Тест-драйв Mercedes-Benz Actros SLT: сверхтяжелая звезда

Длительное выстраивание конвоя, несколько машин сопровождения, вспышки проблесковых маячков. Трогаемся с места… Разгон до крейсерских 30 км/ч занимает полторы минуты. Максимальная скорость с грузом – всего 40 км/ч, максимальный подъем – 10%, и никаких преград по дороге… Приблизительно так выглядит работа Mercedes SLT, и совсем не случайно, ведь полная масса автопоезда – 250 тонн! А уникальный негабаритный груз может стоить даже не миллионы – миллиарды… и не рублей!

По европейским правилам перевозка сверхтяжелого и негабаритного груза должна производиться в ночное время, чтобы не тормозить движение на магистралях, так что передвижение конвоя выглядит феерично: сквозь ночь в сиянии мигалок и с кучей дополнительного освещения. Вживую зрелище величественное и завораживающее, а поскольку крейсерская скорость всего 30 км/ч, то и вовсе возникают мысли о замедленной съемке.

Зачем

Не каждый день появляется необходимость в перевозке сверхтяжелого негабарита – это облегчает работу водителя, максимум он в удачный год проезжает 10-12 тысяч километров. Но многократно усложняет работу менеджеров проекта и отделения логистики.

Разработка и согласование маршрута могут продолжаться долгие месяцы. Известен случай, когда для того, чтобы перевезти турбину для электростанции, по пути следования автопоезда не только переносили линии электропередач, но даже разобрали железнодорожный мост… Понятно, что стоимость подобных проектов заоблачная, поэтому мало кого смущает цена самого транспорта (от полумиллиона евро за тягач без учета налогов плюс совсем недешевый многоосный трал).

В России с задачами такого уровня принято справляться при помощи военной техники, выпускаемой на белорусском МЗКТ и отечественном БАЗе. Но и тут не без проблем: большинство отечественных тяжелых транспортеров и автопоездов – это военные машины, и они не вписываются в привычные 2,55 м по ширине. Правда, и российские дороги шире европейских.

SLT (20).jpg


Технически создать такой транспорт для передвижения по дорогам общего пользования очень сложно – слишком много взаимоисключающих требований. Но… Когда разработчикам выдали техзадание на новый Мерседес SLT, то главным лозунгом стало: «нет ничего невозможного!».

Концерн Daimler AG выпускает сверхтяжелые версии грузовиков Mercedes не первое десятилетие. Новая сверхтяжелая серия SLT на базе Mercedes MP4 – это совершенно другой подход к созданию тягачей такого класса.

Начнем с того, что Daimler пошел навстречу пожеланиям трудящихся и постарался удовлетворить максимум потребностей. Но потребности оказались настолько разными, что в результате получились две разные машины: Arocs и Actros. Mercedes Arocs с подвеской на листовых рессорах, средней кабиной BigSpace и барабанными тормозами способен работать в самых тяжелых условиях, даже в карьерах. А вот роскошный Аctros с пневмоподвеской, самой большой кабиной GigaSpace и дисковыми тормозами рассчитан на эксплуатацию на хороших дорогах.


SLT (4).jpg
SLT (5).jpg


Как

Выпуск подобных монстров никогда не станет массовым – в планах Daimler AG выпускать по 100-120 Mercedes SLT в год, из которых треть придется на бескомпромиссные Arocs, а две трети на комфортабельные Actros. Большинство мировых производителей использует для подобных заказов сторонних производителей, этакие «придворные тюнинговые ателье», и до недавнего времени и тяжелыми сериями грузовиков Mercedes занимались компании Titan и Paul NFZ. Теперь им на откуп оставили только совсем нестандартную технику, а в остальном перевели в ранг поставщиков, и для производства семейства задействовали собственные мощности.

Технологически все не так уж и сложно. С конвейера в немецком Вёрте берется стандартное шасси с самой мощной рамой из строительной линейки. Рама стандартная от 30-тонного строительного грузовика, высота лонжеронов – 300 мм, толщина – 9 мм, плюс 5 мм – это усиливающие вкладыши. Двигатель ОМ473 (Евро-6) – рядная «шестерка» с турбокомпаундом и системой рециркуляции. Объем 15,6 л, максимальная мощность – 625 л.с. (3000 Нм).



Кабина, тип подвески и тормозов тоже определяются заранее. Потом практически комплектный грузовик привозят на сборочное предприятие во французском Мёльсхайме, где его частично разбирают и, если необходимо, добавляют оси либо ведущие мосты. Машину можно заказать в любой конфигурации – от 6Х4 до 8Х8. Но сами разработчики основной упор делают на машины с колесной формулой 8Х4 с двумя передними поворотными осями.

Понятно, что если бы все было так просто, то незачем было и огород городить, ведь и так стандартный Mercedes Arocs 4156 в исполнении Havy Duty может таскать автопоезд полной массой 120 тонн. Однако Mercedes SLT таскает вдвое больше – 250 тонн, а вот это уже совсем другой разговор. И самое сложное для сверхтяжелого транспорта – это стронуться с места, а потом еще и затормозить. Вот здесь и кроется секрет.



Преодоление инерции

Раньше для трогания с места использовался обычный «автомат» с гидротрансформатором. Но сейчас мерседесовцы предлагают некий симбиоз из автоматизированной 16-ступенчатой коробки PowerShift 3 и сцепления двойного действия. Вот на этом агрегате стоит остановиться подробнее.

