Tesla: рекордные убытки, обвал спроса и утрата господдержки. Это конец?

Грозит ли Tesla процедура банкротства? Такой вопрос всё чаще задают себе не только аналитики автомобильного рынка, но и обыватели, сопереживающие человеку, который взялся «лечить электричеством» автомобильный мир.

«Нам понадобилось 15 лет, чтобы начать выпуск доступных электромобилей с большим запасом хода. Наши машины могут приносить нам прибыль. Мы ожидаем, что во второй половине 2018 года мы впервые нашей истории наконец-то получим эту прибыль, при этом баланс между поступлениями и платежами будет положительным». Эти фразы за авторством Илона Маска, президента и генерального директора Tesla, любой желающий обнаружит в отчёте о результатах деятельности за 2 квартал 2018 года. Опять же, любой желающий, просмотрев предыдущие отчёты, без труда обнаружит и подтверждение слов Маска: на своих электромобилях за всё время существования Tesla он пока не заработал ни цента.

Итак, во втором квартале 2018 Tesla показала рекордный убыток в $717,5 млн, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года ($385,8 млн). Таким образом, побит антирекорд, установленный в первом квартале текущего года, когда компания недосчиталась $709,5 млн, при этом убыток за первое полугодие 2018 года почти сравнялся с убытком за весь прошлый год! Всего же начиная с 2011 года (именно с этого времени на сайте компании представлена отчётность) Tesla принесла инвесторам $4,5 млрд убытков. Для сравнения, это столько же, сколько правительство Китайской Народной Республики с 2009 года вложило в собственную автомобильную промышленность с целью наладить производство конкурентоспособных электромобилей.

Ниже представлены два «хронологических» графика, размещённых на одной системе координат: мы объединили выручку (средства, полученные от реализации товаров и услуг) и убытки. Как видно, убытки растут вместе с выручкой. Проще говоря, может возникнуть впечатление, что Илону Маску нужно не наращивать выпуск автомобилей, а сокращать его, ибо недалёк тот день, когда «переполнится чаша». Здесь бы, к слову, пригодился и третий график – продажи автомобилей, однако мы решили не прилагать его в силу некоторых причин.

123

Конечно, со стороны хорошо бы видеть зависимость между «штуками» и финансовыми показателями, но в данном случае это может лишь осложнить восприятие. Дело в том, что у Tesla существует большой разрыв между «произведёнными» автомобилями и «доставленными клиенту». К примеру, согласно упомянутому отчёту за 2 квартал 2018 года, Tesla «выпустила 53 339 автомобилей», а «доставила» только 40 768. У крупных компаний с налаженной логистикой эта разница очень маленькая, причём не всегда число произведённых машин больше числа проданных. У Tesla разрыв большой, и он может внести только путаницу.

Можно было бы ориентироваться только на «выручку», однако и эта цифра в данном случае — лукавая. Вспомним, что с 2016 года Tesla Motors (с 1 февраля 2017 года компания называется Tesla) поглотила компанию Solar City, и с тех пор структура выручки изменилась. Так, в первом полугодии 2018 года из $7,4 млрд выручки $1,3 млрд приходится на деятельность, не связанную с автомобилями: продажу солнечных аккумуляторов и панелей, накопителей энергии (как домашних так и промышленных), зарядных устройств, да и самой электроэнергии, полученной путём эксплуатации солнечных батарей. Эти решения весьма популярны в Калифорнии, где изрядная часть населения живёт в собственных домах: люди получают выгоду не только отказавшись от «внешнего» электричества, но и непрерывно продавая излишки «своей» энергии государственным и частным энергетическим компаниям.

Отметим, что эта доля «неавтомобильной» выручки постоянно растёт – с 9% в 2016 году до 17% в первом полугодии 2018 года. Собственно, именно ради диверсификации (читай – придания большей устойчивости автомобильному бизнесу Tesla) Маск в 2016 году и продавил через инвесторов решение о покупке Solar City, основателями которой были двоюродные братья Маска, а сам Илон владел 22% акций. Напомним, что Solar City и до покупки была одним из крупных поставщиков «солнечной» энергии в калифорнийские дома.

elon-musk

А вот ещё одна часть выручки, поступавшая от инжиниринговой деятельности, наоборот, исчезла. И не удивительно. Вспомним, что все (около 2 400 штук) электрические Toyota RAV4, которые несколько лет назад продавались в лизинг через дилеров Калифорнии, в какой-то момент попали под отзыв как раз из-за низкого качества комплектующих, поставленных Tesla. Daimler, который в своё время тоже размещал заказ у Илона Маска, в итоге не только свернул сотрудничество, но и продал свои 3,9% акций Tesla, выручив за них $780 млн.

Итак, компания фиксирует рекордные убытки, активно увольняет сотрудников (в этом году контрактов лишились около 4 тысяч человек), продолжает тратиться на отзывы автомобилей и гарантийное обслуживание (качество хромает на обе ноги) и… наращивает производство. Нет ли здесь противоречия, и почему в заголовке материала мы упомянули «обвал спроса»?

Обратимся к данным, которые уже много лет готовит совместно портал HybridCars и агентство Baum&Associates. Речь идёт о продажах автомобильной «зелени» на рынке США. Отметим, что модели Tesla – единственные, по которым аналитики дают оценочные данные. По всем остальным гибридам и электромобилям у них на руках данные о постановке на учёт. Так вот, если смотреть на цифры Model S и Model X, картина вырисовывается печальная. По итогам за июнь 2018 года продажи первой упали на 54,5% относительно июня прошлого года и на 33,3% относительно мая 2018 года. По второй падение составило 38,1% и 13,3% соответственно. Что касается продаж за полугодие, Model S упала на 18,9% (9 тысяч), Model X – на 9,9% (8,2 тысячи). Более того, в июне относительно мая в США упали продажи и Tesla Model 3 аж на 12,7% — до 5,5 тысяч штук. Как это возможно, если, по словам Маска, еженедельный объём производства Model3 как раз в июне уже превысил 5 тысяч штук, а подавляющее большинство заказчиков Model 3, заплативших возвратный взнос в $1000, именно что американцы?

Почему мы акцентируем внимание на местных покупателях? Дело в том, что в США действует федеральная скидка на покупку электромобилей и подключаемых гибридов – со списком моделей, покупателям которых такая скидка полагается, можно ознакомиться здесь. Для электромобилей она составляет $7500, для гибридов – до $7500 в зависимости от параметров модели. Так вот, волна заказов на Model3 как раз и была спровоцирована сочетанием этой скидки и доходами целевого покупателя Model 3, который, в отличие от богатеев, приобретающих Model S и Model X, считает деньги. Однако уже в этом году скидка начнёт таять: дело в том, что именно в июле на территории США была продана 200-тысячная модель Tesla.

тесла продажи

Обратите внимание: по оценкам Baum&Associates и HybridCars продажи Tesla в США в этом году почти до экземпляра совпадают с теми “доставками”, которые Маск приводит в отчёте (40 980 штук против 40 768). Интересно и другое: американский спрос на Tesla в 2017 и 2016 годах отличается на 2,7 тысячи машин. С учётом продаж Model 3 в прошлом году, которые составили 1 770 единиц, можно сделать однозначный вывод: потенциал по росту в США и Model S, и Model X уже исчерпан, а скачок 2016 года связан с запуском Model X.

В своё время правительство США ограничило действие скидки как раз этой цифрой. Формулировка длинная, но вполне себе прозрачная. «Со второго календарного квартала после календарного квартала, в котором отдельно взятым производителем для использования на территории США начиная с 31 декабря 2009 года был продан 200-тысячный автомобиль (в данном случае – электромобиль, прим. авт.), начинается годичный период поэтапного сокращения скидки. Покупатель, купивший автомобиль этого производителя в первые два квартала годичного периода по сокращению скидки может востребовать 50% от суммы скидки ($3750), а в последние два квартала – 25% скидки ($1750). По окончании годичного периода по сокращению скидки программа полностью прекращает своё действие в отношении данного производителя».

Интересно, что в этом году в попытке выполнить своё предвыборное обещание Дональд Трамп попытался одним махом отменить эту скидку для всех, однако в рамках проведённой налоговой реформы «зелёные лоббисты» сумели её сохранить.

