За руль в 15 лет: как учатся на права и ездят в Новой Зеландии

5895 13 16
Поделиться: 0 9 0 2 0 5

По закону в Новой Зеландии на получение водительских прав могут претендовать лица, достигшие 15 лет, а не 18, как у нас. В Новой Зеландии за рулем вся страна, и уметь водить машину для них важнее, чем многое другое. Просто жизненная необходимость. И сдавать там одновременно и проще, и сложнее, чем в России.

Обучение

Никаких унылых лекций и обязательных дорогущих автошкол в Новой Зеландии нет. Изучать правила дорожного движения можно самостоятельно по специальной литературе, которая продается в любом супермаркете или на заправках. Доступно, удобно купить.

Молодежь, которая пока не зарабатывает достаточно и хочет экономить, может изучать в правила в библиотеках, которые доступны по всей стране, отлично оборудованы всем необходимым и имеют удобный график работы (с 8 утра до 8 вечера). Так приятно с комфортом расположиться за столом на мягком стуле перед экраном компьютера и посмотреть видео о правилах движения, перемежающиеся смешными и поучительными историями, которые легко запоминаются и не оставляют шанса попасть в будущем в подобную ситуацию при сдаче экзамена!..


А можно уединиться со своим iPad в уютном тихом уголке, подальше от других посетителей, на мягком диванчике или разлечься на полу на красивых разноцветных больших мешках, внутри которых мелкая мягкая вспененная крошка, или «подбить» этот мешок удобно под себя, чтобы было удобно держать книгу и технику. Сиди, лежи… изучай. Всё бесплатно! Зона Wi-Fi по всей библиотеке. Здесь же маленькие кафешки, закусочные (это уже за свой счет).

А если есть маленький ребенок? Как молодой маме изучать что-то в библиотеке? Нет проблем: малышу найдется развлечение по возрасту, за ним присмотрит специальный супервайзер на площадке, огороженной для того, чтобы дети не смогли убежать и потерять того, с кем пришли. В их распоряжении книги, игрушки, детские фильмы Disney World. Так что учиться полагается с комфортом, в удобное время и совершенно бесплатно.

Оплатить обучение можно в любом месте: на заправке, в шопинг-центре, где удобно, внеся 45$NZ (всего-то 1 680 рублей!) c указанием спецкода. Если было лень посмотреть код в тех же учебниках по правилам вождения, то нужно сказать кассиру, в какую организацию ты платишь деньги, он найдет код, и не сомневайся, все твои кровные дойдут по банковским законам через три дня.




Сдача теории

Теперь иди в автошколу (они есть в любом районе города или поселке по месту жительства) сдавать теорию. Вот тут ты и можешь проявить свои знания, которые почерпнул в библиотеке. Стоят несколько столов, за каждым по одному человеку. Ни подсмотреть, ни списать. Замеченный со шпаргалкой выставляется вон, и только через три месяца может сделать следующую попытку, снова оплатив экзамен.

Тем не менее, обстановка доброжелательная. Каждый экзаменующийся получает таблицу с 30 вопросами. На каждый вопрос даются ответы, иногда настолько запутанные, что трудно понять, в чем разница между одним ответом и другим. Нужно стереть ответ (как в моментальной лотерее – такое блестящее покрытие), который ты считаешь правильным, а когда сотрешь, увидишь надпись: провалил или o’k. И так по всем тридцати вопросам. Ничего себе лотерея… Если хоть на один вопрос ответил неправильно, экзамен провалил. Можешь приходить пересдавать хоть завтра или через любое время, сроки не устанавливаются, как для шпаргальщиков. Но платить за новую попытку нужно снова. Но вот теорию сдал, ура! Первый этап пройден.

Сдача практики

Второй этап – водительская практика. Вот еще одно приятное отличие от нашей системы обучения вождению. Можешь учиться с кем угодно, лишь бы у человека водительские права были не менее 10 лет (стаж вождения). Ни в какую автошколу к учителю, ни на какие курсы ходить ты не обязан и платить деньги не нужно. Учись по времени столько, сколько хочешь. Уверен в себе? Точно так же, как с теорией, плати за сдачу экзамена и иди сдавай. Но на вождение назначают особый день и время, не в час пик.

Если тебя учить некому или ты неуверенно себя чувствуешь по каким-то личным мотивам, то иди в водительскую школу – тебе дадут учителя и определенное количество часов, совсем необязательных и не установленных законом. Это стоит денег, но небольших. А если почувствуешь себя уверенно, то записывайся в этой же автошколе на экзамен по вождению.

День сдачи экзамена по вождению довольно насыщен событиями. Тебя фотографируют, заполняешь анкету с персональными данными, включая цвет глаз, рост, вес, группу крови, телефон и адрес твоего семейного врача (типа нашего участкового) и твой идентификационный номер. Под этим номером ты зарегистрирован в госпитале и зафиксирована твоя история болезней, если она есть, какие были операции, исследования, их результаты, что назначалось лечащим врачом, в какое время и по какому поводу.




Данные о каждом гражданине содержатся в единой для всей страны компьютерной системе. И если человек попал в аварию и получил серьезные травмы (в принципе – любые), то его не бросят в коридоре, как нередко бывает у нас, до выяснения, кто он и что с ним, какие у него хронические заболевания или какие операции он перенес, что ему показано и противопоказано. Поэтому здесь человек умирает, если только травма не совместима с жизнью. Всех остальных спасают и вытаскивают из таких ситуаций, что ушам и глазам не веришь, когда смотришь по ТВ. А всё потому, что эта единая система об индивидуальных медицинских данных помогает врачам на первых минутах, когда можно спасти человека.

Но вернемся к экзамену. Ты можешь приехать на него на своей машине с тем, кто учил тебя, и сдавать вождение на ней. Если у тебя еще нет машины или тебе без разницы, на какой сдавать, автошкола даст тебе машину с полицейским, который садится на переднее сиденье, а ты – за руль.

Завалить экзамен можно с первых секунд, еще не тронувшись с места. Святое правило: сел в машину — не вставляй ключ, а сначала пристегни ремни безопасности. Затем подгони под себя зеркала переднего и заднего вида, выбери удобное положение кресла и только после этого вставляй ключи и заводи мотор.

Инструктор скажет, куда ехать или как выехать: разворот, поворот или задним ходом выехать с парковки, даже если есть возможность выехать «носом». Он будет наблюдать за тобой в свое зеркало на панели любого стекла, которое крепится отдельно, и если ты в процессе вождения не смотришь в зеркала заднего вида (влево, вправо) через каждые 30 секунд, то экзамен провалил. Такая вот «фишка» с первых минут. Все остальное – согласно дорожным знакам и правилам движения. Особые отношения с общественным транспортом – автобусами. Попробуй только заехать на их линию (для автобусов отдельные линии на всех магистралях)! Даже если час пик и автобусная линия свободна, а ты заехал, чтобы обогнать или поменять линию, всё! Штраф 500 долларов. Это правило не соблюдают только редчайшие идиоты, поэтому на дорогах порядок.

На определенных участках нужно держать установленную скорость. На Motorway скорость до 110 км/ч разрешается, и ты не можешь ехать со скоростью меньшей чем 90, ибо создаешь пробки. По городу скорость 50 км/ч.




Что дальше?

Но вот ты сдал экзамен – получаешь временные права. Это просто бумажка. Месяц можно ездить самому, но только с твоим личным супервайзером (человек со стажем 10 лет), если полиция остановит, а ты один – аннулируют временные права. И снова будешь сдавать правила дорожного движения и теорию, и снова практику, и платишь по-новой за экзамены, раз такой бестолковый, что не понимаешь установленных правил. Значит, попадаешь на время и деньги.

После месяца езды с супервайзером идешь в дорожную полицию. Сотрудники проверяют по компьютеру, нет ли у тебя нарушений, и если нет, то выдают уже постоянные права, бессрочные – пластиковую карточку. После достижения 75 лет нужно сдать простой экзамен на дальтонизм и зрение. Старики до смерти здесь все за рулем.

Здесь очень строго с алкоголем. Могут остановить когда и где угодно – в самых неожиданных местах, достать специальный приборчик (выглядит как микрофон), но нужно не дышать в него, а говорить имя, фамилию, номер своей машины, марку и адрес проживания. Наличие или отсутствие алкоголя показывает четко, потом не отпереться, что спутали или наврали. Допустимая норма алкоголя – два бокала вина до 13 % в течение восьми часов с едой или 0,5 литра пива, тоже с едой. Прибор покажет, пил натощак, без еды или в ходе приема пищи. Техника очень умная, всё под контролем… В общем, лучше не злоупотреблять.

Если сбил человека на дороге по пьянке или при превышении скорости, выезде на «встречку», обгоне в неположенном месте – тюрьма. Не на всю жизнь, но все же. Авария по пьяни без жертв – штрафы баснословные. Три раза попался за превышение скорости, с непристегнутыми ремнями, без документов, которые крепятся на лобовом стекле справа (пластиковые карточки), о прохождении техосмотра (три раза в год!) и другой налог на машину два раза в год за отличнейшие дороги, которыми пользуешься (тоже пластиковая карта с оплатой), – опять штраф.




Содержать в семье две машины – удовольствие недешевое, все платежи в год составляют 1 900 $NZ (около 70 тыс. на наши). Просрочил – плати штраф в три цены и, пока не заплатил, ездить нельзя. Права не отбирают, но если поймают, то отберут машину на три месяца. Без личного транспорта, если работаешь, – это как без ног в этой стране.

Еще одно правило для тех, кто получил права в Новой Зеландии. Оно незыблемое и его выполняют все: никогда даже не пытаться дать деньги представителю дорожной полиции, откупиться иным путем, «отмазаться» от своего нарушения… Причем не только в автомобиле, но в любой жизненной ситуации вообще с полицией – участковым, который приехал по вызову, и так далее. Они взяток не берут, а сразу задерживают тебя и отвозят в полицейский участок. За предложение взятки штраф о-о-очень серьезный. Местные знают это правило с младых ногтей, а для иностранцев и иммигрантов – это первое, о чем им сообщают при въезде в страну.

Что в итоге?

Как видите, новозеландское благополучие на дорогах – это плод ответственности как власти, так и населения. Первые обеспечивают все условия, чтобы сдать на права и ездить было удобно. Вторые живут в рамках установленных правил и не мешают друг другу. Не поверите, но это чертовски удобная система.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

Если Вы хотите участвовать в следующем Конкурсе,
укажите Ваш email здесь.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 9 0 2 0 5

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

В России делается все возможное, чтобы граждан с правами было как можно меньше. Это называется борьба с пробками.

При таком подходе штраф 15000 рублей за езду без прав становится единственным выходом.

Зато не отберут и не лишат.

В России делается все возможное, чтобы граждан с правами было как можно меньше. Это называется борьба с пробками.

При таком подходе штраф 15000 рублей за езду без прав становится единственным выходом.

Зато не отберут и не лишат.

Анисина Ирина

Статья очень интересная! Я уже несколько лет вожу машину, но ни разу не знала о том, как получают права в другой стране! Спасибо

Eugene Strizhok

Статья... Как бы помягче... Так себе. Говорю вам, как человек живший в Новой Зеландии. Теорию там сдают уже давно на компьютерах. После сдачи экзамен, тебе сразу выдают права - факт! Но это learners driving license - никакие не "временные". С ними ты можешь ездить только с супервайзером - факт. Но супервайзер - человек, у которого есть полные права в течении двух лет. Никаких 10 лет стажа. Далее, когда ты посчитаешь себя готовым, ты идешь сдавать практический экзамен (30 минут). Сдал? Выдают другие права (не помню, как называются). По этим правам ты можешь ездить один в светлое время суток и хорошую погоду. Все остальное - только с супервайзером. Через 2 года у тебя появляется право сдать еще один практический экзамен (45 минут). И вот сдав его ты наконец-то получишь полные права.

Ксения Кошелюк

Статья написана по достоверным фактам человека,который и на данный момент проживает в Новой Зеландии. Зря вы так категоричны в автору.

Eugene Strizhok

Статья... Как бы помягче... Так себе. Говорю вам, как человек живший в Новой Зеландии. Теорию там сдают уже давно на компьютерах. После сдачи экзамен, тебе сразу выдают права - факт! Но это learners driving license - никакие не "временные". С ними ты можешь ездить только с супервайзером - факт. Но супервайзер - человек, у которого есть полные права в течении двух лет. Никаких 10 лет стажа. Далее, когда ты посчитаешь себя готовым, ты идешь сдавать практический экзамен (30 минут). Сдал? Выдают другие права (не помню, как называются). По этим правам ты можешь ездить один в светлое время суток и хорошую погоду. Все остальное - только с супервайзером. Через 2 года у тебя появляется право сдать еще один практический экзамен (45 минут). И вот сдав его ты наконец-то получишь полные права.

Sergey Kondratev

Менталитет то у нас тот, просто с чего же будут получать барыши наши власть имущие, если ты все сам да сам?Раньше и у нас можно было сдавать экзамены экстерном.Лично я, студент, автошколу(45000 деревянных) потянуть еще не скоро смогу.

Мария Бирюкова

очень хорошая статья .очень много интересноо)

"новозеландское благополучие на дорогах – это плод ответственности как власти, так и населения" - вот именно!В России все это не реально, просто не возможно, ибо менталитет не тот.

Ksyusha Anikushina

хорошая статья!! много интересного!

Геннадий Казаков

Согласен с Ксенией. Статья не только познавательная, но и поучительная для наших властей, особенно для ГБДД.

Загрузить еще
Главная новость
Новости / Новинки
Skoda рассказала о преемнике кроссовера Yeti

В мае этого года Шкода представит компактный «паркетник» Karoq, который придет на смену Yeti. Известны моторная гамма и список оборудования…

2063 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Гляди в оба: как самостоятельно полировать фары

Все вы прекрасно знаете, что большинство галогенных фар бюджетных автомобилей пластиковые. И ещё лучше вы знаете, что с ними происходит после нескольких лет эксплуатации. Да, они мутнеют, свет становится хуже, ездить…

248 0 0
Статьи / Финвопрос
В Эмираты за Фокусом: сравниваем цены на вторичке в России и за границей

Не секрет, что многие наши граждане искренне верят, что российские цены на иномарки сильно завышены по сравнению с ценами на них же в Европе и США. И если жить с мыслью, что с ценами на новые автомобили ничего не…

4050 0 0
Статьи / Практика
Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики,…

8555 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: превосходный «автомат» и худший двигатель Тойоты

Может, этому автомобилю ещё и очень далеко до звания легенды, но он очень к этому статусу стремится. У него целая армия поклонников, миллионы проданных экземпляров и хорошая репутация настоящего японского автомобиля. В…

3409 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: кузов цел только снаружи, а подшипники боятся оффроуда

Скажу сразу: популярность этой модели для меня остаётся загадкой. Я не очень люблю «серые» машины и точно знаю, что в свое время были более универсальные, более драйверские и более проходимые кроссоверы. Почему именно…

6736 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: моторы с аппетитом и АКПП, которая не ломается

В первой части нашего обзора мы уже выяснили, что если вас не пугает тесный скучный салон, то Lancer IX с большой долей вероятности может стать для вас тем самым японским «вечным автомобилем»: проблем с кузовом, ходовой…

5002 8 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

23273 0 20
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

15412 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

13413 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

60030 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

51381 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

22576 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

53859 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

27624 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

16641 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

46612 11 44
Статьи / История
Два в одном: первые советские активные автопоезда

С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой…

28347 7 0
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

22738 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?