Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


О чем молчат репортеры: обратная сторона ДТП

Автор статьи

Новости об автомобильных авариях обычно краткие и сухие. В них остается за кадром много важной для автомобилистов и пешеходов информации. Я работаю репортером на происшествиях. Для нас, так же, как и для сотрудников спецслужб, катастрофы на транспорте - ежедневная реальность. Мне бы хотелось рассказать о том, о чем мы обычно не упоминаем. О том, что мы сами чувствуем, о чем думаем.

За 15-летнюю работу журналистом я видел огромное количество ДТП; десятки, а может, сотни погибших. Опыт печальный, но с тех пор, как я стал писать об авариях, сам ни разу не попал в ДТП.

Вот почему, когда меня спрашивают, есть ли какой-то смысл писать об авариях, я отвечаю: “Да, конечно». Какая-то часть автолюбителей пока еще в состоянии учиться не только на своих ошибках, но и на чужих.

В 20 раз разрушительнее Афгана

На дорогах идет реальная война. Это битва за скорость перемещения, позволяющая получить больше материальных благ: успеть больше заработать или отдохнуть. Победителей ждет мимолетная выгода, проигравших — травмы, траты, смерть.

Говоря о войне, я не преувеличиваю. В 2000 году, когда я только пришел в журналистику и заинтересовался темой аварий, меня поразило число погибших в ДТП на дорогах России: 30 тысяч человек за год. Это в 20 раз больше, чем потери нашей страны в Афганской войне - в среднем, 1,5 тысячи военнослужащих в год.

За последние 15 лет безопасность на дорогах России выросла троекратно. По итогам 2015 года потери в ДТП по стране составили около 10 тысяч человек погибшими и около 100 тысяч раненными. Увы, это по-прежнему, в разы больше потерь в войнах и терактах.

Извините, такая у нас работа

Интерес к автомобильным авариям у меня возник сразу, как я пришел на работу, в первую же редакцию. К тому времени я водил машину уже лет восемь и, конечно, тема безопасности на дороге была для меня животрепещущей. Однако, выяснилось, что среди «акул пера» тема ДТП по умолчанию не слишком почиталась. Во-первых, «негатив», во-вторых, особо не заработаешь. Времени уходит много, особенно, если выезжать на место ДТП, а текста получается мало. Легче зарабатывать на больших статьях на социальные или политические темы: сел и пишешь себе спокойно, пока другой куда-то ездит, тратя на одну дорогу по 2-3 часа.

Сказывается и нагрузка на нервы. На местах ДТП на репортеров обычно смотрят, мягко говоря, неодобрительно. Могут и попытаться прогнать: «Я запрещаю вам фотографировать мою машину!». Приходится вежливо объяснять, что мне требуется ваше разрешение на съемку только на вашей личной территории, например, в вашем гараже или в вашей квартире. А в общественном месте, где мы находимся, снимать можно все что угодно.

Но лично я всегда стараюсь не доводить ситуацию до конфликта. Во-первых, я с пониманием отношусь к участникам аварий и их близким — им нелегко! Во-вторых, сделав свою работу тихо-мирно, быстрее «отстреляешься» и быстрее уедешь.

Впоследствии, уже при публикации, мы просто «затираем» госномер автомобиля. На этом все. А потом участники аварий еще и нередко обращаются к нам за помощью - за фото, видео или освещением суда в прессе.

Я знаю, что будет за поворотом

Повторюсь, за многие годы работы репортером я видел десятки, а может и сотни смертей. Казалось бы, такая работа должна очерствить, задвинуть чувства на задний план. Но лично я, например, со временем стал сентиментальнее. Сейчас я даже больше сопереживаю пострадавшим, чем поначалу. Хотя, эмоции во время работы держу в себе.

Этому помогает занятость: надо поговорить с инспектором, с участниками, очевидцами, осмотреть транспорт и следы на дороге, сопоставить всю информацию и сделать свой собственный вывод. Это как мини-детектив, а ты сам, с информацией из первых рук, становишься немного сыщиком.

Пока работаешь, не до сантиментов. А вот когда едешь на аварию, или уже с нее, начинают «лезть» эмоции. Хочется кому-нибудь рассказать о случившемся, чтобы не держать в себе.

Когда только едешь на ДТП и, в отличие от других водителей, знаешь, что вот за этим поворотом будет экипаж полиции с мигалками и разбитый автомобиль. Другие не знают, а ты знаешь. Чем ближе подъезжаешь к месту, тем больше волнение. Помню, как ехал на свой первый репортаж с ДТП, как учащался пульс за километр-два до аварии. Подъезжаю: вроде, ничего особенного: КАМАЗ «обнялся» с «девяткой» на нерегулируемом перекрестке. Да и водителя легковушки «скорая» уже забрала. Но, на месте остается какая-то отрицательная энергетика, и организм ее улавливает, как антенна радиоволну.

Миллион кульков семечек

Одна из запомнившихся навсегда аварий — лобовое столкновение, в котором погибли двое немолодых супругов. «Одиннадцатую», в которой ехала чета, занесло на трассе во время снегопада. Ладу развернуло поперек дороги, и в бок ей на полной скорости врезался встречный внедорожник... Муж и жена, находившиеся на передних сидениях, скончались от страшных травм. На заднем сидении машины находилась большая черная собака, которая осталась невредимой. От пережитого шока животное сидело неподвижно, уткнувшись мордой в спинку сидения.

Когда у изуродованной машины спилили крышу, собака так и продолжала сидеть ничком. Может, она испытывала потрясение от удара, а может, скорбела о том, что больше не увидит своих хозяев и хотела подольше побыть рядом — сложно сказать. Собаки ведь не разговаривают... Если бы водитель ехал помедленнее, учитывая погоду и состоянии дороги, все остались бы живы-здоровы. То же самое можно сказать о половине зимних аварий.

Когда видишь крупное ДТП, всегда задумываешься – куда же ехали эти люди? Насколько срочны и неотложны были их дела? Зачастую выясняется, что человек ехал в магазин или из магазина. Вообще по магазинам едет половина автомобильного потока, притом, не за самыми нужными покупками. Задумайтесь об этом.

Вспоминается молодая пара, которая вечерком поехала за семечками, в магазин, находившийся буквально в соседнем доме. Дорога пустая, погода прекрасная, настроение еще лучше. Как и в большинстве случаев, ничего не предвещало беды... Вдруг откуда ни возьмись, машину подрезает другая легковушка, и наша молодежь врезается в столб. Девушка, сидевшая на переднем пассажирском сидении, не пристегнулась ремнем безопасности (“ехать-то рядом”) и пробила головой ветровое стекло, порезав нос кромкой стекла.

Слава Богу, нос потом зашили, но представьте, что такое для молодой симпатичной девушки получить такую травму – и физическую и психологическую... Красота и здоровье не стоит миллиона кульков семечек! Вот почему я всегда пристегиваюсь сам, и прошу пристегиваться пассажиров.

Отпусти меня, разожми ладонь

Некоторые происшествия совершенно невероятны. Однажды подъезжаю к месту ДТП и вижу такую картину. Стоит абсолютно новая Лада, без номеров. Весь капот машины исчиркан поперечными царапинами. Рядом стоит мужчина лет 50-ти с перебинтованными кистями рук. Что бы это могло быть? В голову не идет ни одного рационального объяснения.

В разговоре выясняется следующее. Мужчина купил машину, выехал из автосалона. Все, кто покупал Ладу, знают, что машины продаются без ковриков для ног: их вы покупаете сами – здесь же, в салоне, или где-нибудь в другом магазине. Мужик выбрал второй вариант, а пока решил подстелить под ноги бумагу. Выехав из салона, он заметил на обочине дороги подходящую картонку и вышел ее подобрать, не заглушив двигатель.

Происходящее очень заинтересовало отиравшегося неподалеку молодого жулика. Не удержавшись от соблазна, он запрыгнул в автомобиль. Услышав, как хлопнула дверь, хозяин ахнул и бросился к машине, но угонщик заблокировал дверь. Владелец авто кинулся на капот, схватившись за дворники, жулик дал газу, и они оба помчались по улицам города – угонщик за рулем, хозяин на капоте.

Все было как в кино-боевике: вор пытался сбросить «пассажира» с капота, виляя из стороны в сторону, тот держался за дворники, громко крича и ерзая по капоту. Хозяин вцепился в свою машину мертвой хваткой, так и не разжав ладони. Километров пять они колесили по улицам, пока эту картину не увидел проезжавший мимо экипаж ДПС. Инспекторы разнообразили «боевик» погоней и вскоре остановили машину.

