Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Perfect in the Past

Автор статьи

Моя командировка в Лондон – the capital of Great Britain подходила к концу Однако, все завершилось совсем не так, как я предполагал…. Она умна, стройна и в общем – очаровательна… А еще, она ездит на  SAAB 9000. Редкое сочетание в наши дни… Самое время познакомиться ближе.

I saw him standing there

В темноте подземного паркинга хищно сверкнули фары, негромко заурчал мотор… И он неспешно выкатился на свет – потомок викингов и ближайший родственник шведских истребителей – SAAB 9000: предмет культа и фетиш.. Впрочем, Helen McCarthy – моя новая знакомая и владелица данного авто не разделяет мнения десятков тысяч поклонников марки. Для нее это просто авто на каждый день… « Perfect in the Past!» - так я мысленно охарактеризовал этот серебристый хетчбэк SAAB 9000 CC и, должно быть, произнес это вслух, пока осматривал превосходно сохранившуюся машину, которой уже стукнуло 24 года…Helen с любопытством посмотрела на меня и удивленно вздернула бровь:'' All russians are like that, aren't they?''

– ''Just so! As far as the matter is concerned with powerful sportcars'' *

Благословите женщину

Как ни крути – феминизм прочно утвердился в современном мире…Очевидно, феминистические начала присущи и большинству современных авто: раскосые глаза-фары, рельефный, поигрывающий гранями-мускулами кузов, улыбки, взгляды, мордашки – все это так нравится женщине, и все это по умолчанию включено в дизайн…У четырехколесной милашки может быть больное сердце, стервозный нрав, нелады с мозгами – ну это же мелочи, малая толика цены, которую не жаль отдать ради красоты.

SAAB 9000 совсем из другого - параллельного мира. Он угрюм, строг и немного высокомерен…Интроверт и сноб, не любящий общества и широкой огласки. Словом, для большинства ничем не примечательный персонаж, общество которого было бы обременительно. Как водится, всё дело в одежке…

Делать сегодня акцент на том, что дизайн 9000 й модели разрабатывали специалисты студии ItalDеsign, а руководил процессом сам маэстро Джорджетто Джуджаро, все одно, что вспоминать про победы русской армии в русско-турецкой войне…Машина, по воле случая, оказавшаяся в моем временном владении, 1992 года. И даже для этого времени, не блещет авангардом стиля….Линейка, рейсшина и угольник – похоже, весь арсенал инструментов, которые использовал ItalDеsign…Справедливости ради, во второй реинкарнации дизайн 9000-го стал более выразительным и агрессивным… и все же …

 Вы никогда даже при большом желании не спутаете в потоке Mercedes W124 или BMW в кузове Е 34 с чем либо. А вот SAAB запросто…в анфас это почти Vectra A, только куда более злая…В профиль угадываются пересечения с другим скандинавом -  Volvo 460 – все тот же угловатый не очень гармоничный кузов, вытянутый нос, непропорциональная корма… И только внимательно присмотревшись, удивленно восклицаешь: « Ба, да ведь это SAAB! Хотел же я себе такой когда то!»

Не нужно обладать большой интуицией, чтобы понять – что-то здесь не так…Старомодная и угловатая модель 9000 до сих пор предмет споров обсуждений в кругах автомобилистов, а ведь производство свернули еще в далеком 1998…: В чем же дело? Ответ очевиден – во вдохновении!

Вдохновение, а может и нечто большее посетило инженера-двигателиста Пэра Гиллбранда, когда он задумал применить турбонаддув в двигателе серийной легковушки…Вдохновение владело им, когда он изрекал: “ All engines have an oil pump, a fuel pump and a water pump. So why not an air pump, which is all a turbo really is? I think it’s odd that all engines don’t have one!” ** Вдохновение способствовало появлению в SAABовской гамме версии SAAB 99 turbo, которая произвела известное впечатление на журналистов британского Autocar уже в первых заездах: “It’s not the quickest car we’ve tested, or the best-looking. But we will remember it long after many exotica have faded from our minds. For it is such a surprising package, full of interest and excitement”***…И наконец, именно вдохновение Гиллбрант сумел передать своим коллегам, при разработке последующих моделей: SAAB 900 и SAAB 9000

Загляни под крышку

Вообще-то, у европейцев не заведено заглядывать под капот автомобиля – эта функция возложена на профессионалов ремонтников. Но ради меня Helen сделала исключение, с интересом наблюдая, а что же будет дальше…Капот взмыл вверх открыв взору двигатель…Тогда, в середине 80 х (когда собственно, в продаже и появились первые SAAB 9000) эстетов еще не коробило от вида неприкрытых пластмассовыми декоративными накладками и щитками агрегатов – все было честно и прозрачно: как здесь…На алюминиевой, c красной широкой полосой, клапанной крышке сама за себя говорящая надпись: SAAB 2.3 16… Это легендарный мотор В 234 – мечта любого заядлого саабера. Степень его легендарности лишний раз подчеркивает распространенное поверье, дескать, многие технические решения родного, своего в доску, мотора ЗМЗ 406, хорошо знакомого по «Волге», были заимствованы именно у В 234…Что тут сказать, любовь нашего человека к марке SAAB – она искренняя, чего тут только не придумаешь…

 Впоследствии, взяв за основу удачный В 234 шведы создали целую линейку моторов различных по мощностным характеристикам…Основное отличие заключалось в принципиально различных турбинах: низкого (LPT) и высокого (HPT) давления – в зависимости от модификации…

В подкапотных недрах данного авто живет 234 й мотор, агрегатированный с турбиной высокого давления Garrett: 200 л. с. выжатые с 2.3 литров объема – даже по сегодняшним меркам – весьма неплохо….

 Впрочем, есть еще чему удивиться: в конструкцию рядной «четверки» включены пару приводимых цепью балансирных валов, призванные обеспечить двигателю хорошую уравновешенность в работе и низкий уровень вибраций. Что же до широкой красной полосы на клапанной крышке, то это вовсе не декоративный элемент, а картридж системы зажигания – Direct Ignition, внутри которого находятся индивидуальные на каждую свечу катушки зажигания…Привычный трамблер отсутствует, как класс.

Двухметровый красавец швед

         - нет, это не про SAAB - это фраза из рекламы холодильников. Однако, даже двухметровый швед спокойно и без напряга поместится за рулем 9000 го. Удивительно, но факт, в салоне авто, которому впору участвовать в парадах ретро, уютнее и комфортнее, нежели в иных новодельных представителях современного бизнес класса…. Растянутая по сравнению с прародителем SAAB 900 колесная база и поперечное расположение двигателя позволили при меньших внешних габаритах добавить свободного пространства в пользу салона…Вот и сейчас, размещаясь в просторном, с боковой поддержкой кожаном кресле, над которым, кажется, даже работали ортопеды, я ловлю себя на мысли, что моя посадка ,пожалуй, идеальна… И единственное, что я хочу – повернуть ключ в замке зажигания и оживить того монстра под капотом…Говорят, SAAB 9000 – единственный SAAB в котором замок зажигания размещен не в центре, между сиденьями, а на рулевой колонке, как в какой-нибудь «девятке». Впрочем, на этом сходство с отечественным автопромом заканчивается…Чтобы понять это, достаточно лишь завести мотор. Породистость машины чувствуешь даже с закрытыми глазами: она не дрожит, не вибрирует, не скрипит, лишь где-то вдалеке едва слышно сыто урчит на холостых двигатель…

’’Тебя заранее избавили от возможности прощать кого-то там за неправильно просчитанные опоры двигателя, за плохо подогнанный пластик, аляповатый интерьер, перекрываемый ступицей руля приборный щиток – потому, что этого всего нет. Есть лишь ты и SAAB, и дорога, которую предстоит покорить’’

Пока двигатель прогревается на холостых, продолжаю осматривать салон, главная достопримечательность которого, конечно же, торпедо с интегрированным блоком климатической установки, больше напоминающий советский калькулятор, и обилием кнопок и тумблеров словно в оправдание саабовского слогана времен 1980 х : “The most intelligent cars ever built”

  Консоль по бээмвэному развернута в сторону водителя, но больше с BMW никаких ассоциаций, скорее сходство с кокпитом истребителя… «I request takeoff clearance. By the by, is the catapult here? ****

Ложка дегтя

Впрочем, мой первый взлет окончился, еще даже не начавшись – я попросту не рискнул управлять машиной на тесных и запутанных улочках Лондона, уступив место за штурвалом хозяйке… Теперь я был в роли пассажира, правда с непривычной – левой стороны…Этот SAAB, помещенный в среду английских традиций, не стал исключением - он праворульный. И поначалу, такая зеркальность органов управления немного напрягала…Чего не скажешь о самой машине: в движении она плавна и мягка…Впрочем, чего еще ждать от полноценного представителя бизнес-класса на ровных, как бильярдный стол лондонских дорогах?

Бренд превыше всего! Это аксиома. Именно на бренд в первую очередь клюют толпы страждущих покупая товар, независимо от того, что это: Iphone, куртка D&G или перфоратор Metabo. Ведь бренд для большинства – своего рода доступ в высшую касту…Ярлык «made in China” на фирмѐ, вместо так ласкающего слух “made in Japan” – это разочарование, пускай даже качество изделия осталось на уровне.

С того самого момента, как шведский SAAB примкнул к GM, поклонники марки провели четкую границу, разделявшую два периода: до и после…Единогласно модель 9000 была признана последним настоящим авто марки, ее оплотом… О какой уж самобытности может идти речь, если последующий SAAB 9-5 построен на платформе Opel Vectra? Но и SAAB 9000 тоже оказался не без греха: авто разрабатывалось на общей платформе с Alfa Romeo 164,  Fiat Croma и Lancia Thema…Похожие линии стекол и проемов, геометрические параметры кузовов и даже компоновка агрегатов – все было одно на всех…Финансовые трудности и неоднозначность, с какой общество восприняло предыдущий SAAB 900 заставили шведов забыть за оригинальность и преемственность и пойти более проторенным путем: двигатель обрел поперечное расположение, спереди, вместо классической двухрычажки, появились стойки McPherson, ручник отныне вместо передних блокировал задние колеса, а крышка капота стандартно откидывалась в сторону лобового стекла ...И все же, даже в этих условиях, SAAB остался верен себе, свисту турбины и немного истребителям. Во всем этом мне вскоре предстояло убедиться…

 

Количество и качество

Полсотни километров до Хитроу, это немного, если их не идти пешком…Полсотни километров до Хитроу – это всего лишь каких-то 40 минут езды по времени, если не попадешь в час-пик. Мы с Helen меняемся местами….Перевожу селектор в drive… машина трогается мягко и уверенно, мягко и уверенно набирает скорость…ровно до того момента пока стрелка тахометра не загнана за отметку в 2500 тыс об/ мин…а дальше начинается перформанс: в работу по-настоящему включается турбина, но мощность нарастает не рывками, а плавной синусоидой….  Основательно разогнавшись Garrett T 25 High Pressure Turbo будто из рогатки выстреливает машину, позволяя почти моментальное ускорение, передавая на колеса сумасшедшие 300 Нм крутящего момента с таким рвением, что желудок буквально прилипает к спине, мозг поневоле посещают мысли о еще не выполненной миссии на этой планете, а нога уже покоится на педали тормоза…Но тревога оказалась ложной – тормоза всегда были одной из визитных карточек SAAB: цепкие и хваткие, они способны обеспечить очень достойный уровень замедления, заставив неудавшегося пилота скорее повиснуть на ремне, нежели пересчитывать все камни в ближайшем овраге. Но надо отдать должное шведским инженерам: они не ограничились только проверенными дисковыми механизмами Girling и внедрили противобуксовочную систему TCS (Traction Control System) – она призвана страховать горячие головы от неприятных последствий, ограничивая поток крутящего момента на ведущую ось, дабы избежать нежелательной, особенно на скользких покрытиях, пробуксовки… Это крайняя мера, за пределами которой обочина, обрыв, камни и остатки чьей-то жизни…

В середине 80 х прошлого века еще не было всех тех инноваций, которые ныне числятся в козырях у поборников безопасности. И тем не менее, на SAAB 9000 безопасности уделено много сил и внимания…И дело даже не в наличии подушек безопасности, преднатяжителей ремней, и защитных брусьев в дверях ( хотя все это есть), а банальном внимании к мелочам: отсутствие слепых зон, большие и удобные лопухи зеркал, через которые превосходно видна дорожная обстановка, мощная система стеклоочистителей ( дворники в миниатюре есть даже на передних фарах), наконец подсвечивающиеся замки-крепления ремней – тысяча и одна полезная мелочь, лишь бы не забыть о главном – безопасности в дороге….