На соосном валу стоит диск обычного «сухого сцепления» и урезанный гидротрансформатор. В отличие от привычного нам «бублика» в нем всего два колеса – ведущее и ведомое, а вот реакторного нет. В момент трогания с места сухое сцепление разомкнуто, и автопоезд трогается, используя гидротрансформатор, способный развивать за счет разницы скоростей вращения ведущего и ведомого колес до 3000 Нм. А как только скорости колес выравниваются, сухое сцепление замыкается – так обеспечивается экономия топлива. Естественно, что всем процессом управляет электроника. Производительность регулируется количеством поступающей жидкости, которая забирается из собственного резервуара-теплообменника объемом 11 л.



Такое сцепление имеет два режима работы. Normal используется при полной массе автопоезда 60-80 т. Режим Heavy – для самого большого веса, в этом режиме автоматизированная коробка PowerShift 3 последовательно переключает передачи, не пропуская ни одной ступени.

Замедлить или остановить 250-тонный автопоезд еще сложнее. Для этого используется аж три системы: моторный тормоз, эффективность которого подняли с 375 кВт до 450 кВт, ретардер и турбозамедлитель сцепления от компании Voith – общее тормозное усилие более 1000 кВт! И это не задействуя штатных тормозов.

Вторая часть «секретного оружия» SLT заметна сразу – это отдельный модуль, установленный позади кабины и выпускаемый в турецком Аксарае. Сами разработчики его называют «башней охлаждения» или «градирней». Понятно, что двигателю в таких экстремальных условиях работы приходится несладко. И чтобы облегчить ему жизнь, в «башне охлаждения» смонтировали дополнительный радиатор с отдельным вентилятором. Ну а для оптимизации процесса доработки автомобиля в этот же модуль вынесли топливный бак на 900 л, бак для синтетической мочевины на 75 л и всю гидравлическую систему, необходимую для управления навесным оборудованием, с отдельным баком для масла на 135 л.


SLT (23).jpg


Когда я стану капитаном…

Водители Mercedes SLT – парни не со стальными нервами, а как будто и вовсе без них. Это крайне спокойные мужики с огромным опытом вождения (обычно более 20 лет), прошедшие специальное обучение и получивших разрешение на вождение подобных монстров. Реальная работа, как у капитанов ледоколов, занимает два-три месяца в год. И зарплаты тоже капитанские – одни из самых высоких в отрасли. Кроме ответственности за сверхдорогой груз, на их плечах лежит соблюдение графика передвижения… Плюс понимание, что если 200-тонный генератор сорвется или просто что-то пойдет не так, то выжить будет крайне сложно.


SLT (1).jpg



Вооруженный всеми этими знаниями, забираешься в привычную и очень удобную кабину Mercedes Actros GigaSpace. Интерьер ничем не отличается от такого же у стандартных автомобилей, правда при такой высокой стоимости автомобиля на комплектации обычно не экономят. Подгоняешь под себя сиденье (одно из лучших в классе, к слову) и ждешь отмашки на старт. Адреналин зашкаливает… И совершенно зря! Никакого драматизма в самом процессе вождения просто нет. Выбираешь правым подрулевым рычагом «силовой» режим переключения передач, сбрасываешь тормоз и… Все происходит, как во сне.


SLT (14).JPG

Фото: Максим Сергеев



Меееедленно и плаааавно Mercedes Actros SLT трогается с места. Вот из темноты появляется корма сопровождающего Opel с надписью Polizei и горящим транспарантом Folgen Sie/Follow me, и тут же трогается с места, стараясь не сильно убежать вперед. Здесь уже начинаешь чувствовать себя пилотом пассажирского авиалайнера, который, кстати, и весит приблизительно столько же.

Выезжаем на трассу… А дальше все прозаично донельзя: четыре часа со скоростью 30-32 км/ч, смена водителя и еще два часа. Заезд на промежуточную стоянку, все. Пройдено лишь 154 км, а рабочая ночь уже закончилась.


SLT (21).jpg



В пути есть время подумать над тем, что Мерседес SLT вне зависимости от того, Arocs это или Actros, были и остаются невероятной экзотикой. Вопрос о поставках даже не ставится – заказчик, если ему это потребуется, напрямую свяжется с мерседесовским руководством, и ему построят именно ту машину, которая будет отвечать его специфическим целям и задачам…

В компании Daimler AG гордятся не только тем, что могут создавать уникальные сверхтяжелые грузовики, но и тем, что вся линейка Мерседес SLT сохраняет фирменную гарантию и их можно обслужить в любом техцентре Mercedes-Benz Trucks.


SLT (26).jpg



Хотя преимущество это сомнительное. При том ажиотаже, который возникает с любым появлением Mercedes SLT на дорогах, обслуживать его приходится не так уж и часто. Кстати, расчет ТО идет, как у любой спецтехники, не по километражу, а по моточасам. И обслуживание это совсем не дешевое!

Что еще смущает? Да как раз то, что даже при наличии денег и желания готовую машину придется ждать от девяти месяцев до года. Сверхтяжелым звездам Mercedes SLT при жизни обеспечено всеобщее внимание, но появляются на свет они долго и стоят соответствующе.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
19.10.2015 05:15
Мир Земля

Супер,нам до них далекоооооооо !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings