Зубры на пути к Дакару: интервью с командой МАЗ СПОРТ Авто

Команда из Беларуси МАЗ СПОРТ Авто стартует в легендарном ралли-марафоне Дакар в пятый раз. Она стремительно прогрессирует: начав с 31-го места, поднялась на 21-ю позицию, а в 2015 году попала в десятку лучших. О планах, машинах, подготовке и перспективах мы беседуем с руководителем команды Валерием Козловским и пилотом Сергеем Вязовичем.


– В этом году мы видели команду МАЗ на ралли-рейде Великая Степь/Шелковый путь, и после этого она не выступала, с чем это связано?


– Сейчас всем тяжело, кризис дает о себе знать во всех отраслях, у нас нет такого финансирования, как у команды КАМАЗ-Мастер, и поэтому мы решили сконцентрироваться на главном – на Дакаре. И сегодня мы благодарны нашим партнерам и руководству завода за то, что несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, нам дали возможность снова выступить в главной мировой гонке. Мало того, мы продолжаем развиваться. В этом году снова выставлены три машины, и одна из них с новым двигателем Caterpillar от чешской спортивной команды Buggyra.

Команда будет представлена тремя экипажами:

Экипаж 1: Пилот – Александр Василевский; штурман – Валерий Козловский; механик – Антон Запорощенко.

Экипаж 2: Пилот – Сергей Вязович; штурман – Павел Гаранин; механик – Андрей Жигулин.

Экипаж 3: Пилот – Владимир Василевский; штурман – Дмитрий Вихренко; механик – Александр Неверович.

Экипажи Александра Василевского и Сергея Вязовича будут биться за победу, а быстрая техничка Владимира Василевского кроме выполнения своих основных целей будет испытывать и новый 12,5-литровый турбодизель Cat.

silk-way2010.jpg



Вы упомянули о двигателе Caterpillar. С чем связан переход на импортный агрегат? Ведь до этого команда выступала на машинах с российскими двигателями.


– Честно говоря, жаль, что мы вынуждены переходить на иностранные моторы, наши привычные двигатели Ярославского и Тутаевского заводов по многим параметрам предпочтительнее, они просты и надежны. А западная техника для нас пока малоизучена. Переход связан с выполнением требований организаторов (компания ASO) по выхлопу. В этом есть большая доля лукавства. Дело в том, что никаких инструментальных замеров они не проводят, а «дымность» проверяют визуально, но в тяжелых условиях, в песке, да еще на подъеме дымят все, хотя Cat по идее должен дымить меньше.

Среди достоинств нового мотора – высокие мощность и крутящий момент: 930 л.с. и 4 100 Нм, еще двигатель Caterpillar – это рядная «шестерка», и он на 300 кг легче. С ним наша машина весит 9 150 кг, а вес машин с российскими моторами V8 достигает 9 400–9 450 кг. Сами понимаете, чем машина легче, тем больше у нее шансов. Но еще раз повторюсь, что это пока эксперимент. И если двигатель себя покажет хорошо, то, возможно, в будущем мы поставим Caterpillar на все свои машины.


Боевые МАЗы с самого появления в ралли-рейдах выгодно отличались от соперников своим броским оформлением и ярким красным цветом. Кто автор этого дизайна? И еще расскажите подробнее, что такое гоночный МАЗ. Какие агрегаты вы используете?


– Дизайн наших машин – это заслуга конструкторского отдела МАЗа, а сочетание красного фона и черных зубров на бортах – фирменное. Получилось ярко и легко запоминается. Но, естественно, на одном броском дизайне далеко не уедешь, нужны результаты. Когда мы впервые заявились на Дакар, то о нас никто не знал, все считали российской командой и в некоторых публикациях даже писали о «Московском Автомобильном Заводе»… За прошедшее время многое изменилось, и нас теперь знают именно как белорусскую команду из Минска. И в этом есть заслуга как гонщиков, так и машин.

В этом году все три машины у нас с разными двигателями. О техничке я уже рассказал, а вот на боевых машинах стоят проверенные агрегаты. Самый мощный двигатель стоит на машине Сергея Вязовича: это заслуженный ярославский мотор V8 с двойным турбонаддувом, он выдает 950 л.с. и 3 900 Нм. На машине Александра Василевского – тутаевский двигатель на 870 л.с. и 3 800 Нм.

Коробки и раздатки на всех машинах одинаковые – это практически стандартные агрегаты от компании ZF. К сожалению, мы не можем использовать наши МАЗовские мосты из-за их конструктивных особенностей, хотя они практически равнодушны к перегреву. Как и большинство гонщиков мирового уровня, мы ставим на МАЗы мосты Sisu. Их достоинства в том, что они легче и более жесткие, но очень требовательны в обслуживании и не любят перегрева, а в гонке бывает все…

Подвеска рессорная на всех машинах с двойными спортивными амортизаторами Riger, однако настройки амортизаторов у каждой из них свои – это связано как с разным весом машин, так и с индивидуальной манерой вождения гонщиков.


dakar2012.jpg



Понятно, что гоночные грузовики очень сильно отличаются от своих гражданских собратьев, но хотелось бы понять, есть ли обратная связь. Переходят ли какие-то решения со спортивных грузовиков на конвейерную продукцию?


– Да, вы абсолютно правы, гоночные грузовики отличаются кардинально. Однако есть некоторые решения, опробованные на наших машинах, которые будут доступны и на новых гражданских МАЗах. Одним из примеров можно назвать светодиодную оптику, которую мы испытываем все пять лет. Новые машины получат именно такие фары.

Вторым направлением можно считать наше тесное сотрудничество с компанией «Газпромнефть – смазочные материалы» и торговой маркой масел G-Energy. Во время гонки мы испытываем моторные и трансмиссионные масла в самых жестких условиях. Специалистам очень интересны результаты наших испытаний – они позволяют вносить изменения в рецептуру масла и улучшать его потребительские свойства.


Вы говорили о том, что в последние полгода команда сконцентрировалась на подготовке к Дакару, расскажите об этом процессе. Как все это происходило, учитывая достаточно скромный бюджет?


– Еще раз повторюсь, что мы очень благодарны всем, кто внес свой вклад в подготовку машин. У нас нет таких бюджетов, как у КАМАЗа, и все, кто работает в команде – это энтузиасты, и точно можно сказать, что люди сюда приходят не из-за денег. Было очень много работы, особенно перед самой отправкой автомобилей, ребята трудились круглыми сутками. Большое им спасибо за это.

Подготовка гонщиков кроме физических нагрузок включала в себя и акклиматизацию к условиям высокогорья. В Беларуси есть два центра, где можно тренироваться «в условиях высокогорья». Это обычные тренажерные залы, где можно менять состав воздуха, постепенно понижая количество кислорода и замещая его азотом. Здесь важна не столько физическая нагрузка, сколько длительность и постепенность – именно в этом и заключается акклиматизация. Поэтому мы занимались по ночам, готовились к условиям, которые ожидают в Южной Америке. Хотя с полноценным выездом в горную местность наши тренировки не сравнить – давление воздуха оставалось обычным, но мы считаем, что успели неплохо подготовиться.


Дакар+2015.jpg



В этом году Дакар будет специфичным – мало песка и много скоростных трасс, получается двухнедельный марафон в формате классического ралли. Расскажите о тактических и стратегических планах вашей команды. Кого вы видите среди главных соперников? И какой результат вас устроит?


– То, что Дакар пройдет в формате классического ралли, нас нисколько не пугает. Более того, это наше преимущество! Сергей Вязович – действующий чемпион Беларуси по классическому ралли. И мы умеем ездить быстро именно в таких условиях. А вот нашим конкурентам придется тяжело – они привыкли к трудной изматывающей гонке в песках, где можно играть тактически… Формат ралли этого не позволяет, слишком велика цена ошибки.

При этом мы прекрасно понимаем, что борьба будет очень жесткой. Мы все дружим с нашими соперниками вне гонки и знаем их сильные стороны. Если говорить о наших конкурентах, то главные – это КАМАЗ и команда Де Роя, но не стоит сбрасывать со счетов и Хана Стейси, выступающего на грузовике MAN, и Артура Ардавичуса на Tatra – все это очень сильные соперники.

О результатах говорить пока рано, но есть цели: если на прошлом Дакаре мы приехали десятыми, то цель на Дакар-2016 – войти в пятерку лучших. И мы сделаем все возможное, чтобы добиться этого.


dakar-2013.jpg



Спасибо вам за содержательное интервью, а мы вместе с огромным количеством ваших болельщиков в Беларуси и России будем следить за развитием событий на трассе Дакара-2016. Искренне желаем команде МАЗ удачи и побед!


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings