Главная Волга УССР: тест-драйв ГАЗ-3102 экс-главы Украины

35310 9 9
Поделиться: 1 4 0 1 0 3

Странное дело – «ноль вторая» Волга так и не стала чем-то банальным, и даже состарившись, она до сих пор имеет ореол эксклюзивности. Но мы нашли совсем уж уникальный экземпляр – персональный автомобиль Владимира Щербицкого.

Для тех, кто родился в 80-е или позже, поясняем: товарищ Щербицкий с 1971 по 1989 годы был первым секретарем ЦК КП Украины, то есть, выражаясь современным языком, «главой» союзной республики. Предпоследним главой перед развалом СССР. И он ездил на этом самом ГАЗ-3102, который стоит передо мной.

При большом желании (и не меньших деньгах) сегодня на сайтах бесплатных объявлений можно найти и «»эмку» Жукова», и «Мерседес Аденауэра», а если повезет, то и целый «Delaunay-Belleville Николая ІІ» вам предложат.

Но в историю этой черной Волги я поверил сразу. Внутри у меня просто холодком повеяло, когда владелец шепнул, что на своем заднем сидении она возила одного из партийных лидеров той великой страны. И я без промедления, тоже шепотом, ответил: «Давай!»

Покажи мандат!

Но одних слов и опустившейся в пятки интуиции (а ведь я не жил в той стране!) мне показалось мало. И я потребовал доказательств того, что перед нами действительно машина, на которой передвигался в последние годы своей службы отечеству Владимир Щербицкий.


Факты оказались действительно убедительными. Во-первых, документы о покупке машины в 1999 году из гаража Верховной Рады Украины (аналог кремлевского ГОНа). Во-вторых, записанные воспоминания водителя «персоналки». А в-третьих – как по мне, самый веский аргумент, оставленный владельцем напоследок – это ковры! Да-да, именно ковры, натуральные, тяжелые, старые, явно «совковые». Они, специально выкроенные и пошитые, покрывали салон на трансмиссионном тоннеле и полу (увы, последние не дожили до наших дней).

От родителей и дедушек-бабушек я был наслышан о ковровой моде тех лет – за ними стояли в очередях, за них переплачивали спекулянтам, чтобы потом украсить ими стены комнат. И только самые зажиточные граждане СССР могли позволить себе настоящие ковры на полу квартиры. А тут – обшитый этим предметом народных вожделений пол в автомобиле! И это в то время, когда ворсовая синтетика в салоне ВАЗовских «шестерки» и «восьмерки» многим казалась настолько непрактичной и роскошной, что это даже обсуждалось в советской прессе!



В этой Волге также очень богато и необычно выглядят обтянутые синим бархатом сидения и задняя полка. Собственно, дело оформления машин для «випов» из партийных и советских структур было поставлено на поток – в гаражах республиканских ЦК трудились швеи, которые перетягивали салоны Волг, ЗИЛов и Чаек по вкусу заказчика. Но хватит о нюансах прошлого…

Родословная № 02

Вообще-то ГАЗ-3102 был создан как Волга третьего поколения, призванная сменить на конвейере «двадцать четверку». Но сложилось иначе: массовым «государственным» автомобилем оставили ГАЗ-24/2410, а «ноль второй» передали часть функций ее величества Чайки, чье второе поколение стало совсем малотиражным и потребовало поддержки в лице «люксовой» Волги ГАЗ-3102. На нее пересели те чиновники, которым теперь стала не положена Чайка – секретари обкомов, многие генералы, республиканские министры и т.п.



Выпускалась «ноль вторая» на отдельном конвейере малых серий, и качество сборки в самом деле было особым. Тираж этой Волги искусственно ограничили, производя в первый период порядка двух-трех тысяч машин в год – при том, что обычных «двадцать четвертых» выпускали ежегодно по 60-65 тысяч. В соответствии со статусом, незаурядной была и техническая начинка элитной Волги: инновационный на тот момент двигатель с форкамерно-факельным зажиганием, мощные дисковые тормоза, «заточенные» под скоростную езду, передняя подвеска и задний мост.

Естественно, и выглядит ГАЗ-3102 строже, серьезнее «ширпотребовской» предшественницы. Тут и новые модные дверные ручки, и квадратные фары, и задняя оптика чуть ли не на всю корму. Визуально машина кажется ниже и длиннее, и это не плод дизайнерских ухищрений: клиренс «тридцать первой» меньше (минус 18 мм), передний свес – больше (плюс 200 мм). А еще на 34 мм расширили переднюю колею и на пару миллиметров – заднюю.

Прошу в кабинет

Как ни строго выглядела бы эта самая главная Волга Советской Украины, до Чайки ей далеко: сама короче, двери уже и ниже. Сразу представляю, как буду корчиться, пытаясь попасть на ее заднее сиденье. Но сначала еще нужно справиться с этой модной на конец 1981 года дверной ручкой. Тянешь за нее, а она, не давая открыть дверь, сначала «открывается» сама, изламываясь в руке. Пользоваться сим плодом дизайнерской мысли не так удобно, как старыми добрыми «скобами», рассчитанными под естественный хват, да еще с мягко утопающими кнопками.

Однако сама дверь внушает доверие, кажется тяжёлой и основательной. Салон темный – даже угрюмый. Может, это немного наивно, но таким мне и представлялся всегда интерьер официальных помещений, где проводили свое время высшие чины СССР – так почему же салоны их персональных автомобилей должны выглядеть иначе?



Кстати, здесь ничего не изменилось с тех пор, как Владимир Щербицкий оставил свой пост – а было это осенью 1989 года… Машину не реставрировали, она неплохо сохранилась, поскольку ее все время эксплуатировали очень бережно. Только ковер с пола пришлось убрать – износился здорово.



О неудобной посадке и плохой обзорности из-за руля я слышал не раз, но наверное, все это не касается модели «3102». С моим ростом в 183 см мне отлично видно дорогу, и глазами в потолок я не упирался. В моей власти – мягкий трехспицевый руль большого диаметра, длинный рычаг четырехступенчатой КПП и обширное торпедо с конусообразными стеклами приборов. Пластик панели роскошно мягкий, кайф от контакта с ним не портят даже синтетические вставки-наклейки «под дерево» – что поделаешь, так было модно тогда! Целых четыре дефлектора обдува, смотрящих на пассажиров, революцией на начало 1980-х уже не были, но смотрелись все еще свежо.



Машине есть, чем еще похвастаться: аварийная сигнализация, электроподогрев заднего стекла, инерционные ремни безопасности и даже омыватель фар! Увы, нет и речи о вещах, естественных для зарубежных седанов-одноклассников, типа кондиционера, усилителя руля или электрических стеклоподъемников. Но главное, что смотрится салон однозначно небедно.



Приборная панель с тремя циферблатами в глубоких колодцах, позаимствованных у Чайки (ага, вот они – отголоски передела сфер влияния чиновничьих моделей!), читается не очень хорошо. Высокому водителю мешает верхний сектор руля, который закрывает часы и фрагмент спидометра. Кресла мягкие и широкие, в них самый раз не машиной управлять, а думать о чем-то менее напрягающем. Не перепутали часом конструкторы водительское сиденье с задним диваном?



Но нет, он еще «козырнее». Конечно, садиться на заднее сиденье нужно через правую дверь. Открываю ее сам, как и всемогущий правитель советского периода. Во времена работы этой Волги в киевском ГОНе сановному пассажиру, скорее всего, никто не прислуживал – 1987 год на дворе, в самом разгаре объявленная из Москвы борьба с привилегиями номенклатуры!



Садиться на задний диван оказалось не так уж и сложно – главное, чтобы передний пассажир не особенно-то двигал свое кресло назад, потому что самое узкое (во всех смыслах) место тут – пространство для ног. Проваливаюсь в мягкую подушку, спинка тоже хороша. Все просто и лаконично – никаких вам воздуховодов, массажеров и оттоманок.

Из удобств – только мягкий подлокотник, который прячется в спинку дивана, пепельница и коврики с дополнительной шумоизоляцией. На фоне плюшевого уюта «мебели» контрастно, жестко и холодно выглядит дверь: казенная виниловая карта, «шарманка» стеклоподъемника… Ладно хоть ручка-подлокотник (похоже, «троечная» жигулевская) помогает пристроить правую руку.



А вместо сердца – форкамерный мотор

Традиционная первая манипуляция – запуск двигателя – требует многократной отработки, поскольку связана с некоторыми неудобствами. Замок зажигания на черной Волге, как и у ее сестер-«двадцать четверок», расположился под рулем, поэтому пристегнутому водителю нужно несколько изогнуться телом. Понятно, что у Владимира Васильевича водитель был стройным и подтянутым, а если, допустим, у кого животик от пива имеется?

Немного скрипучий стартер запускает бензиновый двигатель с пол-оборота, и вот уже из-под капота доносится негромкий ровный звук необычного мотора. На нашем автомобиле установлен тот самый агрегат ЗМЗ-4022.10 с форкамерной системой зажигания. Нетрадиционная конструкция камеры сгорания повлекла за собой серьезные изменения – 12-клапанную головку цилиндров, специальный трехкамерный карбюратор, оригинальную систему охлаждения.



Такой непростой апгрейд двигателя горьковчане затеяли ради сокращения расхода топлива – он снизился почти в полтора раза по сравнению с обычным мотором ЗМЗ-24Д. Решили и вторую задачу – уменьшение токсичности выбросов (конкретно –- окисей азота и углерода). Попутно повысили отдачу мотора: мощность выросла на 10 «лошадок» (до 105 л. с.).



Все изменения отлично чувствуешь на ходу, особенно если впечатления «откалиброваны» ездой на старых ГАЗ-24 с обычными карбюраторными моторами. Так вот, здесь ощущения – совершенно «инжекторные». Волга, прямо как современные иномарки, прощает резкое отпущенную педаль газа, движение на второй передаче со скоростью пешехода… Никаких рывков и провалов, даже если тут же резко утопить акселератор. Педаль, к слову, подкупила своей внушительностью – упругая, с ровным усилием и ходом средней длины.



Ну и по меркам 80-х, эта машина весьма динамично едет. Несмотря на немалый вес, седан довольно живо отзывается на акселератор, разгоняясь с места до «сотни» за 16 секунд (что даже быстрее, чем у признанного советского лидера скорости – «чистого» ВАЗ-2106 с 1,6-литровым мотором). Машина приятно удивляет уровнем шумоизоляции, при ровном движении на средних оборотах в салоне больше слышался шум колес, нежели силового агрегата. На разгоне рокот двигателя слышен лучше – мягкий, ненавязчивый.




От четырехступенчатой механической коробки ожидал длинного хода рычага и неуверенного выбора передач, но кулиса удивила точностью и короткоходностью. Сцепление под стать: мягкое, легкое, «короткое» – для отечественного автомобиля это было даже необычно.

Трогаться можно даже на минимальном газу, а с горки и со второй ступени – причем все это с завидной плавностью. Дело тут не только в большей эластичности характеристик двигателя – в трансмиссии «ноль второй» есть свои фишки. Самое главное – эластичная муфта на карданном валу, подобная «жигулевской», которая неплохо сглаживает рывки при резких сменах нагрузки. Передаточное число главной пары заднего моста ниже – он получился более «скоростной».

Вообще, от динамических характеристик этой Волги осталось яркое впечатление, в первую очередь в городских условиях. После двух коротких разгонов можно переходить на третью передачу и… на ней и оставаться. Все та же хваленая эластичность позволяет и разгоняться до 80 км/ч, и возвращаться на эту скорость практически с полной остановки.




А вот на большой скорости отчетливо чувствуется нехватка пятой передачи. После 100-120 км/ч мотору уже трудно. Более современные версии ГАЗ-3102 оснащались «пятиступкой», но взамен растеряли многие другие достоинства.

Мягкости не растеряла

Грунтовые дороги частного сектора, современные резиновые лежачие полицейские, брусчатка вековой давности – этого всего мы как будто не замечали, катаясь по большому городу и его окрестностям. Только крупные выбоины в асфальте, да пара покоренных бетонных бордюров заставили черную Волгу качнуться, как баркас на крупной волне. В плавности хода нет никаких секретов, это классические для ГАЗовской продукции две пары подпружиненных рычагов спереди и длинные рессоры сзади. Все мягкое, длинноходное, с многократным запасом прочности, и к тому же сдобренное такими проверенными, даже консервативными решениями, как архаичные шкворни вместо шаровых опор, и металлические резьбовые втулки вместо сайлент-блоков.

В поворотах на умеренной скорости машина почти не кренится (сказывается увеличенная против «двадцать четверки» колея передних и задних осей и измененный кастор – угол шкворневой опоры). Руль не показался тяжелым – куда труднее рулить, скажем, на более легких Жигулях… Отсутствие гидроусилителя на ГАЗ-3102 частично компенсировалось рулевым колесом большого диаметра, толковым рулевым редуктором и все теми же шкворнями в поворотных кулаках.




Тормозная система – вот то, что удивило больше всего. Такой отличной реакции и дружного «схватывания» всех колес при торможении в пол я от седана образца 1981-го года не ожидал. Над тормозами для новой Волги работали специалисты английской компании, теперь известной как Lucas. На машине прописался передовой вакуумный усилитель, в заднем контуре появился регулятор тормозных сил («колдун»). Мало того, спереди поставили четырехпоршневые дисковые тормоза, а малые поршни каждого суппорта имели совмещенную гидравлику с задним контуром. Так конструкторы обеспечивали возможность более-менее эффективной остановки машины в случае частичной разгерметизации гидропривода.




Послевкусие

Известно, что руководитель советской Украины Владимир Щербицкий имел важную отличительную черту – скромность. Наша сегодняшняя машина лишнее тому подтверждение. Как лидеру союзной республики, ему был положен ЗИЛ – настоящий правительственный лимузин. Но часто со своей дачи в Межигорье (там сейчас выставлена автомобильная коллекция Виктора Януковича) он ездил на работу в Киев именно на Волге, а в членовоз пересаживался только во время официальных протокольных мероприятий.



И знаете, первого секретаря украинского ЦК можно понять: отличный салон, плавность хода, завидная динамика, неплохая по тем временам пассивная безопасность – у этой машины все было в порядке. И притом – целиком отечественный продукт! Неплохой пример для многих наших современников…


Читайте также:



Понравилась статья? 1 4 0 1 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

Пожалуй, лучшая Волга после 21-й!

Артём Оппель

"отличный салон, плавность хода, завидная динамика, неплохая по тем временам пассивная безопасность – у этой машины все было в порядке. И притом – целиком отечественный продукт! Неплохой пример для многих наших современников…" - вот только современники эти этому примеру не собираются следовать. Нынче модно кормить Мерседес БМВ и Ауди.

Евгений

Этот, кстати, тоже в офигительном состоянии. по крайней мере снаружи. Автору спасибо. У меня была 24-я 74-года выпуска. В 99-ом:)

Андрей

Состояние хорошее, вопросов нет! В принципе, если за любой машиной следить, то она и в 30-летнем (и более) возрасте будет выглядеть свежо. У самого было несколько 24-ок, так что тема понятна.