Tesla Model 3
Tesla Model3

Понятно, что отсутствие скидки на Tesla резко подкосит спрос на модели компании в США. Может быть, поэтому в последнем отчёте Маск понизил декларируемую планку безубыточности по ежегодному выпуску с 500 тысяч машин до 350 тысяч. Между тем, его обещание хотя бы на протяжении одного квартала выйти в прибыль не так уж нереально, как может показаться. В конце концов, ещё не одна сотня тысяч человек ждет свою Tesla Model 3, хотя эксперты постоянно говорят об оттоке заказов как раз в связи с грядущим прекращением действия скидки. Более того, убытки Tesla подскочили в прошлом году именно в тот момент, когда Маск начал технологическую подготовку производства «трёшки», и в этом смысле те траты можно отнести к «расходам будущих периодов», которые закладываются в цену продукции. Если всё второе полугодие Маск продолжит еженедельно выпускать по 7 тысяч машин (всех моделей) — глядишь, на текущем спросе это и впрямь позволит ему на коротком отрезке времени выйти в плюс.

Более того, видно, что Маску ну просто до зарезу нужно показать хороший результат в этом году, для чего он идёт на всяческие ухищрения. К примеру, он начал требовать от поставщиков комплектующих временно сбросить цены. А вот другой пример: Маск поднимает в листе ожидания тех покупателей Model 3, которые выбирают наиболее дорогие версии – это вызвало сильное негодование остальных.

Однако из поля зрения основной массы аналитиков почему-то выпадает такой простой и типично американский способ поправки дел как банкротство. И может быть, не зря 1 апреля 2018 года Маск уже пошутил на эту тему в своём твиттере? Вполне может быть, что эту процедуру можно будет повернуть так, чтобы перезапустить скидочную федеральную программу на следующие 200 тысяч «электричек» Tesla. Вот это был бы номер. Но если Маска всё же уволят, ничего страшного. У него есть космическая SpaceX, компания по бурению тоннелей Boring Co и скоростной Hyperloop, где он в доле. Без дела не останется.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
11 комментариев
03.08.2018 17:22
Pavel Elagin

Злорадство... Ну-ну! А давайте сравним производство Тесла и АвтоВАЗ! - один частник решает дать миру дешевый электромобиль и с нуля запускает производство. На другой стороне земного шара целая страна - Советский Союз, покупает у итальянцев завод со всем оборудованием и начинает выпускать свои "фиаты"... И что? - спросите вы. А то, что Маск частник, платит налоги, трудоустраивает кучу людей, берет кридиты и платит по ним проценты. Теперь АвтоВАЗ - компания, которая выклянчила заградительные пошлины на иномарки (без них АвтоВАЗ уже бы в 1992-м году загнулся!), постоянно клянчит и получает! государственные субсидии покрывающие многомиллиардные убытки... но при всем при этом так и не сумевшая наладить нормальное производство авто за 45 лет... (Все познается в сравнении)

27

03.08.2018 19:58

Павел, отвечу по порядку: 1 - ни о каком злорадстве речи нет, зато речь о том, что никакое производство в мире ещё никто не запускал с нуля, в т.ч. и Маск, который несколько лет к ряду призывал инвесторов отряжать денежки на НИОКР и только потом заказал у Лотуса 2500 Элизов без силового агрегата и переоборудовал их под электромобили. Через сколько лет после этого ModelS появилась, нужно напомнить?? 2 - зачем противопоставлять электрический стартап и страну с командно-административной системой, к чему это? 3 - что касается заградительных пошлин: А - в Китае они тоже 25% как и у нас, Б - любой производитель по договору о "промсборке", который наладить Renault. В - что касается субсидий. После перезаключения договоров о "промсборке" на "специнвестконтракты" государство опять же продолжит субсидировать ВСЕХ автопроизводителей через систему промышленных субсидий (ПС). Мы, вообще на тему СПИКов время от времени пишем.

10

04.08.2018 04:43
Pavel Elagin

Вот почему вы не глумитесь над ё-мобилем Прохорова? Уж какой пиар был, как все кричали... И чем вам Илон Маск покоя не дает? - Может тем, что его ракеты обогнали уже по запускам все вместе взятые ракеты Роскосмоса? У меня есть свойкое убеждение, что все эти обсуждения банкротства Маска - заказ Рогозина и Ко.

