В лоскуты или За что я люблю Ижевск

4334 0 9
Поделиться: 0 8 0 1 0 0

Живёшь в Ижевске неделю и не понимаешь: то ли нет у него единого «лица», то ли вот такое оно — патчворк, лоскутное одеяло, маска из разноцветных кусков. Город, где разорванный шаблон шит белыми нитками. Город, который поразит тебя в сердце.

Ты начинаешь с визита в Бураново. По пути читаешь в Интернете историю того, как уникальный фолк-коллектив «Бурановские бабушки», который чуть не выиграл Евровидение, лишили прав на название, на песни и на выступления. Потому что бабушки сказали, что не могут слишком часто ездить на гастроли. Приезжаешь в Бураново, разговариваешь с бабушками. Да, действительно лишили. Но бабушки не слишком понимают, что такое шоу-бизнес, поэтому продолжают по мере сил выступать и записываться (студия в Ижевске записывает их бесплатно) под названием, которое им уже не принадлежит: «ну, мы же бабушки? Из Бураново? Так как же нам называться?». Та же история и с хитом «Party for everybody»: «Наверное, мы что-то нарушаем, но люди знают нас по этой песне и просят исполнить. Мы не можем отказать».


Бывший продюсер бабушек набрала по всей Удмуртии второй состав, участницы которого оказались помоложе и посговорчивее: на гастроли могут ездить гораздо чаще, соглашаются исполнять каверы на хиты вроде «18 мне уже» и сниматься в рекламе газировки. Для верности на самое первое выступление «обновлённого» состава продюсер захватила одну бабушку из прежних, причем ту, которая считалась лицом коллектива – Наталья Яковлевна, по словам остальных бабушек, в силу возраста (она в коллективе самая старшая, ей больше 80 лет) просто сразу не сообразила, во что её втянули. Сейчас она, как и прежде, живёт в Бураново и иногда выступает с оригинальным составом в местном новом ДК (который, кстати, построен на гонорар «Бабушек» за Евровидение), но чаще сидит в зрительном зале – возраст… Зла бабушки ни на кого не держат и продолжают делать то, ради чего когда-то вышли на сцену – петь, чтобы построить в селе новую церковь взамен разрушенной когда-то нефтяниками. Строительство медленно, но подходит к концу.



Потом ты приезжаешь, наконец, в Ижевск. По раздолбленному асфальту добираешься до завода «Иж-Авто», попадаешь в музей. Поражаешься тому, сколько здесь автомобилей, созданных в единственном экземпляре: конкурент вазовской «Нивы», стильный спортивный фастбэк, компакт-кар со сдвижными дверями, микроавтобус, модель с автоматической коробкой… И всё это – родом из 1970-х! Ловишь себя на мысли, что странная у завода судьба: всё время пытались создать что-то своё – крутое, опережающее время – но всегда что-то мешало. Потом понимаешь, что это ведь типичная для СССР ситуация. Просто в случае с историей Ижевского автозавода все беды отечественного автопрома как будто спрессовались в одном месте. Теперь их место в музее.



Иж-Авто – это завод, который когда-то производил «Москвичи», потом вазовскую «классику», потом что-то корейское, едва не разорился, стал частью АВТОВАЗа и сейчас выпускает «Гранту» и пару моделей «Ниссана», имеет новейшие цеха сварки и окраски и потрясающую сборочную линию, которая одновременно выпускает абсолютно разные машины. Скоро здесь запустится ещё одна такая же. Беседуешь с директором завода Михаилом Рябовым который вполне может быть прототипом персонажа в новом фильме о супергероях. Рябов говорит, что Vesta – это круто. И что на «Иж-Авто» сделают всё, чтобы в это поверил будущий покупатель автомобилей Lada. Ну, это если коротко. Подробно нужно смотреть в нашем видеосюжете.



Но автопром (и его почивший, к сожалению, «родственник», некогда славный мотоциклетный завод «Иж») – это лишь малая, приобретённая сравнительно недавно часть промышленности, которой известен Ижевск. Едешь по городу, читаешь вывески – «Ижмаш», «Калашников», Baikal… Это – бренды стрелкового оружия. Город буквально пропитан историей создания, винтовок, пистолетов, автоматов, названия которых у всех на слуху. В связи с этим пытаешься пробудить в себе чувство патриотизма, но… тщетно, не помогает даже посещение великолепного Музея Калашникова: непривычно всё-таки думать о городе как о месте, где из поколения в поколение люди занимаются созданием орудий убийства. Как странно это звучит, правда? Даже несмотря на то, что тут делают вполне мирные и очень крутые «мелкашки» для лучших биатлонистов мира… В музее, кстати, есть тир, там можно пострелять из чего угодно, от компактных пистолетов до крупнокалиберного пулемёта. Жаль, что на Земле до сих пор стреляют не только в тирах, принадлежащих музеям. Будущее из советской фантастики так и не наступило.



А какое будущее у Ижевска? Если опираться на архитектуру, то делать прогнозы сложно: тут тебе и панельные коробки, и двухэтажные домики XIX века, и бизнес-дворцы из стекла и бетона. Выходишь из Музея Калашникова, смотришь на водонапорную башню, которой больше века, сворачиваешь на улицу Бородина, состоящую из пяти черных бревенчатых домов. Года постройки – 1923, 1924, 1925, 1926 и 1927. Почти одинаковые, типовые. В городе их называют «министерские» — здесь селилось городское начальство. Все эти сведения ты получаешь от Алексея, который живёт в одном из этих домов, сегодня отмечал 1 мая и вышел на крыльцо проводить двух подвыпивших гостей. Алексей считает, что его дом «ещё 200 лет простоит» и готов рассказывать о нём часами.



Спускаешься мимо похожего на праздничный торт Свято-Михайловского собора на современную набережную, через которую проходит одна из «артерий» велодорожной сети. Велосипедистов много. Разновидностей велосипедов – тоже: байк-мода развивается вслед за велодорожками. Говорят, к концу года их общая протяжённость достигнет 40 километров. Ты стоишь на холме на берегу Ижевского пруда и смотришь на велосипедистов, снующих далеко внизу. Солнце, ветер, весна, девочки фотографируют друг друга на аватарки. В XIX веке тут не было ни велодорожек, ни велосипедистов, ни набережной. Девочки были совсем другими.




Но вид на пруд уже был. Он изменился, конечно – чтобы воссоздать картину, нужно слегка прикрыть глаза и мысленно стереть с ландшафта квартал вдалеке, часть труб и массивный ороситель ТЭЦ на берегу. За твоей спиной – дом, где жил генералы Русской армии. По утрам выходили, должно быть, на балкон, любовались солнечными бликами над водой, попивая кофий. Сейчас фасад облупился, от балкона остались только чугунные опоры. На доме несколько памятных табличек, но все почему-то посвящены тому, что в 1917 году в доме заседал ревком. Парочке молодожёнов и фотографу, впрочем, до этого нет никакого дела – кирпичная кладка облупившегося фасада для них всего лишь подходящий фон.

Ну и какую картину города можно из всего этого составить? Посмотреть, например, на улицу Пушкинская, которая для всех туристов известна надписью «Я <3 Ижевск», а для наиболее внимательных (или параноидальных?) почему-то взяла и сошла с ума по поводу кожи и меха – обе стороны на протяжении, пожалуй, километра, забиты такими магазинами и магазинчиками. Или попытаться понять, почему нельзя придумать для городских магазинов каких-то других названий, без приставки «Иж-» или «Удмурт-»… Хотя нет, давайте возьмём какое-нибудь местное безумство со знаком плюс – например, странные памятники. Памятник пельменю, клубку ниток, апельсину, малярному валику, электрику (он (памятник, не электрик) висит на настоящем городском столбе с проводами), собаке-космонавту Звёздочке (она тут когда-то приземлилась) и, наконец, крокодилу.




Крокодил сидит на лавочке, закинув ногу на ногу и подставив морду солнцу. На нём цилиндр и брюки и пиджак. А может быть, это кафтан. Собственно, «крокодилами» называли парадные кафтаны рабочих оружейного завода – за их зелёный цвет. А ещё говорят, что в верховьях реки Иж водился когда-то гигантский крокодил… В общем, авторы, молодые ребята-скульпторы, попытались воплотить символ города. И получилось мило, но некоторые горожане так не считают, и поэтому периодически обливают памятник краской. В Ижевске вообще многое происходит именно так: если ты кому-то не нравишься, вполне вероятно, что тебя чем-нибудь обольют.

У крокодила ты внезапно вспоминаешь журналы «Птюч» и «Ом» и их статьи 15-летней давности об «Ижевске, колыбели отечественной электронной музыки». Загружаешь в плей-лист три десятка исконной удмуртской электроники: «Стук бамбука в XI часов», «Красивая пришла», «Самцы Дронта» и последовавшие за ними «Ряба Мутант» и «Виды Рыб». Через полчаса проваливаешься в какое-то подпространство, где всё начинает вставать на свои места: и оружейные заводы, и дымящие трубы и раздолбанный асфальт, и солнце, соперничающее с пронизывающим ветром. И панельные «коробки», и бревенчатые почерневшие дома, и гигантский пруд, лёд на котором уже почти растаял… Ты понимаешь, что такая музыка могла появиться именно в этом городе. И нигде больше.

А потом видишь на улице пацана, сидящего у фонтана и читающего под приблизительно настроенную «акустику»: «Да, в Ижевске очень красиво, особенно после бутылки Жигулёвского пива / Говорят, что Ижевск меняется. Возможно, но мне и так всё нравится». Неплохо читает, а в припевах – неплохо поёт. Даже хорошо, наверное. По крайней, так явно считают девчонки, сидящие рядом.




И постепенно, к концу недели, продираясь через суровость местных обывателей, иногда граничащую с хамством, ты понимаешь, что в Ижевске классная молодёжь. Это как солнце, которое внезапно бьёт из-за туч: молодёжь, абсолютно лишённая снобизма и мещанства, образованная и с чувством юмора. Ты начинаешь по-настоящему чувствовать город, когда кто-то из них говорит тебе: «Приготовили пятюни!.. Ижевск!.. Опп!», — и хлопает своей ладонью об твою…

А потом ты вспоминаешь, что начал с «Бурановских бабушек».

Патчворк. Сшитая из кусков материи маска. Лоскутное одеяло спальных кварталов. Несколько родинок общепринятых достопримечательностей и открытых тобою интересных мест. Сдержанный смайлик набережной.

Да, лицо у города действительно необычное. Но оно улыбается.




PS: Будете в Ижевске, обязательно сходите в зоопарк. Самый классный зверь там – это кот, который не сидит в вольере, а ходит куда захочется. И с удовольствием даёт погладить себя всем желающим. Передавайте ему привет.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 8 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Путешествия
На Mazda 3 по Израилю: Мессершмитты от Сталина и танки старого форта

Путешествие по любой стране подразумевает посещение музеев. В этом плане Израиль исключительно хорош — это вообще один сплошной музей. Но есть в стране несколько музеев, особенно интересных для лиц мальчишеского пола. И…

990 1 0
Статьи / Автотоп
Новые 18: самые ожидаемые модели 2018 года

Новый, 2018 год обещает быть богатым на новинки. Какие-то появятся спонтанно, какие-то дебютируют уже в течение года. Но есть немало и таких, о которых можно и нужно мечтать уже сейчас. Ну а поскольку год будет 2018-м,…

38464 8 2
Статьи / Интервью
Покупай, чини, продавай, будь успешным: советы от английских «Махинаторов»

Какие автомобили мы увидим в новых сезонах? Можно ли починить классический автомобиль своими руками? Бывают ли машины, на которые вообще нет спроса? Эти и многие другие вопросы ведущим английского шоу «Махинаторы» задали…

3157 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: ломающийся привод и хилый блок мотора

Дёшево и вечно – так обычно думают про Тойоту. В первой части нашего обзора Авенсиса мы выяснили, что если и не вечно, то хотя бы надёжно, и пусть даже не дёшево, но точно недорого. Всё это относится к кузову, салону,…

2805 1 1
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: слепые фары и скверный характер задней подвески

Когда речь заходит о надежных машинах, многие в первую очередь вспоминают о Toyota. Марка позиционирует себя как производителя надежных и недешевых авто. Ход правильный: в борьбе за лидерство в мировых продажах компания…

4531 11 2
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: коробка будет жить, а мотор умрёт

Очень хочется машину бизнес-класса, а деньги есть только на старый Логан? Что ж, выход есть. Даже если вы уверены, что W124 – это попса, а «бэха» Е39 – удел бандитов из 90-х, выбор всё равно остается. И это – огромный…

6082 0 6
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

41735 25 3
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

23009 3 0
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

20518 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10911 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

10468 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

6475 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29246 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

16370 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

11824 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

38665 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

24867 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29246 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?