Эйфория обладания Вестой была подпорчена ложкой дегтя, предоставленной не АвтоВАЗом, а неумолимыми диванными экспертами в автомобильной сфере. Но отмотаем чуть назад, чтобы читателям было проще прочувствовать эту статью. А кто пришел за ответом на вопрос в заголовке – листайте до раздела «люди».
Покупка и пара слов о Весте
Я купил первую Ладу Весту в Санкт-Петербурге, в ночь старта продаж. Купил вслепую, зная только комплектацию и цвет. Основная авантюра в том, что я не знал ее цены. Наверное, у любого здравомыслящего человека возникает вопрос, что же двигало мной, зачем брать машину без тест-драйва? Новую машину, о которой еще нет отзывов? Все видели только красивый фантик, не догадываясь, что за ним скрывается. «Я верю в Бу Андерссона, я верю в АвтоВАЗ», - таков был мой ответ на все эти вопросы. В глазах спрашивающих я видел некое непонимание, а временами может даже сожаление. Лишь некоторые смотрели также восторженно, как я отвечал.
Вот так, вечером 24 ноября обычный 20-летний студент стал обладателем топовой Весты на роботе, которого боялся больше всего. Скажу по секрету, еще до появления серийных машин, мне удалось проехать на весте с механикой, удалось сделать это еще даже до тест-драйвов для журналистов! Те образцы еще не обладали полноценной отделкой салона, но уже тогда Vesta рулилась так, как позже про нее будут писать все автомобильные таблоиды: «первоклассная рулежка/лучшая управляемость в классе/острый и информативный руль и т.д.».
А вот робота я боялся. Боялся ненадежности, боялся непредсказуемости, да в конце концов боялся просто потому что весь мой опыт (который правильнее считать не в 2 годах стажа, а в пройденных километрах – около 80 тысяч) сводился к управлению машин на механике. Забегая вперед лишь скажу, что опасения мои были напрасны. Если бы мне снова пришлось покупать весту – это был бы робот, только на этот раз решение было бы взвешенным и осознанным. Для меня этот вывод - лучшая характеристика его работы. Кто пишет о его тупости, тот не эксплуатировал машину больше пары часов. Нужно пару дней, чтобы человек притерся к механизму, а механизм к человеку.
Других опасений у меня не было, поэтому без тени сомнений отдал за машину 658 тысяч кровно заработанных рублей и был таков. Пожалуй, глубже вдаваться в оснащение и характеристики не буду, отметив лишь пару важных для меня вещей (отмечу голословно, не расписывая как и почему, надеясь на доверие читателей, либо на их умение пользоваться поисковиком). Веста – самый безопасный и просторный автомобиль в классе. Система стабилизации на трассе, наверняка спасла мне жизнь, цепко и уверенно вернув машину на занимаемую полосу на скорости около 130 км/час. Богатое оснащение, в котором омрачает лишь отсутствие климат-контроля, впрочем, на новых машинах его начнут ставить совсем скоро.
Огрехи! О них отдельным пунктом, чтобы материал не выглядел как ода Весте. Моя машина собрана 30 сентября, одна из первых серийно-произведенных. Логично, что Весту не миновала участь детских болячек. Я столкнулся со скрипом втулок стабилизатора (копеечные резинки скрипят на искусственных неровностях, решения приличного еще нет, либо всякие герметики и термоусадки, либо замена на втулки от других машин), косяк присутствующий почти у всех. Мне по гарантии поменяли все боковые стекла, т.к. на первых партиях уплотнители стекол попросту их царапали. Отваливалась декоративная накладка ручки. Пожалуй, вот и все беды. Если честно, обидно. Обидно, что недоработки такие глупые, а на их исправление гигант тратит колоссальные деньги. Конечно, динамика исправления важна, да и дилеры работают на хорошем уровне (особенно порадовала фишка с персональными менеджерами, помогающими любой вопрос решить молниеносно в индивидуальном порядке).
Конкуренты
Попросту я не сидел и не сравнивал комплектации досконально. Выбирал по брендовому признаку, т.е. сразу Лада. Такой подход к выбору объясняется мнением, что все машины в этом бюджетном сегменте плюс минус опция одинаковы. Т.е. нельзя назвать кого-то явным фаворитом, у одних одно лучше, у других другое. Выбор здесь только за конечным покупателем по его факторам. Я хотел поддержать отечественного производителя. Тем не менее, постоянные нападки от владельцев конкурентов заставили изучить вопрос хотя бы поверхностно: веста за те же деньги оснащена лучше, особенно в плане активных систем безопасности.
Люди
Теперь, когда читатель заочно знаком со мной, моей машиной и мнением о конкурентах, можем перейти к части, которую отчасти можно назвать «крик души». С момента покупки к Весте было очень много внимания, которое мне даже льстило. Пока на улицах Петербурга моя Веста была одна из первых, за день я успевал дать с десяток импровизированных интервью на тему автомобиля. Причем вопросы поступали от пешеходов и велосипедистов до владельцев премиум авто из немецкой тройки. И если реакцию воочию можно описать как положительную, в крайнем случае, нейтральную (я мог видеть непонимание в глазах собеседника, не более), то в интернете все по-другому.
Я веду бортовой журнал машины на drive2, где у машины набралось более 5000 подписчиков, а количество просмотров на запись колеблется в районе 15000 (рекорд 125 813 просмотров о сожженном по моей глупости блоке электрики). Некоторые материалы, а зачастую фото разносят по просторам интернета и социальных сетей сами пользователи, включая модераторов официальных аккаунтов Lada. Можно сказать, моя Веста отчасти вошла в историю, но в этом и кроется суть проблемы. Меня отождествляют со всеми «тазоводами», а машину – со всеми «ведрами». Как модно нынче говорить «хейтеров», а по-русски ненавистников настолько много, что на досуге я начал их классифицировать.
Не принимайте написанное ниже на свой счет. Ну а если узнаете себя в каких-то строках – задумайтесь!
Пешеходы – совсем немногочисленная группа, но, тем не менее, кричалки «лучше пешком, чем на Ладе» встречаются. Комментировать, пожалуй, нет смысла.
Яповоды – отнесу сюда именно таких настоящих фанатов прулей родом из прошлого века. Такие встречаются и среди моих друзей, особенно в Сибири. Радикальность варьируется, но посыл можно охарактеризовать ставшей крылатой фразой «лучше б Марка взял». Причем я японцев уважаю, я рос среди них, меня друзья катали боком на том же Марке, но сравнивать бюджетку B-класса с заднеприводными мощными монстрами? При моих пробегах с утра пришлось бы решать, позавтракать в маке или заправить машину. А рычание мотора в пробке провоцировало бы представить себя бульдозером.
Одноклассники – все поло, рио, солярисы и прочие здесь. Писатели о тазоводстве головного мозга из этой группы меня радуют больше всего. Люди искренне верят, что при одинаковой цене у них-то машина на голову выше и на 2 ноги быстрее. Они с непередаваемой радостью злорадствуют над любой болячкой у молодой соперницы, возможно осознавая в глубине души неотвратимость скорой кончины. Хотя я малость увлекся, честная конкуренция это хорошо, особенно она на руку нам, потребителям. Но превознося свою машину – будьте объективны, не идеализируйте свой авто, помня о куда более серьезных проблемах на старте (задняя подвеска тех же солярисов, которую однако дефектом не признавали долгое время).
Староверы – они искренне верят, что б/у машина классом выше лучше новой. К таким относятся многие мои друзья, поэтому судить я их не берусь. Главное понять простую вещь – машину берет каждый для себя. Я на машине езжу ежедневно и много, я не хочу отвлекаться на какие-то ремонты (у меня был Hyundai i30 в хорошем состоянии, но он все равно постепенно ломался и сыпался). Плюс прогресс сводит на нет многие преимущества машин классом выше. То, что пару лет назад было только в машинах C-класса или даже выше, сейчас может стоять в бюджетках (поголовное внедрение сенсорных головных устройств, новых систем активной безопасности, да та же камера заднего вида штатно мало где встречается, а в тесных дворах здорово выручает). В общем, выгода сомнительная. Вот если бы я брал машину за 2-3 миллиона, там уже есть смысл взять немного б/у 1-2-летнюю машину, но не при бюджете до 700 тысяч и выбором из 3-5-летних машин. Либо при покупке авто выходного дня с небольшими пробегами.
Успешные – владельцы дорогих автомобилей, которых каким-то боком занесло в Весту. Стоит отметить, что на моем пути редко попадаются глупые богатые люди, все кого я знаю лично – Весту хвалят, да и в сообществе есть примеры у кого Лада второй автомобиль в семье, стоящий в гараже рядом с дорогим Мерседесом. Но, тем не менее, такие встречаются. Мне владелец 3-литровой BMW доказывал, что Веста и не валит (куда ж ей валить-то против бумера), и бензина ест больше, чем его машина на трассе. Разную стоимость технологий, применяемую в двигателях разных поколений (не секрет, что двигатель весты отнюдь не молод душой, как бы его не освежали мелкими доработками). Успешные староверы – выделю отдельно. Таких на удивление много. Конечно, 8-летний Кайен, прошедший Крым и Рым, по цене Весты мой предел мечтаний.
Сёрферы - вполне возможно они даже и не думали читать про Весту, но случайно волны интернета прибили их к обсуждению моей машины. Даже не вдаваясь в вопрос они калякают свою критику АвтоВАЗа, ведь они могли бы лучше. Конструктива тут не бывает.
Обиженные – люди, владеющие или некогда владевшие продукцией АвтоВАЗа. Вполне возможно им не повезло, а может обиженные не только ВАЗом, но и жизнью. Но эти люди свято ненавидят Ладу. Им нет разницы, что завод уже не первый год, как изменился. Изменилось и не раз руководство, изменились и владельцы, и подходы к производству! Веста на своей платформе не имеет ничего общего со всем старым модельным рядом, но для них это всё та же Лада из страшного сна, который они усиленно пытаются забыть. Любовь и ненависть они где-то рядом, как бы странно не звучало – это потенциальные клиенты.
В завершении хочется сказать, что о своем выборе я нисколько не жалею и по-прежнему верю в АвтоВАЗ, ведь русский человек совсем без веры не может. Всем же ярым противникам Лады и Весты в частности процитирую Кота Леопольда, который еще с детства вещал мне с экрана: «Ребята, давайте жить дружно!». Как-никак мы живем в одной стране, и машины людей не должны сталкивать лбами.