Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Когда машины были большими

Автор статьи

За многотысячелетнюю историю человечества не было, пожалуй, столетия более щедрого на открытия и свершения в различных областях науки и техники, нежели век двадцатый. Бурное развитие городов, транспорта и связи, атомной энергетики; полёты в космос, “зелёная революция” в агрохозяйстве, перечислять можно бесконечно. Самые смелые проекты, как будто сошедшие со страниц научно-фантастических произведений, воплощались в жизнь. Многие машины и механизмы, созданные в середине прошлого века, впечатляют  до сих пор. Без преувеличения к таковым можно отнести машины–гиганты компании Le Tourneau.

                                                                         Механик от Бога

                Фирма Le Tourneau основана в 1919 году американцем французского происхождения Робертом Гилмором ЛеТурно, личностью поистине незаурядной. Роберт ЛеТурно может считаться воплощением американской мечты: это человек, прошедший путь от рядового механика до владельца собственной машиностроительной компании, инженер–новатор и в то же время набожный христианин, предприниматель–миллионер, и одновременно филантроп, основавший технический университет и направлявший до девяноста процентов личного дохода на благотворительные цели. О себе он говорил скромно: “Я всего лишь механик, которого благословил Господь”.

                                                                           Ревущие тридцатые

                В начале своей деятельности фирма Le Tourneau производила сварные цельнометаллические скреперы. Эти относительно примитивные машины не имели собственного двигателя и работали как прицепное орудие. В связи с этим в 1935 году производство компании было перенесено из Калифорнии в Иллинойс, поближе к тракторному заводу Сaterpillar. В 1935 году была выпущена первая самоходная машина компании – одноосный тягач Tournapull, способный работать с целой гаммой прицепов и приспособлений (катком, скрепером, грузовым прицепом–землевозом). Машина, необычной для своего времени компоновки, совершила революцию в сфере дорожно-строительной техники, стала первым крупным успехом компании и завоевала для неё значительную долю Северо-Американского рынка.  

                                                                            Грозные сороковые

                Война – не только страшные разрушения, но и ударная стройка. Аэродромы, пристани, автомобильные и железные дороги, оборонительные сооружения, –  возводятся в больших объёмах в кратчайшие сроки. В годы Второй Мировой Войны фирма Le Tourneau превратилась в крупнейшего поставщика строительных машин для армии. Около 70 процентов дорожно-строительной техники армии США вышло из цехов компании. Всего военным строителям было поставлено около 8000 скреперов (как самоходных, так и прицепных) и 14000 комплектов бульдозерных отвалов для тракторов. Именно тесные контакты с представителями Пентагона обусловили воплощение в жизнь самых смелых и необычных проектов компании.

В сороковые годы инженеры Le Tourneau начинают эксперименты с транспортными и грузоподъёмными машинами. В 1943 году компания спроектировала экспериментальный самоходный лафет. Он представлял собой два одноосных тягача с закреплённой между ними грузовой платформой для установки 155-мм орудия. С полной загрузкой изделие развивало скорость 55 миль в час (88 км/ч).

В 1944 году  был создан авиационный кран – эвакуатор Le Tourneau  Tourncrane грузоподъёмностью 25 американских тонн и мощностью 275 лошадиных сил. Машина была способна оперативно поднять и эвакуировать со взлётно-посадочной полосы повреждённый бомбардировщик типа Б-17 “Летающая крепость”, очистив полосу для взлёта и посадки других бортов. Машины Le Tourneau, аналогичные Tourncrane, применялись при оперативной разгрузке транспортных кораблей в ходе высадки союзных войск в Нормандии.

Проектировались и машины, предназначенные непосредственно для линии фронта. Бронированная эвакуационная машина Le Tourneau T4 Tank Transporter 1944 года разработки имела компоновку “тяни-толкай” и могла двигаться с одинаковой скоростью как вперёд, так и назад. Две бронированные кабины обеспечивали защиту экипажа от огня из лёгкого стрелкового вооружения и мелких осколков. Два моторно-трансмиссионных отделения, с установленными в них четырьмя двигателями Cadillac суммарной мощностью 400 лошадиных сил, делали машину более живучей. Необычной была и схема погрузки танка. Его затаскивали боком (!) по специальным аппарелям при помощи системы лебёдок. Предполагалось, что Т4 будет эвакуировать танки с переднего края под огнём противника.

                                                                      Блестящие пятидесятые

                Начало пятидесятых Роберт Гилмор ЛеТурно встретил уже немолодым, 60–летним маститым техническим специалистом и состоявшимся бизнесменом. Многие в таком возрасте подумывают отойти от дел. Но только не он! Его компания реорганизуется, обособляются подразделения по разработке гражданской и военной техники. В 1954 году контрольный пакет акций Le Tourneau  покупает фирма Westinghouse Air Brake Company (WABCO) и с 1 мая 1955 года компания получает официальное название Le Tourneau Westinghous. Слияние расширяет возможности (как технологические, так и финансовые), обеспечивает новый пакет заказов, новые административные связи в министерствах и ведомствах США. Именно на пятидесятые приходится пик развития военного подразделения компании Le Tourneau: появляется новое передовое направление работ – многоосные активные автопоезда с дизель-электрической трансмиссией.

Первенцем фирмы в этом направлении в 1953 году становится VC-12 Tournatrain. Тягач возглавлял, направлял и питал электричеством (не буксировал) состав из трёх активных прицепов. Все 16 колёс поезда были ведущими. Дизель Cummins VT-12 мощностью 500 л.с. приводил электрогенератор, от которого питались все 16 мотор-колёс поезда. Ходовая часть прицепов была оснащена системой самоподруливания, что позволяло вести их “след в след”, не опасаясь большого отклонения состава в поворотах от траектории головной машины. Прицепы были оборудованы лесовозными рамами и имели грузоподъёмность по 20 американских тонн – каждый. Конечным заказчиком Роберту ЛеТурно виделась армия США. После модернизации (к автопоезду добавили 3 грузовых и один 500-сильный генераторный прицеп) VC-12 Tournatrain был представлен отделу исследований и разработки транспорта для армии – TRADCOM в качестве перспективного большегрузного вездехода для арктических районов США и Канады. Военные эксперты были поражены масштабом замысла, необычностью конструкции и предложили профинансировать для начала строительство небольшого двухосного тягача для классических пассивных прицепов и волокуш. Сам же VC-12 Tournatrain, не нашедший военного применения, был реконструирован в самосвальный автопоезд – Le Tourneau Side-Dump Train. Самосвальные кузова прицепов и головной секции автопоезда опрокидывались в бок, подобно шахтным вагонеткам.

Следующей разработкой компании стал TC-264 Sno-Buggy. Относительно небольшая машина имела всего две оси со спаренными трёхметровыми колёсами, что позволяло снизить удельную нагрузку на грунт до малых величин. Генератор электро-трансмиссии приводился авиационным двигателем Allison V-1710. Особенностью этого агрегата была работа на газе – бутане. Таким образом, удавалось избежать проблемы загустевания солярки при экстремально низких температурах. Основное назначение автомобиля – буксировка прицепов и волокуш по снежной целине. В июне 1954 года машину направили на испытания в Гренландию на одну из баз американских ВВС.   

Тем временем обстановка в мире опять накалялась. Фултонская речь Черчилля дала старт новому противостоянию неслыханных масштабов – холодной войне. В рамках начатого США нового этапа военного строительства разворачивается сеть радарных постов на Аляске, в Гренландии и в Исландии, так называемая линия “Дью” (DEW Line). А это означает доставку тысяч тонн грузов по приполярному бездорожью: по снежному насту, по льду озёр и рек, через броды.

В 1955 году подрядчик транспортных работ для DEW Line, фирма Alaska Freight Lines, заказала компании Le Tourneau вездеходный автопоезд VC-22 Sno-Freighter. 84-метровый гигант, позволял перемещать 150 тонн грузов. Технически VC-22 почти полностью повторял компоновку VC-12 Tournatrain. Головная секция, оборудованная двумя дизель-генераторами модели Cummins NVH-12 по 400 л. с. каждый, питала 4 собственных мотор-колеса и 20 мотор-колёс на пяти активных прицепах, оснащённых системой самоподруливания. Большие трёхметровые колёса помогали машине преодолевать глубокие снега и броды глубиной до 1,2 метра. Отличительной чертой конструкции VC-22 стала высокая унификация узлов и деталей с серийными машинами компании Le Tourneau, что в свою очередь позволило завершить его разработку и изготовление в кратчайшие сроки. Ряд нестандартных технических решений был рассчитан на эксплуатацию автопоезда при экстремально низких температурах (до –56 градусов по Цельсию). Оборудование кабины позволяло экипажу проживать с комфортом в отрыве от пунктов горячего питания и тёплого ночлега в течение месяца.

Военные, внимательно наблюдавшие за опытом эксплуатации VC-22 на Аляске, окончательно прониклись идеей вездеходных автопоездов высокой грузоподъёмности. И заказали Le Tourneau  аналогичную машину для своих баз в Гренландии. Машина носила двойное обозначение: YS-1 Army Sno-Train – в каталогах Le Tourneau и LCC-1 Logistics Cargo Carrier – в документации министерства обороны США. Автопоезд YS-1 состоял из головной секции и трёх активных прицепов. Генератор приводился от 600-сильного дизеля Cummins. Из интересных особенностей конструкции следует отметить “ломающуюся” раму головной секции, позволяющую повысить её маневренность. Интересен прозрачный астронавигационный купол на крыше кабины. Кроме того, головная секция YS-1 оборудовалась лебёдкой для погрузки и разгрузки прицепов поезда. На стоянках она отцеплялась и могла перемещаться вдоль “состава” из прицепов. Перед сдачей в эксплуатацию YS-1 дооснастили мини радиолокационным комплексом для более точной навигации в условиях буранов и туманов Гренландии.