6

05.08.2018 01:36

И снова отвечаю по порядку: 1) Всю историю ё-мобиля я отслеживал с самого начала, брал интервью у Андрея Гинзбурга (и гл-консттруктора и впоследствие - гендиректора) как раз в 2011 году, когда ё-мобиль арендовал стенд во ФРанкфурте (там и был разговор). Обсуждать это позорище сейчас не имеет смысла - изначально было понятно, что это - мёртворождённый ребёнок. Что касается Прохорова - ну да, ну обманули. 2) Мы рады любым заказам от г-на Рогозина, которые не противоречат редакционной политике. И вообще, любой рекламодатель или заинтересованное лицо может вступить с нами в переговоры на предмет размещения того или иного редакционного контена, не противоречащего (повторюсь) редакционной политике. Рогозину, я думаю, не до нас - ракеты падают всё чаще и чаще... К слову, Мутко у нас тоже ничего не размещает, Матвиенко и др.

1

05.08.2018 16:28
Pavel Elagin

Какое-то нелепое оправдание... Мы глумимся нас Маском, хоть он и вышел уже на производство 7000 машин в неделю. Мы с нетерпением ждем банкротства Теслы, хоть контора и впереди планеты всей по хай-тековским технологиям... Мы не продажные и пишем только правду... Но мы рады заказам российских чиновников... Как-то уж очень по-детски все это... (Лучше бы написали про АВВА - люди когда-то искренне верили и несли туда деньги. Почему вы, зная о хрени с ё-мобилем, не писали про эту хрень?, а лили елей статей, восхваляющих эту хрень...) Мы не продажные проститутки, но примем заказ на любой контент...

8

21.08.2018 21:17

Всё правильно пишете. Журналистика в России скорее мертва...

1

06.08.2018 13:17
Максим Ромаданов

Независимо от того, чем закончится история с Теслой, Маск крут. Задача пересадить на электроавтомобили страну, которая ездит на пикапах, это не китайскими трусами оптом торговать. С его способностями торговать воздухом есть гораздо более простые способы заработать большие деньги, чем рисковать репутацией проектами типа Tesla и Hyperloop. Маск - упертый мечтатель, и без таких людей мир был бы скучнее.

6

06.08.2018 14:34
Pavel Elagin

Я не вижу другого оправдания обливания грязью Маска, кроме как заказом. Ведь он, в отличие от Королева, например, не имеет административного ресурса, ахрененных гос.денег. Ему приходится искать и деньги, и нанимать спецов, переманивая со стороны, а это опять деньги, выкручиваться без сотен лабораторий и институтов... И при всем при этом он создал набор своих ракет, по запускам обогнал Роскосмос, реально запустил выпуск электромобилей, плюс другие ништяки для всей нашей цивилизации... А его почему-то банкротят. ОДНА-АКО! Да мы все молиться должны на таких людей!

6

06.08.2018 14:41
Максим Ромаданов

Ну почему сразу заказ)) Если взглянуть под другим углом, проект Tesla очень похож на известно чей проект New Vasyuki. Поэтому в Маске можно запросто увидеть мошенника, который мастерски раскручивает богатеев на бабло.

Но лично я с вами в целом согласен. Маск зашел слишком далеко, обычные мошенники сливаются гораздо раньше.

1

21.08.2018 21:15

Как это "раскручивает богатеев на бабло"? До сих пор всё объявленное Маском с блеском осуществлялось, пусть и со сдвигом вправо.

1

21.08.2018 20:04

Давно собираюсь написать статью о природе хейтерства. Ну что заставляет людей раз за разом пророчить крах и разорение любого, кто хоть на полголовы обогнал "коллективное бессознательное"?

Сергей Арбузов рассказывает про текущие убытки, не зная (или сознательно умалчивая) о нескольких факторах:

  1. С самого начала образования компании выход на break-even был заложен к 2020. Инвесторов это устраивало. Чего уж рыдать зрителям на галерке?

  2. Тесла ежегодно вкладывает в R&D 17,7% от годовой выручки. Подчёркиваю: не от прибыли, а от выручки. Для сравнения: у ближайшего к Тесле по этому показателю Фольксвагена на R&D идёт 6,4% годовой выручки.

  3. Тесла строит для владельцев своих машин инфраструктуру зарядных станций. Это примерно 5% от капекса каждый год, или ещё примерно 2% выручки.

  4. Ну и больше половины выручки уходило на постройку, оборудование и запуск нового производства Model 3. Странно этого не учитывать.

В общем, налицо манипуляция, расчитанная на не совсем подготовленного читателя. И ещё непонятно -- как может журналист автомобильного издания не знать о концепции OTS -- иначе зачем ставить Маску в вину закупку готовых шасси у Lotus? Спасибо хоть, что ни слова про "кетайские батарейки" :-) Привет Карманову.

2

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings