Догоняющий: тест-драйв MAN D38

6966 0 10
Поделиться: 0 9 0 1 0 0

В последние годы грузовики MAN в России держатся немного в тени. Volkswagen, похоже, до конца не понимает, что ему делать с обретенным активом. И вот, в ожидании громкой смены поколений мы протестировали обновленный флагман с новым мотором.

Слияния и поглощения

На протяжении шести лет грузовики MAN уверенно лидировали по количеству проданных машин на российском рынке, привлекая клиентов сочетанием цены и качества. Но на рубеже 2011-2012 годов MAN SE перешел под контроль Volkswagen AG, и с этого момента процесс реорганизации компании не прекращается, а это, как известно, не способствует нормальной работе. Да мановцы и сами этого не скрывают: проблем у них хватает. Продажи, а вместе с ними и прибыльность, падают. Пока не удалось оптимизировать работу на многих иностранных заводах, в том числе в Индии и России.

Совсем недавно появилась информация о том, что унификация агрегатной базы между Scania и MAN все-таки будет (обе марки принадлежат концерну Volkswagen AG). Пока речь идет об автоматизированной трансмиссии (Scania разработала собственную автоматизированную коробку Opticruise, а MAN пользуется изделием ZF), в высоких кабинетах решено, что «железо» будет производить Scania, а настраивать и программировать электронику специалисты MAN. А это очередная перестройка производственного процесса…

Фото: Максим Сергеев


Зная политику Volkswagen AG, можно не сомневаться, что рано или поздно произойдет то же самое, что и с легковой линейкой концерна, когда один и тот же агрегат ставится на полтора десятка моделей, а все кнопки и переключатели набираются с одного склада… Что-то подобное произошло с конкурентами — концерном Volvo/Renault Trucks, чьи грузовики уже полностью унифицированы по агрегатной базе, а разными остаются кабины и фирменные эмблемы. Хотя пока представители и большого Volkswagen, и Scania AB, и MAN SE в один голос заявляют, что сохранят самобытность обоих брендов.



Товар лицом

Но сейчас речь идет об обновленной линейке MAN D38, которая создавалась самостоятельно, еще без пристального надзора «Большого Volkswagen». Что и говорить, машины в красной окраске выглядят эффектно. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что «новая» кабина MAN имеет солидную историю: впервые она появилась в 2000 году на модели MAN TGA, и эффектный дизайн MAN TGX, дебютировавшего в 2007 году — это всего лишь продукт рестайлинга. Но не будем судить строго: в грузовом сегменте не принято обновлять внешность слишком часто.

Главное отличие от предыдущих версий, видное невооруженным глазом — увеличенная решетка радиатора. Теперь это и решеткой-то назвать нельзя – обширная черная пещера, слегка закрытая мелкоячеистой сеткой и пересеченная тремя планками, на которых держится регистрационный номер. А вот сам радиатор можно рассмотреть во всех подробностях. Насколько такое решение будет оправдано, сказать довольно сложно. То, что радиатор охлаждается – это, безусловно, хорошо, но кроме воздуха из-под колес впередиидущего грузовика может прилететь и камушек, и даже половинка кирпича… И не только в России! Дороги даже в Европе, особенно южной, далеко не всегда содержатся в идеальной чистоте.




Имя героя

Но главное, конечно, не радиатор, а то, что прячется за ним. А вот за ним находится самый мощный, на данный момент, двигатель в линейке MAN – рядная «шестерка», объемом 15,2 л. Именно он и носит название D38 — по диаметру цилиндров, 138 мм. Он доступен в нескольких вариантах мощности от 520 л.с. до 640 л.с.

Мотор будут выпускать в Нюрнберге, блок цилиндров отливают тоже в Германии, электронное управление Bosch, блок с электроразъемами — словенский, турбокомпрессор — румынский, а его хомуты — английские. То, что самих турбокомпрессоров здесь два — уже не новость, поскольку мановцы применяют такую систему и на менее мощных моторах Евро-6. Новость в том, что теплообменников системы рециркуляции выхлопных газов (EGR) теперь тоже два! Теоретически понятно, что чем холоднее газы, возвращающиеся в цилиндры, тем эффективнее и экономичнее двигатель.

На практике один теплообменник включен в «горячий» контур системы охлаждения, другой — в «холодный», и это позволило снизить температуру до 80—130 ˚С. Давление в системе впрыска common rail — 2500 бар, это выше, чем у большинства конкурентов. А поскольку давление газов в камере сгорания теперь достигает 250 бар, поршни сделали стальными (у прежних моторов они были алюминиевыми).

Клапаны усилили, расположение клапанов относительно головок цилиндров повернули в плане на 45 градусов (впускные клапаны как бы «закручены» для лучшего смесеобразования), сами головки индивидуальные для каждого цилиндра, усилили все что можно. Но кое-что и облегчили: поскольку мотор вместе с навесными агрегатами весит 1345 кг, его снабдили пластиковыми клапанной крышкой и масляным поддоном. Кстати, воздушный компрессор включается только при необходимости, экономя топливо.