Поспевала компания Le Tourneau и в других направлениях работ. В середине пятидесятых были созданы авиационный эвакуатор Crash Pusher с колёсной формулой 6х6, грузоподъёмностью 76 тонн и крупнейший в мире 100-тонный спасатель десантных судов из полосы прибоя LCR Landing Craft Retriever. Оба гиганта имели фирменную дизель-электрическую трансмиссию.

                Наступавшая эпоха ракетно-ядерных вооружений потребовала от промышленности шасси для перевозки ракет. В 1955 году компания Le Tourneau выпускает экспериментальную пусковую установку M-2 Corporal ballistic missile transporter для тактических ядерных ракет MGM-5 Corporal. Машину отличала хребтовая рама, две раздельные кабины для боевого расчёта и, конечно, электро-трансмиссия, приводимая 375-сильным оппозитным 6-ти цилиндровым двигателем модели Continental AO-89.

                                                                         Безумные шестидесятые

                Уникальные наработки в сфере проектирования огромных вездеходных машин пригодились специалистам компании Le Tourneau и в первой половине шестидесятых. Именно тогда, в 1962 году, увидел свет их наиболее масштабный проект. Автопоезд для нужд армии США TC-497 Overland Train Mark II имел 175 метров в длину и был признан самым длинным внедорожником в мире (рекорд не побит до сих пор). Этот флагман компании был напичкан инновационными для своего времени техническими решениями. Генераторы четырёх силовых секций автопоезда приводились в действие от газотурбинных двигателей Solar 10MC мощностью 1170 л.с. – каждый, суммарной мощностью 4680 л.с. Рамы вездехода  были выполнены не из стали, а из алюминиевого сплава. Компактные размеры газотурбинной генераторной установки позволили разместить в головной секции автопоезда просторную кабину, возвышавшуюся, как капитанский мостик, на высоте девяти метров над землей, спальные отсеки на 6 человек, камбуз, душевую, туалет и даже автоматическую стиральную машину. Опыт навигации с помощью мини-РЛС на машине YS-1 был признан успешным и TC-497 получил усовершенствованный вариант навигационного радара. Исполин мог перемещать 150 американских тонн груза на расстояние 600 километров и более (при установленных дополнительных топливных баках) со скоростью до 40 км/ч. Машина успешно испытана в пустыне на полигоне Юма в штате Аризона.

                Особняком в истории компании Le Tourneau стоят гигантские дробилки для леса. Такие машины были востребованы как в США в подтопленных дебрях Луизианы, так и во Вьетнаме, где армия США крайне нуждалась в разграждении больших площадей, занятых заболоченными джунглями. Le Tro-Crusher – огромный трицикл  на полых стальных барабанх. Полые ёмкости колёс–фрез сообщали машине положительную плавучесть в затопленном лесу. Передняя ось с двумя фрезами и мощная балка, закреплённая перед ней, подминала, перемалывала деревья и кустарники. Заднее колесо было управляемым. Ходовая часть традиционно приводилась в движение электродвигателями, вмонтированными в катки. Питание осуществлялось от генератора, приводимого в действие мотором Detroit diesel V12, мощностью 475 л.с. Дробилки, поставлявшиеся для армии, имели бронированные кабины.  Выпускались так же дробилки на двух широких барабанах (модель G175). Но наиболее оригинальной является Le Tourneau Tree Stomper Model 6-110 1964 года. Эта машина была лишена привычных колёс или гусениц. Она в буквальном смысле шагала. В отличие от шагающих экскаваторов, в которых применяется сложная и медленная система гидравлических домкратов, творение Роберта ЛеТурно передвигалось при помощи эксцентриковых механизмов. Их рычаги были одними концами шарнирно подведены к “стопам”  машины, а другие – к гигантским зубчатым колёсам. Таким образом, машина перемещалась, подминая “стопами” и “брюхом” окружающую растительность.

                О творениях компании Le Tourneau можно писать много. Материала достаточно для написания книги солидного объёма. В данной статье лишь кратко описаны далеко не все машины этой фирмы. Были в её истории и несколько самоходных минных тралов, и амфибии LARC, и множество строительных машин, и краны различного назначения и много другое.

Роберт Гилмор ЛеТурно умер в 1969 году. Он оставил богатое наследие: семейство необыкновенных машин, инжиниринговую фирму, университет своего имени и, конечно, мемуары. Его книга воспоминаний и размышлений “Двигая горы и вдохновляя людей” переведена на множество языков и доступна российским читателям. Дело всей его жизни – корпорация Le Tourneau, здравствует и поныне, являясь производителем крупнейших колёсных погрузчиков. Эти машины работают в карьерах по всему миру. Современный экспедиционный внедорожный транспорт имеет куда более прозаические размеры и конструкцию. Такова техническая и экономическая целесообразность. И всё же немного жаль, что минула та невероятная эпоха, когда человеческий гений дерзко бросал стальных исполинов на штурм барханов, джунглей и приполярных пустошей. Времена, когда машины были большими…