Тест единственного в России самосвала Scania G440 8×8: карманный монстр

8768 0 8
Поделиться: 0 5 0 2 0 1

Каменный карьер – грандиозное зрелище. В таком «интерьере» теряются сочлененные самосвалы и экскаваторы с трехкубовыми ковшами. Всего пять взмахов металлической руки - и 40 тонн породы в кузове. Утробно ворча моторами, карьерные монстры отправляются на разгрузку… Среди этого буйства механических чудовищ Scania 8x8 выглядит очень небольшим автомобилем. Но это впечатление обманчиво.

До недавнего времени многоосные самосвалы к нам в Россию не завозили – считалось, что это неоправданно дорого, и что наш перевозчик такого не купит… А между тем, именно полноприводные большегрузные самосвалы – одни из самых востребованных на просторах России, с нашим качеством дорог, осенне-весенней распутицей и ограничениями по нагрузке на ось.

Очень часто приходится слышать о том, что грузоподъемности полноприводных трехосных самосвалов маловато, а четырехосные машины с колесной формулой 8×4 в распутицу становятся беспомощными на скользких подъемах. Вот нам бы 8×8…

Сейчас ситуация изменилась в корне, и такие производители, как Volvo Trucks и Scania стали завозить пятиосные машины и предоставлять их компаниям для тестовой эксплуатации. Самая распространенная колесная формула среди них — 10×4 и 10×6, а вот полноприводных многоосников у нас пока нет. Ну, почти нет.

Нам удалось протестировать единственный полноприводный четырехосный самосвал, который реально работает в карьере и уже приносит прибыль. Первую в России Scania G440 8×8 приобрела компания «Холсим» для работы в карьере цементного завода в Подмосковье.

Фото: Максим Сергеев


А он такой один!

Это уникальный полноприводный автомобиль, который был спроектирован специально для работы в карьерах как альтернатива сочлененным самосвалам. И испытания доказали экономическую эффективность такого решения.

Нам удалось опробовать машину в условиях карьера. Естественно, что здесь есть все признаки линейки Scania Off-Road – это и трехсекционный стальной бампер, и мощная металлическая защита двигателя и трансмиссии, и защищенная светотехника.

А вот выбор конфигурации полностью демонстрирует предпочтения отечественных перевозчиков. Просторная кабина серии G с кондиционером, полный привод, шведский кузов, двигатель 440 л.с. и 14-ступенчатая механическая коробка передач.

Европейцы, заказывая подобную технику, предпочитают ставить на нее автоматические коробки с гидротрансформатором (в основном Allison). Да, расход топлива увеличивается, но уменьшение нагрузки на трансмиссию увеличивает срок службы агрегатов. И, по их мнению, это оправдывает возросший расход топлива. Но, как говорит Вася Ложкин: «Нам чужд ваш джаз», — и наши перевозчики традиционно предпочитают механические коробки, уповая на квалификацию водителя. Помня об этом, я сомневался, что меня пустят за руль столь серьезного самосвала. Стоит только взглянуть на заманчивые ТТХ…




Судя по ним, Scania G440 8×8 выполняет все требования к внедорожным машинам — в частности, она способна забираться по 30-градусному склону с полной загрузкой до 32 тонн. Но главное – это полный привод со всеми ведущими осями и блокировками межосевых дифференциалов. Благодаря тому, что передние две оси поворотные, радиус разворота немногим больше, чем на трехосных самосвалах. А вот грузоподъемность гораздо больше!

Почувствовать себя положительным героем

Каждый раз, садясь за руль таких машин, я вспоминаю бессмертный «Понедельник» братьев Стругацких. Там главный герой мечтал, что в случае, если бы он работал водителем грузовика, то выбрал бы что-нибудь огромное, чтобы в кабину приходилось забираться по лестнице… А потом долгими часами ехать по пыльной дороге, выставив локоть в окно… В общем, мечты сбываются! Пусть и не у героя Стругацких, а у меня.

Кабина полноприводной Scania расположена сантиметров на 30 выше, чем у стандартной модели, и залезать туда приходится именно по лестнице, а для того, чтобы протереть переднее стекло, есть дополнительная откидная ступенька.

Чтобы там ни говорили другие производители, но с точки зрения эргономики водительского места конкурентов у Scania немного. Практически ни у кого (кроме Mercedes Actros MP4 и нового поления Volvo FH) больше нет таких гигантских диапазонов регулировки руля и сиденья, кода можно «по-легковому» опустить кресло и завалить руль – очень комфортно, особенно при езде на дальние расстояния. Но для серьезного бездорожья больше подходит вертикальная «командирская» посадка, обеспечивающая максимальный обзор – и она тоже настраивается без проблем для людей любого роста и комплекции.




Осматриваясь в кабине, замечаем дополнительную панель справа от руля. На нее выведено управление механизмом блокировки дифференциалов, регулятор тягового усилия и система перераспределения нагрузки между осями задней тележки. Вся информация с этой панели отображается на центральном дисплее комбинации приборов, позволяя отследить текущее состояние каждой оси. На этом отличия от привычной многим эксплуатационникам кабины серии G заканчиваются.

Нас не догонят?

Запускаем двигатель, выжимаем сцепление и привычно трогаемся на пустой машине со «второй повышенной» передачи. Мощности 440-сильного двигателя хватает для того, чтобы переключаться через передачу, 2-3-5-6, не пользуясь «половинками». Грамотно настроенное шасси позволяет почувствовать все нюансы поведения груженой машины на извилистых подъездных дорогах.

Еще раз, уже на собственном опыте, оценил радиус разворота – для четырехосной машины он реально небольшой. Машины конкурентов на таком пятачке развернуться могут далеко не всегда. Следующее открытие – поведение в повороте. На сухом асфальте информативность рулевого управления такова, что ощущения близки к легковым машинам и можно проходить повороты на довольно большой скорости. За это отдельное спасибо стабилизаторам поперечной устойчивости увеличенного сечения на первых двух осях – крены действительно минимальные.

Стоит отметить и ретардер, специально разработанный для условий бездорожья. Так же, как и дорожная модель, для торможения он использует жидкость из охлаждающей системы двигателя. Тормозной момент на нем подняли с 3500 до 4100 Нм, передаточное число внутренней передачи увеличили с 3,04 до 3,26. Но самое главное, что сканиевским инженерам удалось добиться максимальной эффективности на очень низких оборотах (600-1050 об/мин) и повысить, по сравнению с дорожной моделью, эффективность на 17-25%. На практике это означает, что рабочей тормозной системой не пользуешься даже на скользких покрытиях и с полной нагрузкой — она реально необходима только для полной остановки.




Игроки на своем поле

Съезд на бездорожье, естественно, заставляет сбрасывать скорость. Движение в карьере напоминает подводные съемки. Машина уверенно и плавно переваливает через все неровности и застывает под ковшом экскаватора. 32 тонны загружаются быстро, и мы трогаемся к месту разгрузки. Здесь уже приходится использовать пониженный ряд трансмиссии. В день теста было сухо, а когда идет дождь, то на подъеме приходится пользоваться «ползущими» передачами.

Пара километров до «точки сброса» — и разгрузка в очередь с сочлененниками. При этом мы привезли 32 тонны, а сочлененники возят по 40 т, стоят гораздо дороже, да и в обслуживании недешевы. Есть смысл задуматься об эффективности логистики! Особенно если учесть, что сочлененные самосвалы по нашим правилам являются технологическим транспортом и путь на дороги общего пользования им заказан – не проходят по габаритам.

Правда, не обходится и без минусов. Сочленненые самосвалы можно грузить и пятикубовыми ковшами, а в кузов Scania они уже не помещаются. Но это, пожалуй, единственный недостаток. Так, что перевозчикам есть над чем поломать голову.




Такие машины, как Scania 8×8 очень востребованы не только в карьерах, но и у нашего нефте- и газодобывающего комплекса. На «северах» проходимость, грузоподъемность и надежность ценятся как нигде высоко, а сама цена машины в «нефтянке» уже не имеет такого большого значения, как в Европейской части России.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 5 0 2 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Ву Юецзюнь, Foton-Daimler: Auman EST A – не просто тягач, а транспортная система будущего

Накануне, 12 декабря 2017 года, китайская автомобилестроительная компания Foton вывела на российский рынок магистральный тягач. В ходе мероприятия основатель совместного предприятия Foton-Daimler Ву Юецзюнь ответил на…

372 0 4
Статьи / Популярные вопросы
Что такое иммобилайзер, и для чего он нужен

Практически всегда в комплектации приобретаемого нового автомобиля значится строка «штатный иммобилайзер», да и подержанные автомобили таким устройством в большинстве своем не обделены. Более того, многие владельцы даже…

18716 1 0
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Xray

Спустя два года после старта производства Lada Xray уже вполне вписался в российские реалии, неплохо продаётся и обрёл достаточно как поклонников, так и противников. Хорош ли Икс-Рей или плох? Или же вполне ожидаемо…

18121 9 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Peugeot 307 с пробегом: одна из худших АКПП и почти хорошие моторы

Говорят, "кровавая графиня" Элизабет Батори была красавицей. И при этом – одной из самых известных женщин-убийц мира. Peugeot 307 – тоже весьма симпатичная, хоть и машина. Но об ужасах её характера – в частности…

864 2 0
Выбор авто / Подержанные авто
Peugeot 307 с пробегом: катастрофа в электрике и беда в ЭГУР

Даже если вы не большой фанат французских машин, яркий Peugeot 307 почти наверняка обращал на себя ваше внимание. Приятная внешность, очень практичный салон, огромное внутреннее пространство, неплохая моторная гамма,…

2437 14 3
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: ломающийся привод и хилый блок мотора

Дёшево и вечно – так обычно думают про Тойоту. В первой части нашего обзора Авенсиса мы выяснили, что если и не вечно, то хотя бы надёжно, и пусть даже не дёшево, но точно недорого. Всё это относится к кузову, салону,…

3727 3 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

50441 33 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

42949 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

21142 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

11109 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

10628 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

6806 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29602 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

16594 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

12230 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

39144 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

25319 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29602 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?