Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Криминальный автобизнес. СССР - Россия - Омск

Автор статьи

Описываемые события, факты – реальны. Имена героев изменены по понятным соображениям. Всякие совпадения - случайны

Извилистый путь в автослесари

70-е  80-е годы

Недавно отдыхая в санатории, я встретил своего друга юности. Вече­ром, за рюмкой коньяка мы вспоми­нали общих друзей, свою спортивную молодость. Александр, так назовем его, моложавый мужчина с хорошими манерами, известный бизнесмен, публичный человек, известный в про­шлом спортсмен. Хороший боец - был победителем и призером Республикан­ских и Всесоюзных соревнований. Мастер спорта СССР

Воинскую службу  проходил в элитном подразделении Советской Армии. Комсомолец. Про таких гово­рили - настоящий патриот. Свой пер­вый срок получил, можно сказать, ни за что, сейчас в Уголовном Кодексе и ста­тей таких (экономических. за частнопредпринимательскую деятельность) нет. Народный Cуд отмерил полновесную ПЯТЕРОЧКУ (с конфискацией всего имущества) .По совокупности статей –три года от звонка до звонка (отдельное «спасибо» бдительным близким друзьям по спорту за информационное письмо в правоохранительные органы) Когда вышел на свободу, оказалось, что восстановиться в инсти­тут невозможно, устроиться на прилич­ную работу тоже. Из всех документов - только паспорт и справка об освобож­дении. Да еще надзор - обязанность раз в неделю отмечаться в спецкомен­датуре и регулярная проверка (обязанность находиться дома после 20-00) участковым мили­ционером по месту жительства. Красная полоса и над­пись на личном деле «Склонен к побегу, опасен при задержании» сыграли свою роль.

 По законам советских лет человек счи­тался тунеядцем, т.е. ведущим парази­тический образ жизни, если более 2-х месяцев нигде официально не трудоустроен, за это также полагалось уголовное наказание в виде лишения свободы на один год. Так практически ничего не совершая можно было стать неоднократно судимым .Для это­го достаточно было представления до­кументов, собранных участковым, в со­ответствующие инстанции.

А дни неумолимо тикали, уменьшая обозначенный срок. И Саша обратил­ся к авторитетам, с которыми свел дружбу в местах не столь отдаленных. «Знаешь, Саня, если есть желание пахать, мы поможем. Конечно, лучший вариант - работа на кладбище, но там сейчас нет свободных мест, посколь­ку работают все свои (для справки: ра­ботник на кладбище за пару дней зара­батывал больше, чем профессор ВУЗа за месяц!). Если есть желание крутить гайки - устроим в таксопарк слесарем». Это было круто! А через пару дней ин­спектор отдела кадров уже оформляла ему новенькую трудовую книжку, не­доумевая - надо же, новый человек без ста­жа, а сразу на текущий ремонт. Всем было известно, что на этом месте мож­но заработать очень хорошие деньги помимо основной зарплаты. За короткое время Александр стал классным механиком, научился мастерски водить автомо­биль. И в это же время он стал завсегдатаем автомобильного рынка.

 

Почти честная покупка

Во времена СССР автомобили в ма­газинах свободно не продавались. Даже при на­личии достаточного количества денег осуществить свою мечту было сложно, да и выбор моделей был невелик. Но­менклатура раскатывала на «Волгах», председатели колхозов «бороздили» бездорожье на ГАЗиках и УАЗах, в гаражах пере­довиков производства пылились «Жи­гули», «Москвичи», «Запорожцы». В те уже такие далекие времена сложилось стойкое мнение, что автомобиль при­обретается раз и на всю жизнь. Мало того, для большинства советских граждан шанса заполучить авто за свои кровные денежки практи­чески не существовало. Маши­ны распределялись строго по специ­альной очереди. Но это касалось но­вых автомобилей. В СССР существо­вал и вторичный рынок, т.к. всегда на­ходились люди, готовые переплатить за комфорт. А раз есть спрос, будет и предложение. Чаще всего продавца­ми выступали как раз те, кто руково­дил распределением и регулировани­ем очередей на приобретение вожде­ленного автомобиля. Тем не менее были среди них и обычные граждане. Владелец «копейки». «тройки» или шестерки, решивший рас­статься со своим «железным другом», в большинстве случаев предлагал авто родственникам, друзьям, коллегам по работе. Но если желание разбогатеть затмевало разум, автовладелец отправлялся на авторынок.

 

В те далекие 70-80-е годы в Омске точка торговли подержанными автомобилями располагалась на пятачке - возле магазина «Автомобильный» по ул. Нефтезаводской. В воскресное утро здесь появлялось 2-3 aвтомобиля , вокруг которых сразу соби - ралась толпа потенциальных покупателей, которые по очереди садились в машину и торговались с владельцем Если после переговоров машина отъезжала с рынка - значит, стороны до- говорились.

Постепенно автомобилей становилось больше. Этому способствовала сформировавшаяся прослойка автомобилистов, занимающихся перепродажей  автомобилей. Сначала это были любители, занимавшиеся этим делом от случая к случаю. Затем появились профессионалы, которые посвяща­ли автомобилям все свободное вре­мя. Они приобретали и перегоняли в Омск машины со всех краев необъят­ного тогда СССР. Тогда машину проще было купить в Средней Азии, Прибал­тике, Москве. Частенько гнали из-за Полярного Круга. Северяне-ударники труда раз в несколько лет получали право на покупку нового автомобиля. Поскольку дорог на Севре практиче­ски не было, то эти 3-4-летние «жиги» практически без пробега пользовались у омичей большим спросом. Все это не ускользало от внимания криминальных структур!

 Имея аналитический склад ума, Александр всесторонне изучил схему купли-продажи автомобилей, приня­тую в комиссионной торговле, нашел варианты «сравнительно честной» по­купки авто, не нарушая действующего законодательства. Главное условие -никакого насилия над продавцом. Кидок должен быть изящным и неожидан­ным, как фокус иллюзиониста.

 

Почему без «шапки»?! 

Схема была простая: автомобиль снимался владельцем с учета в ГАИ и направлялся в единственный в то вре­мя автомобильный комиссионный магазин на Нефтезаводской. Там оценщик рассчитывал остаточную стоимость авто и эту сумму покупатель вносил в магазин. Происхо­дила как бы сдача автомобиля в комис­сионный магазин для реализации. Раз­ницу же между «оценочной» стоимостью и «рыночной» ценой, так называемую «шапку», покупатель передавал продав­цу из рук в руки без какого либо оформ­ления. После чего продавец становил­ся «комитентом» и подписывал соот­ветствующие документы. И это деяние квалифицировалось как «спекуляция», с соответствующими санкциями для про­давца - лишение свободы и конфиска­ция имущества. «Кидок» заключался в том, чтобы «шапка», порой в несколько раз превышающая «оценку», осталась у покупателя, а продавец гарантированно получал только сумму, внесенную поку­пателем, т.е. «оценку».

Под каждого конкретного продавца составлялась своя схема, исходя из ана­лиза психологического портрета. Лю­бимыми «клиентами» Александра были партийные и советские чиновники. Они тоже расстраивались по поводу неполу­ченных денег, а суммы были внушитель­ные, но не так, чтобы в соплях и слезах бежать в отделение милиции, ведь ст. 154 УК могла даже их ловко выбить из теплого гнездышка в виде кабинета с секретаршей и хорошей зарплатой.

С «прокурорскими» же и ментами было несколько сложнее. Этим тоже нравилось «срубать бабки» по-легкому. Приходилось бодаться официально и неофициально, ведь за ними стояло си­ловое ведомство, которое своих, даже нарушающих закон, не сдавало! Так что разок пришлось вернуть авто бывше­му владельцу, - продолжил Саша, - уж очень серьезный был «клиент». А «нео­фициальные» наезды от барыг и жули­ков пресекались жестко и бескомпро­миссно. Ведь в этом случае «по поняти­ям» действовали обе стороны. «Барыги» подключали «братков», но если те во­время не «просекали» момент, получали по башке хорошо поставленные удары.

После таких «аргументов» претензии обычно снимались...

В последующем авто продавалось по реальной рыночной цене.

 

Потомки Тамерлана

«Но не всегда все выходило ровно, случались и накладки, как из них выхо­дил живым, уму непостижимо, - расска­зывал Саша, - вот был случай в одном городке южной республики. Пару раз сгонял туда, просто покупал на мест­ном авторынке и продавал дома. Хлопот меньше, а заработок вполне приличный. Так вот приехав в третий раз, не нашел ничего подходящего. Походил, присел в тени отдохнуть».

«Уважаемый, хочешь купить хороший машина? Совсем новый». Саша повер­нулся к присевшему рядом человеку. «Ты прошлый недель покупал «Жигули» и уже снова приехал». «Похоже, здесь уже обратили на меня внимание, - подумал Саша. - А где твой новый машина?» Си­дящий встал и жестом пригласил за со­бой. Подошли. «Копейка», он уже ее ви­дел, но что-то было не так. Кузов абсо­лютно новый, двигатель 06, салон «ше­стерочный». Год выпуска соответство­вал текущему. Такого не может быть, «копейка» уже не выпускается. тем более в такой комплектации Цена просто смешная. Показали документы на автомобиль. Точно, переоборудован с заменой нового кузова из 02-й на СТО АВТОВАЗ. Но документы сделаны правильно.(надо было обладать большими возможностями чтобы заполучить новый кузов )

«А что же она не продается, если та­кая хорошая?» Один из продавцов, по виду вылитый басмач, проронил: «Она продается, да снова к нам возвраща­ется...» Все дружно захохотали. Теперь Саша точно знал, что из себя представ­ляли продавцы. Молодой, интеллигент­ный, слегка полноватый, да к тому же еще и один, он не вызывал у них ника­ких опасений. Он приезжий, они у себя дома - хозяева жизни. Гаишники, работ­ники автосервиса . по сути дела басма­чи - все они родственники до седьмо­го колена. «Тогда оформляем «копейку» и в гостиницу за деньгами и вещами». Оформление заняло несколько минут, и вся компания с хохотом и шутками от­правилась в гостиницу, Саня - за рулем. По пути проверил работу движка, короб­ки, тормозов на всех режимах. Все в по­рядке, а вот и гостиница. Оставив в са­лоне «копейки» всю гогочущую компа­нию, он через несколько минут спустил­ся вниз с вещами. «Ну что, ребята, рас­считаемся, да я поехал, дорога у меня дальняя». «Да ты что, сейчас мы будем плов кушать, шашлык, ты наш гость, мы тебя уважаем и ты нас уважай!» Отка­заться без конфликта было невозможно, и вся компания отправилась дальше, на окраину.

Во дворе дома уже томился в казане плов, от мангала веяло жареной бараниной с курдючным жиром. Уселись под навесом, на террасе перед домом. Басурмане помолились, разлили водку, выпили за здоровье гостя, закусили ароматным шашлычком. Судя по  ситуации, здоровье гостю вскоре может вообще никогда не понадобится! Хозяева настойчиво оставляли ночевать. Ключи от замка зажигания лежали в кармане и после очередного тоста за одного из гостей Саня заявил - надо вещи из «копейки» занести в дом. За ним увязался тот самый басмач. А за калиткой стояла с распахнутой дверью «копейка», транзитов на ней уже не было, сумка стояла рядом на земле... «Эй, парень, назад!» В руке бородача сверкнуло лезвие. Резко развернувшись Александр нанес прямой удар правой басмачу в подбородок и добавил левый боковой в челюсть. В голове басмача что-то хряснуло и он завалился вперед...

Бросить сумку в салон и запустить движок было делом одной секунды, pезко с проворотом «копейка» сорвалась места, унося Сашу от «хлебосольных» хозяев.

Он хорошо изучил этот гостеприимный городок по карте и прошел его ногами, поэтому легко ориентировался. выехав за город, выключил фары, съехал с дороги и в полной темноте поехал к заброшенной овечьей кошаре.

 

Фото в профиль

В советское время спортивно- оздоровительной работе уделялось  большое внимание. Александр работал. тренировался и выступал на соревнованиях по разным  видам спорта за свой трудовой коллектив. Молодой, образованный, к этому времени, Саша получивший красный диплом (с отличием), член ВЛКСМ (необходимое условие). как писали в характеристике «... без  вредных привычек, морально устойчив,  из народа», из слесарей,  стал стремительно  подниматься по служебной лестнице.

Но случилось то, что должно случиться рано или поздно. Вместо ушедшего на пенсию начальника отде­ла кадров пришел новый молодой пен­сионер из МВД. В те годы существовала практика назначать «кадровиками» от­ставных ментов. На всякий случай. Что­бы все было под контролем в этом госу­дарстве. Через некоторое время новый начальник ОК приглашает Александра: «Вы знаете, несколько лет назад я зна­комился с личным делом одного осуж­денного. Как ни странно, но у Вас совпа­дают фамилия, имя, отчество, возраст и данные воинского учета, которые в принципе изменить невозможно. А раз­ница в том, что тот ЗеКа, а Вы руково­дитель среднего звена, с перспективой успешной  карьеры. комсомолец, Вас положительно характеризуют, а того гражданина даже на прогулку выводили в наручниках...» и после небольшой па­узы добавил: «А как схожи фото, просто близнецы, разница только в прическе, да к сожалению, в отдел кадров не тре­буется фотоснимок в профиль!» По опы­ту зная продажность вертухаев, мгно­венно оценив ситуацию, Саша предло­жил ему: «Пока вы оформляете мое за­явление на увольнение «по собствен­ному желанию», я сгоняю в «Маячок» (ресторан «Маяк») за ящиком коньяка (в те времена коньяк можно было купить только в ресторане с большой нацен­кой). И через пару часов он вышел из ворот ставшего за эти годы родным предприя­тия с трудовой книжкой в кармане.

 

На Губкина

В это же время на проспекте Губки­на открылся первый специализирован­ный комиссионный магазин с площад­кой для обезличенной продажи авто­мобилей. А напротив него городские власти выделила огромную, по масштабам того времени, площадку под авторынок. Теперь в выходные дни любой желаю­щий мог выставить свой автомобиль на продажу, причем въезд на авторынок был совершенно бесплатный! Всем хо­рош был новый авторынок на Губкина: удобные подъездные пути, комиссион­ная площадка, продажа запчастей, воз­можность сразу же переоформить ку­пленный автомобиль (поиграть в колпачки . перекинуться в картишки . познакомиться и провести какое-то время с очаровательной дамой . в особо тяжелых случаях незнакомцы с радостью помогут пересчитать Ваши наличные денежки…)

 В магазине два механика-оценщика - Валера и Константиныч. Толковые, грамотные специали­сты. Готовые всегда дать дельный совет нео­пытным автомобилистам (или не дать! Впрочем это все зависело от того. кто. как бы случайно. вложил ему в карман черного халата трешечку или пятерочку - покупатель или продавец. сложные вопросы тарифицировались отдельно).  Так появилось мое новое «рабочее место» - продолжил Саша, - где я сам себе менеджер, покупатель и продавец в одном лице.

 

Первая иномарка

В один действительно прекрасный день к нему обратился кооператор, или как сейчас говорят - предприниматель, бизнесмен с заманчивым предложе­нием: необходимо доставить в Омск из г. Находка Приморского края несколь­ко иномарок японского производства. Если быть точным, то пять автомобилей со дня на день должны прибыть в порт г. Находка из Японии. Задача предель­но проста. Доставить всю сумму денег наличкой, оплатить стоимость автомо­билей, оформить надлежащим образом все документы, перегнать из морско­го порта г. Находки до железнодорожной контейнерной станции в с. Владимиро-Александровском, погрузить и отправить машины в Омск. « За эту работу не берут­ся даже менты, сознавая реальную опас­ность           

этого предприятия. Поэтому мне поре­комендовали обратиться к вам» - с этими словами кооператор выложил на стол все договоры на поставку автомашин в СССР. В качестве расчета за выполненную рабо­ту Саше представлялось право приобре­сти одну из этих иномарок по закупочной цене. Это была удачная сделка, несмотря на то, что вся ответственность за деньги, очень большие даже по нынешним временам, и автомобили ложилась на него. Кроме того, по условию договора, с ним должен был ехать человек, который будет кон­тролировать все расчеты. Т. е. надо будет заботиться не только о своей безопас­ности, но и обеспечить ее попутчику. На Дальнем Востоке нравы суровые, потомки каторжан известны своим лихим характе­ром, там жизнь чаще регулируется не за­коном, а «понятиями».

Стал готовиться в дорогу. По уже сло­жившейся привычке изучил по карте го­род, наметил предварительный марш­рут передвижения по Находке с запас­ными вариантами. Купил авиабилеты. Рейс Омск-Владивосток как на автобу­се - посадки в Иркутске, Улан-Удэ, Чите и только потом в аэропорту «Владиво­сток» г. Артем. Осталось подготовить техническое обеспечение безопасно­сти. В советские времена для населения такого понятия как «средства защиты» не существовало, более того при определенных обстоятельствах это было бы отягощающим обстоятельством Не было газовых бал­лончиков, электрошокеров, травматиче­ского оружия и т.д. В критических ситуа­циях гражданам можно было рассчиты­вать только на крепость рук или быстро­ту ног, т.к. даже строительные монтаж­ные пистолеты, с пороховым зарядом, ставились на учет. Варианты с охотни­чьим и спортивным оружием отпа­ли стразу. Разрешительная система все это жестко контролировала.

Александр хорошо владел прие­мами рукопашного боя,  Да и десятилетний опыт боев на ринге принес неоценимый опыт.  Сей­час как-то ускользнуло из внимания, что рукопашный бой не только удары руками и ногами, блоки, болевые и удушающие приемы, а еще и прие­мы боя на ножах, саперных лопатках, использование автомата с примкнутым штык-ножом и т.п. Но уже слиш­ком велика ставка в этой игре, при це­ленаправленной утечке информации возможны различные ва­рианты развития событий! Ведь от аэ­ропорта Артем до г. Находка еще 3 часа езды на автобусе по совершенно безлюдной местности. Всякое может произойти на дороге. особенно когда при тебе спортивная сумка. битком набитая наличкой… Так что готовятся средства активной защиты. В охотничьем мага­зине была приобретена ракетница. Для изготовления «стреляющей авторучки» (так стали называть через несколько лет подобное устройство) использовался ударно-спусковой механизм от ракет­ницы и несколько сменных стволов, не­сколько потому, что в ствол заряжался только один патрон, после выстрела не­обходимо было быстро сменить «отра­ботанный» ствол на другой, с патроном. У знакомого военрука за литр водочки взят «напрокат» учебный автомат Калаш­никова.

 

В магазине «Спорт и туризм» купле­ны два ножа- рыбки, при разъединении в одной половинке лезвие на ручке, на вто­рой вилка. Вилка убиралась, и эта часть использовалась как ножны. Все было ра­зобрано на мелкие детали и упаковано в сумку с продуктами, картошкой, колба­сой. В те времена на Востоке с продукта­ми было проблематично.

Держа в руке нож-рыбку, Саша улыбнулся, вспомнив пер­вое армейское занятие по применению холодного оружия в ближнем бою. Вопрос инструктора  ... «Ка­кое оружие является оружием массового уничтожения?» Посыпались ответы - ядерное оружие . атомная бомба отравляющие газы…. – все от­веты неправильные! Оружием массово­го уничтожения является обыкновенный кухонный нож, с его помощью нанесено больше всего смертельных ранений.

 

Приехал кооператор, привез доку­менты, доверенности, деньги, целую сумку пачек новеньких сторублевок в банковской упаковке. На тот момент -самые крупные купюры. Пожелал счаст­ливого пути и взял расписку в получении денег. - Вылет завтра, а сегодня поеду в зверосовхоз, - продолжил свой рас­сказ Александр, нужно взять с собой несколько шкур чернобурки. В подарок. Как говорил Михаил Сергеевич - для до­стижения консенсуса!

 Не буду описывать утомитель­ный перелет, где при каждой посадке менялся экипаж, а вместо горячих обедов предлагалась минералка. Во время посадок Саша со своим спутником оставался в самолете, сумка с деньгами стоя­ла под креслом. Наконец, долгожданная посадка в аэропорту Артем г. Вла­дивостока. Получив багаж, Саня зашел в туалет, быстро собрал и проверил припасенное снаряже­ние, переоделся в спортивный ко­стюм, закрепил резиновым бин­том ножи: один на левой голени, другой на правом предплечье. И дальше в путь, на автобусе в На­ходку. Расположились в двухместном номере гостиницы, в центре города. Раскладывая вещи, до­стал из сумки дверной крючок и отвертку с шурупами. На недоуменный взгляд попутчи­ка пояснил - сейчас прикручу на дверь, и будем спать спокойно.

На следующий день, оставив спутника в номере и тщательно его проинструктировав, Александр отпра­вился в Приморское Морское Пароходство. Там он встретился с од­ним из заместителей начальника, ведающим поставками японских автомобилей в СССР. Надменность и высокомерие чиновника сме­нилось откровенной радостью, когда Саша раскинул у него на столе громадную черно­бурку, подарок из Сибири. Чиновники еще не были разбалованы деньгами и подарками. Любезность зама не знала границ: на пару дней дал служебную машину с водителем, а также подарок неслыханной щедрости: в за­крытом спецмагазине Саше было разрешено приобрести товары народного потребления производства Японии. Японский телевизор! Видеомагнитофон, швейная и стиральная машины (прошло 26 лет, а эта техника ис­правно работает!). Вторая чернобурка была подарена директору магазина, за что была немножко скорректирована вниз оценочная стоимость . вверх год выпуска приобретенных автомобилей и позволено выбрать из всей партии лучшие экземпляры.

По распоряжению директора механики укомплектовали выбранные авто наборами ключей и запасным комплектом зимней ре­зины. Все это входило в комплект поставки, но почему-то извлекалось из автомобилей и хранилось на складе. Как пояснил директор - для пущей сохранности. Кстати, об автомо­билях. Механики магазина выдали очень интересную информацию: оказывается, по­ставляемые в СССР японские автомобили делятся на две группы:

 

Совершенно новые, без пробега, авто­мобили с левым рулем, которые через порт Находка отправляются в Москву и столицы союзных республик.Автомобили б/у с правым рулем, кото­рые в свою очередь подразделяются на 3 ка­тегории:

- автомобили 1-й категории, поставля­емые в Австралию и Юго-Восточную Азию из Японии. Полностью восстановленные, подвергнутые полной разборке на фирме-производителе, полной окраске кузова, за­мене всех резино - технических изделий, за­мене всех недостаточно надежных узлов и агрегатов двигателя и подвески. Спидометр обнулен. Поэтому десятилетний по докумен­там автомобиль 1979-1980 гг. выглядел аб­солютно новым, и по сути он таковым и яв­лялся.

   - автомобили второй категории, про­сто в хорошем состоянии, без кузовных по­вреждений и проблем с двигателем. Чистый салон, небольшой пробег.

третья категория - автомобили с про­блемами по кузову, грязным салоном, боль­шим пробегом.

Пароходство закупает только машины 1-й и 2-й категорий. Первая категория для себя, вторая - для бартерных сделок с партнера­ми (выбранные авто были 1-й категории). А впереди был самый важный и опасный этап - перегон к месту отправки.

 

По берегу моря-1

Очень ценным в плане информации  ока­зался водитель служебного автомобиля: - С привозными авто у нас тут полный беспре­дел. Бандиты просто рвут на части рыбаков, ввозящих иномарки. Драки со стрельбой в порту нередки. А на рынке могут просто от­нять приглянувшуюся «японку». К ментам об­ращаться бесполезно. Сегодня он в форме на службе дежурит, завтра в спортивном ко­стюме грабит в порту, на дороге или на рын­ке. Еще не факт, что на купленной машине тебе дадут уехать из Находки, дорога-то одна и зажать могут в любом месте!

На контейнерной станции объявление: «контейнеров нет». В кабинете начальника суровая дама в форменном мундире заяви­ла: «Двадцатитонных контейнеров под легковые автомобили нет, и в ближайшее время не будет!» Достаю подарок из Сибири, чернобурку. Мех так играет и ис­крится, а стеклянные глазки на мордочке ли­сички, кажется, игриво прищурились. Вот и нашлось 5 контейнеров.

Возвращаюсь в гостиницу. К сожалению, мой спутник не умеет водить автомобиль, но внешность у него подходящая - около 190 см рост, под сотню вес, бицепсы чуть помень­ше двухпудовой гири, бывший чемпион по боксу в полутяжелом весе. в общем фактура что надо. Вдобавок бриться утром он не стал, оделся в спортивный костюм и тельняшку - так что выглядел соответствующе.

Утром заезжает за нами служебная «Вол­га». Приезжаем на базу, бросаем вещи в «Ниссан Блюберд» и на контейнерную. «Волга» со­провождает сзади. На контейнерной у ворот припарковал «Ниссан», оставил для охраны Бориса, сказал: «На заднем сиденье демонстративно расчех­ленный «калаш», шугай всех любопытных, я скоро буду». Саша сделал еще три рейса, отпустил «Волгу», сел за руль по­следнего дизельного «Ниссанчика» и один двинулся к контей­нерной. Подъезжая, обратил вни­мание на парочку авто, стоявших рядом с его «японками» и каких-то людей, почти спортивной на­ружности, рядом. Подъехал, при­парковался, накинул на правую руку олимпийку и вышел.

Что, ребята, вас интере­сует? Хорошие у вас машины, да многовато для двоих пяти ма­шин... Боря, подойди. - Напар­ник подошел, передернул затвор и навел ствол «калаша» на «лю­бопытных», Саня большим паль­цем нажал на спуск, раздался вы­стрел из-под олимпийки под ноги «любопытным», пуля с визгом от­рикошетила от асфальта! Мужики, вы че? У нас к вам вопросов нет...

-В заднице дырку залечишь, а в башке уже нет! - весомо до­бавил Борис.

-Вы че, со спецуры ? …        этот  вопрос повис в воздухе.

Тогда мы, наверное, поехали...

Александр с Борисом загрузили автомо­били в контейнеры, оформили документы на доставку до Омска и пешком двинули к ав­товокзалу по берегу моря. Тогда Саша и не предполагал, что через несколько лет ему придет­ся проделать этот же маршрут при несколько иных обстоятельствах.

 

Туры в Японию

Прошло несколько лет. Александр успеш­но торговал японскими автомобилями. Его деловой партнер, зам начальника пароход­ства, накопив деньжат, рванул в Москву. Но к этому времени ввоз японских «бэушек» из ручейка превратился в полноводную реку. И с выбором авто в Приморье проблем не воз­никало. Или почти не возникало. Просто они стали другого рода.

Японский секонд-хэнд повезли все, кому не лень выходить в море. Рыбаки забросили свои промыслы - никакой улов не давал такой прибыли, как торговля японскими автомоби­лями. Рыбацкие суда и огромные пассажир­ские лайнеры стали автовозами. Интересно было наблюдать, как швартуется в порту оче­редной «транспорт» из Японии. На корабле нет свободного места, все заставлено авто­мобилями. Они везде: на палубах, надстрой­ках, свисают над морем (перед закреплен на корабле, серединой опирается на огражде­ние, зад висит над волнами). Короче, обве­шаны такие «автовозы» машинами, как соба­ка репьями. Когда не хватало места, то авто­мобили засовывали даже в трубу парохода! В море вышел весь имеющийся флот, даже давно списанные суда, едва держащиеся на плаву.

Появилось множество турфирм, организу­ющих туры в Японию: «Познавательный кру­из в Японию на теплоходе - это осмотр до­стопримечательностей островов и возмож­ность покупки сравнительно недорогих ав­томобилей и качественной бытовой техники. Продолжительность путешествия семь дней, стоянка в Японии три дня. Расчет в йенах». И дополнительная информация очень мелким шрифтом: «стороны освобождаются от от­ветственности по договору, если это явилось следствием событий чрезвычайного харак­тера, а именно: наводнение, пожар, тайфун, землетрясение...» Пароходы были просто в ужасном состо­янии. Их уже много лет не ремонтировали и не красили. Они выглядели как плавучие острова в «Войне миров», часто тонули и го­рели в море. Официальной статистики на этот счет не велось. Однако находилось не­мало рисковых людей, отправляющихся в это путешествие, и иногда это был билет в один конец!

Но все эти причины были объективными, их можно было как-то просчитать и преду­смотреть. Субъективные же (то, что мы на­зываем человеческим фактором) заводили иногда в непостижимые уму ситуации. Разум человеческий все-таки имеет границы, а вот глупость человеческая беспредельна.

 

Гербалайф Иванович (по паспорту Виктор Иванович)

С этим человеком Александр в течение двух дней дважды попадал в критические си­туации. Такого не было никогда за двадцать лет занятия автобизнесом. За эти годы жизнь сводила нашего героя с людьми хорошими и разными, почему то разных людей было больше. Но Герба­лайф и по сей день никем не пре­взойден. Но обо всем по порядку.

История умалчивает, с чем связано возникновение такого странного для русского уха про­звища. Судьба свела Сашу с этим чудаком случайно. И вот они вме­сте отправляются на Восток. Ави­арейс «Омск-Владивосток» про­шел как обычно, затем три часа на «Икарусе» и ведомственная гостиница пароходства в Находке раскрывает свои двери. Этот от­ель был наиболее удобным в от­ношении всех передвижений по городу и оптимальным в плане безопасности. Все шло в привычном ритме. Расположившись в номере, Саша сделал не­сколько звонков и углубился в изучение мест­ной прессы, в разделы о продаже автомоби­лей. Авторынок работал только по выходным,, а поскольку цена на авто менялась едва ли не каждый день, необходимо было ориентиро­ваться в ценах на текущий момент. Попутчик явно томился вынужденным бездельем. Ведь только через пару дней к ним должна была присоединиться бригада перегонщиков из Омска во главе с неким Виталием. Виталий - человек серьезный, к тому же офицер мили­ции. Интересы Александра и Виталия долж­ны были пересечься буквально на пару дней, а потом их пути расходились: милиционер с перегонщиками гнали автомобили своим хо­дом, а Саня как обычно отправлял по железной дороге. Пока же приходилось терпеть компанию Гербалайфа, чья кипучая натура тяжело перено­сила ожидание.

- Слушай, я не могу сидеть на месте, сго­няю в магазин.

Получив необходимый инструктаж, спут­ник ушел. Саша с облегчением закрыл дверь номера.

Полтора часа спокойствия заканчивается условным стуком в дверь.

- Саня, я все устроил! Минут через тридцать-сорок к нам придут проститутки!- начал с порога радостный Гербалайф.
- Ой, такие девочки, такие девочки! Мы классно проведем эти дни! Кроме того, у них есть друзья, которые помогут нам купить автомо­били в Находке!

Волна ярости нахлынула на Александра. Он встал из-за стола. Захотелось прибить этого придурка на месте. Но исправлять ситуацию поздно, надо искать выход. Взяв в руки сумку, Саня стал быстро собирать вещи.

Ты куда? - вытаращил глаза Гербалайф. Если хочешь, оставайся, я ухожу немед­ленно! - И Саша быстрым шагом направил­ся из номера. Очень жаль, но в этой гости­нице оставаться больше нельзя. Он шел по вечерней улице, а за ним плелся охающий и причитающий напарник, до которого начи­нало доходить, что он натворил. Все гости­ницы города находились под контролем кри­минала, поэтому теперь, зная их данные из прежнего места пребывания, вычислить на­хождение омичей было вопросом несколь­ких минут.

Рынок только завтра, нужно было где-то ночевать. Гербалайфа тоже бросать нельзя. Значит пришло время «расконсервировать» самое безопасное жилье...

На раздолбанном автобусе по­путчики отправились в село Владимиро-Александровское, где рядом с контейнерной станцией находился двухэтажный деревянный дом, там обычно отдыхали сменные тепловоз­ные бригады. За очень небольшое вознаграж­дение бабушка-вахтер могла предоставить места для ночевки не только железнодорож­ным рабочим. В комнатах на 5-6 коек двери не запирались. Саша и Герболайф поселились на втором этаже с окном на море и железную дорогу.

 

Незваные гости

Утром отправились на авторынок. Побро­див по рынку несколько часов, Саша не по­добрал для себя ничего подходящего . У напарничка же, напротив, возникла куча ва­риантов. Часть из них нужно было смотреть у продавцов на дому.

Решай сам, Гербалайф, но я не реко­мендую тебе этого делать! А, все это ерунда, я отдам тебе на со­хранение свои деньги и поеду. Встретимся в номере.

Прошел день, а затем вечер. Наступила ночь, но попутчик все не возвращался. Дур­ное предчувствие охватило Александра,

Вскоре послышались шаги по деревян­ной лестнице, и в комнату вошел Гербалайф. Точнее, его, скорее, втолкнули люди почти спор­тивной наружности. На вопрос, кто эти люди, Гербалайф обреченно ответил: «Это продав­цы машин, у которых мы обязаны купить по автомобилю». А незваные гости добавили: «И ваши друзья, которые приедут завтра, тоже купят у нас автомобили». Разговор прини­мал нехороший оборот. «Похоже, что с попутчиком уже побеседовали «по душам» - по­думал Саша, а вслух произнес: «Ребята, все дела на завтра, а сейчас мы будем спать». На гостей это не произвело ни малейшего воздействия, похоже они собирались оста­ваться в номере до утра. Однако после не­продолжительной беседы гости согласились подождать внизу в холле. «Только без балов­ства», - пригрозил один из непрошеных го­стей, и для пущей важности продемонстри­ровал ствол... «всплывете где-нибудь под Хоккайдо…»

- Саня, что будем делать? - запричитал Гербалайф через несколько минут после ухо­да незнакомцев. - Они же хлопнут всех нас!

