Война броневиков Великой Отечественной: БА-64 против Sd.Kfz.222

19354 2 14
Поделиться: 0 5 0 9 0 0

Ко Второй мировой войне, вплоть до нападения Германии на СССР (то есть к началу Великой Отечественной войны), на вооружении Красной Армии был только один легкий броневик – устаревший БА-20 с колесной формулой 4х2. Вермахт, наоборот, комфортно проехал всю Европу на своих колесных бронеавтомобилях и с точно такой же легкостью намеревался въехать на них в Москву и Санкт-Петербург (Ленинград они называли историческим именем, считая его немецким). Проблемы с броневиками были у обоих противоборствующих сторон и завершились они только в мае 1945 года, когда созданные в годы войны советские БА-64 вошли в Берлин.

Битва в пути

Советское руководство поставило перед инженерами задачу создания полноприводного легкого броневика, машины для разведки и непосредственной поддержки пехоты, которую можно было использовать и как командирскую, еще в 1939-1940 годы. В ходе войны с Финляндией БА-20 показали в карельских лесах и болотах свою полную «профнепригодность». А во время раздела Польши между СССР и Германией советское командование имело все возможности сравнить свои бронемашины с немецкими. Тем не менее дальше опытных образцов дело тогда не пошло.

На фото: БА-20



По всей видимости, все ждали начала серийного производства полноприводного ГАЗ-64, на базе которого и был в результате создан БА-64. А может быть, считалось, что новый броневик Красной Армии не так уж нужен. И только в июле 1941 года, когда бои шли уже под Смоленском и Киевом, советское руководство разрешило конструкторскому бюро Горьковского автозавода начать работы над легким броневиком. Тут же заказ оказался срочным, выполнять его пришлось в авральном порядке, а доводить машину до ума – в ходе ее эксплуатации на фронте (результатом стало огромное количество ее модификаций). Одной из наиболее серьезных доработок стало увеличение ширины колеи – для придания устойчивости.

Первые БА-64 при гарантированном пробеге в 10 000 км ломались уже на 4 000 км, а то и раньше. Выяснилось, что выходил из строя задний мост, когда водители двигались на низких передачах без включения переднего моста (повышенный крутящий момент полностью передавался на один мост вместо двух). В качестве временной меры передний мост был сделан неотключаемым, и только в 1943 году проблему решили окончательно, усилив конструкцию заднего моста.

На бронеавтомобиль поставили 4-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-ММ, способный работать на низкосортном бензине и масле. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая (4+1) коробка передач, одноступенчатая раздаточная коробка без понижающего ряда и два карданных вала, соединявших ее с двумя ведущими мостами.


На фото: ГАЗ-64 и БА-64



Нет сомнения в том, что советские инженеры смогли бы разработать бронемашину самостоятельно, но сроки поджимали: фронт катился на восток. И тут как нельзя кстати оказался трофейный немецкий Sd.Kfz.222. 23 августа 1941 года его «откатали» на полигоне подмосковной Кубинки, а 7 сентября доставили в Горький (так в советское время назывался Нижний Новгород). Стоит отметить, что КБ под управлением Виталия Грачева не копировало немецкую машину, а создавало свою. Были использованы лишь некоторые идеи и конструктивные решения, в первую очередь по форме корпуса и расположению броневых листов.

Немецкий образец

Leichter Panzerspähwagen (легкий бронеавтомобиль) Sd.Kfz.222 был модернизированным вариантом своего менее удачного предшественника Sd.Kfz.221, созданного конструкторами фирмы Horch еще в 1934 году. В серийное производство Sd.Kfz.222 пошел в 1937-38 годы, и до февраля 1944 года было выпущено по разным данным от 990 до 2 000 таких машин.

В отличие от советских собратьев, созданных на базе «мирных» (то есть не бронированных) серийных автомобилей, немецкий броневик конструировался целиком, от колес до башни. На то были две причины. Во-первых, германские коммерческие автомобили принципиально не подходили для того, чтобы нести на себе броню, – в отличие от советских машин, вообще не предназначавшихся для массовых продаж и сконструированных для «спецнужд». Во-вторых, у немецких инженеров было время, которого попросту не оказалось в наличии у их советских коллег в 1941 году.




Итак, все четыре колеса немецкого Sd.Kfz.222 были ведущими и управляемыми (на скорости более 35 км/ч задние колеса переключались в неуправляемый режим). Шины – пулестойкие, заполненные пенорезиной, сейчас бы это назвали Run Flat. Многогранный корпус собран из листов катаной брони толщиной 8 мм, расположенных с наклоном, и по форме напоминает «гробик».

