10 правил автопутешествия.
Для начала нужно определиться с терминами. Что же такое автопутешествие? Для кого-то это поездка в гипермаркет на другой конец города, для другого — никак не меньше маршрута Питер-Сочи, причём желательно за один присест. Но всё же давайте считать, что это поездка от 500 км и дальше или от 5 часов и дольше. Итак, как же лучше к этому подготовиться?
Приоритеты.
Садясь в машину, чтобы проехать несколько сотен километров, нужно чётко определить для себя, что Ваша цель — это добраться до пункта назначения без потерь. Единственные допустимые потери, временные, нужно заложить в расчётное время прибытия, в пути не должно быть никакой спешки. На самом деле, понимать это нужно каждый раз садясь за руль, но всё-таки одно дело ДТП в родном городе, другое — за 700 км от него где-то на трассе. Само собой, никаких игр в «учителя», «крутого парня» и прочего ребячества на дороге. Ваша цель — пункт прибытия и только он!
Маршрут.
Проложите маршрут на онлайн-картах. Избегайте второстепенных дорог, если они Вам не знакомы. К сожалению, как правило, такие дороги находятся в худшем состоянии по сравнению с федеральными трассами, да и инфраструктура там не так развита. А ещё можно потерять время на железнодорожных переездах. Да и шансов встретить неторопливый трактор или поселкового гонщика навеселе значительно больше. Проверьте маршрут в том навигационном устройстве, которым будете пользоваться в пути, так как зачастую навигатор выбирает самый короткий путь, а мы уже выяснили, что он не всегда самый быстрый и удобный. Дополнительно можно составить примерный маршрут на бумаге, вдруг что-то случится с навигатором, выписать населённые пункты, через которые будете проезжать, чтобы было проще ориентироваться по указателям.
Узнайте заранее, есть ли на маршруте, который Вы построили, платные дороги, и сколько стоит проезд по ним.
Заранее выясните, когда лучше проходить таможню или паромную переправу, если они есть в вашем маршруте. Рассчитайте время прибытия, чтобы провести в очереди как можно меньше времени, лучше уж выехать пораньше или, наоборот, попозже.
Забронируйте номер в отеле в том городе, куда рассчитываете доехать на первый день, предупредите администратора, что можете задержаться, убедитесь, что Вас дождутся. Уточните по поводу стоянки для авто. На всякий случай, запишите ещё пару телефонов отелей в этом городе и ещё в одном, ближе к месту старта (на случай форс-мажора).
Посмотрите погоду на всём маршруте с разбросом плюс-минус один день, чтобы понимать, что вообще будет происходить в пути (жара, дождь, туман или снег).
Решите вопрос связи, как голосовой, так и интернета, подключите необходимые опции, пополните баланс телефона. Хорошо иметь с собой запасной телефон с симкой другого оператора на случай, если сеть основного будет недоступна.
Заправки.
Откройте карту АЗС на сайте проверенных нефтяных компаний (хотя бы двух), выпишите на бумагу адреса (километры на трассе) заправок по пути. Пусть список будет большим, не страшно! Иногда АЗС закрывают на ремонт, иногда там идёт приём топлива или очередь, Вам такой форс-мажор не страшен, ведь Вы будете знать, что через 50 километров есть ещё одна заправка! Используйте тот же бумажный вариант маршрута, о котором мы говорили в предыдущем пункте. Кстати, список официальных АЗС поможет Вам избежать мимикрирующих под известный бренд бензоколонок с сомнительным топливом, а такие иногда попадаются!
Заодно пометьте, на каких заправках есть кафе и минимаркеты, чтобы сократить время на заезды в кафе и туалетные паузы. Согласитесь, зная, что через 10 минут езды Вы доедете до цивилизованного комплекса, останавливаться и бежать в лес уже не захочется.
В багажнике у Вас должна быть канистра с любимым топливом вашей машины минимум на 100 километров пути (как правило, 10 литров, а кому-то и все 20).
С учётом того, что есть список АЗС, можно опускаться ниже половины бака, но не ниже четверти. И всё же лучше держать половину.
Документы.
Проверьте даты окончания Вашего водительского удостоверения и страховки. Как понимаете, они должны быть позже даты Вашего возвращения, лучше, чтобы значительно позже, на случай непредвиденной задержки. Совет банален, но именно поэтому многие им пренебрегают. А просроченный документ может причинить немало хлопот при встрече с инспектором ДПС вдали от родной земли. Также проверьте остальные потенциально нужные документы (гражданский паспорт, загран.паспорт, визы и прочее).
Если вдруг срок действия документов истекает в поездке (или уже истёк), немедленно обращайтесь в соответствующую организацию для замены.
Остановки.
Обязательно делать остановки не реже, чем каждые 3-5 часов! Во время привала разомнитесь, попрыгайте, можно умыться водой.
Останавливаться рекомендую на АЗС известных брендов. Как правило, их станции имеют и спокойную парковку, и кафе, и туалет, а также камеры наблюдения и освещение. Другими словами, это наиболее комфортное и безопасное место для остановки, чем обочина или площадки для отдыха, тем более в тёмное время суток. Даже если Вы недолюбливаете конкретную нефтяную компанию, лучше дотяните до АЗС, чем останавливайтесь на трассе.
Пассажиры.
В путь отправляйтесь в хорошем расположении духа и в хороших отношениях с пассажирами. Сразу оговорите частоту остановок, если кому-то требуются частый отдых, лучше предусмотреть это заранее, чем ругаться в пути. Ну и обратная ситуация: если все готовы на длительные перегоны – здорово, быстрее приедете! Также можно распределить функции: кто-то отвечает за еду и напитки, кто-то следит за картой, кто-то развлекает водителя и так далее.
Беспроигрышный вариант – записать на флешку или диск любимые песни всех участников поездки и включить его на случайное воспроизведение. Командное пение приветствуется! Подобный тимбилдинг не только поднимет всем настроение, но и далеко прогонит усталость водителя. Да и время скоротаете.
На переднее сиденье лучше посадить того, кто не засыпает от дороги, причина понятна.
Поездки «в два руля»
Если водителей в машине двое или даже трое, это очень хорошо! Меняйтесь на каждой остановке, но с тем учётом, чтобы самому опытному доставались самые сложные участки (серпантины, грунтовки, ночная смена, дождь, снег), начинающему водителю лучше оставить магистраль с двумя полосами в каждую сторону. Ну и самое главное правило: когда один за рулём, остальные водители молчат. Советовать, как вести машину, — самое худшее, чем можно заняться в пути.
Дети.
Дети должны ехать в детских автокреслах — это аксиома. Пользуйтесь только качественными креслами, и только креслами (забудьте про всякие бустеры и накладки на ремни). Не верите — посмотрите краш-тесты.
Желательно, чтобы с детьми ехал ещё один взрослый, который будет с ними заниматься. Недопустимо, чтобы водитель отвлекался от дороги.
И ещё один момент: обязательно под рукой должны быть медикаменты, которыми пользуются все члены экипажа. И пачку таблеток от укачивания лучше тоже взять с собой!
Груз.
Размещение груза очень важно! Основное правило: всё должно быть закреплено! Помните, при движении вес предметов увеличивается в несколько раз, но мы этого не чувствуем, так как находимся в покое относительно багажа. Но при резком торможении, повороте или, что ещё хуже, ДТП незакреплённые предметы (особенно это касается хетчбеков, универсалов и кроссоверов) могут вылететь в салон и нанести серьёзные травмы пассажирам.
При раскладывании вещей старайтесь класть более тяжёлое вниз, но продумайте, как вы будете доставать запасное колесо или инструменты из подполья багажника, если это понадобится. На всякий случай, можно поменять инструмент в нишах и вещи местами на время поездки.
Ещё одна полезная хитрость: если Вы загрузили машину выше линии окон, то накройте вещи тёмной тканью, это избавит Вас от лишних взглядов на дороге и стоянке.
Еда.
Продумайте, что, когда и где Вы будете есть и пить. Как уже говорил, можно рассчитывать на кафе на АЗС. Но я рекомендую взять максимум необходимой пищи с собой. Хорошо подойдут такие долгоиграющие блюда, как смеси сухофруктов и орехов (много энергии, вкусно и вносит разнообразие в движения водителя). Подойдут бутерброды. Не стоит брать шоколадки, сочные фрукты, семечки и другую еду, которая сильно пачкает руки и салон. Ну или кушайте такие блюда на стоянках.
Напитки. Используйте кружки-непроливайки и спортивные бутылки, их легко закрыть одной рукой. Даже если вам помогает пассажир, берите в дорогу мелкие ёмкости (бутылки, коробки): во-первых, их проще положить в карманы в салоне, во-вторых, такая упаковка более крепкая, её сложнее пролить (вспомните, как неудобно наливать сок из 2-литрового пакета), а если уж прольёте – то масштаб беды будет меньше! Само собой, стоит воздержаться от использования стаканов, кружек и прочих индивидуальных ёмкостей – прольёте. Главное правило: попил — закрой бутылку! То же касается и еды.
Придорожное кафе лучше выбирать по количеству фур на его стоянке, ведь дальнобойщики знают, где хорошо кормят. Но всё-таки, рекомендую есть известные продукты, которые Вы взяли с собой. И уж точно отказаться от деликатесных и сложных блюд в таких заведениях, помните, что Ваша задача доехать до конечного пункта путешествия без приключений.
Техническое состояние.
Машина должна быть исправна — это основополагающая истина.
Однако не стоит проводить серьёзные ремонты накануне долгой поездки, сделайте их заранее, хотя бы за неделю и покатайтесь после этого не меньше пары сотен километров. Механики тоже люди, могут не дотянуть болт или не долить жидкость, пусть это всплывёт тогда, когда они смогут это исправить.
Проверьте шины, фары, жидкости. Но самое главное – не усердствуйте чрезмерно. Если в машине Вас ничего не беспокоит, переключитесь на другие моменты поездки. Для современных авто одна-две тысячи километров непрерывного пробега абсолютно нормальное явление.
Обращаю внимание на покрышки: они должны соответствовать самому неблагоприятному по покрытию и климату участку пути. То есть, если Вы едете в Мурманск осенью, когда в Москве ещё даже заморозков не было, возможно, имеет смысл отправиться в поездку на зимних шинах.
Средняя скорость.
Быстрее приезжает тот, кто меньше останавливается. Средняя скорость, как Вы помните, — это весь путь, делёный на всё время. Вывод достаточно прост: чтобы быстрее оказаться на месте, нужно держать темп и не останавливаться. По возможности, ешьте в машине, но помните о безопасности и порядке.
Хорошая средняя скорость – 90 км/ч, в таком темпе за сутки легко можно проехать тысячу километров, это займёт 10-12 часов. Обращу внимание, что при таком темпе бОльшую часть времени Вы будете ехать со скоростью 100-110 км/ч по спидометру. Но, во-первых, спидометр привирает в большую сторону, так что по факту это будет 95-105 км/ч, а за вычетом остановок как раз получается 90 км/ч.
Вы, конечно, понимаете, что яростно обгонять всех подряд на двухполосном шоссе, не стоит. Лучше сразу заложить в маршрут невысокую среднюю скорость и рассчитывать проезжать в день не 1000, а, например, 800 километров или ехать на час дольше, но приехать. Помните, что главная цель ждёт Вас в конце пути, а счёт фур, которые Вы обогнали, никого не интересует. Да и самое обидное, когда тот тихоход, которого обгонял с трудом и опасностью, через 500 метров после обгона сворачивает на заправку или стоянку.
К тому же, езда в спокойном темпе увеличивает пробег без дозаправок, не держит Вас в чрезмерном напряжении и бережёт от штрафов. Ах, да! Если Вас остановят за превышение, то на общение с инспектором Вы потратите всё то время, которое выиграли за счёт высокой скорости.
Если едете ночью по плохо освещённой дороге, постарайтесь держаться за другой машиной, сохраняя при этом достаточную дистанцию, чтобы не нервировать водителя и не слепить его в зеркала. Таким образом, Вы будете понимать, что происходит на дороге впереди.
Старайтесь держаться подальше от большегрузов, так как это банально вредит Вашей машине (ЛКП, стёкла, фары). Другими словами, если Вы понимаете, что перед Вами фура и обогнать её ещё долго не получится, не висите у неё на хвосте.
Безопасность.
Безопасность — важный момент путешествия. Обобщим основные рекомендации:
останавливайтесь на крупных АЗС, избегайте придорожных кафе (кроме проверенных), площадок отдыха, особенно в тёмное время суток, не вступайте в конфликты с участниками движения; даже если Вас подрезали, помните, Ваша цель – доехать до места назначения, не берите случайных попутчиков, особенно, голосующих у якобы сломанной машины, регулярно связывайтесь с родственниками и друзьями, сообщайте им, где находитесь, лучший вариант – отправить местоположение через интернет-мессенджеры, в любой внештатной ситуации сообщите о ней кому-то из близких, выберете для этого максимально спокойного человека, выбирайте место для ночлега с парковкой во дворе, заправляйтесь только на проверенных АЗС.
Несмотря на большой список рекомендаций, даже соблюдение каждой из них оставит Вам огромное количество времени для наслаждения поездкой. Даже наоборот, избавит от лишних проблем, добавив тем самым приятных моментов.
Путешествуйте больше! Путешествуйте чаще! Ровных дорог и незабываемых поездок!