Уходили через окно. Второй этаж. Пры­жок. Пяточки-носочки вместе, кувырок, и Саня уже внизу ловит сумки. Следом плюхнулся его незадачливый попутчик. Обошлось без переломов.

 

По берегу моря-2

И снова дорога по берегу моря в сторону автовокзала. Ясная лунная  ночь. Утро встречали с Гербалайфом в зарослях ку­старника на привокзальной площади. По расписанию скоро должен подой­ти автобус из аэропорта, надо как-то предупредить ребят. На площадке уже стоит несколько тонированных автомобилей, где-то в  этих машинах вчерашние ночные визитеры - тоже встречающие омских пе­регонщиков. Подходит автобус. Все пассажиры выходят. Вот и Вита­лий в милицейской форме. Не­доуменно оглядывается вокруг. разыскивая нас глазами. Саня бросает в него камушек. И негромко говорит: «Подойди, не поворачиваясь». Виталий стоит со скучающим видом возле кустов и слушает: «Сей­час в кассе берете билеты до Владика на себя и на нас на этот же автобус, садитесь в него, нас подберете за переездом».

Через 20 минут, уже в автобусе, Саша вкратце передал, в какой «блудняк» втравил их Гербалайф. У перегонщиков вытягивают­ся лица. Их разговор прерывается из-за не­ожиданной резкой остановки автобуса. Перед ним - две иномарки. Саша и Гербалайф падают за задние сиденья. В «Икарус» входит один из вчерашних «гостей» и медленно идет по салону, вглядываясь в лица пассажиров, до­ходит до Виталия, разворачивается и выхо­дит из автобуса. Все облегченно вздыхают.

 

Дорога домой

Во Владивостоке на «Зеленке» компа­ния покупает автомобили. Все складывается штатно. Бригада Виталия готовится к пере­гону. Сане же ехать на своей «карине» на же­лезную дорогу нельзя. Скорее всего, там его уже ждут. Недолго думая, он отправляется в аэропорт города Артем. Военный и граж­данский аэропорт находятся в одном месте. Здесь как раз под погрузкой стоит борт до Новосибирска, Ил-76 военно-транспортной авиации. За «штуку» баксов летуны согласились доставить тойоту карину с водителем на военный аэродром в Новосибирской области

По опущенной рампе Саша аккуратно въехал на тойоте в широкий фюзеляж самолета ИЛ-76. Самолет был доверху забит воинским снаряжением и китайским ширпотребом. Для авто оставалось место только в хвосте самолета, на рампе. Борт- инженер-

«Все нормально, в полете пять часов, сиди в машине, в кабине мест нет». Заработала гидравлика. Рампа поднялась. люк закрылся и самолет двинулся на рулежку. Короткий разбег и взлет. Немного напрягло одно обстоятельство – деньги летуны вперед уже получили. Но возможно. в случае возникновения нештатной ситуации в воздухе или на земле они без колебаний могут принять волевое решение и легким движением руки десантировать нелегальный груз в виде автомобиля тойота карина с водителем над Забайкальем или необъятной тайгой Красноярского края без МКС - многокупольной парашютной системы. Что Вы… какой такой нелегальный груз на самолете военно-транспортной авиации… С этими мыслями он уснул и снилось что снова он. двадцатилетний гвардеец-десантник. с парашютом. в экипировке по полной боевой стоит у края рампы . сейчас раздастся пронзительный вой сирены.  команда выпускающего: «Пошел!» шаг в небо- прыжок- и ни  с чем не сравнимое чувство полета. А было их больше полусотни…

Разбудил стук по капоту авто. Борт-инженер: «Пристегнись, садимся». Легкий толчок шасси о взлетку, и уже самолет катится в самый уголок аэродрома. опустилась рампа и летуны напутствовали: «В том конце аэродрома КПП, вопрос с выездом решай самостоятельно». На КПП зеленый пропуск с изображением американского президента номиналом 50 условных единиц беспрепятственно открыл дорогу в сторону родного дома. Еще несколько часов гонки по великолепной (в то время) дороге и вот уже родной Омск.

Бригада перегонщиков добралась примерно через пару недель. Ведь в отличии от существующей ныне дороги. по которой можно как-то проехать. прежняя существовала только на карте. ее отдельные участки можно было преодолеть только по железной дороге.

А были еще - Япония. Южная Корея. Прибалтика. Восточная и Западная Европа. Китай.