Даже при отсутствии мигающих красных индикаторов на приборной панели температура может быть уже далека от оптимальной. Например, бензиновые моторы BMW настроены на работу при температурах 115-125 градусов, а реальная рабочая температура может быть еще выше, причём без всяких ошибок.

Под капотом BMW 520d xDrive Sedan Luxury Line Worldwide (G30) '2017

Да и у куда более простых Opel и VW моторы вполне штатно прогреваются до 115-120 градусов. От таких температур уже недалеко до «настоящего» перегрева, ведь системы охлаждения постоянно находятся под давлением и работают на пределе. Малейшее изменение параметров или утеря герметичности сразу приведут к более серьезной поломке.

Под капотом Opel Astra Sports Tourer BiTurbo (K) '2016–н.в.

У современных машин случается такая неисправность, как «нормальный перегрев». Это когда система управления не может снизить температуру двигателя до оптимальной для данного режима движения, несмотря на задействование всех возможностей, но при этом температура все же меньше «аварийной», когда сработает аварийный датчик и система охлаждения не выдержит давления.

В некоторых случаях происходит локальное повышение температуры части мотора выше конструктивного максимума. Несмотря на кажущуюся «несерьезность» подобной неисправности, она, тем не менее, быстро разрушает двигатель, а водитель машины может даже не догадываться о причине всех неприятностей.

Coolant temperature gauge and tahometer on a car's dashboard. Ca

Большая часть автомобилей с регулируемой системой охлаждения возрастом более трех лет в той или иной степени подвержена подобному дефекту. При этом заметить отклонения в работе двигателя непрофессионалу сложно. Ведь индикатор температуры твердо указывает «норму», а то, что машина едет чуть хуже, что кондиционер хуже холодит, что расход топлива растет и понемногу расходуется масло, большая часть водителей не заметит.

Кстати, визит в сервис тут, скорее всего, не поможет, ведь в логах ошибок, скорее всего, будет пусто. А вот расхождение между желаемой и реальной рабочей температурой тем временем составляет до 30-40 градусов. Подобного рода проблемы просто заложены в конструкции современных европейских авто. Ради уже упомянутых выше показателей экологичности и экономичности на холостом ходу они «обязаны» разогреваться до 120-130 градусов. Это слишком много для работы под нагрузкой, а вот для стояния на месте в пробке — вполне допустимо. Но вот вы трогаетесь с места, да ещё желаете «прохватить». Моментально скинуть температуру до оптимальных «ходовых» 85-90 градусов невозможно, так что мотор какое-то время будет крутиться при весьма опасных температурах.

traffic jam

Как следствие — детонация, повреждения поршней и выкрашивание покрытий гильз цилиндров на «цельноалюминиевых» моторах. А еще пониженное давление масла, а значит задиры и прихваты. Да и температура поршня и поршневых колец под нагрузкой резко растет, а масло коксуется. А с возрастом проблема разрастается, ведь из-за грязных радиаторов, проскальзывания ремней помпы, ухудшения теплопередачи от стенок ГБЦ, старения вентиляторов системы охлаждения и просадок напряжения рабочая температура двигателя постепенно перестает снижаться с «холостых» 130 до «ходовых» 90 даже при длительной работе под нагрузкой.

Таким образом «максимальная рабочая» температура становится просто «рабочей», и аварийный режим работы становится штатным для двигателя, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Особенно плохо приходится машинам, которые много времени проводят в пробках. Их система охлаждения большую часть времени работает в самом высокотемпературном режиме, и моторы такого обычно долго не выдерживают. Через несколько лет машина превращается в инвалида. С двигателем, уверенно расходующим литры масла, с неработающими катализаторами и половиной мощности от штатной. Да и коробкам-«автоматам» достается не меньше, ведь они обычно охлаждаются через теплообменник, а значит, температура масла в них еще выше, чем температура в системе охлаждения двигателя.

Нештатный перегрев и гибель мотора

«Классический» перегрев с клубами пара из-под капота, клинящим двигателем и другими фатальными последствиями хоть и является зачастую кульминацией такого вот «нормального перегрева», но встречается намного реже.

Статьи / Практика
Не восставшие из ада: как и почему умирают моторы от перегрева и потери масла

Как умирают моторы, из-за чего, и когда стоит остановиться и отправить машину в сервис на эвакуаторе? Надеюсь, вы не найдете в тексте своего «анамнеза», но прочитайте до конца, в жизни бывает...

28821 1 20

Если вовремя остановить двигатель, то, скорее всего, серьезных проблем получится избежать. В противном случае можно уже начинать выбирать между «контрактным» двигателем, ремонтом остатков старого или покупкой нового. Ведь коробление ГБЦ, нарушение геометрии блока цилиндров и нарушение резьбы болтов ГБЦ, задиры вкладышей и поршней — это лишь малая часть неисправностей, возникающих при сильном перегреве и утере антифриза.

Номинальной причиной подобной беды обычно является утечка жидкости из системы охлаждения. После чего растет температура различных узлов двигателя и температурный градиент между различными его элементами, вызывая поломки «железа».

Истинные же причины обычно кроются в «нормальном перегреве» на протяжении длительного времени, старении материалов системы охлаждения, постепенной деградации возможностей радиатора, поломке помпы или ее привода. К счастью для многих автовладельцев, серьезные неисправности проявляют себя заранее, например, на очередном ТО, или срабатыванием датчиков уровня антифриза перед появлением сильной течи системы охлаждения и срабатывающей лампочкой аварийного перегрева под нагрузкой.

И что же делать?

Если у вас современный автомобиль, пробег которого уже перевалил хотя бы за 50 000, но вы собираетесь проездить на нём ещё долго и счастливо (а может вообще купили бэушный вариант с пробегом 100+), то вам пригодятся советы, как избавить машину от штатного перегрева.

В следующей части статьи мы расскажем про оптимальный режим езды и некоторые конструктивные доработки двигателя, которые помогут избежать перегревов и исключительно положительно скажутся на его ресурсе.

Понравилась статья? 0 38 0 5 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Александр Щукин

Бред пишешь, откуда 130 градусов на холостых, согласен что повышенная температура у современного двигателя, но это сделано для экономии, использование более обедненной смеси, а не маркетинга ради. Прежде чем писать отсебячину, нужно изучить тему.

Борис Игнашин

на моторах BMW атмоферных последних-вполне достижимая величина
где-то начиная с N52 и прочих N серии стабильно 120-130 без нагрузки

Павел Арсентьев

Борис, спасибо Вам за толковую популярную статью! После блога БВМсервиса постоянно интересуюсь этой темой, но Сергей Смирнов, пожалуй, слишком велеречив и многословен для массового читателя (типа баклана выше) - они туда не доходят 😉

С большим интересом жду "прикладного" продолжения.

jarni ordet

Вот именно поэтому у себя на рено дастер 2.0 я купил адаптер OBD и мониторю температуру. Выше 96 не поднималась без кондея. С ним - 98-99 предел, но чаще в районе 95 при простое в пробке и 82-90 при движении. А еще на каждой мойке я через фальшрадиаторную решетку мою радиаторы (благо пользуюсь мойками самообслуживания), если это делать регулярно - то они не успевают зарастать и справляются со своими обязанностями.
Зато один индивидум с моего двора на фольксе словил "абздец" мотору, потому как за 6 лет ни разу не поменял антифриз (170 тыс пробега), ну и радиторы собирался помыть с прошлого лета, мол в пробках почти в красной зоне стрелка. Ну и масло менял раз в 15-17 тыс. Последний раз он бросил машину на сигналке с работающим двигателем и кондеем на солнцепеке, пошел в магазин. Пришел, а из под капота пар, лужа под машиной. После оных приключений выяснилось, что антифриз пошел в масло, для полного счастья

Я на своей гранте при помощи бортового компьютера "штат х-1" отрегулировал включение вентилятора при 90 градусов. И пробку на расширительном бачке всегда держу приоткрытой. И при нагреве и охлаждения двигателя не ломает радиатор, да и помпа ни когда не потечёт, что предохраняет ремень ГРМ. Вот так, учитесь детки. Я могу ещё много того что я переделал на своей новой машине рассказать, если кому будет интересно, например переподключил приемник через дополнительный тумблер. А так как мне её продали с сервиса он находился в постоянном включении и была большая утечка тока в состоянии сна компьютера .

Приоткрыть крышку расширительного бачка! Гениально! Молодец! Своими руками приблизил точку кипение-перегрева от 115-120 С к 100 С - причем добровольно и еще гордится этим!

crazytatar41

Какие вторичные признаки перегрева автомобиля? Раз заложено в ЭБУ, разве нельзя перепрошить на срабатывание системы охлаждения в пределах 90 градусов?

Борис Игнашин

не все эбу шьются, часто прошивка не в основном, а в блоке комфорта или еще каком модуле, который крайне не популярен в прошивке, читай, не взломан.

Starosvetsv

Снизил температуру вкл/выкл вентилятора на своей ВАЗ 2114 с 103С - 99С до 95 - 92С. Диапазон рабочих температур в прошивке ЭБУ 87-105С. Целее будет.

id137951919

Что за не образованный идиот верстал статейку? Батенька вам бы надо вести кулинарный блог.

Борис Игнашин

Что-то не так? Или это такой способ выразить несогласие с моим мнением?

ebash_dance

Сатья бред

Борис Игнашин

Очень люблю обоснованные и серьезные отзывы о своих материалах. Спасибо.
О, это не вам.

Борис, вы в статье несколько раз упоминаете высокое давление в системе охлаждения. Однако высокая там только температура - давление низкое!
Помпа давления не создает ВООБЩЕ - оно возникает лишь за счет нагрева и расширения охлаждающей жидкости и некоторого объема воздуха в расширительном бачке при герметичной системе. Клапан же в расш. бачке, контролирующий предельное давление в системе охлаждения, на практически всех машинах рассчитан на весьма низкий предел - около полутора атмосфер.
Поэтому о давлении в системе охлаждения, как о источнике потенциальных проблем и о явлении, требующим повышенного внимания, говорить весьма некорректно.

Борис Игнашин

давление там достаточное для того, чтобы рвались не только пластиковые бачки, но и радиаторы

Борис, не стоит спорить, лишь бы спорить.

В технике нет понятия "достаточное давление" или "недостаточное давление". Это только в Роллс-Ройсе была "достаточная мощность двигателя" - окромя них такую терминологию никто не использует ))

Поэтому будем оперировать цифрами, как и положено.
На большинстве машин клапан на пробке расширительного бачка открывается при давлении максимум 1,4-1,5 атмосферы (бывает и ниже). То есть, выше этой величины рабочее давление в системе охлаждения НЕ ПОДНИМАЕТСЯ. И это достаточно низкое давление, его никак не хватит, чтобы разорвать бачок или радиатор.

Да, разрывы случаются - но это совершенно иная ситуация: например, неисправный клапан плюс пробой прокладки ГБЦ и уход выхлопных газов в рубашку охлаждения = надутый бачок или даже лопнувший. Есть и другие случаи.
И такие неисправности, повторюсь, никак не свидетельствуют о высоком давлении в системе охлаждения!
Давление там НИЗКОЕ по меркам большинства автомобильных систем (увы, тоже скатываюсь в терминологию Роллс-Ройса )))

Борис Игнашин

На пробочке BMW можно увидеть цифры 140,200,241, это давление в барах. На большей части моторов N серии двухсотые крышки. Допуск 2 + 0,1 - 0,2
У большинства современных антифризов температура кипения при 2 бара давления известна, это порядка 128-130 градусов. Собственно именно на этих отметках работают самые термонагруженные моторы.
Давление 2 бара это очень солидное давление. Это почти 2 кгс на см квадратный поверхности. Котлы работающие с таким давлением появились только к началу двадцатого века. А тут речь о конструкции из г.. простите, из пластика и резины.

Евгений

Хм, ну да, каноничная проблема Opel Astra J - изменяется сопротивление нагревательного элемента термостата, блок управления это фиксирует, выводит ошибку и включает вентилятор на максимальный обдув, независимо от текущей температуры двигателя, даже на непрогретом.
Честно сказать, до сих пор не понимаю, почему это надо делать до достижения высоких температур. Хотя примерно идея понятна, действительно, у вас изложено несколько более понятно, чем в других источниках.

add_me_twice

Актуальная тема, ждём продолжения

А реально перенастроить или перепрошить ЭБУ чтоб на холостом ходу были те же 90 градусов?

Александр Щукин

Поставь обычный термостат без электроники и будет вам 90 градусов, только ошибка будет висеть в мозгах, что нет нагревателя, но на работу двигателя это никак не отражается.

Александр Щукин

Зачем тебе 90 градусов, чтобы чадить как на Жигулях, если система охлаждения исправно, то никаких проблем не будет. Езжу на С5 с такой же системой и проблем нет даже в жару за 35 по горам и песку.

Борис Игнашин

с чего вдруг будет чадить?? При температуре выше 75 адаптаций по топливу нет практически ни у кого под нагрузкой, а адаптации на хх в пределах процентов 10, те это та реальная разница, ради которой убивается мотор

ebash_dance

на исправном автомобиле нет адаптаций на ХХ. А 10% это не норма, это беда с авто

Борис Игнашин

вы попробуйте прочитать все же, а не диагонали

Александр Щукин

На холостых убить мотор? Это что то новое, он даже не нагреется, если у него все исправно, чтобы сработал вентилятор нужно хорошо погазовать.

ebash_dance

не надо газовать чтобы мотор прогрелся до нужной, для срабатывания вентилятора, темпрературы

Борис Игнашин

с чего это он на хх не нагреется? Нагреется как миленький, это ж не дизель

при 90 градусах машины чадят ? ты придурок что ли , ты может на перегретом уже с5 своем катаешься ?

Александр Щукин

Сам придурок за языком следи. Дураки наверное инженеры в PSA и Мерседес, а тут умник из деревни залупкино учит как нужно машины делать. Похоже ты кроме тазика других машин не видел.

Борис Игнашин

Что вы знаете о технических решениях и причинах их внедрения?

Александр Щукин

То же, что и вы, так как информацию получаем из одного места. Спор ни о чем. Когда то в свое время критиковали передний привод и инжектор, так где хваленые карбюраторы и задний привод, поэтому не нужно разводить лабуду.

Борис Игнашин

да, на многих машинах это возможно, а там, где нет варианта сменить прошивку, поможет подача питания на догреватель постоянно или замена термостата, но без изменения момента включения вентиляторов это помогает редко

Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Новый Kia Cee’d: первые изображения

В сентябре во Франкфурте ожидается премьера нового поколения популярного корейского хэтчбека. Последние шпионские фотоснимки приоткрыли новые детали внешности, на их…

4048 0 6
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
От парового котла до DSG и дальше: дневник автослесаря за 250 лет

Давайте представим, что жил-поживал мужик этак два с половиной века, всю жизнь работал автомехаником и вёл рабочий дневник. Интересно, что он мог там записать?

1958 5 7
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

2860 9 10
Статьи / Практика
Взломать систему: как отучить современные моторы перегреваться

Совсем недавно мы рассказывали, почему многие современные двигатели практически обречены на перегрев. С одной стороны, может показаться, что никуда от этого не деться, с этой мыслью надо свыкнуться и жить дальше.…

51244 8 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: «тук-тук» четвёртого цилиндра и настоящий полный привод

Не совсем обычная машина для не совсем нормальных людей – вот что такое Subaru Legacy. Если в вас живёт гонщик-авантюрист, который умеет варить железо, паять проводку и перепрессовывать подшипники, то первая часть…

2096 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: негниющая сталь кузова и детали, которые нельзя найти

Машины Subaru всегда были «немного другими» и всегда находили своего, такого же нестандартного, покупателя. И в девяностые годы поклонников-ценителей хватало, ведь машины эти были очень интересными. Достоинств у них…

4189 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GG с пробегом: моторы и коробки, как у Форда, но лучше

Первая часть обзора про Мазду 6 первого поколения получилась немного грустной: по прошествии лет стало понятно, что кузов не просто склонен к коррозии, а сгнивает в лучших традициях Опелей 90-х. Сложности подвески и…

3925 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

32555 11 0
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

34246 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

21313 3 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

72076 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

57306 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

29194 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

60355 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19647 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

9162 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

16108 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19647 2 0
Статьи / История
Сидор, Хомячок и Джеки Чан: как в России называют корейские и китайские автомобили

Кажется, что в России буквально у каждого автомобиля есть прозвище. И совершенно не важно, что у модели существует официальное название – оно почти всегда трансформируется и обретает новый смысл. Сегодня изучаем «клички»…

8499 2 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?