Догоняющий: тест-драйв MAN D38

6809 0 10
Поделиться: 0 9 0 1 0 0

В последние годы грузовики MAN в России держатся немного в тени. Volkswagen, похоже, до конца не понимает, что ему делать с обретенным активом. И вот, в ожидании громкой смены поколений мы протестировали обновленный флагман с новым мотором.

Слияния и поглощения

На протяжении шести лет грузовики MAN уверенно лидировали по количеству проданных машин на российском рынке, привлекая клиентов сочетанием цены и качества. Но на рубеже 2011-2012 годов MAN SE перешел под контроль Volkswagen AG, и с этого момента процесс реорганизации компании не прекращается, а это, как известно, не способствует нормальной работе. Да мановцы и сами этого не скрывают: проблем у них хватает. Продажи, а вместе с ними и прибыльность, падают. Пока не удалось оптимизировать работу на многих иностранных заводах, в том числе в Индии и России.

Совсем недавно появилась информация о том, что унификация агрегатной базы между Scania и MAN все-таки будет (обе марки принадлежат концерну Volkswagen AG). Пока речь идет об автоматизированной трансмиссии (Scania разработала собственную автоматизированную коробку Opticruise, а MAN пользуется изделием ZF), в высоких кабинетах решено, что «железо» будет производить Scania, а настраивать и программировать электронику специалисты MAN. А это очередная перестройка производственного процесса…

Фото: Максим Сергеев


Зная политику Volkswagen AG, можно не сомневаться, что рано или поздно произойдет то же самое, что и с легковой линейкой концерна, когда один и тот же агрегат ставится на полтора десятка моделей, а все кнопки и переключатели набираются с одного склада… Что-то подобное произошло с конкурентами — концерном Volvo/Renault Trucks, чьи грузовики уже полностью унифицированы по агрегатной базе, а разными остаются кабины и фирменные эмблемы. Хотя пока представители и большого Volkswagen, и Scania AB, и MAN SE в один голос заявляют, что сохранят самобытность обоих брендов.



Товар лицом

Но сейчас речь идет об обновленной линейке MAN D38, которая создавалась самостоятельно, еще без пристального надзора «Большого Volkswagen». Что и говорить, машины в красной окраске выглядят эффектно. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что «новая» кабина MAN имеет солидную историю: впервые она появилась в 2000 году на модели MAN TGA, и эффектный дизайн MAN TGX, дебютировавшего в 2007 году — это всего лишь продукт рестайлинга. Но не будем судить строго: в грузовом сегменте не принято обновлять внешность слишком часто.

Главное отличие от предыдущих версий, видное невооруженным глазом — увеличенная решетка радиатора. Теперь это и решеткой-то назвать нельзя – обширная черная пещера, слегка закрытая мелкоячеистой сеткой и пересеченная тремя планками, на которых держится регистрационный номер. А вот сам радиатор можно рассмотреть во всех подробностях. Насколько такое решение будет оправдано, сказать довольно сложно. То, что радиатор охлаждается – это, безусловно, хорошо, но кроме воздуха из-под колес впередиидущего грузовика может прилететь и камушек, и даже половинка кирпича… И не только в России! Дороги даже в Европе, особенно южной, далеко не всегда содержатся в идеальной чистоте.




Имя героя

Но главное, конечно, не радиатор, а то, что прячется за ним. А вот за ним находится самый мощный, на данный момент, двигатель в линейке MAN – рядная «шестерка», объемом 15,2 л. Именно он и носит название D38 — по диаметру цилиндров, 138 мм. Он доступен в нескольких вариантах мощности от 520 л.с. до 640 л.с.

Мотор будут выпускать в Нюрнберге, блок цилиндров отливают тоже в Германии, электронное управление Bosch, блок с электроразъемами — словенский, турбокомпрессор — румынский, а его хомуты — английские. То, что самих турбокомпрессоров здесь два — уже не новость, поскольку мановцы применяют такую систему и на менее мощных моторах Евро-6. Новость в том, что теплообменников системы рециркуляции выхлопных газов (EGR) теперь тоже два! Теоретически понятно, что чем холоднее газы, возвращающиеся в цилиндры, тем эффективнее и экономичнее двигатель.

На практике один теплообменник включен в «горячий» контур системы охлаждения, другой — в «холодный», и это позволило снизить температуру до 80—130 ˚С. Давление в системе впрыска common rail — 2500 бар, это выше, чем у большинства конкурентов. А поскольку давление газов в камере сгорания теперь достигает 250 бар, поршни сделали стальными (у прежних моторов они были алюминиевыми).

Клапаны усилили, расположение клапанов относительно головок цилиндров повернули в плане на 45 градусов (впускные клапаны как бы «закручены» для лучшего смесеобразования), сами головки индивидуальные для каждого цилиндра, усилили все что можно. Но кое-что и облегчили: поскольку мотор вместе с навесными агрегатами весит 1345 кг, его снабдили пластиковыми клапанной крышкой и масляным поддоном. Кстати, воздушный компрессор включается только при необходимости, экономя топливо.




Одновременно мановцы внедрили еще ряд решений, позволяющих экономить топливо. Например, системы EfficientRoll (автоматический переход коробки передач в «нейтраль» и обратно на магистрали) и EfficientCruise (круиз-контроль, «видящий» рельеф местности при помощи GPS-навигатора), а также, по заказу, «длинную» главную передачу с передаточным числом 2,7. В общем, MAN пошел практически тем же путем, что и Scania год назад: тогда шведы тоже представили ряд экономичных решений, включая «GPS-круиз-контроль», правда, у Scania Streamline передаточное число главной пары еще меньше — 2,57.