Позднее, после фронтовых «испытаний», толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Первоначально на броневике стоял 3.52-литровый мотор от легкового «Хорьха» мощностью 75 л.с., но затем его заменили на восьмицилиндровый V-образный 3.82-литровый мощностью 90 л.с. производства той же компании.

Главные различия

Разумеется, сравнивая БА-64 и Sd.Kfz.222, не стоит забывать, что это принципиально разные машины (в отличие, скажем, от британского танка Vikkers Mk.E и советского Т-26. Но в целом их различия сводятся к проходимости и вооружению.

К сожалению фронтовиков, у БА-64 серьезно подкачало вооружение. Штатного дискового пулемета ДТ-29 калибра 7,62 мм было явно недостаточно, но попытки установить автоматическую 25 мм пушку, крупнокалиберный 12,7 мм пулемет ДШК и даже просто имевший ленточное боепитание СГ-43, успехом не увенчались. Слишком маленькой оказалась башня, впрочем, как и весь легкий броневик. Зато благодаря возможности вести зенитный огонь, БА-64 оказался незаменим в уличных боях, где пасовала любая другая бронетехника.


На фото: Sd.Kfz.222



Под увеличение калибра башню БА-64 пытались сделать больше, но на испытаниях при стрельбе из ДШК машина опасно раскачивалась. Учитывая то, что она вдобавок имела склонность к опрокидыванию, на модификации поставили крест. Вместо этого конструкторы решили установить противотанковое ружье ПТРС-41 калибра 14,5 мм. Но и эта машина в серию не пошла, хотя известно, что фронтовые умельцы ставили на броневики такое вооружение самостоятельно, в ремонтных мастерских.

На немецком Sd.Kfz.222 стояла автоматическая пушка KwK-30, созданная под патрон калибра 20 мм от противотанкового ружья Solothurn и спаренный с ней пулемет MG-34 под патрон калибра 7,92 мм от винтовки Mauser. Скорострельность пушки составляла 280 выстрелов в минуту, начальная скорость снарядов – 780 м/с. В результате они пробивали броню толщиной 20 мм на расстоянии 500 метров.

Тем не менее немецкий броневик при всем своем полном приводе, мощном двигателе и большом клиренсе, по российскому бездорожью оказался не ходок. В конце концов, командование Вермахта практически все эти машины перебросило в Африку, где они прекрасно себя зарекомендовали. А вот конструкторы БА-64 хорошо себе представляли, в каких условиях будет воевать их машина: концепция «бить врага на его территории» осталась в довоенном прошлом, сперва предстояло выгнать его со своей земли. Отсюда – необходимость преодолевать глубокие броды и ямы, а также без усилия стартовать на разъезженной дороге, болоте и пашне.

Технические характеристики

БА-64 БА-64Б Sd.Kfz.221 Sd.Kfz.222
Экипаж, чел. 2 2 2 3
Боевая масса, т 2,36 2,43 4,00 4,80
Ширина, м 1,53 1,70 1,95 1,95
Высота, м 1,90 1,90 1,70 2,00
Мощность двигателя, л.с. 50 50 75 90
Удельная мощность, л. с./т 21,2 20,6 18,8 18,8
Тип подвески индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами индивидуальная, на вертикальных пружинах индивидуальная, на вертикальных пружинах
Максимальная скорость, км/ч 80 80 90 85
Запас хода по шоссе, км 600 500 320 300
Клиренс, мм 210 227 240 240
Колея, мм 1240 1446 1610 1610
Преодолеваемый подъем, град. 36 36 22 20
Преодолеваемая стенка, м 0,25 0,25 н/д 0,25
Преодолеваемый ров, м 0,35 0,35 н/д 0,25
Преодолеваемый брод, м 0,9 0,9 0,6 0,6

На фото: БА-64б и БА-64


Читайте также:




Понравилась статья? 0 5 0 9 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Александр Сафаров

Run Flat - это технология жесткого борта покрышки, а не пенорезины

Александр Сафаров

Run Flat - это технология жесткого борта покрышки, а не пенорезины

Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

14713 5 0
Статьи / Тюнинг
Кинотеатр на бездорожье: тюнинг Volvo XC70

Многие могут задать вопрос: что можно тюнинговать в современных машинах премиум-класса? Действительно, полностью преображающий кастом для них вряд ли актуален, но вот придать пару-тройку изюминок модели, когда восторг от…

2320 2 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД могут лишить прав: полный список

В материале о штрафах, которые можно оплатить со скидкой в 50% мы уже выяснили, что эта «поблажка» не распространяется на тяжелые нарушения вроде пьяной езды или аварий с пострадавшими. Езда по встречке и огромные…

15338 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

14713 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

12041 10 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

4990 4 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

59883 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46670 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25454 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12493 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11817 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8813 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18567 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

15919 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

15456 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

59315 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43666 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33349 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?