Впоследствии автовора, недооценившего решительность хозяина, судили, признав виновным в попытке угона и взыскав с него ущерб за восстановление капота и услуги автоэксперта. Все хорошо, что хорошо кончается... А нам урок – в заботах о чистоте машины, не забывать о ее сохранности.

Скорость плюс ошибка

Пару слов об инспекторах ГИБДД. С большим уважением отношусь к их работе. Сотрудникам приходится быть и немного психологами, утешать родственников пострадавших, помогать им советом, а иногда даже брать за руку или сочувственно приобнимать, подбрасывать до дома. Участники крупных аварий обычно совершенно растеряны.

Вспоминается ДТП, при котором от мощного удара об отбойник у Гранты буквально вырвало двигатель, отбросив его метров на сто от машины. Ничего подобного я больше никогда не видел. «Подскажите, что сейчас делать? - Обратился ко мне муж госпитализированной женщины-водителя, - Я просто никогда не был в такой ситуации. Даже не знаю, с чего начать».

Взрослые опытные мужики, участники аварий, зачастую в таком шоке, что даже спустя 5-10 минут после столкновения, спрашивают: нужно ли вызывать «скорую» или ГАИ. Слава Богу, за них это обычно делают очевидцы.

Не ты ошибся, так кто-то другой

Повидав на дорогах всякого, лично я не зарекаюсь от аварий, но сам - очень аккуратный водитель с развитым упреждающим мышлением, и мне кажется, что мои аккуратность и навык просчитывать ситуацию наперед с годами только растут. Уроки каждый день перед глазами — только учи. Общий принцип всех аварий с серьезными последствиями одинаков. Это всегда сочетание высокой скорости и водительской ошибки.

«Человеку свойственно ошибаться», - заметил римский оратор Марк Сенека. За 2 тысячи лет с момента сказанного сей факт не изменился. И раз уж мы не застрахованы от ошибок, то нужно хотя бы не разгоняться слишком сильно. Один из последних печальных примеров: водитель “Дэу Нексия” с полной машиной людей ночью не разглядел плавный изгиб дороги и на приличной скорости продолжил движение по прямой, въехав в лес и врезавшись в дерево. Результат — трое погибших.

Обычно, столько людей за раз погибает на загородных трассах, где скорость выше. Но эта авария произошла в городе, на ровной широкой дороге... Кстати, на хороших дорогах происходит 90% аварий с погибшими. Ибо, чем лучше дорога, тем выше скорость, а чем выше скорость, тем меньше шансов выжить...

Самое печальное, что может произойти на загородной трассе – это гибель семьи в полном составе. Бывает, что водитель все сделал правильно: детей закрепил в специальных удерживающих устройствах, скорость не превысил... но ошибку совершает кто-то другой.

Однажды водитель КАМАЗа выехал с заправки на дорогу, не уступив дорогу Калине, в которой путешествовала молодая семья. В результате столкновения молодые супруги погибли. На заднем сидении легковушки в детских креслах ехали двое 4-летних мальчиков-близнецов. Один из них скончался, второго врачам удалось буквально вытащить с того света. Вот так выживший малыш вмиг остался сиротой из-за невнимательности водителя КАМАЗа.

Насмотревшись на подобные аварии, я всегда сбрасываю скорость, подъезжая к перекресткам, выездам с прилегающих территорий (и даже при разъезде со встречным автомобилем на дороге без разделительной полосы). В ПДД обязанность водителя снижать скорость в таких случаях не прописана, а может и зря. Сброс скорости на подъезде к перекресткам остается чем-то вроде житейской рекомендации. Но крови на этом пролито много. Я бы внес в ПДД обязанность водителей снижать скорость, допустим, до 40 км/ч – при проезде перекрестка в населенных пунктах и до 60 км/час – вне.

Раз, два, три, четыре, пять...

Тише едешь — дальше будешь! Особенно, это касается темного времени суток, когда в свете фар может неожиданно возникнуть пешеход... Значительная часть пешеходов, попавших под колеса ночью — это маргинальные или полумаргинальные личности, зачастую, в нетрезвом состоянии. В половине всех случаев это еще и люди пенсионного возраста, у которых ослаблены слух, зрение, реакция...

Довольно часто у пешеходов, сбитых «наглухо», и особенно, на загородной дороге, нет при себе никаких документов. Тогда сотрудники полиции делают дактилоскопию, «откатывая» пострадавшему пальцы рук. «Хорошо, если погода не слишком холодная и пальцы не успели задубеть», - Рассказал как-то полицейский, попросивший подсобить.

Мы откатываем пальцы лежащей прямо на дороге погибшей женщине лет 60-ти. Мимо проносятся машины. Я поставил свой автомобиль так, чтобы несчастная оказалась в свете фар и подаю майору листочки, которые он только что нарезал, с цифрами от 1 до 10 (по количеству пальцев). Ветер мешает складывать листки с отпечатками в конверт. «А бывает, зимой, пальцы затвердевают на морозе, так что приходится их отрезать и отмачивать в специальном растворе», - Рассказывает дальше полицейский. Ну и работенка...

Пристегнись, а то голову потеряешь

С детства я боюсь крови. До сих пор, при виде пореза пальца или одного упоминания о взятии крови в больнице, мне становится дурно. При этом совершенно спокойно чувствую себя на самых жутких ДТП, иной раз даже помогая вытаскивать из машин трупы. А ведь при наезде на высокой скорости, особенно, если пронесся грузовик, у пешехода может оторвать руки, ноги, голову...

Для меня мертвое тело - как разбитая машина. Есть разбитый автомобиль, а есть разбитая машина тела. Именно так я воспринимаю тела погибших. Душа ушла, осталась оболочка. Это помогает сохранять относительное спокойствие.

Вспоминаю одну из самых странных аварий, которую я когда-либо видел: в результате ДТП пассажиру «десятки» отрезало голову. Все было как каком-то в сюрреалистическом сне. Голова была отрублена будто мечом и откатилась по газону метров на 20 от машины, где осталось тело.

Оказалось, что пассажир не пристегнулся ремнем безопасности, а окно было открыто. Легковушка врезалась в столб, после чего голову пассажира вытолкнуло из окна и отсекло о рамку оконного проема - то ли столбом, то ли газоном, на который завалилась боком машина. Если бы я не видел этого своими глазами, то никогда бы не поверил. Это еще один аргумент за пристегивание.

Посмотрите налево, направо и наверх

Я — человек верующий, и у кого-то возможно, вызовет улыбку мое следующее личное наблюдение. Автомобили, в которых на панели приборов есть иконки — очень редко попадают в серьезные ДТП. Впрочем, для себя я это объясняю не мистикой. То, что водитель крепит в машину иконки — это уже говорит о том, что он допускает возможность аварии и хочет ее избежать. Так что и на дороге такой водитель, скорее всего, будет дисциплинированнее.

Жаль, что при всей осторожности и законопослушности за рулем всего не предусмотришь. Иногда автомобилисты получают проблемы с совершенно неожиданной стороны. Однажды один домовитый мужчина пилил на балконе длинный кусок арматуры. Дело спорилось и, в конце концов отпиленный обрезок полетел вниз, с высоты 7-го этажа. В это самое время внизу на условном газоне (разъезженная площадка земли) стал парковаться счастливый обладатель “Жигулей” шестой модели...

Арматура вошла в крышу “шахи” четко посередине, пробив машину насквозь и пригвоздив ее к земле. При этом железяка торчала еще и из крыши. Водитель “шестерки” не пострадал – вот это повезло! Арматуру потом вытаскивали через крышу, выкручивая ее из салона - в три пары рук и два разводных ключа. А с хозяйственным соседом водителю впоследствии пришлось судиться... Так что парковать машину нужно в безопасных местах, и уж точно не на газонах.

Обычно мы считаем, что аварии, особенно, серьезные, нас не коснутся. К сожалению, опыт показывает, что на дороге может произойти все, что угодно. Поэтому, прежде, чем превысить скорость или выполнить какой-нибудь маневр, идущий вразрез с правилами дорожного движения, нужно очень хорошо подумать, стоит ли это того, чтобы рисковать.

Я все-таки надеюсь, что мы, репортеры, несем информацию, которая помогает людям быть разумнее и ответственнее. Если хотя бы небольшой процент населения воспримет наши статьи серьезно, работы у ГИБДД и у нас значительно убавится.