Крутится-вертится шар под ногой: тест-драйв Studebaker Standard Six 1925

2575 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Со мной такое впервые: я ехал по центру Петербурга на этом автомобиле и не испытывал слишком сильных эмоций. Я думал лишь о том, что кое-какие тормоза есть только на задней оси, они ленточные, вокруг ни черта не видно, а туристы бросаются со своими фотоаппаратами и телефонами почти под колёса. Не передавить бы их тут.

До наступления диктатуры

Нам с вами уже повезло потрясти свои кости на старых Studebaker Dictator 1928 года, 1932 года и 1937-го. Таким образом, мы ездили на всех Диктаторах, с чем вас (и себя) и поздравляю. Но ведь Студебеккер выпускал легковые автомобили и до 1928 года. И самым известным автомобилем той эпохи был, пожалуй, как раз Standard Six. В общем-то, и Диктатор 1928 года — это продолжение линейки Standard Six, только с другим именем. И, конечно же, заметно отличающееся с технической точки зрения.

Название Standard Six не случайно: во всех этих автомобилях стояли шестицилиндровые моторы. Правда, в более ранних Light Six (до 1925 года) они ещё не были так “прокачаны” и были чуть слабее.

DSC_1319

Заводское название Standard Six — Model ER. Это не самый пафосный из всех возможных Six, но и совсем не для нищих фермеров Алабамы. Цена такого четырёхдверного седана в 1925 году составляла 1 595 долларов. За эти деньги тогда можно было купить два самых дорогущих Форда, причём ещё осталась бы и сдача. И это с учётом того, что Standard Six — это как раз то, что сейчас воспитанные люди называют “базой”, а один мой хороший друг — “бомж эдишн”. То есть, самая простая и доступная версия “шестёрки”. Человек побогаче мог себе выбрать Special Six (Model EQ) или даже престижный Big Six (Model EP).

DSC_1342

DSC_1344 DSC_1479

Что характерно: две последние модели имели базу 130 дюймов, а наш “овощной” Standard — всего 113. Конечно, разные были и моторы. Все — рядные “шестёрки” (иначе какой это был six!), но разных объёмов. В нашем босяцком ER стоит двигатель объёмом 241 кубический дюйм, это 3,95 литра. В EQ мотор побольше — 288 дюймов (4,75 л), а в EP воткнули настоящего монстра  — 353 дюйма, что составляет почти 5,8 литра. При этом мощность последнего двигателя всего 75 л.с., второго — 65, ну, а нашего четырёхлитрового малыша и вовсе 50. Небогато, конечно, но машине 92 года. А 92 года назад как раз наша версия ER была самой популярной в линейке. Давайте посмотрим на неё поближе и узнаем, чего в ней было хорошего.

DSC_1325

Богатый дедушка

Думаю, нет смысла говорить, что кузов автомобиля деревянный. Это так же очевидно, как и то, что и задние двери тут заднепельные. Всё это — классика жанра для 20-х и 30-х годов прошлого века. А вот деревянные колёса к тому времени уже потихоньку себя изжили, и Standard Six стал последним Студебеккером с такой красотой из натурального материала.

1 / 2
2 / 2

К особенностям кузова отнесём отсутствие багажника. Хотя такой Standard Six и называли седаном, на седан это не похоже. Точнее, багажник в виде ящика на кронштейнах можно было заказать отдельно, но у нас его нет, а на его месте стоит запасное колесо. Вернее, его обод. Для замены надо было открутить скобы вдоль диска и снять обод вместе с резиной. В общем-то, удобно: не надо снимать всё колесо. Но некоторые неудобства всё же были. Правда, не конструктивного характера. Просто на более-менее дальние расстояния надо было возить как минимум две запаски: резина тогда была не самого лучшего качества, а на дорогах всякого опасного мусора было гораздо больше, чем сейчас. Например, гвоздей от подков.

DSC_1475

Несмотря на то, что Студебеккеры никак нельзя упрекнуть в технической отсталости, кое-что “каретное” в кузове найти можно. Например, ручки дверей, которые пока ещё не слишком похожи на автомобильные. Или трогательные вставочки на боковинах габаритных огней перед лобовым стеклом. Ну а про шторку на заднем стекле я вообще молчу, хотя бы чтобы не обидеть тех, кто ездит с таким девайсом до сих пор, причём на боковых стёклах.

DSC_1331 DSC_1333

Серийный номер автомобиля вырезан на деревянной силовой балке кузова. Звучит немного смешно, но так оно и есть. Силовой каркас тут прочный, ведь у машины под ногами водителя и переднего пассажира даже нет пола в нормальном смысле этого слова. Скорее, это деревянный щит, который можно снять для обеспечения доступа к агрегатам снизу автомобиля.

DSC_1406

Но и прогресс в кузове заметен. Например, американские инженеры позаботились о том, что надо периодически смазывать пальцы рессор, а доступ к ним сложный. И поэтому сбоку в нижней части кузова есть небольшие отверстия, через которые можно добраться до механизмов обычной маслёнкой.

1 / 2
2 / 2

Самое интересное снаружи — это маскот. Это не просто красивая эмблемка Студебеккера, и даже не крышка радиатора. Это — самый настоящий ртутный термометр, показывающий температуру охлаждающей жидкости. Если без пафоса — воды. Как ни странно, его видно даже из-за руля. Но это не точно. То есть, видно, но плохо.

1 / 2
2 / 2

Вакуум вместо насоса

Каждая новая модель Студебеккера всегда могла порадовать какой-нибудь технической новинкой, иногда — совершенно неожиданной. Давайте откроем капот и посмотрим на мотор.

На первый взгляд — всё знакомо. Рядная чугунная “шестёрка”, шестивольтовое электрооборудование с плюсом на “массе”. На коленвале впереди — шестерня, которая передаёт вращение другому валу. На последнем последовательно сидят шкив ремня привода вентилятора охлаждения, водяная помпа и генератор. Эта часть мотора нам уже знакома по Диктаторам, тут практически ничего не менялось. А вот с другой стороны есть кое-что интересное.

DSC_1462

Как мы помним, американцы не жаловали подачу бензина в карбюратор самотёком. На Диктатор 1928 года даже ставили погружной электрический бензонасос. Тут его нет, хотя обычного насоса тоже нет, а бак расположен сзади. Обычного механического насоса с приводом от коленчатого или распределительного вала тоже нет.

DSC_1459

Тут американцы в полёте своей фантазии превзошли всех: бензин из бака засасывает разрежение в коллекторе. Мы с вами знаем, что максимальное разрежение в коллекторе достигается при минимальных оборотах, а если мотор не запущен, то его нет вообще. Так как тогда запустить мотор,нажать на газ и не заглохнуть? Для этого под капотом есть небольшой бачок, своего рода накопитель. Разрежение перегоняет бензин из основного бензобака в этот бачок, а уже оттуда он поступает в поплавковую камеру карбюратора. Система хитрая, но она работает.

DSC_1451

Конечно, под капотом тоже видна забота инженеров о необходимом обслуживании автомобиля. В распределителе зажигания (или трамблёре, если так звучит привычнее) есть отверстие для заливки масла, а масляным щупом при желании можно бить гопников. Наверно, весьма результативно: таких фундаментальных щупов я нигде более не видел.

1 / 2
2 / 2

И ещё под капотом есть та самая маслёнка, которой можно в этой машине смазать почти всё. Если помните, маслёнки штатно стояли даже на легендарных ленд-лизовских Studebaker US6. Эту традицию невозможно не одобрить.  Жаль, что сейчас такого никто не делает, хотя мы-то знаем, что любителей жрать масло сегодня более чем достаточно. Хотя им маслёнка всё равно не поможет.

DSC_1450

В ходовой части и трансмиссии мы тоже ничего удивительного не увидим, а вот на тормоза посмотрим. Признаюсь, это только второй в моей жизни настолько возрастной автомобиль, что я получил возможность увидеть тормоза с ленточным механизмом. Такие системы были распространены в начале века. В них поверх тормозного барабана натянута лента, которая зажимает барабан при нажатии на педаль тормоза. Конечно, ленточные механизмы есть только на задней оси. А как же спереди? А никак. Там нет никаких тормозов вообще.

1 / 2
2 / 2

Зато есть стояночный тормоз. Если потянуть за рукоятку, которая так заманчиво блестит под приборной панелью, колодки зажмут карданный вал.

1 / 2
2 / 2

Отмечу, что оснащён Standard Six для своего времени неплохо. Электростартер даже тогда был далеко не везде, а тут он есть даже в самой базовой версии. А что необычного есть ещё – об этом чуть ниже.

Полёт со свистом  

Внутри сразу приходит понимание, что отсутствие багажника — это даже хорошо. Потому что салон получился огромным, сзади можно сесть, вытянуть ноги и не упереться в передний диван. Более того, на полу между диванами есть складная подножка. И, наконец, шах и мат: под подножкой стоит отопитель. Ну, отопитель — громко сказано, но некое подобие радиатора для обогрева задних пассажиров есть. Чтобы его включить, надо передвинуть рычажок под водительским сиденьем. Это нехитрое действие приведёт к перекрытию потока отработавших газов прямиком в выхлопную трубу и заставит их пробежаться по радиатору отопления. На передних местах такой роскоши нет. Видимо, тут посчитали достаточным обогрев от моторного щита, никаких других тёплых девайсов нет.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Зато вентиляция в Standard Six на высоте: можно опустить и поднять все шесть боковых стёкол! Да, поэтому и стеклоподъёмников тоже шесть, по три с каждой стороны. А водитель может ещё и приоткрыть верхнюю часть лобового стекла. Не знаю насчёт тепла, а вот сквозняк можно устроить на все сто баллов.

DSC_1347 DSC_1415

Из удобств есть и кармашки на дверях, и ручка на спинке переднего дивана, и очень миленькие плафончики освещения. Странно, что нет пепельниц, во всех более поздних Диктаторах они есть.

DSC_1340 DSC_1364

DSC_1408

DSC_1339 DSC_1337

После очень просторного заднего дивана место за рулём кажется тесным и неудобным. Впрочем, по меркам двадцатых оно даже могло казаться комфортным. Более того, на многих автомобилях тридцатых и сороковых место водителя было гораздо более чудовищным. Тут хоть и не слишком просторно, но руль в живот не упирается, филейная часть не проваливается, а голова о потолок не бьётся. Конечно, о полулежачей посадке придётся забыть, но отмечу, что я вообще никогда не пытался сказать что-то хорошее об эргономике водительского места в автомобилях первой половины двадцатого века. А вот тут пытаюсь, потому что какие-то намёки на неё в Standard Six есть.

1 / 2
2 / 2

Не спорю, современный водитель не порадовался бы расположению приборов, на которые смотреть неудобно, но есть два “но”. Во-первых, их немного: амперметр, указатели уровня топлива и давления масла, спидометр и механические часы. А во-вторых, у этих приборов есть подсветка, что само по себе прямо-таки ноу-хау для 1925 года.

DSC_1352

Можно бесконечно долго сверлить взглядом приборную панель, но замка зажигания так и не увидишь. Его нет. Зажигание включается “крутилкой” слева от руля, рядом с которой — ручка обогащения (подсоса). А чтобы машину не угнали, стоит замок на коробке передач.

DSC_1377

Итак, включаем зажигание и нажимаем на педаль стартера. Мотор запущен, даже не пришлось давить на педаль газа. Хм, педаль газа? А где она? А нет педали. Есть непонятный шарик в полу. Это то, что американцы называли  “ball-style throttle pedal”. По-нашему — шаровая педаль дросселя. Буду откровенен: на педаль этот шарик похож меньше, чем балалайка на Фендер Стратокастер. Но с функцией справляется.

