Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


ЭПИЗОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ИЛИ КАК ДЕЛАЛАСЬ РЕКЛАМА СОВЕТСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

Автор статьи

                           Вероятно,  меня с полным основанием можно считать  патриархом

                           внешнеторговой рекламы отечественных автомобилей.  Начав с Волги ГАЗ-21,

                           я через девятнадцать лет «остановился» на Москвиче-2141.

 

                                    

     Первый гонорар я получил в 1961 году за фото отделочниц на строящейся станции метро «Академическая». Его  опубликовали в газете «Метростроевец».  За 5 последующих лет печатался в газетах «Ленинское знамя», «Строительная газета»... В  «Советский экспорт»  - рекламный журнал министерства внешней торговли СССР  -  меня привел  брат, перешедший туда с должности начальника цеха типографии Внешторгиздата. До 1966 года  (с перерывом на армию, где я служил фотографом)   периодически иллюстрировал статьи брата  ч/б фотографиями… Это предыстория к тому, что я хочу  рассказать. Всего два эпизода:  с чего  началась и на чём остановилась моя карьера рекламного фотографа советских автомобилей.

      Как и в каких условиях  создавалась реклама о достижениях советского автопрома, расходившаяся без малого в ста странах,  мне кажется, может быть интересно читателям Колеса.ру.

    

                                                             Эпизод первый - начало

    

     Июль 1966 года. В/О «Автоэкспорт»  - организация, торгующая автомобилями за рубежом – решила в срочном порядке выпустить первый рекламный каталог всей своей продукции. Выполнить заказ было поручено редакции журнала «Советский экспорт».  Ей, прежде всего, было необходимо в самые сжатые сроки организовать и провести цветную рекламную фотосъёмку  легковых и грузовых автомобилей, спецмашин, прицепов, мотоциклов, велосипедов и всей остальной номенклатуры, включая    пожарные мотопомпы …  Проблема- какими силами это сделать? Штатный фотограф занят съемками для журнала. Внештатнику  же нельзя выдать казенную фотоаппаратуру, пленку, и его невозможно послать в командировку.  И вот, обстоятельств не помню, меня привлекают к съемкам. Для этого временно  назначают на должность контрольного редактора, выдают камеру 6Х6 «Мамия С3» с тремя объективами и строго лимитированную (3 кадра на принятый неподвижный и 6 на двигающийся объект) цветную пленку «Кодак». Примечательно, что до этого я на слайд не снимал, а после старенького «Роллейфлекса» от попавшей в руки «Мамии»  просто балдел...   Мне выписали командировку сразу на месяц в Горький, Ульяновск, Миасс, Челябинск, а также кучу других малых городов, где на автомобильные шасси устанавливалось спецоборудование. Конечно,  в сущности, я не представлял масштаб  и трудности того, что мне предстояло. Удивительно, но я был уверен в себе и не осознавал, какую ответственность  брала на себя редакция, поручив такое (учитывая перспективу возможности моей технической и творческой неудачи) задание двадцатилетнему  молодому человеку.

    

     Из дневника: «Я на ГАЗе. Маршрут: зам. директора по экспорту  - главный инженер завода – отдел испытаний.  Результат: выделено пять  автомобилей и водитель-испытатель. Впереди  пять рабочих дней. С чего начать?  Надо искать натуру. Два дня с утра до вечера на рабочей машине испытателя колесили по области в поисках (под задуманные сюжеты) мест съемки.  И вот первый кадр - «Волга»  ГАЗ-21 на дороге. За рулем водитель-испытатель. За спиной- его дочка. (тогда не возбранялось  так возить детей – А.В.).  Да здравствует «Мамия» и её телеобъектив!  Дело пошло. Волга – на фоне яхты,  ГАЗ-53  на погрузке контейнера, ГАЗ-66 на бездорожье…  Уложился в два дня и лимит расходования пленки – 6 кадров на сюжет. Все заняло четыре дня».

     «Переехал в Саранск. Там на шасси ГАЗ-53 выпускают  самосвал. В пятницу решил организационные вопросы. В субботу  снимал.  Долго было искать и грузить навоз. Машину от навоза отчищали вместе с водителем. Пейзажи клёвые. Кадр – разгрузка удобрения на поле- нашёлся почти  сразу».

     «…Ульяновск, УАЗ.  Машины с конвейера зелёные. Что делать?  Надо красить. У завода план и проблема   с краской. Вопрос решил директор. Однако в покраске машин пришлось принять самое непосредственное участие. Сложно было высушить  машины без пыли, прилипших мух и комаров. Живу по-королевски в директорской гостинице, питаюсь с начальством. Сюжеты: «Буханка» у самолёта. Скорая в проводку – динамика. Грузовик – погрузка яблок в саду. Ящиков хороших не нашёл, а девушки из БТИ завода симпатичные».

     «Миасс, Уральский автомобильный завод. Поселили в директорском пансионате на озере Тургояк. Фантастика!  Кормят, как в ресторане. Готовят по заказу.  Уезжать не хотелось. Со съемкой всё просто. Машины на конвейере красились песочным цветом – партия для военных в Египет.  На рабочей машине отдела испытаний выбрали и «проверили»  брод, горку…  Машина  для съемки не обкатанная, «тупая», прямо с конвейера. Водителя удалось уговорить рисковать. Отчаянный. Застряли один раз. Вытащили рабочей машиной. После съемки этот «УРАЛ» за границу уже не годится. Вопрос решают с Автоэкспортом…»

 

     Потом был Челябинский завод тяжёлых прицепов. Запомнилась съемка спецмашины в каком-то городке, производство которой размещалось в соборе монастыря, где на сварку машин смотрели сверху лики святых. Затем транзитом (только отдал на проявку в лабораторию АПН отснятый материал) через Москву поезд увез меня в следующую командировку в Минск на МАЗ, в Кременчуг на КРАЗ… Удивляюсь своей тогдашней самоуверенности. Съемка на слайд требовала особо точной экспозиции, а мне пришлось возить отснятый материал с собой, и увидел результат всей работы только по возвращении в Москву. Пролетело лето, отснятый материал проявлен. Это около пятисот пленок по 12 кадров. Они нарезаны,  отобранные кадры помещены в полиэтиленовые пакетики. Съемка одобрена и принята  редакцией и Автоэкспортом.   Со мной метаморфоза. Без малого за два месяца из фотографического новичка я превратился в «крутого перца», под которого редакция в скором времени выбила единицу  штатного фотокорреспондента. Каталог  же был выпущен в положенный срок, а я отработал алгоритм организации и проведения рекламных фотосъемок автомобилей, что в дальнейшем использовал при съемке всевозможной техники, идущей на экспорт.

 

                                        Эпизод второй - апофеоз

 

     Москва, февраль 1985 года.  Мне предложили провести фотосъемку для проспекта Москвича-2141.   Автомобиль для съёмки один - эталонный,  стоит в заводском музее. Вывозить на улицу нельзя.. Снимать только в музее. А как? Там теснота. Не то, что снимать, из-за других экспонатов  и подойти трудно. Я сказал, что подумаю. А когда придумал снимать  машину на льду  Дворца спорта  АЗЛК - он через дорогу от музея – согласился. Решил вопрос зам. директора АЗЛК. Условия: съемка должна уложиться в одну ночь, машину заводить нельзя, но перекатить на буксире можно.

     А как снимать без предварительного макета (фор-макета) проспекта?  Предложений у Заказчика не было. Сказал, что сделаю сам. К тому времени за моими плечами  были десятки макетов отдельных рекламных объявлений и плакатов…То же самое с текстом? Ведь он должен  быть увязан с изобразительным решением. Либо макет под текст, либо текст под макет. Взялся справиться своими силами.  Опыт был большой: придумано изрядное количество лозунгов к сделанным мною рекламным объявлениям, написана не одна статья, правда, не об автомобилях, а о производстве самолётов.

    Сегодня трудно представить, что тогда макет журнала «Советский экспорт», который печатался на шести языках в Австрии и распространялся  в 120 странах,  изготавливался  «аналоговым» способом, то есть с помощью ножниц и резинового клея. Собственно, так поступил и я. Склеил макет проспекта, написал слоганы, текст принес в рекламный отдел Автоэкспорта. Понравилось, утвердили. Текст, макет и, конечно, съемка – всё за мной.

     В моем распоряжении фотокамеры «Лингоф Техника» 9Х12,  «Мамия РБ 67» 6Х7, 8 осветительных приборов по 1 кВт, плёнка – по 4 кадра на сюжет. Заводчане доставили на лёд Дворца «Москвич», помогли очистить колёса и ушли спать. Местный электрик подтянул на лёд кабель и тоже ушёл.  Ледовая арена не освещена. Только мой свет. Можно начинать. Макет передо мной. Только бы ничего не пропустить. Главное было правильно выставлять свет на каждый сюжет проспекта и не ошибиться с экспозицией. За ночь пробежал марафон, бегая от камеры к осветительным приборам, передвигая их буквально по сантиметрам. В результате за шесть часов работа была сделана. Правда, сам объект съемки при этом не вызывал у меня положительных эмоций. Невооруженным глазом были видны дефекты ручной сборки, щетину на  нешлифованной резине  колёс пришлось обрезать ножиком…

     В журнале «Советский экспорт» я проработал до 1988 года. За четыре года было много различных съемок, в том числе и автомобильных. Тем не менее, апофеозом  моего многолетнего рекламного творчества стал проспект автомобиля Москвич-2141.

Сегодня даже мне самому трудно представить, как мне и моим немногочисленным коллегам по рекламным фотосъемкам для внешнеторговых объединений, удавалось снимать на вполне достойном уровне. Ведь всё зависело только от собственной творческой фантазии и инициативы... Никакого бюджета.  Сплошная самодеятельность и никакого Фотошопа.