Тест единственного в России самосвала Scania G440 8×8: карманный монстр

8659 0 8
Поделиться: 0 5 0 2 0 1

Каменный карьер – грандиозное зрелище. В таком «интерьере» теряются сочлененные самосвалы и экскаваторы с трехкубовыми ковшами. Всего пять взмахов металлической руки - и 40 тонн породы в кузове. Утробно ворча моторами, карьерные монстры отправляются на разгрузку… Среди этого буйства механических чудовищ Scania 8x8 выглядит очень небольшим автомобилем. Но это впечатление обманчиво.

До недавнего времени многоосные самосвалы к нам в Россию не завозили – считалось, что это неоправданно дорого, и что наш перевозчик такого не купит… А между тем, именно полноприводные большегрузные самосвалы – одни из самых востребованных на просторах России, с нашим качеством дорог, осенне-весенней распутицей и ограничениями по нагрузке на ось.

Очень часто приходится слышать о том, что грузоподъемности полноприводных трехосных самосвалов маловато, а четырехосные машины с колесной формулой 8×4 в распутицу становятся беспомощными на скользких подъемах. Вот нам бы 8×8…

Сейчас ситуация изменилась в корне, и такие производители, как Volvo Trucks и Scania стали завозить пятиосные машины и предоставлять их компаниям для тестовой эксплуатации. Самая распространенная колесная формула среди них — 10×4 и 10×6, а вот полноприводных многоосников у нас пока нет. Ну, почти нет.

Нам удалось протестировать единственный полноприводный четырехосный самосвал, который реально работает в карьере и уже приносит прибыль. Первую в России Scania G440 8×8 приобрела компания «Холсим» для работы в карьере цементного завода в Подмосковье.

Фото: Максим Сергеев


А он такой один!

Это уникальный полноприводный автомобиль, который был спроектирован специально для работы в карьерах как альтернатива сочлененным самосвалам. И испытания доказали экономическую эффективность такого решения.

Нам удалось опробовать машину в условиях карьера. Естественно, что здесь есть все признаки линейки Scania Off-Road – это и трехсекционный стальной бампер, и мощная металлическая защита двигателя и трансмиссии, и защищенная светотехника.

А вот выбор конфигурации полностью демонстрирует предпочтения отечественных перевозчиков. Просторная кабина серии G с кондиционером, полный привод, шведский кузов, двигатель 440 л.с. и 14-ступенчатая механическая коробка передач.

Европейцы, заказывая подобную технику, предпочитают ставить на нее автоматические коробки с гидротрансформатором (в основном Allison). Да, расход топлива увеличивается, но уменьшение нагрузки на трансмиссию увеличивает срок службы агрегатов. И, по их мнению, это оправдывает возросший расход топлива. Но, как говорит Вася Ложкин: «Нам чужд ваш джаз», — и наши перевозчики традиционно предпочитают механические коробки, уповая на квалификацию водителя. Помня об этом, я сомневался, что меня пустят за руль столь серьезного самосвала. Стоит только взглянуть на заманчивые ТТХ…




Судя по ним, Scania G440 8×8 выполняет все требования к внедорожным машинам — в частности, она способна забираться по 30-градусному склону с полной загрузкой до 32 тонн. Но главное – это полный привод со всеми ведущими осями и блокировками межосевых дифференциалов. Благодаря тому, что передние две оси поворотные, радиус разворота немногим больше, чем на трехосных самосвалах. А вот грузоподъемность гораздо больше!

Почувствовать себя положительным героем

Каждый раз, садясь за руль таких машин, я вспоминаю бессмертный «Понедельник» братьев Стругацких. Там главный герой мечтал, что в случае, если бы он работал водителем грузовика, то выбрал бы что-нибудь огромное, чтобы в кабину приходилось забираться по лестнице… А потом долгими часами ехать по пыльной дороге, выставив локоть в окно… В общем, мечты сбываются! Пусть и не у героя Стругацких, а у меня.

Кабина полноприводной Scania расположена сантиметров на 30 выше, чем у стандартной модели, и залезать туда приходится именно по лестнице, а для того, чтобы протереть переднее стекло, есть дополнительная откидная ступенька.

Чтобы там ни говорили другие производители, но с точки зрения эргономики водительского места конкурентов у Scania немного. Практически ни у кого (кроме Mercedes Actros MP4 и нового поления Volvo FH) больше нет таких гигантских диапазонов регулировки руля и сиденья, кода можно «по-легковому» опустить кресло и завалить руль – очень комфортно, особенно при езде на дальние расстояния. Но для серьезного бездорожья больше подходит вертикальная «командирская» посадка, обеспечивающая максимальный обзор – и она тоже настраивается без проблем для людей любого роста и комплекции.




Осматриваясь в кабине, замечаем дополнительную панель справа от руля. На нее выведено управление механизмом блокировки дифференциалов, регулятор тягового усилия и система перераспределения нагрузки между осями задней тележки. Вся информация с этой панели отображается на центральном дисплее комбинации приборов, позволяя отследить текущее состояние каждой оси. На этом отличия от привычной многим эксплуатационникам кабины серии G заканчиваются.

Нас не догонят?

Запускаем двигатель, выжимаем сцепление и привычно трогаемся на пустой машине со «второй повышенной» передачи. Мощности 440-сильного двигателя хватает для того, чтобы переключаться через передачу, 2-3-5-6, не пользуясь «половинками». Грамотно настроенное шасси позволяет почувствовать все нюансы поведения груженой машины на извилистых подъездных дорогах.

Еще раз, уже на собственном опыте, оценил радиус разворота – для четырехосной машины он реально небольшой. Машины конкурентов на таком пятачке развернуться могут далеко не всегда. Следующее открытие – поведение в повороте. На сухом асфальте информативность рулевого управления такова, что ощущения близки к легковым машинам и можно проходить повороты на довольно большой скорости. За это отдельное спасибо стабилизаторам поперечной устойчивости увеличенного сечения на первых двух осях – крены действительно минимальные.

Стоит отметить и ретардер, специально разработанный для условий бездорожья. Так же, как и дорожная модель, для торможения он использует жидкость из охлаждающей системы двигателя. Тормозной момент на нем подняли с 3500 до 4100 Нм, передаточное число внутренней передачи увеличили с 3,04 до 3,26. Но самое главное, что сканиевским инженерам удалось добиться максимальной эффективности на очень низких оборотах (600-1050 об/мин) и повысить, по сравнению с дорожной моделью, эффективность на 17-25%. На практике это означает, что рабочей тормозной системой не пользуешься даже на скользких покрытиях и с полной нагрузкой — она реально необходима только для полной остановки.




Игроки на своем поле

Съезд на бездорожье, естественно, заставляет сбрасывать скорость. Движение в карьере напоминает подводные съемки. Машина уверенно и плавно переваливает через все неровности и застывает под ковшом экскаватора. 32 тонны загружаются быстро, и мы трогаемся к месту разгрузки. Здесь уже приходится использовать пониженный ряд трансмиссии. В день теста было сухо, а когда идет дождь, то на подъеме приходится пользоваться «ползущими» передачами.

Пара километров до «точки сброса» — и разгрузка в очередь с сочлененниками. При этом мы привезли 32 тонны, а сочлененники возят по 40 т, стоят гораздо дороже, да и в обслуживании недешевы. Есть смысл задуматься об эффективности логистики! Особенно если учесть, что сочлененные самосвалы по нашим правилам являются технологическим транспортом и путь на дороги общего пользования им заказан – не проходят по габаритам.

Правда, не обходится и без минусов. Сочленненые самосвалы можно грузить и пятикубовыми ковшами, а в кузов Scania они уже не помещаются. Но это, пожалуй, единственный недостаток. Так, что перевозчикам есть над чем поломать голову.




Такие машины, как Scania 8×8 очень востребованы не только в карьерах, но и у нашего нефте- и газодобывающего комплекса. На «северах» проходимость, грузоподъемность и надежность ценятся как нигде высоко, а сама цена машины в «нефтянке» уже не имеет такого большого значения, как в Европейской части России.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 5 0 2 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Стартовала российская сборка Kia Rio X-Line

Серийное производство кросс-хэтчбека началось на мощностях петербургского предприятия «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Новинку выпускают по технологии полного цикла со штамповкой,…

3597 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

1723 0 0
Статьи / Премьеры
На глаз и ухо: простая диагностика мотора бэушной машины для чайников

Согласно пословице, людей встречают по одёжке, а провожают по уму. Автомобили перед покупкой тоже сначала оценивают по одёжке: по кузову и по тому, как он выглядит. А потом уже смотрят на ум, и в нашем случае этим умом…

6850 1 5
Статьи / Популярные вопросы
Как поменять водительское удостоверение, и как при этом сэкономить

Срок действия водительского удостоверения – 10 лет. Однако даже этот немалый срок рано или поздно подходит к концу, а иногда необходимость поменять права возникает и раньше – в связи с порчей или утратой этого документа.…

10058 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

401 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

6663 5 3
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: почти идеальный кузов и неприлично дорогая рулевая рейка

Эти автомобили еще достаточно молоды, но уже сейчас можно сказать, что Astra J получилась весьма неоднозначной. У нее есть и очевидные достоинства, и не менее очевидные недостатки. А для полного понимания придется очень…

4369 9 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

16761 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

13887 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

17064 11 3
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8182 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9187 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3305 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

24907 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13183 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20234 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115034 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32288 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29213 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?