Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Эссе "Кармическая память, или...?

Автор статьи

Кармическая память, или...?

 

Пролог

 

         Мне 39. Наверное, в одной из своих прошлых жизней я была кошкой. Обычной, простенькой ‒ полосато-серой, с длинным тонким хвостом и высокими лапами. Скорее всего, хозяина у меня не было, да и моя кошачья жизнь была совсем уличной, незавидной. В следующей из прошлых жизней, видимо, я владела каким-то транспортным средством: скорее всего, это была ступа. Или метла на реактивной тяге. Иначе как по-другому объяснить те странные совпадения, которыми стала наполняться моя теперешняя жизнь с того самого момента, как... Так или иначе, в параллельном измерении каждое из этих событий было давным-давно предрешено и навечно записано на скрижалях Книги Судеб, на странице с заглавием «Майя». Впрочем, обо всём по порядку.

 

Часть первая. О мечте, имеющей имя.

 

         Наконец-то заветная сумма, открывающая дорогу к моей мечте, собрана. Мечта была четырёхколёсной и вмещала в себя отказ от доброго десятка других «мечт»: отдыха на морском побережье, нового спального гарнитура, шоколадных конфет чаще чем раз в месяц. Мечту звали Ниссан ‒ именно звали, поэтому безо всяких кавычек. Его перламутрово-голубой цвет должен был выгодно подчёркивать глубину моих зелёных глаз.

         За новым членом семьи мы с мужем ездили из своего провинциального райцентра за 400 километров на столичный авторынок и выбрали его из сотен других чьих-то пока ещё не сбывшихся желаний. Домой мы ехали уже на СВОЕЙ машине. Продавец, с лёгкой руки  пожелавший нам «ни гвоздя, ни жезла», оказался прав, и четыре с половиной часа за рулём пролетели легко и незаметно несмотря на то, что за рулём я не сидела уже более трёх лет.

         Поселив Ниссана на импровизированную стоянку возле дома, мы гордо продефилировали в подъезд. Естественно, дома нам не сиделось, и после недолгого отдыха мы снова вышли на улицу, намереваясь как следует покопаться в машине.

         Воспоминания о том, что произошло после, даже спустя десяток лет иногда заставляют переворачиваться моё сердце. Нет-нет, теперь всё хорошо, но тогда я впервые явственно ощутила, как качнулась и замедлила свой ход Земля.

 

Часть вторая. Год 2004.

 

На крыше моего Ниссана что-то лежало. Грешным делом подумалось о соседе-алкоголике, которому, видимо, не понравилась наша машина и который в знак протеста успел выбросить что-то тяжёлое из окна. Но нет. Это оказался чёрненький котёнок, недели две-три от роду. Даже нет, это был не котёнок – кошачий скелетик, обтянутый кожей, изъеденный блохами ‒ почти без шерсти, без глаз, как мне тогда показалось… Он не мог даже стоять – валился, как тряпка, и в таком положении оставался. Дыхание «через раз» и больше никаких признаков жизни. Казалось, что вот-вот он умрёт, в чём держалась душа – непонятно.

В нашем райцентре нет ветеринарного врача. Даже сейчас нет. Поэтому полутрупик чёрного в экстренном порядке был завёрнут в полотенце и тут же отвезён на новом Ниссане в областной центр, за 50 километров. Когда я вышла из машины возле ветеринарной клиники, моя футболка была мокрой насквозь. «Не жилец: предельное истощение, инфекция глаз и ушей, обширный демодекоз (чесотка) и ещё что-то-там-не-помню, но кости целы» ‒ таков был вердикт Айболита.  Плюс к вердикту – ненавязчивое предложение не мучить животное: усыпить. А узнав, откуда я привезла котейку, ветеринар мрачно подытожил: «Даже до дома не довезёшь». До этого у меня никогда не было домашних животных, и в тот момент почему-то хотелось как на войне – прорваться. Буквально заставила врача оказать хоть какую-то помощь. Как доехала домой – не помню. Только повторяла через слёзы тысячу раз: «Кот, живи!» Котика назвали Бяшей.

Наверное, люди с грудными детьми так не устают, не изматываются и не выдыхаются. Котика выпаивала тёплой водой из пипетки. По каплям. По часам. Даже нет, не по часам, по минутам. День – ночь. День – ночь. Уколы, таблетки, мази… Пришлось купить памперсы для грудничков, но они были настолько велики котёнку, что он помещался в них весь, одна головка болталась сверху. С работы неслась как сумасшедшая. Но прошло почти 3 недели, а результат был нулевой. В своём домике на грелке он даже не ворочался: в каком положении я оставляла его с утра, в таком и находила по возвращении. Потихоньку выздоравливали глазки и ушки, но больше никаких улучшений не было. Радовало одно: ему не становилось хуже, а значит, лучшее впереди.

Такое положение настолько измотало меня и физически, и морально, что на работе я ловила себя на том, что практически засыпаю прямо за столом. Кроме того, 2 раза в неделю мы на Ниссане с Бяшей ездили в ветклинику на капельницы. Но назад дороги не было. Кот должен был выжить и жить дальше – жить обычной кошачьей жизнью.

Через полтора месяца я приехала с работы и, как обычно, сразу бросилась к домику. Мой кот лежал в другой позе. Он САМ повернулся! А когда я наклонилась к нему, то чуть-чуть повернул голову. Это было начало нашей победы! Я не знаю, что подумали наши соседи, но визжала я так, что если бы меня услышал знаменитый Альфред Хичкок, то сразу взял бы вне конкурса озвучивать свои экстравагантные фильмы. Потом я поняла, что это значит: кризис миновал! Буквально через несколько дней котёныш попытался сесть, потом ещё через несколько – подполз к выходу из домика. Постепенно начали зарастать проплешины, глаза начали следить за руками. Выросли зубки, восстановились обломанные усики,  рёбрышки почти уже не прощупывались, когда я гладила его. Ещё через пару недель котик начал ходить. Почти месяц ещё я выкармливала его с рук. Ну а вскоре мне пришлось прятать подальше обувь, поднимать повыше вазоны с цветами и ловить момент, когда Бяша спит, чтобы пропылесосить в квартире и вымыть пол! Ещё один интересный момент: кот ни капли не боится ездить в машине. Мы часто берём его с собой, когда едем  в гости к родителям. Попадая внутрь, он вовсе не беспокоится: вальяжно возлегает на переднем пассажирском сидении ‒ мой первый  четвероногий друг, уже «пенсионер»  Бяша, которому пошёл тринадцатый год.

Очень часто я мысленно задаю себе вопросы, которые до сих пор остаются без ответа. Каким образом котёнок оказался на крыше именно нашей машины буквально часом позже того, как она появилась возле дома? Связаны ли между собой эти события ‒ покупка машины и появление кота ‒ и как связаны? Очевидно одно: если бы у нас не было автомобиля, то кот бы не выжил. Впоследствии я вслух, не стесняясь прохожих и родных,  благодарила и кошачьих богов, и автомобильного духа за то, что всё-таки эта маленькая жизнь, оказавшаяся в зависимости не только от моих рук, но и от четырёх колёс, была спасена.

 

Часть третья. Год 2008.

 

Я учитель. Учитель-путешественник. Уже 18 лет я работаю в маленькой сельской школе, которая находится в 25 километрах от моего дивана. Заметно постаревший Ниссан всё так же мой незаменимый помощник, соратник и друг. Сколько дорожных приключений пережили мы с ним вместе! Попадали, пардон, под «бомбёжку» стаи аистов, да так, что вынуждены были остановиться и помыть хотя бы лобовое стекло. Ещё я один раз умудрилась спросонья каким-то образом засунуть в замок зажигания ключ от квартиры и пытаться завести своего друга. Радует только то, что ни одного ДТП у нас не случилось (стучим по дереву и смачно плюём налево)!

Кусок дороги на работу и обратно проходит по скандально известной «китайской» (дорогу модернизировала дорожно-строительная организация из Китая) трассе М-5 Гомель-Минск. По пути я обычно мысленно проживаю весь свой будущий рабочий день ‒ от звонка до звонка в хорошем смысле слова. Этот день был последним в учебной четверти, так что мысли были, что называется, уже в каникулярном режиме. Впереди меня, метрах в двадцати, степенно двигался серебристый «Опель» с наклейкой «Нас за рулём двое» и рисунком розовощёкого карапуза в красном треугольнике. По ней и по зефирно-розовым подголовникам заднего сидения можно было легко догадаться, что за рулём девушка в интересном положении.

На полном ходу у «Опеля» открылась правая дверца, и чья-то дюжая рука с размаху вышвырнула прямо на дорогу довольно-таки объёмный чёрный пакет, который, ударившись об асфальт, сам собой начал двигаться на середину дорожной полосы, рискуя через долю секунды оказаться прямо под моими колёсами. Признаюсь, что здорово растерялась, но каким-то чудом увернулась от странного мешка и пропустила его между колёс. Был и сильный испуг, из-за которого я съехала на обочину и остановилась.

Из пакета раздавались сдавленные звуки. Перед глазами мгновенно замелькали сводки криминальных новостей, в которых мамаши-кукушки самыми изуверскими способами избавляются от своих новорождённых детей. Так как трасса М-5 достаточно оживлённая, я ухватила этот пакет и унесла с собой. В пакете оказался... огромный серо-дымчатый кот, на первый взгляд, породистый.  Тогда земля закачалась во второй раз, уходя из-под ног. Уняв дрожь в руках, я продолжила путь на работу вместе с незадачливым хвостатым пассажиром. Кот терпеливо дождался окончания моего рабочего дня, сидев в машине так, как будто родился и вырос в ней.

От удара о дорогу у кота оказалась разбита мордочка и выбит один клык. В тот же вечер посетив ветеринара, я поняла, почему девушка, бывшая за рулём «вдвоём», таким, мягко говоря, странным способом решила избавиться от бывшего когда-то любимым питомца: у него была обширная микроспория (лишай). Кот на самом деле оказался породистым , британским голубым и получил имя Китай ‒ в честь места, на котором чуть не оборвалась его жизнь. В течение двух месяцев он стал абсолютно здоровым. Сначала мы хотели отдать Китюшу в добрые руки, но расстаться с ним у нас не хватило сил.

И снова риторические вопросы: что было бы, если бы за «Опелем» ехала не я? Да и, собственно, почему опять я? И ещё один, самый главный: как таких «вдвоём за рулём» носит мать-Земля и как её будущий малыш расплатиться перед всевышними силами Вселенной за такой грех матери?

 

Часть четвёртая. Год 2012.

 

Наверное, автомобили стареют точно так же, как и люди. Через 8 лет после нашего знакомства мой Ниссан стал покашливать по утрам, особенно тогда, когда двигался задним ходом. Мы прошли несколько больниц-автосервисов, но точного диагноза нам не поставил никто. Было обновлено и заменено немало деталей и механизмов, но лучше ему не становилось. В моём обиходе появилось словосочетание «плакать из-за машины», что, с одной стороны, было глупым, ну а с другой ‒ естественным, так как за столько лет я очень привыкла к своей машине, и мысли о его продаже были кощунственными.

То хмурое декабрьское утро не задалось с самого начала. Начал протекать почти новый электрочайник, «неожиданно», как это всегда и бывает, закончилась зубная паста, да и вдобавок я в какой-то непонятной суете умудрилась вывернуть себе на ноги содержимое кошачьего лотка. В результате мы с мужем (я по утрам подвожу его на работу) опаздывали. Не удивительно, что и Ниссан встретил нас подспущенным колесом. Наскоро исправив досадное неудобство, мы завели машину, но не смогли двинуться  с места ни на миллиметр, так как она сразу же заглохла. Муж подёргал рычаг коробки передач ‒ ничего. Зажигание схватывало, стартер срабатывал, но тут же затихал.  С энной попытки двигатель вяло заработал, но тут же снова замолчал. Муж открыл капот и наклонился, но тут же отпрыгнул, как ужаленный, больно саданувшись макушкой, и позвал меня. Я почти не почувствовала изумления, когда из-под сплетения проводов, ремней и шлангов на меня уставились испуганные кошачьи глаза-блюдца. Но опять твёрдая поверхность чуть не ускользнула из-под ног.

Небольшой котёнок не мяукал, но мелко трясся всем телом. Попытки извлечь его из недр Ниссана в четыре руки не увенчались успехом. В тот момент, когда на несколько секунд двигатель заработал, животное попало под ремень газораспределительного механизма и накрепко застряло. К тому же, видимо, кот был ранен.

Мы синхронно взяли мобильные телефоны и начали звонить, каждый своему начальнику, умоляя разрешить приехать попозже, так как в машине застрял кот. Спасибо вам, Татьяна Алексеевна (директор школы) и Владимир Викторович (начальник цеха, где трудится муж) за понимание и доброе сердце! Пришлось разбудить пожилого соседа по подъезду, который когда-то работал автослесарем, и просить у него помощи. Спустя почти два часа котёнок был извлечён. Как и предполагалось, он был ранен. Были обожжены и ободраны большой участок задней лапы и почти весь хвост.

Эпопея повторилась: ветеринар ‒ лечение  ‒ спасение. Оказалось, что такие случаи в водительском мире вовсе не редкость. Бездомные животные инстинктивно стремятся к теплу и забираются погреться под нагревшиеся двигатели машин. Нашему котёнку повезло, а сколько их гибнет вот так, в глубине машин...

Вскоре к Бяше и Китаю присоединилась полностью выздоровевшая чёрно-белая кошечка Лиза. Да и наш Ниссан чудесно поправился сам собой. После того, как сосед восстановил разобранные внутренности машины, она зразу завелась. Более того, Ниссан перестал фыркать и кашлять, двигаясь задним ходом. В этот раз вопросов практически не было, кроме одного: неужели машина вовсе не была больна и просто-напросто готовила нас к очередному «котоприключению»?

 

Часть пятая. Последняя.

 

Теперь у нас их трое ‒ счастливых автокотов. Сытые, довольные, они встречают после работы, «инспектируют» пакеты, принесённые из магазина. Все трое лечат больные места, укладываясь именно туда, где болит, и перебирая лапками. Они мурлычут по вечерам, сворачиваясь мягкими клубками на коленях. У каждого из них свой характер, разные привычки и разные предпочтения, совсем как у людей. Объединяет их одно: эти коты ни грамма не боятся машин. Они квартирные животные и не выходят на улицу, но спать в машине во время движения для них так же естественно, как и отдыхать, растянувшись во всю длину на подоконнике.

Иногда, когда мне долго не спится, я как будто заново переживаю эти страшные моменты, когда от меня и от машины, которой я управляла, зависела маленькая кошачья жизнь, умещающаяся в моих ладонях. Эти переживания входят в резонанс с вечными мыслями о добре, милосердии и справедливости, и тогда я подолгу плачу, как бы искупая своими слезами страдания своих пушистых питомцев, которые они испытали ДО. До встречи со мной.

Я не перестаю благодарить свою машину точно так же, как благодарят человека за оказанное сострадание и полученную помощь. Да, я понимаю, что это всего лишь вещь, железяка, механизм без души, но всё же что-то  не даёт мне считать Ниссана механизмом, поэтому изначально Ниссан ‒ это было имя, а не марка машины. Вероятно, это странно, но моя машина платит мне тем же: за все 12 лет, что мы вместе, не было ни одной серьёзной поломки, если не считать таковыми перегоревшие лампочки и отломанные ручки дверок. Надеюсь, что не один год мы будем ещё вместе, ведь до пенсии мне осталось целых 19 лет, а место работы менять я не собираюсь!

 

Вместо эпилога.

 

Наступил год 2016. Очередной високосный год. Уже июнь, а мы ещё не получили в подарок от жизни своего четвёртого автомобильного кота. Совпадение или нет, но именно раз в четыре года и именно в високосные годы наша семья увеличивалась ровно на одно животное. После случая с котом на трассе М-5 я уловила эту закономерность и, как оказалось, не ошиблась. Что, как и почему ‒ возможно, эти вопросы так и останутся без ответов.

Ясно одно: это связано не со мной, а именно с моей машиной, с моим верным Ниссаном. Может быть, предыдущий владелец автомобиля остался в каком-то долгу перед этими умными, грациозными животными, а я пожинаю плоды этого долга ‒ очень приятные, хотя и хлопотные плоды! Или я сама в минувшем воплощении осталась в долгу перед кошачьими? А может быть, это моя кармическая память с тех самых пор, как я была кошкой? Так или иначе, до 2017 года ещё 6 месяцев и 15 дней. Хотя...

Мы готовы к встрече!  Четвёртому коту хватит и места, и сосисок в нашем доме. Давай, усатый-полосатый, не задерживайся! Ждём!