Одновременно мановцы внедрили еще ряд решений, позволяющих экономить топливо. Например, системы EfficientRoll (автоматический переход коробки передач в «нейтраль» и обратно на магистрали) и EfficientCruise (круиз-контроль, «видящий» рельеф местности при помощи GPS-навигатора), а также, по заказу, «длинную» главную передачу с передаточным числом 2,7. В общем, MAN пошел практически тем же путем, что и Scania год назад: тогда шведы тоже представили ряд экономичных решений, включая «GPS-круиз-контроль», правда, у Scania Streamline передаточное число главной пары еще меньше — 2,57.

Пробуем взлететь

Забираясь в кабину, отмечаешь, что изменения минимальны, кроме привычных органов управления, появился экран мультимедийной системы, на который выводятся данные навигации и активного круиз-контроля (АСС).

Устроиться в кресле с массой регулировок несложно, руль тоже регулируется в большом диапазоне. Эргономика рабочего места вполне достойная, единственный недостаток – огромные зеркала, крадущие довольно большой сектор обзора – этим недостатком грешат в той или иной степени все современные грузовики, но почему-то в MANe он заметен больше, чем у конкурентов.

Не испытывая никаких комплексов, запускаем двигатель: в отличие от некоторых производителей «большой семерки» перегружающих переднюю панель огромным количеством кнопок, MAN остался верен философии разумной достаточности, и здесь не надо иметь красный диплом Бауманки, чтобы разобраться с второстепенными функциями на передней панели.

Отдельного упоминания заслуживает селектор автоматизированной коробки передач, который мановцы срисовали с регулятора бытовой газовой плиты – просто и элегантно. Мимо нужного режима точно не промахнешься. Благодаря этому и правый подрулевой переключатель разгрузился — теперь он заведует только интардером (ретардером, встроенным в трансмиссию).




Автоматизация производства

Единственное, чему придется учиться дополнительно, так это работе с системой активного круиз-контроля. Правда, надо отдать должное разработчикам: мановцы постарались сделать управление системой предельно понятным водителю. АСС работает в определенном диапазоне (плюс и минус от заданной скорости), и разработчики просто сделали систему четырехступенчатой: по умолчанию включена третья ступень («–7 км» и «+7 км»), но кнопкой можно выбрать остальные три в зависимости от плотности движения (чем плотнее, тем меньше «зазор»).

Работает EfficientCruise, если вкратце, так. Когда включен круиз-контроль, система перед подъемом ускоряет фуру примерно на 2 км/ч, на подъеме не дает коробке переключиться вниз (каждое переключение — лишний расход топлива), перед вершиной убирает газ, а на спуске, если «видит» следующую гору, вновь разгоняет состав, уже на 4 км/ч. Однако максимум, до которого система может разогнать тягач — 94 км/ч, и то электроника старается не превысить разрешенные 90 км/ч дольше, чем на 40 с (чтобы тахограф не записал нарушение на карточку водителя). Но если скорость погасить все же не удается — скажем, на спуске — раздается «бип», чтобы дальнобойщик понял, что ему пора вмешаться и нажать на педаль тормоза.

Если горит силуэт грузовичка, то EfficientCruise включен. Появилась надпись «Eco» — система начала работать. Появился силуэт другой машинки — система АСС увидела «помеху» на полосе и подстраивает нашу скорость к ее.

Но и это еще не все! Остается еще система GPS с трехмерными картами местности, которая не только построит самый экономичный маршрут, но и сама проведет по нему машину.




Что в итоге?

Разумеется, все это хорошо и замечательно, однако, тенденция на облегчение труда водителя и повышение комфорта, прослеживающаяся в новых поколениях грузовиков всех производителей «большой семерки», меня лично настораживает. Тяжелые грузовики становятся настолько комфортными и расслабляющими, что главной заботой водителя становится… не уснуть за рулем 40-тонного автопоезда! А на хороших дорогах сделать это становится сложно, по опыту.

MAN D38 на фоне конкурентов не смотрится догоняющим — современный грузовик в русле тенденций, с мощным и экономичным двигателем. Но, по всем канонам, надо ждать появление новой модели, если не в этом году, то в следующем — уже точно.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 9 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Новый Mercedes-Benz GLS: первые изображения

Недавно фотошпионам удалось заснять испытательные образцы флагманского кроссовера штутгартской компании в полностью новом кузове. Мы в редакции «Колёса.ру» представили, каким…

3917 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Новый регламент ГИБДД от 20 октября: что поменялось

Несколько дней назад, 20 октября 2017 года, вступил в силу новый административный регламент, определяющий порядок взаимодействия сотрудников ГИБДД и участников дорожного движения. Некоторые внесенные в регламент поправки…

4080 0 0
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

5638 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

8797 0 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

1566 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

2336 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

8921 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

17249 9 0
Тест-драйвы / Одиночные
Своей колеёй: тест-драйв Lifan MyWay

Решительно невозможно, готовя тест этой машины, не напевать про себя знаменитый шлягер Фрэнка Синатры. И столь же невозможно представить себе импозантного певца, выходящего из-за руля белоснежного китайского кроссовера,…

12976 3 4
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14773 3 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8485 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9360 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3430 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25332 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13491 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20684 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

116217 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32923 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29942 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?