DSC_1403

Копаясь при подготовке этого материала в англоязычном интернете, я наткнулся на небольшой рассказ американского реставратора об этой машине. Он говорит, что такую педаль решили ставить исключительно из-за моды на высокие каблуки. Мол, можно было сесть в любой обуви, а давить на такую педаль было бы всё равно удобно. Не знаю, до каблуков я ещё не докатился, но может, так оно всё и было. Итак, выжимаем сцепление, включаем первую передачу и давим на шарик.

DSC_1376

Схема переключения передач типична для американца того времени: первая передача — на себя и вниз, вторая — вверх, третья — вниз. Задняя — на себя и вверх. Сцеплением надо шуровать осторожно, он работает в режимах “вкл/выкл”. Но “шестёрка” тянет хорошо, даже лучше, чем можно ожидать от пятидесяти лошадок. В кресло, конечно, не вдавливает, но тянет уверенно. На первой передаче далеко не уедешь: мотор эластичным не назвать. Он явно против того, чтобы хорошо его “раскрутить”, поэтому почти сразу переходим на вторую и… третью. Всё. Гонять на Standard Six не выйдет. Но радует коробка передач: вторая и третья передачи неожиданно синхронизированы. Хотя у Диктатора 1927 модельного года КПП тоже с синхронизаторами, так что сильно удивляться нечему.

Крутить рулём очень легко: резина узенькая, а диаметр руля большой. Истинный восторг вызывает обод: совершенно внезапно он оказался нормальной толщины и вполне удобным. Даже в самом конце ХХ века можно было встретить гораздо менее удобные баранки.

DSC_1351

Тормозить лучше двигателем, а вот для окончательной остановки можно и нажать педаль тормоза. Эффективность неожиданно высокая, приблизительно как ботинком об асфальт, для 92-летнего автомобиля это очень хороший показатель, бывало хуже.

Я не знаю, как этот автомобиль “держит дугу”. Для этого надо набрать хотя бы немного приличную скорость, но это сделать очень тяжело. Предположу, что он её никак не держит, потому что даже по прямой ехать сложнее, чем ходить по потолку.

Конечно, не дай бог оказаться на этом автомобиле в современном трафике. Динамики мало, в зеркала толком ничего не видно, при каждом нажатии на педаль газа раздаётся характерный свист, порождаемым разрежением, втягивающим бензин. Но надо быть конченым тупицей, чтобы оценивать Standard Six по этим параметрам.

Поэтому постараемся быть объективными: для своего времени это был действительно хороший автомобиль, и не зря он стоил дороже пары Фордов. И не случайно стал самым продаваемым автомобилем в США в 1926 году. Ведь миллионы американцев не могут ошибаться, не так ли?

За помощь в подготовке материала благодарим реставрационную мастерскую RetroTruck.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Новые Жигули: какими они могут быть

Отечественная «классика» - самый распространённый автомобиль в Российской Федерации. Место Жигулей в производственной гамме давно заняли более современные модели, а…

18332 5 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Hyundai Solaris

«Я знал, что рано или поздно мы… доберёмся и до этого автомобиля», - если немного перефразировать слова героя культового контркультурного романа, получится идеальное вступление к статье о поводах ненавидеть Solaris. И…

496 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Новые правила проезда перекрестков с круговым движением: что изменилось

Не так давно, 8 ноября 2017 год, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», которое внесло…

2084 0 0
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

1257 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: скучный салон и слишком интересная подвеска

Последние машины под маркой Volvo - это удивительное сочетание переосмысленных японских моторных технологий, фордовских платформ и китайского капитала. И что радует, машины возвращают свою идентичность. Дизайн новых…

197 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

3216 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

3110 2 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33861 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18584 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17995 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10222 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9735 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5205 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27314 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

15075 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7496 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121837 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

36147 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22672 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?