Несколько лет назад предполагалось, что к 2020 году российский автомобильный рынок достигнет уровня 3 500 000 – 4 000 000 машин в год. Сейчас же прогнозы (по базовому сценарию) остановились на отметке 1 900 000 машин. Такие данные содержатся в докладе консалтинговой компании BCG, на который ссылаются «Ведомости». В качестве основных причин называются прогнозируемая низкая цена нефти, а также слабая национальная валюта.
Напомним, рекорд продаж новых машин в России был установлен в 2012 году, когда было реализовано порядка 2 800 000 экземпляров. С тех пор продажи на нашем рынке продолжают снижаться.
Нынешняя суммарная мощность российских автозаводов составляет более 3 000 000 штук в год. На сегодняшний день они недозагружены и несут убытки. «Лучшая стратегия в новых условиях <...> не ждать роста рынка, а осознать, что существуют значительные избыточные мощности, и принять радикальные меры, чтобы их загрузить либо перепрофилировать», – комментирует соавтор доклада, старший партнер BCG Владислав Бутенко.
Экспорт не помогает автопроизводителям реализовать потенциал мощностей российских заводов. Так, сейчас за рубеж отправляется всего 300 000 выпускаемых в России машин, а по прогнозам экспертов на 2020 год их количество вырастет всего лишь до 600 000 экземпляров.
Аналитики предположили, что проблему падения спроса не сможет решить и государственная поддержка автопрома. По расчётам на эти цели понадобилось бы 90 – 150 миллиардов рублей в год. Отметим, в текущем году правительство заложило из бюджета на финансирование госпрограмм 50 миллиардов, в 2015 году было выделено 43 миллиарда рублей.
Низкий спрос может стать причиной того, что на территории РФ закроется от трёх до шести автозаводов. В числе находящихся «под угрозой» оказались «производители, не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах БРИК», а также те, которые запустили свои предприятия сравнительно недавно.
Российский автопром начал нести потери уже в прошлом году: так, свой завод в Санкт-Петербурге законсервировал американский концерн General Motors. В том же 2015-ом на Дальнем Востоке была приостановлена сборка автомобилей корейского бренда SsangYong, а на мощностях площадки Sollers и Mitsui прекратили выпускать Toyota Land Cruiser Prado.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться