Тест-драйв спецтехники Scania в Норвегии: победители зимы

10571 2 7
Поделиться: 0 5 0 1 0 1

12,5 секунды до 100 км/ч – эти цифры выглядят скучно ровно до того момента, пока не понимаешь, что они относятся к многотонному грузовику. Мы находимся на самом севере Европы и тестируем самые крутые грузовики линейки Scania: сверхдлинные фуры, лесовозы, пожарные и снегоуборочные машины и, конечно, вездеходы.

Норвегия, так же как и Россия, черпает свое благополучие из нефтяных скважин, правда, нефти в Норвегии довольно много, а вот народа довольно мало, поэтому в этой стране самый высокий уровень доходов на душу населения.

Меж тем условия эксплуатации грузовиков от российских отличаются несильно. Дороги получше, но снега выпадает столько, что чистить его просто не успевают, поэтому есть и гололед, и снежные заносы, и многокилометровые пробки на трассах – все, как у нас. Плюс большая часть страны покрыта горами, что никак не облегчает жизнь дальнобойщикам, и зима не короче, чем у нас.

Фото: Максим Сергеев


Норги знают толк в серьезных машинах. Недаром они заказывают самые мощные машины, в самых дорогих комплектациях. Ну а как норвежцы любят грузовики Scania, никому рассказывать не надо – одна из самых популярных марок. За что?

Общие черты

Главное достоинство Scania, по мнению эксплуатационников, в ее относительной простоте – в отличие от конкурентов, грузовики Scania пока не перенасыщены электроникой и не раз доказывали свою надежность. Кстати, только шведские производители (Scania и Volvo) гарантируют нормальную работу своих автомобилей при температуре −45 °С. У конкурентов показатели скромнее.



Второе – двигатели. Scania сделала первый в мире двигатель с конфигурацией V8, выполняющий требования по выбросам «Евро-6». Презентация двигателя состоялась в 2013 году, и он до сих пор остается единственным в мире! Рабочий объем 16.4 л. Мощностной диапазон 500-730 л.с. Крутящий момент самой мощной версии 3 500 Нм. Знатоки скажут, что самый мощный серийный двигатель для грузовика выдает 750 л.с. и носит марку Volvo. Но на Volvo Trucks устанавливают рядные «шестерки» объемом 16.1 л, а двигатель V8 («Евро-6») есть только у Scania. И при прочих равных моторы Scania показывают завидную экономичность.



Третье – трансмиссии. То, что европейские перевозчики предпочитают автоматизированные трансмиссии, уже стало общим местом. Однако «не все йогурты одинаково полезны», и одна из самых удачных – сканиевская фирменная автоматизированная 12-ступенчатая трансмиссия ScaniaOpticruise с двумя понижающими передачами и тремя алгоритмами переключения: «нормальным», «экономичным» и «силовым». Не зря ее начнут ставить с 2017 года и на грузовики марки MAN, так же как и Scania, частично принадлежащей концерну Volkswagen AG.



Четвертое – комфорт водителя. Несмотря на то что этой кабине почти 20 лет, конкурентов по удобству размещения и обзорности у нее немного. Настолько удобные сиденья и широчайшие диапазоны регулировок могут предложить, пожалуй, только Mercedes Actros MP4 и Volvo FH, остальные не дотягивают. А об обзорности и вовсе не стоит говорить, дизайнеры Scania умудрились так расположить передние стойки и зеркала, что они практически не крадут обзорность, у остальных конкурентов с этим похуже.

В общем, устраиваемся за рулем, запускаем двигатель обычным ключом (никаких кнопок) и снимаемся с обычного (не электрического) «ручника». Однако не стоит забывать, что в этом году Scania покажет новую кабину, где все это будет. Как будет и нормальное спальное место (зауженная в голове и ногах нижняя спальная полка – единственный, пожалуй, серьезный прокол в сканиевской эргономике).



Перечисление достоинств затянулось, но самое интересное в том, что все то же самое весьма и весьма ценится и нашими перевозчиками. Недаром даже на падающем рынке России Scania остается единственной компанией, закончившей 2014 год с прибылью. Она вышла на первое место по количеству проданных автомобилей среди производителей европейской семерки, реализовав 5 499 грузовиков и шасси. Самое время проверить на себе, что же выбирают зажиточные норвежцы.

Снежный шторм

Норвежцы не против подработать – лишняя копейка никому не мешает. Но как? Довольно просто. Раз дороги чистить не успевают, можно почистить самостоятельно, предварительно договорившись об оплате с муниципалитетом.

Берем обычный, по норвежским меркам, бортовой грузовик Scania R580 6X4. Летом и в межсезонье он используется в комбинации с прицепом. 580 л. с. и 2 950 Нм сканиевского V8 достаточно, чтобы тащить по горам автопоезд полной массой до 50 т. Передняя ось тягача рассчитана на нагрузку 9 т, задняя тележка из двух мостов со ступичными редукторами − на 21 т.

В снегопад же на машину навешивается снегоочистительное оборудование. Со снегоотвалом машина напоминает марсоход из советской фантастики 60-х годов. В оранжевых сполохах проблесковых маячков, с дополнительной светотехникой, отбрасывая на обочину мощный снежный шлейф, навстречу проносится снежный шторм.

За рулем ситуация воспринимается намного прозаичнее: пульт управления скребком и дисплей, на который выводится картинка с камеры, контролирующей положение скребка.



Пульт управления – некая помесь компьютерной мыши и джойстика. Перевод из транспортного положения в рабочее переводится двумя движениями − одной кнопкой разблокируем привод, а наклоном джойстика опускаем снегоотвал на поверхность.

Всё, можно выезжать

Рабочая скорость 35-40 км/ч, при этом главное − не вывалиться из «зеленой зоны» тахометра, а все остальное сделает автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise с режимом работы в условиях бездорожья. Замедляться снегоуборщику Scania R580 помогает ретардер, развивающий до 4 100 Нм тормозящего момента. Рабочими тормозами пользуешься только для окончательной остановки. Снегоуборочным оборудованием компании Øveraasen эту Scania R580 6X4 оснащают по вашему заказу на сборочном предприятии Scania.

Самый-самый!

Задний ход, аккуратная работа газом, трансмиссия ScaniaOpticruise в «маневровом» режиме, моргающая аварийка. Полоборота руля, еще полоборота, еще четверть… и трехзвенный автопоезд с полной загрузкой, складываясь, окончательно перегораживает площадку для маневрирования… Ах, как все хорошо начиналось… Сверхдлинные «скандинавские сцепки» по 25,25 метра – пока только мечта наших перевозчиков.

Таких монстров можно встретить исключительно в Скандинавии, и только здесь. Пока в качестве эксперимента разрешена эксплуатация 60-тонных автопоездов длиной 25,25 метра.

Флагманский R 730 Topline – седельный тягач в топовом исполнении. Самая большая кабина в линейке, кожаные кресла и все возможные опции, включая встроенную кофеварку и микроволновку. Для большинства наших водителей – непредставимая роскошь. Но самое интересное все же под кабиной: самый мощный 16.4-литровый двигатель Scania V8 выдает 730 л.с. мощности и 3 500 Нм крутящего момента. Разумеется, нашла свое место и автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise.



Передняя ось рассчитана на нагрузку 9 т. Сзади – тележка из двух мостов с одноступенчатыми редукторами грузоподъемностью 19 т. В паре с тягачом работает модульный прицеп Schmitz.

И первое впечатление от движения: в этом ничего сложного. Надо смотреть в зеркала, и очень аккуратно проходить кольцевые развязки, но в остальном ничего особенного от водителя не требуется… Стоит отметить, что немалая заслуга в этом рулевого управления. Радиус разворота – один из лучших в классе, а на руле присутствует внятное информативное усилие. Это не ошибка, я пишу о 60-тонном сверхдлинном автопоезде, у которого с информативностью рулевого управления гораздо лучше, чем у многих машин двумя-тремя классами ниже.

А что касается движения задним ходом? Инструктор, посмотрев на мои мучения, тяжело вздохнул и проговорил что-то ободряющее, в том смысле, что полгода тренировок – и будешь парковаться, как на легковушке.

Если говорить об экономической целесообразности, то расход топлива довольно высок, но и увеличение количества груза в полтора раза впечатляет само по себе. В скромной по размерам Скандинавии такие машины эксплуатируются уже несколько лет, и перевозчики настойчиво пытаются продавить разрешение на их эксплуатацию по всему Евросоюзу. А уж нам бы это как пригодилось… Правда, у нас ограничение по длине автопоезда 20 м. Да и с нагрузкой по осям не все хорошо. Нет, формально восьми осей для действующего на наших дорогах ограничения (8 т на ось) вполне достаточно для проезда 60-тонного автопоезда, но вот в распутицу даже на федеральных трассах можно встретить знаки ограничения «6 т на ось» и даже «5 т на ось».

Передняя ось рассчитана на нагрузку 9 т. Сзади – тележка из двух мостов с одноступенчатыми редукторами грузоподъемностью 19 т. В паре с тягачом работает модульный прицеп Schmitz.



Лес – наше богатство

Как правило, даже в России лесозаготовители не бедствуют и закупают технику исходя из эксплуатационных показателей, а не цены. И уже сейчас у нас можно встретить лесовозы в дорогих комплектациях, с фирменными лесовозными надстройками Alucar из Финляндии и манипуляторами для погрузки леса производства Epsilon, такими как Scania R520 с традиционным для сложных условий эксплуатации двигателем V8 (520 л. с. 2700 Нм). Усиленное шасси увеличенных габаритов для загрузки максимально разрешенного объема леса. Полная масса указана скромно: «не менее 60 т».

Спереди – параболические рессоры, сзади – пневматическая подвеска. Максимальная полная нагрузка на переднюю ось достигает 9 т, задняя ведущая тележка рассчитана на 21 т. Дополняет картину автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise с педалью сцепления, которая используется только при трогании с места и окончательной остановке. Плюс дисковые тормоза «по кругу».




И отказываться от этих опций не стоит – слишком велика цена ошибки, мало того что полная масса автопоезда более 60 т, так еще и водить его придется по технологическим грунтовым дорогам. И тут надо не только смотреть в оба, но буквально чувствовать немаленькие габариты и учитывать все неровности. Нередки случаи, когда на сложном рельефе тяжелый прицеп заваливал автопоезд или ломал дышло прицепа.

И все же наши лесозаготовители покупают такие машины. Почему? Как сказал мне один из лесопромышленников в республике Коми: «Понимаешь, одна Scania везет, как три МАЗа. Три МАЗа – это восемь водителей высокой квалификации, которым надо платить. Это дикий расход топлива и негарантированный выход на линию… Естественно, в таких условиях я выберу лесовозы Scania».

Впрыск адреналина

Яркая раскраска. Разгон за 12 с до 100 км/ч, максимальная скорость 125 км/ч. В глазах рябит от дополнительного оборудования, над головой завывает сирена… Схожие ощущения можно получить только в кабине ралли-рейдового грузовика. А ведь это просто пожарная машина Scania P 480 4×4. Хотя не совсем простая – аэродромная.

Шасси, на котором строят такие машины, используется усиленное, от армейских версий.

Максимальную маневренность обеспечивает рядный двигатель с 6 цилиндрами, объемом 13 л и мощностью 480 л. с. в комбинации с коробкой передач Allison и полным приводом. В двухрядной кабине Scania CP 28 хватит места для расчета из пяти (2+3) человек.




Надстройка производства Rosenbauer была поставлена компанией EgenesBrannteknikk AS из Норвегии. Цистерна для воды вмещает 2 850 л, а бак для пенообразователя – 100 л жидкости. Насос Rosenbauer может работать в режимах нормального и высокого давления с максимальной подачей 3 500 л/мин, выбрасывая пенную струю на 50 м!

Когда на полной скорости, завывая сиреной и заливая все вокруг светом мигалок, машина проносится мимо, ощущения не для слабонервных. Внутри еще веселее, с управляемостью все хорошо, но надо помнить, что законы физики пока никто не отменял и входить в поворот на машине с высоким центром масс нужно с осторожностью.

Наши пожарники уже успели оценить эти машины, и они работают в столичных аэропортах, правда, наши пошли дальше норвежцев и закупают трехосные Scania Р480 6Х6.

Воспоминания о мятежной юности

Вот оно ощущение вседозволенности, такое же, как и четверть века назад, – учебный КамАЗ-4310, вспарывающий снежную целину полигона ДОСААФ, включены все блокировки, а сержант-инструктор орет: «Газу, Тваю Дивизию!». Разумеется, Scania G 370 6×6 – это совсем другой уровень комфорта и технологий, но внедорожная сущность та же: «Нам нет преград!».




Стандартная спальная кабина серии G отличается от топовых более скромным внутренним пространством, однако это может стать и преимуществом – такая кабина быстрее прогревается в мороз. Рядная «шестерка» объемом 13 литров (370 л. с. 1 900 Нм) трудится в содружестве с 9-диапазонным «автоматом» Allison A67R и позволяет просто выбирать направление и «валить» на все деньги. Ну а если засядешь, то выручит механическая лебедка.

Этот многофункциональный грузовик в качестве надстройки получил крюковой подъемник шведской компании HIAB. Передняя ось рассчитана на нагрузку 8,5 т, задняя тележка из двух мостов в состоянии поднять 26 т. В Скандинавии подобные машины закупают энергетические компании, у нас нефтяники и газовики тоже не жалуются на снижение доходов.




Размышления в пробке

Когда мы возвращались в аэропорт, снова повалил снег и тоннель на въезде в Осло перегородил «сложившийся» автопоезд, обеспечив работой дорожную полицию и эвакуационную службу. Два часа в пробке… Все, как у нас. Только вот доходы на душу населения…

Хотя, учитывая те масштабные проекты, которые будут реализовываться в самом ближайшем времени (Чемпионат мира по футболу – 2018, Крымский мост, газопровод «Сила Сибири», скоростная железная дорога «Москва – Пекин»), есть шанс на появление новых серьезных игроков. А пока остается повторять за классиком: «Хоть похоже на Россию, только все же не Россия».



Читайте также:



Понравилась статья? 0 5 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Ehrnest Vergeles

Всё такие автомобили должны поставляться в Одессу я об этом много сккажу, но только когда буду самолично ехать!Вергелес Константин Николаевич

Ehrnest Vergeles

Всё такие автомобили должны поставляться в Одессу я об этом много сккажу, но только когда буду самолично ехать!Вергелес Константин Николаевич

Главная новость
Новости / Новинки
Кроссовер Volvo XC40 представлен официально

Мировая премьера нового компактного «паркетника» Вольво состоялась в Милане.

2707 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Хильдегард Вортманн, BMW: прибыльность для нас – цель номер один

Как BMW будет бороться с конкурентами, увидим ли мы в России седан 1 серии, какое будущее у нового кроссовера X7, и зачем BMW такой обширный модельный ряд? Почему немцы не ощущают «кризиса идей», и является ли рост…

198 0 0
Статьи / Технологии
Российская система противодействия угонам КОРЗ из 90-х – как она работала и почему провалилась

КОРЗ – это Комплекс Оперативного Розыска и Задержания автоугонщиков. Система, на которую возлагались большие надежды в начале 90-х, когда в стране бушевал бандитский произвол, и количество угонов зашкаливало. На…

622 0 0
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

20026 4 8
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: проблемные коробки-роботы и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2-го поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска…

1125 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

2077 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2621 1 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14526 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

14026 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10498 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35581 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6757 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8044 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23356 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11988 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18618 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29617 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6670 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7871 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?