Кстати, о дороге. 9000 й стерпит буквально все: от превосходного шоссе до каменистого грейдера… Но все же, очевидно, это авто делалось не для покорения связок крутых поворотов – прямая многокилометровая трасса – вот удел данной машины. Именно на трассе раскрываются основные положительные моменты: впечатляющая динамика, комфорт, в меру упругая, но не жесткая подвеска…

Не секрет, что основным рынком сбыта для SAAB 9000 являлись США, где не серпантины, а именно многокилометровые хайвеи, вроде знаменитого Will Rogers Highway, и 402 драгрэйсинговые метра задавали моду. Летящий на бреющем шведский истребитель на колесах сумел органично вписаться в тренд…

А еще, американцы знают толк в больших и мощных двигателях…Непременный атрибут всех этих Impala, Roadmaster, Crown Victoria – прожорливый V8 или на худой конец V6 под капотом…

Предлагать в этом мире машину с наполовину итальянскими корнями и в довершении всего с рядной четверкой под капотом – верх невоспитанности!

 Однако, странное дело, в случае с SAAB 9000 основная доля продаж на североамериканском рынке, традиционно ключевом для марки, пришлась именно на рядную четверку turbo, а вовсе не на версию с V6 производства GM…И я их понимаю: американцев. Атмосферный V6 от Opel Omega: прямое следствие заокеанских автотрадиций, в плане драйва и экспрессии не идет ни в какое сравнение с саабовским турбо… В этом самом турбо и заключен характер: покладистый и удобный для города мотор, стоит лишь раз основательно придавить акселератор, превращается в беспощадного рьяного зверя, способного своей агрессией если и не испугать, то насторожить других хищников наверняка

А ведь еще была и сумасшедшая по драйву модель Aero c еще более мощным мотором (2.3 л 225 л. с.), более производительной турбиной, механической коробкой, обвесом и другими атрибутами настоящего спорткара…

Но вернемся с небес на землю… Что-то об этом было у Цоя: «мое место слева и я должен там сесть» … заруливаю на огромную парковку. Передо мной Хитроу – один из самых больших и запутанных аэропортов Европы….Благодарю Helen за уделенное мне время, забираю свой немногочисленный багаж… Что ж, Perfect in the Past - пройденный материал. Теперь для меня более актуально Рresent Continious :I m waiting the boarding announcement for my flight ***** 

Ask me!

И они с пристрастием расспрашивали меня по приезду: сотня ничем не обязывающих вопросов, заданных моими коллегами и друзьями: как там живет и чем дышит туманный Альбион, правда ли, что Англию заполонили толпы переселенцев и эмигрантов, ездил ли я на знаменитом лондонском кэбе, видел ли Биг-Бен и Тауэрский мост и почему неприлично применять на письме конструкции подобные wanna/ gonna? Сотня ничем не обязывающих вопросов…Делясь впечатлениями, кое-кому из них я даже рассказывал за свой импровизированный тест-драйв. Однако, узнав, что я тестировал не Ferrary, Porsche или Lotus, а какой-то там старый SAAB, друзья лишь недоуменно пожимали плечами, мол каждый сходит с ума по своему…Было ли им дело до старика Гиллбранда, турбомоторов High Pressure Turbo, рекордных заездов на треке Талладега? До имен, которые не знакомы? Навряд ли… 

Есть ли дело до всех этих людей у SAAB 9000? Тоже нет… Ведь он интроверт и сноб…

Творение рук человека, а не компьютера, этот автомобиль демонстрирует свой неповторимый характер и очарование…Очарование, доступное посвященным…

 

 

* Вы, русские, все такие?  – Именно. Особенно, когда дело касается мощных спорткаров

** Во всех двигателях есть масляный насос, топливный насос, водяной насос. Так, почему же нет воздушного насоса, которым и является по сути турбина? Думаю, это случайность, что  двигатели не имеют ничего подобного…

***  Это не самый быстрый или внешне привлекательный автомобиль, который мы тестировали. Но в отличие от многих экзотических моделей, которые стерлись из памяти, мы надолго запомним этот интересный автомобиль с его впечатляющей комплектацией

**** Запрашиваю разрешение на взлет. Кстати, есть ли здесь катапульта?

***** Я жду объявления посадки на мой рейс