Пробуем взлететь

Забираясь в кабину, отмечаешь, что изменения минимальны, кроме привычных органов управления, появился экран мультимедийной системы, на который выводятся данные навигации и активного круиз-контроля (АСС).

Устроиться в кресле с массой регулировок несложно, руль тоже регулируется в большом диапазоне. Эргономика рабочего места вполне достойная, единственный недостаток – огромные зеркала, крадущие довольно большой сектор обзора – этим недостатком грешат в той или иной степени все современные грузовики, но почему-то в MANe он заметен больше, чем у конкурентов.

Не испытывая никаких комплексов, запускаем двигатель: в отличие от некоторых производителей «большой семерки» перегружающих переднюю панель огромным количеством кнопок, MAN остался верен философии разумной достаточности, и здесь не надо иметь красный диплом Бауманки, чтобы разобраться с второстепенными функциями на передней панели.

Отдельного упоминания заслуживает селектор автоматизированной коробки передач, который мановцы срисовали с регулятора бытовой газовой плиты – просто и элегантно. Мимо нужного режима точно не промахнешься. Благодаря этому и правый подрулевой переключатель разгрузился — теперь он заведует только интардером (ретардером, встроенным в трансмиссию).




Автоматизация производства

Единственное, чему придется учиться дополнительно, так это работе с системой активного круиз-контроля. Правда, надо отдать должное разработчикам: мановцы постарались сделать управление системой предельно понятным водителю. АСС работает в определенном диапазоне (плюс и минус от заданной скорости), и разработчики просто сделали систему четырехступенчатой: по умолчанию включена третья ступень («–7 км» и «+7 км»), но кнопкой можно выбрать остальные три в зависимости от плотности движения (чем плотнее, тем меньше «зазор»).

Работает EfficientCruise, если вкратце, так. Когда включен круиз-контроль, система перед подъемом ускоряет фуру примерно на 2 км/ч, на подъеме не дает коробке переключиться вниз (каждое переключение — лишний расход топлива), перед вершиной убирает газ, а на спуске, если «видит» следующую гору, вновь разгоняет состав, уже на 4 км/ч. Однако максимум, до которого система может разогнать тягач — 94 км/ч, и то электроника старается не превысить разрешенные 90 км/ч дольше, чем на 40 с (чтобы тахограф не записал нарушение на карточку водителя). Но если скорость погасить все же не удается — скажем, на спуске — раздается «бип», чтобы дальнобойщик понял, что ему пора вмешаться и нажать на педаль тормоза.

Если горит силуэт грузовичка, то EfficientCruise включен. Появилась надпись «Eco» — система начала работать. Появился силуэт другой машинки — система АСС увидела «помеху» на полосе и подстраивает нашу скорость к ее.

Но и это еще не все! Остается еще система GPS с трехмерными картами местности, которая не только построит самый экономичный маршрут, но и сама проведет по нему машину.




Что в итоге?

Разумеется, все это хорошо и замечательно, однако, тенденция на облегчение труда водителя и повышение комфорта, прослеживающаяся в новых поколениях грузовиков всех производителей «большой семерки», меня лично настораживает. Тяжелые грузовики становятся настолько комфортными и расслабляющими, что главной заботой водителя становится… не уснуть за рулем 40-тонного автопоезда! А на хороших дорогах сделать это становится сложно, по опыту.

MAN D38 на фоне конкурентов не смотрится догоняющим — современный грузовик в русле тенденций, с мощным и экономичным двигателем. Но, по всем канонам, надо ждать появление новой модели, если не в этом году, то в следующем — уже точно.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 9 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Skoda рассказала о преемнике кроссовера Yeti

В мае этого года Шкода представит компактный «паркетник» Karoq, который придет на смену Yeti. Известны моторная гамма и список оборудования…

2300 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Гляди в оба: как самостоятельно полировать фары

Все вы прекрасно знаете, что большинство галогенных фар бюджетных автомобилей пластиковые. И ещё лучше вы знаете, что с ними происходит после нескольких лет эксплуатации. Да, они мутнеют, свет становится хуже, ездить…

3522 0 0
Статьи / Финвопрос
В Эмираты за Фокусом: сравниваем цены на вторичке в России и за границей

Не секрет, что многие наши граждане искренне верят, что российские цены на иномарки сильно завышены по сравнению с ценами на них же в Европе и США. И если жить с мыслью, что с ценами на новые автомобили ничего не…

6813 0 0
Статьи / Практика
Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики,…

9215 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: превосходный «автомат» и худший двигатель Тойоты

Может, этому автомобилю ещё и очень далеко до звания легенды, но он очень к этому статусу стремится. У него целая армия поклонников, миллионы проданных экземпляров и хорошая репутация настоящего японского автомобиля. В…

3562 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: кузов цел только снаружи, а подшипники боятся оффроуда

Скажу сразу: популярность этой модели для меня остаётся загадкой. Я не очень люблю «серые» машины и точно знаю, что в свое время были более универсальные, более драйверские и более проходимые кроссоверы. Почему именно…

6883 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: моторы с аппетитом и АКПП, которая не ломается

В первой части нашего обзора мы уже выяснили, что если вас не пугает тесный скучный салон, то Lancer IX с большой долей вероятности может стать для вас тем самым японским «вечным автомобилем»: проблем с кузовом, ходовой…

5037 8 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

23309 0 20
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

15446 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

13449 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

60069 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

51398 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

22615 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

53877 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

27639 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

16654 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

46649 11 44
Статьи / История
Два в одном: первые советские активные автопоезда

С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой…

28363 7 0
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

22786 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?