Гришкет Шкетобоев

Насчет ореола эксклюзивности ГАЗ 3102 не совсем согласен, в 90-е и начало 2000-х этих автомобилей было очень много, особенно на их родине в Нижнем Новгороде и области.Правда сейчас они сгнили почти все, как и последующие модели "волги", во времена их выпуска сотни машин катались, встречались 50/50 с ВАЗами , теперь все ушли в металлолом по программе "сдай старую машину и получи скидку 50 тысяч на новую".

А газ 3102 в соседнем дворе прямо сейчас стоит в идеальном состоянии, только в металлик перекрашен.

Александр Немытин

Более поздние ноль-вторые отличаются от ранних. Моторы ЗМЗ 406, 5ст МКПП, унификация кузова с ГАЗ 3110 - бак располагается в заднем свесе.

Андрей

Тем не менее, ореол престижности за ними все равно оставался. Помню, как-то в начале 2000-ых меня подвозил средних лет дядечка на 3102. так он всю дорогу мне рассказывал, что у него есть еще рабочая 3110, а эта 3102 личная и что 3102 гораздо лучше и по качеству сборки (по его словам, он брал ее в 1999-м, а она на 2 штуки баксов дороже стоила, чем обычная 3110 - серьезная разница по тем временам), да и вообще по всем понятиям. И что его следующей личной машиной будет только 3102.

Андрей

Не подвергаю сомнению слова автора, тем не менее тренд в начале статьи он указал правильный. Каждая более-менее сохранившаяся машина какую-то "знаменитость" обязательно возила в свое время. Это как у "новых" русских в 90-х было модно рассказывать, что у него повар для Сталина, Берии, Хрущева, Брежнева (кому как нравится) и т .д. готовил.На самом деле в Киеве бывал часто в 80-х и всегда видел Щербицкого на ЗИЛе (он, походу, один в Украине был) в сопровождении 2-3 Волг охраны. Поскольку Украина всегда считалась очень важным участком работы, не думаю, что ему разрешалось ездить на простой Волге. После покушения на Брежнева и гибели в автокатастрофе Первого секретаря компартии Белоруссии Машерова за безопасностью первых лиц очень строго следили.

Андрей Чепелев

Ну, наверняка не скажешь, вы правы. Может быть, это была ОДНА ИЗ машин. Например, для каких-то частных поездок инкогнито.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

104 0 0
Статьи / Интервью
Есики Кишимото, Subaru: «Levorg – это не автомобиль для России»

С генеральным директор ООО «Субару Мотор» говорим о том, почему в России компания всё ещё гордится симметричным полным приводом, о будущих моделях Subaru на российском рынке и об… американских собаках!

3215 0 0
Статьи / Шины и диски
Кувалдой и прессом: как отремонтировать или испортить колёсный диск

Интерес к колёсным дискам у нас обычно ограниченный: есть некрасивая штамповка и классное литьё. И ещё – ковка, но про неё вообще трудно что-то вспомнить. Давайте сегодня немного расширим свои знания в области дисков:…

974 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

4196 4 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

2659 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: условно вечная подвеска и неудачный ЭУР

Шестой Аккорд – своеобразный рекордсмен: под одним именем скрываются сразу три машины, разные для разных стран. Хотя, например, в Японии Accord носил также имя Torneo и даже продавался как Isuzu Aska. Впрочем, разные…

2305 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

21601 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

24598 6 2
Тест-драйвы / Одиночные
По дороге, ведущей в западном направлении: тест-драйв Chery Tiggo 2

Не знаю, в курсе вы или нет, но в некоторых европейских странах высшей оценкой в школе считается единица, а пятерка — наихудшей. Китайская марка Chery начинала с копирования продукции японского происхождения, но…

15623 15 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8278 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10667 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7199 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19175 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

26748 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

2783 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

89627 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

48433 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

38862 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?