Сначала были слоны

Современник писал: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и конями – смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!»

Этой публикацией мы начинаем рассказ о самых знаменитых мостах нашего города. Аничков, без сомнения, – один из них.

Мост через Фонтанку в створе Невского проспекта получил свое название по фамилии своего строителя – инженера-подполковника Аничкова. В указе Петра I от 1715 года было сказано: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». Его начали строить как деревянный, стоящий на свайных опорах; длиной 200 метров – чтобы он мог перекрывать водный поток и заболоченную пойму Фонтанки. Окончание работ датируется маем 1716 года – в то время здесь была городская окраина, поэтому на мосту стояла застава и караульные проверяли паспорта приезжих. В районе же нынешнего Московского вокзала еще бегали волки.

Так выглядел Аничков мост в 1890-м году
Таким он был в 1960-м году

Аничков мост капитально ремонтировался в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Волков построил новую переправу, опять же на свайных опорах, под более тяжелую нагрузку. «Нагрузкой» стали подаренные императрице Анне Иоанновне слоны. Их должны были провести через мост к Слоновому двору, располагавшемуся там же, на Фонтанке.

Вплоть до 1780-х мост был деревянным и почти в четыре раза длиннее нынешнего. В 1780 году по проекту архитектора Ф. Бауэра началось строительство гранитных стенок набережных Фонтанки. Тогда же – по проекту Ж. Перроне – сооружается постоянный каменный трехпролетный мост. В его средней части была устроена деревянная подъемная часть для прохода барок с дровами. В 1841 году переправу перестроили и значительно расширили. Современник писал: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и конями – смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!». В январе 1842-го по мосту открылось движение. По отчетам Министерства внутренних дел сооружение обошлось в 195 294 рубля серебром.

Кони, кони

Знаменит мост, конечно, четырьмя конными скульптурными группами, выполненными бароном Петром Клодтом. Он прослужил год в армии, вышел в отставку и был принят вольно-слушателем в Академию художеств. В это время Клодт оказался в стесненном материальном положении, и ради заработка ему приходилось лепить фигурки коней, которые получались у него изумительно.

В 1832 году Клодту были заказаны группы «Укротители коней», которые предполагалось установить на Невской пристани между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Однако отливка статуй задержалась, и вместо скульптур установили порфировые вазы. И, когда началось проектирование нового Аничкова моста, Клодт, к тому времени уже создавший «Колесницу Победы» на Нарвских триумфальных воротах, предложил использовать «Укротителей». В 1839 году из бронзы была отлита первая конная группа, в 1841-м – вторая, а еще через год – их копии. Но прямо с Литейного двора скульптуры отвезли в Пруссию: Николай I подарил их королю Фридриху-Вильгельму IV. Установлены они были перед главными воротами Королевского дворца в Берлине, где простояли более 100 лет (после II Мировой войны их увезли в Западный Берлин).

Еще две скульптуры в 1846 году были подарены королю «Обеих Сицилий» и вывезены в Неаполь, а еще три – отправлены в Стрельну, в Петергоф и в усадьбу Голицына под Москвой. Место вывезенных скульптур на мосту временно занимали гипсовые копии, которые по мере отливки менялись на бронзовые. Последние две группы «Укротителей» были установлены на Аничковом мосту только в 1850-м.

В 1902 году техническое состояние моста было признано угрожающим, и спустя четыре года под руководством архитектора Щусева началась реконструкция. Кирпичные своды переложили, облицевали розовыми гранитными камнями. Конструкции моста изолировали свинцом, а тротуары сделали из большеразмерных плит красного гранита.

Аничков мост в наше время
Аничков мост в наше время

В годы блокады скульптурные группы «Укротителей» были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров (бывшем Аничковом дворце). Бомбы и снаряды изуродовали часть ограждений моста и гранитные пьедесталы для скульптур. Впрочем, ограждения были восстановлены еще до Дня Победы, а к 1 мая 1945-го вернулись на место и «Укротители».

История продолжается

Еще в 1940-х у клодтовских скульптур нашли «бронзовую» болезнь – металл разрушался. К реставрации приступили лишь в 1973 году, но ее методы оказались несовершенными. В 2000-м коней отправили в реставрационные мастерские. Реставрацию выполнили уже по новой методике, гарантирующей защиту от коррозии.

А вот сам Аничков мост уже почти сто лет, с 1908 года, не ремонтировался и не реставрировался. Умели строить наши предки – в прямом смысле «на века»!

Справка: длина моста сейчас составляет 54.6 метра, а ширина 37.9 метра.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings