Тест-драйв спецтехники Scania в Норвегии: победители зимы

10442 2 7
Поделиться: 0 5 0 1 0 1

12,5 секунды до 100 км/ч – эти цифры выглядят скучно ровно до того момента, пока не понимаешь, что они относятся к многотонному грузовику. Мы находимся на самом севере Европы и тестируем самые крутые грузовики линейки Scania: сверхдлинные фуры, лесовозы, пожарные и снегоуборочные машины и, конечно, вездеходы.

Норвегия, так же как и Россия, черпает свое благополучие из нефтяных скважин, правда, нефти в Норвегии довольно много, а вот народа довольно мало, поэтому в этой стране самый высокий уровень доходов на душу населения.

Меж тем условия эксплуатации грузовиков от российских отличаются несильно. Дороги получше, но снега выпадает столько, что чистить его просто не успевают, поэтому есть и гололед, и снежные заносы, и многокилометровые пробки на трассах – все, как у нас. Плюс большая часть страны покрыта горами, что никак не облегчает жизнь дальнобойщикам, и зима не короче, чем у нас.

Фото: Максим Сергеев


Норги знают толк в серьезных машинах. Недаром они заказывают самые мощные машины, в самых дорогих комплектациях. Ну а как норвежцы любят грузовики Scania, никому рассказывать не надо – одна из самых популярных марок. За что?

Общие черты

Главное достоинство Scania, по мнению эксплуатационников, в ее относительной простоте – в отличие от конкурентов, грузовики Scania пока не перенасыщены электроникой и не раз доказывали свою надежность. Кстати, только шведские производители (Scania и Volvo) гарантируют нормальную работу своих автомобилей при температуре −45 °С. У конкурентов показатели скромнее.



Второе – двигатели. Scania сделала первый в мире двигатель с конфигурацией V8, выполняющий требования по выбросам «Евро-6». Презентация двигателя состоялась в 2013 году, и он до сих пор остается единственным в мире! Рабочий объем 16.4 л. Мощностной диапазон 500-730 л.с. Крутящий момент самой мощной версии 3 500 Нм. Знатоки скажут, что самый мощный серийный двигатель для грузовика выдает 750 л.с. и носит марку Volvo. Но на Volvo Trucks устанавливают рядные «шестерки» объемом 16.1 л, а двигатель V8 («Евро-6») есть только у Scania. И при прочих равных моторы Scania показывают завидную экономичность.



Третье – трансмиссии. То, что европейские перевозчики предпочитают автоматизированные трансмиссии, уже стало общим местом. Однако «не все йогурты одинаково полезны», и одна из самых удачных – сканиевская фирменная автоматизированная 12-ступенчатая трансмиссия ScaniaOpticruise с двумя понижающими передачами и тремя алгоритмами переключения: «нормальным», «экономичным» и «силовым». Не зря ее начнут ставить с 2017 года и на грузовики марки MAN, так же как и Scania, частично принадлежащей концерну Volkswagen AG.



Четвертое – комфорт водителя. Несмотря на то что этой кабине почти 20 лет, конкурентов по удобству размещения и обзорности у нее немного. Настолько удобные сиденья и широчайшие диапазоны регулировок могут предложить, пожалуй, только Mercedes Actros MP4 и Volvo FH, остальные не дотягивают. А об обзорности и вовсе не стоит говорить, дизайнеры Scania умудрились так расположить передние стойки и зеркала, что они практически не крадут обзорность, у остальных конкурентов с этим похуже.

В общем, устраиваемся за рулем, запускаем двигатель обычным ключом (никаких кнопок) и снимаемся с обычного (не электрического) «ручника». Однако не стоит забывать, что в этом году Scania покажет новую кабину, где все это будет. Как будет и нормальное спальное место (зауженная в голове и ногах нижняя спальная полка – единственный, пожалуй, серьезный прокол в сканиевской эргономике).



Перечисление достоинств затянулось, но самое интересное в том, что все то же самое весьма и весьма ценится и нашими перевозчиками. Недаром даже на падающем рынке России Scania остается единственной компанией, закончившей 2014 год с прибылью. Она вышла на первое место по количеству проданных автомобилей среди производителей европейской семерки, реализовав 5 499 грузовиков и шасси. Самое время проверить на себе, что же выбирают зажиточные норвежцы.

Снежный шторм

Норвежцы не против подработать – лишняя копейка никому не мешает. Но как? Довольно просто. Раз дороги чистить не успевают, можно почистить самостоятельно, предварительно договорившись об оплате с муниципалитетом.

Берем обычный, по норвежским меркам, бортовой грузовик Scania R580 6X4. Летом и в межсезонье он используется в комбинации с прицепом. 580 л. с. и 2 950 Нм сканиевского V8 достаточно, чтобы тащить по горам автопоезд полной массой до 50 т. Передняя ось тягача рассчитана на нагрузку 9 т, задняя тележка из двух мостов со ступичными редукторами − на 21 т.

В снегопад же на машину навешивается снегоочистительное оборудование. Со снегоотвалом машина напоминает марсоход из советской фантастики 60-х годов. В оранжевых сполохах проблесковых маячков, с дополнительной светотехникой, отбрасывая на обочину мощный снежный шлейф, навстречу проносится снежный шторм.

За рулем ситуация воспринимается намного прозаичнее: пульт управления скребком и дисплей, на который выводится картинка с камеры, контролирующей положение скребка.



Пульт управления – некая помесь компьютерной мыши и джойстика. Перевод из транспортного положения в рабочее переводится двумя движениями − одной кнопкой разблокируем привод, а наклоном джойстика опускаем снегоотвал на поверхность.

Всё, можно выезжать

Рабочая скорость 35-40 км/ч, при этом главное − не вывалиться из «зеленой зоны» тахометра, а все остальное сделает автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise с режимом работы в условиях бездорожья. Замедляться снегоуборщику Scania R580 помогает ретардер, развивающий до 4 100 Нм тормозящего момента. Рабочими тормозами пользуешься только для окончательной остановки. Снегоуборочным оборудованием компании Øveraasen эту Scania R580 6X4 оснащают по вашему заказу на сборочном предприятии Scania.

Самый-самый!

Задний ход, аккуратная работа газом, трансмиссия ScaniaOpticruise в «маневровом» режиме, моргающая аварийка. Полоборота руля, еще полоборота, еще четверть… и трехзвенный автопоезд с полной загрузкой, складываясь, окончательно перегораживает площадку для маневрирования… Ах, как все хорошо начиналось… Сверхдлинные «скандинавские сцепки» по 25,25 метра – пока только мечта наших перевозчиков.

Таких монстров можно встретить исключительно в Скандинавии, и только здесь. Пока в качестве эксперимента разрешена эксплуатация 60-тонных автопоездов длиной 25,25 метра.

Флагманский R 730 Topline – седельный тягач в топовом исполнении. Самая большая кабина в линейке, кожаные кресла и все возможные опции, включая встроенную кофеварку и микроволновку. Для большинства наших водителей – непредставимая роскошь. Но самое интересное все же под кабиной: самый мощный 16.4-литровый двигатель Scania V8 выдает 730 л.с. мощности и 3 500 Нм крутящего момента. Разумеется, нашла свое место и автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise.



Передняя ось рассчитана на нагрузку 9 т. Сзади – тележка из двух мостов с одноступенчатыми редукторами грузоподъемностью 19 т. В паре с тягачом работает модульный прицеп Schmitz.

И первое впечатление от движения: в этом ничего сложного. Надо смотреть в зеркала, и очень аккуратно проходить кольцевые развязки, но в остальном ничего особенного от водителя не требуется… Стоит отметить, что немалая заслуга в этом рулевого управления. Радиус разворота – один из лучших в классе, а на руле присутствует внятное информативное усилие. Это не ошибка, я пишу о 60-тонном сверхдлинном автопоезде, у которого с информативностью рулевого управления гораздо лучше, чем у многих машин двумя-тремя классами ниже.

А что касается движения задним ходом? Инструктор, посмотрев на мои мучения, тяжело вздохнул и проговорил что-то ободряющее, в том смысле, что полгода тренировок – и будешь парковаться, как на легковушке.

Если говорить об экономической целесообразности, то расход топлива довольно высок, но и увеличение количества груза в полтора раза впечатляет само по себе. В скромной по размерам Скандинавии такие машины эксплуатируются уже несколько лет, и перевозчики настойчиво пытаются продавить разрешение на их эксплуатацию по всему Евросоюзу. А уж нам бы это как пригодилось… Правда, у нас ограничение по длине автопоезда 20 м. Да и с нагрузкой по осям не все хорошо. Нет, формально восьми осей для действующего на наших дорогах ограничения (8 т на ось) вполне достаточно для проезда 60-тонного автопоезда, но вот в распутицу даже на федеральных трассах можно встретить знаки ограничения «6 т на ось» и даже «5 т на ось».

Передняя ось рассчитана на нагрузку 9 т. Сзади – тележка из двух мостов с одноступенчатыми редукторами грузоподъемностью 19 т. В паре с тягачом работает модульный прицеп Schmitz.



Лес – наше богатство

Как правило, даже в России лесозаготовители не бедствуют и закупают технику исходя из эксплуатационных показателей, а не цены. И уже сейчас у нас можно встретить лесовозы в дорогих комплектациях, с фирменными лесовозными надстройками Alucar из Финляндии и манипуляторами для погрузки леса производства Epsilon, такими как Scania R520 с традиционным для сложных условий эксплуатации двигателем V8 (520 л. с. 2700 Нм). Усиленное шасси увеличенных габаритов для загрузки максимально разрешенного объема леса. Полная масса указана скромно: «не менее 60 т».

Спереди – параболические рессоры, сзади – пневматическая подвеска. Максимальная полная нагрузка на переднюю ось достигает 9 т, задняя ведущая тележка рассчитана на 21 т. Дополняет картину автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise с педалью сцепления, которая используется только при трогании с места и окончательной остановке. Плюс дисковые тормоза «по кругу».




И отказываться от этих опций не стоит – слишком велика цена ошибки, мало того что полная масса автопоезда более 60 т, так еще и водить его придется по технологическим грунтовым дорогам. И тут надо не только смотреть в оба, но буквально чувствовать немаленькие габариты и учитывать все неровности. Нередки случаи, когда на сложном рельефе тяжелый прицеп заваливал автопоезд или ломал дышло прицепа.

И все же наши лесозаготовители покупают такие машины. Почему? Как сказал мне один из лесопромышленников в республике Коми: «Понимаешь, одна Scania везет, как три МАЗа. Три МАЗа – это восемь водителей высокой квалификации, которым надо платить. Это дикий расход топлива и негарантированный выход на линию… Естественно, в таких условиях я выберу лесовозы Scania».

Впрыск адреналина

Яркая раскраска. Разгон за 12 с до 100 км/ч, максимальная скорость 125 км/ч. В глазах рябит от дополнительного оборудования, над головой завывает сирена… Схожие ощущения можно получить только в кабине ралли-рейдового грузовика. А ведь это просто пожарная машина Scania P 480 4×4. Хотя не совсем простая – аэродромная.

Шасси, на котором строят такие машины, используется усиленное, от армейских версий.

Максимальную маневренность обеспечивает рядный двигатель с 6 цилиндрами, объемом 13 л и мощностью 480 л. с. в комбинации с коробкой передач Allison и полным приводом. В двухрядной кабине Scania CP 28 хватит места для расчета из пяти (2+3) человек.




Надстройка производства Rosenbauer была поставлена компанией EgenesBrannteknikk AS из Норвегии. Цистерна для воды вмещает 2 850 л, а бак для пенообразователя – 100 л жидкости. Насос Rosenbauer может работать в режимах нормального и высокого давления с максимальной подачей 3 500 л/мин, выбрасывая пенную струю на 50 м!

Когда на полной скорости, завывая сиреной и заливая все вокруг светом мигалок, машина проносится мимо, ощущения не для слабонервных. Внутри еще веселее, с управляемостью все хорошо, но надо помнить, что законы физики пока никто не отменял и входить в поворот на машине с высоким центром масс нужно с осторожностью.

Наши пожарники уже успели оценить эти машины, и они работают в столичных аэропортах, правда, наши пошли дальше норвежцев и закупают трехосные Scania Р480 6Х6.

Воспоминания о мятежной юности

Вот оно ощущение вседозволенности, такое же, как и четверть века назад, – учебный КамАЗ-4310, вспарывающий снежную целину полигона ДОСААФ, включены все блокировки, а сержант-инструктор орет: «Газу, Тваю Дивизию!». Разумеется, Scania G 370 6×6 – это совсем другой уровень комфорта и технологий, но внедорожная сущность та же: «Нам нет преград!».




Стандартная спальная кабина серии G отличается от топовых более скромным внутренним пространством, однако это может стать и преимуществом – такая кабина быстрее прогревается в мороз. Рядная «шестерка» объемом 13 литров (370 л. с. 1 900 Нм) трудится в содружестве с 9-диапазонным «автоматом» Allison A67R и позволяет просто выбирать направление и «валить» на все деньги. Ну а если засядешь, то выручит механическая лебедка.

Этот многофункциональный грузовик в качестве надстройки получил крюковой подъемник шведской компании HIAB. Передняя ось рассчитана на нагрузку 8,5 т, задняя тележка из двух мостов в состоянии поднять 26 т. В Скандинавии подобные машины закупают энергетические компании, у нас нефтяники и газовики тоже не жалуются на снижение доходов.




Размышления в пробке

Когда мы возвращались в аэропорт, снова повалил снег и тоннель на въезде в Осло перегородил «сложившийся» автопоезд, обеспечив работой дорожную полицию и эвакуационную службу. Два часа в пробке… Все, как у нас. Только вот доходы на душу населения…

Хотя, учитывая те масштабные проекты, которые будут реализовываться в самом ближайшем времени (Чемпионат мира по футболу – 2018, Крымский мост, газопровод «Сила Сибири», скоростная железная дорога «Москва – Пекин»), есть шанс на появление новых серьезных игроков. А пока остается повторять за классиком: «Хоть похоже на Россию, только все же не Россия».



Читайте также:



Понравилась статья? 0 5 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Ehrnest Vergeles

Всё такие автомобили должны поставляться в Одессу я об этом много сккажу, но только когда буду самолично ехать!Вергелес Константин Николаевич

Ehrnest Vergeles

Всё такие автомобили должны поставляться в Одессу я об этом много сккажу, но только когда буду самолично ехать!Вергелес Константин Николаевич

Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Новый Kia Cee’d: первые изображения

В сентябре во Франкфурте ожидается премьера нового поколения популярного корейского хэтчбека. Последние шпионские фотоснимки приоткрыли новые детали внешности, на их…

7204 0 6
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автоправо
Междурядье и шашки: что такое опасное вождение мотоцикла?

Ездить на мотоцикле между рядами – опасно? А играть в так называемые «шашки», перестраиваясь из ряда в ряд? Уничтожит ли российское мотодвижение пункт ПДД про опасное вождение? Выясняем, что это такое применительно к…

446 1 0
Статьи / История
От парового котла до DSG и дальше: дневник автослесаря за 250 лет

Давайте представим, что жил-поживал мужик этак два с половиной века, всю жизнь работал автомехаником и вёл рабочий дневник. Интересно, что он мог там записать?

2232 5 7
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

3197 9 10
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: «тук-тук» четвёртого цилиндра и настоящий полный привод

Не совсем обычная машина для не совсем нормальных людей – вот что такое Subaru Legacy. Если в вас живёт гонщик-авантюрист, который умеет варить железо, паять проводку и перепрессовывать подшипники, то первая часть…

2245 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: негниющая сталь кузова и детали, которые нельзя найти

Машины Subaru всегда были «немного другими» и всегда находили своего, такого же нестандартного, покупателя. И в девяностые годы поклонников-ценителей хватало, ведь машины эти были очень интересными. Достоинств у них…

4365 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GG с пробегом: моторы и коробки, как у Форда, но лучше

Первая часть обзора про Мазду 6 первого поколения получилась немного грустной: по прошествии лет стало понятно, что кузов не просто склонен к коррозии, а сгнивает в лучших традициях Опелей 90-х. Сложности подвески и…

4002 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

32603 11 0
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

34315 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

21405 3 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

72188 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

57338 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

29284 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

60403 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19682 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

9189 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

16169 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19682 2 0
Статьи / История
Сидор, Хомячок и Джеки Чан: как в России называют корейские и китайские автомобили

Кажется, что в России буквально у каждого автомобиля есть прозвище. И совершенно не важно, что у модели существует официальное название – оно почти всегда трансформируется и обретает новый смысл. Сегодня изучаем «клички»…

8535 2 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?