Русская версия    Английская версия
Специальный проект автомобильного онлайн-журнала
Один день из жизни Президента:
Бу Андерссон, АВТОВАЗ
Рассказывает Дмитрий Извеков,
руководитель Колёса.ру

Мы познакомились с Бу Андерссоном в августе 2014-го, на Московском международном автосалоне. Яркое выступление, красивый стенд АВТОВАЗа с презентацией новой линейки автомобилей, четкие ответы на каверзные вопросы журналистов, уверенность в своих действиях, выраженная в каждом жесте и взгляде — все выдавало в нем харизматичного лидера, управленца «от Бога», чье мнение безапеляционно и единственно верное.

Тогда я рассказал ему о нашей задумке — серии публикаций в рамках спецпроекта «Один день из жизни Президента» и предложил стать первым героем. «Возможно», - ответил он, не сказав ни «да» ни «нет».

Прошло 3 месяца. На часах 4.45 утра. Мы в Тольятти. У входа в отель нас ждет микроавтобус, который отвезет нас в дом Президента.

4:45
утра
— У нас не принято курить, — суровый взгляд охранника направлен на зажигалку в моей руке.

Минутой ранее он открыл черные металлические ворота, и мы медленно въехали во двор огороженного высоким кирпичным забором участка.

Трехэтажный дом, облицованный камнем, подземный гараж, аккуратные ели и корабельные сосны. Дом Президента соседствует с коттеджами успешных тольяттинских предпринимателей в поселке, находящемся в 20 километрах от центра города.

К просторному холлу на первом этаже примыкает огромная гостиная. Пастельные тона, плотные портьеры, стол на 12 персон с букетом свежих тюльпанов, камин, винный холодильник, музыкальная установка и массивный шахматный стол из камня змеевик.
«Меня зовут Виктория, я готовлю Президенту завтрак, вы можете присесть в холле, а я принесу вам кофе и, пожалуйста, ничего не трогайте вокруг.»
— нажмите на фото, чтобы увеличить
«Здесь уютно. И тихо.»

На тв-стойке — DVD диск со знаменитым сериалом «Suits» (в русской версии перевода 2 названия — «Форс-мажоры» и «Костюмы в законе»). Захватывающая история старшего партнера крупнейшего юридического бюро Нью-Йорка и его помощника — войны корпораций, многомиллиардные иски, бессонные ночи и фантастические по красоте решения, принятые на высшем уровне.

Президенту диск с фильмом передал его помощник. Бу его еще не смотрел, но к просмотру, видимо, подготовил. Масштабы событий, показанных в сериале, сопоставимы с реалиями АВТОВАЗ и я не удивлюсь, если когда-нибудь история жизни Бу Андерссона станет прототипом очередного голливудского киношедевра.

— Куда мы идем?

— В спальню, ведь вы этого хотели.

Винтовая лестница, несколько узких пролетов, и вот, передо мной Президент крупнейшего производителя легковых автомобилей России и Восточной Европы.

Он выглядит немного уставшим. На правой руке — часы Ballon Bleu de Cartier, первый и единственный атрибут, подчеркивающий статус визави. Часы - необходимость. Они показывают время, столь драгоценное и неминуемо убегающее.

Из одежды — синее поло с логотипом хоккейного клуба Lada и тренировочные спортивные штаны. С первого взгляда ни за что не скажешь, что перед тобой - президент автомобильной империи.

— Что мы можем снимать?

— Все, мне нечего скрывать, — говорит он и отправляется чистить зубы.

Паста «President» с говорящим названием. Пенка, бритва, шампунь - он один из нас, человек из плоти и крови, даром что управляет гигантской автомобильной корпорацией.

— Доброе утро! Как мне к вам обращаться? Господин Президент, мистер Андерссон?

— Зови меня Бу.

Признаться, я растерян, он немного смущен. Впервые в его спальне журналисты с камерами.

— Бу, могу я попросить вас?

— Конечно.

— Будьте предельно честны со мной сегодня.

— Даю слово, — Президент отвечает мне крепким рукопожатием.

Мы спускаемся в гостиную. На столе — морковный сок, фрукты, чай, сыр. Через минуту приносят кашу.
— Каждое утро я встаю в пять. Исключение составляет только воскресенье, когда я пытаюсь выспаться, но это не означает, что я не приеду в выходной день на завод.
— Я не могу себе позволить нарушить свой собственный график. Почему? Очень просто. Меня ждут люди, которые во мне нуждаются. Я не могу заставить себя ждать.
— Когда я был молодым — играл в шахматы. Сейчас они лишь предмет декора.
Здесь тихо и мне это по душе. Иногда я позволяю себе послушать музыку. Элтон Джон, Брюс Спрингстен, шведская музыка. Я прожил в Америке 15 лет. Тогда слушал Кид Рока.
Меня вдохновляют два человека — Генри Киссинджер и Владимир Путин.
— Я не могу жить без работы. Это все, что у меня есть. Россия — уникальная страна, в которой есть много работы. Очень много.
— Вы можете назвать себя счастливчиком? Да? А я — полная противоположность (unlucky guy). Со стороны я могу выглядеть магнатом — эдаким воротилой, управляющим корпорациями. Со времен ГАЗа люди считают, что моя жизнь — жизнь счастливого короля в окружении роскоши и наблюдением за процессами. В реальности — все не так. Есть труд. Ежедневный, кропотливый труд.
— Когда в январе я пришел на АВТОВАЗ, на первом рабочем совещании в 7 часов утра мне принесли несколько презентаций. Вместо того чтобы выслушать докладчиков, я отправился на территорию завода и первым делом пошел в туалет. Там было грязно, краны не открывались, просто неприятно находиться внутри.








Я сказал: с сегодняшнего дня мы меняем ситуацию на заводе. И начнем с туалетов. К 6 часам вечера эти проблемы должны быть решены. И они справились.
— Я люблю Россию в том числе и за то, что большие проблемы могут быть решены в течение одного дня в то время как в Европе, на решение маленьких могут уходить недели.
— Мы сделали новую Калину Cross, Ларгус Cross и Lada Urban 4x4 всего за 4 месяца, при этом никто не верил, что подобное возможно за столь короткий срок.
— Многие недоумевали, зачем нужен Urban, говоря, что охотников и рыбаков (основной сегмент покупателей машины), не интересует «нарядный» экстерьер, наличие кондиционера, гидроусилителя руля и электрических стеклоподъемников с зеркалами.
Я ответил тогда просто — не надо отталкиваться только лишь от мнения покупателей, которые у нас уже есть. Надо думать и о тех, кто ими еще не стал.
— На мой взгляд, проблема российских покупателей в том, что они сами не понимают, чего хотят. Многие годы решения принимали за них, не предоставляя выбора и не спрашивая их мнения. Люди просто разучились после этого прислушиваться к своим желаниям.
— За первый год работы на ГАЗе я встретился с 5000 клиентами, которые ранее покупали продукцию завода, но были разочарованы качеством. Плохие машины, плохое рулевое управление, плохие тормоза, ужасные сиденья. Я спрашивал каждого — если мы исправим качество, вы купите продукцию ГАЗ вновь? Все отвечали «Да».
— 9 месяцев — срок, который я поставил для себя тогда. Мне говорили: — это невозможно. Я был уверен, что мы справимся. И мы справились, выпустив абсолютно новые машины ГАЗ, в которых были учтены все пожелания клиентов.
— Успех — это планирование и вера в свои действия и в свой продукт. Невозможно проснуться утром и понять, что ты не успел. Ты понимаешь это задолго до даты пробуждения. И у тебя есть время для исправления ситуации с нарушением сроков, чтобы сдержать свое обещание.
Я спокойно отношусь к цветам.
Желтые тюльпаны — выбор моей
любимой жены.
— Окей, мне пора. Спущусь через 10 минут, у вас будет время закончить завтрак.
Извиняющаяся, едва заметная улыбка, но непреклонный и крайне выразительный взгляд.

Обычная комната метров 16, резная мебель с позолотой — ощущение роскоши, но при этом скромность. Сорочка Brioni и простая вешалка из заурядного гипермаркета. Обладатель почетного звания «Лучший руководитель автомобильной отрасли в Европе» осознает свой статус, но не кичится этим. С ним комфортно в общении.

Он успевает переодеться за 7 минут. Выбрав один из 13 костюмов, несколько секунд раздумывает над галстуком.

На столе рядом — два мобильных телефона (iPhone и Blackberry), ремень, запонки, очки в футляре и шведские жевательные пастилки Lakerol.

Финальный штрих — фирменный значок LADA, который Бу аккуратно закрепляет на лацкане пиджака. Взгляд в зеркало — Президент готов к работе.

— Знаешь, мое отличие от российских топ-менеджеров в том, что я не даю обещаний, выполнить которые не в состоянии. Это касается и сроков выпуска новых автомобилей. Я выпустил за свою жизнь 300 автомобилей. Меня могут отговаривать все вокруг, но я-то знаю всю подноготную бизнеса. У меня колоссальный опыт, и, принимая решения, я опираюсь на свои знания и практику.
— Поедешь со мной в машине? Нет? Если передумаешь — скажи.
Все права защищены © Колеса.ру. 2014
Текст © Дмитрий Извеков, Фото © Владимир Седов, Дизайн © Михаил Розов