Маунтинбайк – пропуск в иное измерение

Необычный агрегат с толстыми шинами стал популярен у велосипедистов всех возрастов. Продажи горных велосипедов во всем мире стремительно росли – наступил настоящий "бум" маунтинбайка. Вгрызаясь в землю зубастой резиной, он "въехал в мир" и прочно занял свое место под солнцем.

В начале восьмидесятых годов легендарные Marinities (название пошло от округа Марин в Северной Калифорнии) открыли миру маунтинбайк.

Необычный агрегат с толстыми шинами стал популярен у велосипедистов всех возрастов. Продажи горных велосипедов во всем мире стремительно росли – наступил настоящий "бум" маунтинбайка. Вгрызаясь в землю зубастой резиной, он "въехал в мир" и прочно занял свое место под солнцем.

Предназначенный для передвижения в условиях самого тяжелого бездорожья, маунтинбайк имеет ряд характерных признаков, отличающих его от других видов велосипедов:
- специальная особо прочная рама "внедорожной" геометрии с увеличенным дорожным просветом и другими особенностями;
- колеса диаметром 26 дюймов, оптимальные для движения по пересеченной местности;
- конструктивные элементы (руль, седло и пр.), обеспечивающие низкую, сильно сдвинутую вперед посадку, которая позволяет контролировать велосипед на самых крутых спусках и подъемах, легко проходить сложные повороты;
- амортизационная вилка, способная "держать трассу" на высокой скорости и снимающая ударные нагрузки;
- все компоненты и узлы имеют повышенную прочность и надежность, рассчитаны на работу в условиях сильного загрязнения. Особенно это относится к тормозам и переключателям;
- большое количество передач (24 – 27) позволяет подобрать эффективную частоту педалирования.

Совокупность рассмотренных особенностей позволяет сделать выводы о назначении маунтинбайка: скоростное передвижение по пересеченной местности. Фактически он является весьма универсальным велосипедом, подходящим как для городской езды, так и для дальних путешествий и спорта.

Представляем обзор существующих на сегодняшний день различных типов горных велосипедов, рассчитанных на использование в самых разнообразных условиях.

ATB (all terrain bike)
Софттейл
Хардтейл

ATB (all terrain bike – "вседорожный" велосипед)
Это самые простые горные велосипеды. Практически у всех фирм-производителей существуют модели, относящиеся к этой категории. Основная отличительная особенность – начальный уровень оборудования и велосипеда в целом. Обычно такие "внедорожники" не имеют амортизационной вилки, хотя сегодня в этой категории появляются даже "двухподвесы" (велосипеды с амортизацией переднего и заднего колес). Материал рамы – высоколегированная сталь, 18-21 передача, компоненты низшего уровня. Байки этого класса предназначены для езды в условиях умеренных нагрузок: прогулок, неторопливых путешествий, поездок на дачу или в качестве велосипеда для ребенка. Они не рассчитаны на агрессивную езду, соревнования и высокие нагрузки, хотя по надежности и долговечности не уступают стандартному дорожному велосипеду. Уровень цен: от $150 до $300- 400.

Хардтейл
В переводе означает "жесткий хвост" (велосипед с передней амортизационной вилкой). Самый проработанный и популярный вид горного велосипеда, одновременно допускающий практически любые варианты использования. На таких машинах проводится большинство соревнований в различных дисциплинах, они прекрасно зарекомендовали себя в дальних и ближних путешествиях и просто в качестве надежного велосипеда "на каждый день". Хороший хардтейл прекрасно едет и по пересеченной местности, и на асфальте демонстрирует вполне приличную скорость. Материалы для рам используются самые разнообразные: хромомолибден, алюминиевые сплавы, титан, магний, различные композитные материалы, экзотические сплавы. Количество передач – 24-27, все компоненты более высокого уровня (в зависимости от класса велосипеда). К хардтейлам относятся маунтинбайки, предназначенные как для походов и велопрогулок, так и для соревнований мирового уровня, поэтому цены на них сильно различаются: от $400 до $5000 и выше.

Софттейл
Назван так по аналогии с хардтейлом и переводится как "мягкий хвост". Активно развиваться стал относительно недавно и завоевал популярность у некоторых гонщиков кросс-кантри и "продвинутых" туристов. Изюминка конструкции – встроенный в задний треугольник рамы амортизатор с небольшим ходом. В сочетании с гибкими (обычно карбоновыми) нижними перьями это позволяет в достаточной степени поглощать дорожные неровности, но не терять энергию на работу подвески. Некоторые софттейлы вообще не имеют амортизаторов, а гибкость обеспечивается за счет деформации карбоновых перьев и вставок специальной формы. Удачные конструкции совмещают в себе многие положительные качества двухподвесов (о них мы расскажем ниже) с высокой эффективностью хардтейла: софттейл высокого класса заезжает в гору, как хардтейл, а спускается – почти как "двухподвес". Помимо этого, на умеренно пересеченной местности такая машина при одинаковых затратах энергии гонщика развивает скорость на 1-1.5 км/ч выше, чем хардтейл. Однако подобное достижимо только на сложных дорогих конструкциях, которые тоже имеют свои недостатки. Даже у ведущих мировых производителей удачных софттейлов не так много, и стоят они от $2500 и выше.

"Двухподвес" для кросс-кантри
Даунхильный велосипед
Фрирайдный велосипед

"Двухподвес" для кросс-кантри
По-английски звучит как Full Suspension, что четко характеризует его особенности. Данный вид маунтинбайка имеет амортизационную подвеску как переднего, так и заднего колес. Созданный для соревнований по кросс-кантри, этот велосипед прекрасно подходит для туризма, городской езды и может иметь почти такое же широкое применение, как и хардтейл. "Двухподвес" имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- повышение контроля на пересеченной местности, что позволяет поддерживать более высокую скорость, легче и быстрее проходить ухабистые спуски и повороты;
- значительное снижение тряски при езде – неоценимая вещь для туристских походов и кроссов;
- уменьшение нагрузок на раму и заднее колесо, актуальное для тяжелых велосипедистов (более 90 кг).

Однако, у "двухподвесов" есть свои недостатки. Главная проблема – уменьшение КПД вследствие отрицательного влияния задней подвески ("проседания" при педалировании). Сегодня существует несколько типов задней подвески, позволяющих значительно уменьшить негативные факторы. Другая сложность – больший, по сравнению с хардтейлами, вес – решается путем применения современных ультралегких материалов и компонентов высокого класса. И наконец, более сложная конструкция велосипеда в целом. Но с этим приходится мириться. Доля "двухподвесов" стремительно растет, поэтому можно уверенно сказать, что за ними будущее. Хорошие двухподвесочные велосипеды дороги, однако покупать дешевую модель ради "задней рессоры" нет смысла, так как все вышеописанные положительные качества будут сведены к нулю, а останется лишь тяжелый и неуклюжий агрегат непонятного назначения. Уровень цен на кросс-кантрийные двухподвесы составляет от $800 до $7000 и выше.

Фрирайдный велосипед
Прижившееся у нас английское слово freeride (свободная езда) довольно точно передает назначение этой машины. Конструктивно это тоже двухподвесочный байк, но предназначенный для других целей: экстремального катания преимущественно с гор. К этому виду горных велосипедов также можно отнести машины для параллельного слалома – одной из самых зрелищных дисциплин MTB. Основные отличия от кросс-кантрийного "двухподвеса": мощная конструкция и большие хода амортизаторов. Есть еще ряд особенностей, которые не сразу бросаются в глаза, но являются весьма важными. При равном классе техники ходовые характеристики фрирайдного байка на любом типе местности уступают кросс-кантрийному ввиду того, что подвеска первого "съедает" много энергии велосипедиста. Обратная картина наблюдается на спусках или скоростном движении по жесткой, сильно пересеченной местности (обычно по каменистой трассе): здесь длинноходная подвеска проявляет свои положительные качества и позволяет поддерживать несколько большую скорость. Соревнования по параллельному слалому – конек фрирайдного велосипеда специального типа. У многих ведущих фирм существуют модели, предназначенные исключительно для этого вида соревнований. Резкие повороты, трамплины, обрывы, другие естественные и искусственные препятствия – вот что ждет байк и байкера на таких соревнованиях. Неудивительно, что к технике предъявляются самые высокие требования, недоступные для дешевых простых велосипедов. Вследствие этого цены на приличные фрирайдные велосипеды начинаются с $1500 и выше. Со скоростью и горами шутить нельзя – они ошибок не прощают. И заниматься жестким фрирайдом на байке начального класса – испытывать судьбу…

Даунхильный велосипед
Самый грозный и устрашающий представитель горных велосипедов – прародитель всех "двухподвесов". По внешнему виду напоминает кроссовый мотоцикл без двигателя. Огромные хода амортизаторов, широченная резина с "тракторным" протектором, гигантская передняя вилка, могучая рама. Настоящий монстр мира велосипедов, предназначенный для одной единственной цели: скоростного спуска с гор. Более 180 мм хода передней вилки позволяют "заглатывать" самые немыслимые ухабы и препятствия. О заднем колесе можно не беспокоиться – там ход подвески еще больше. Остается только крепко держать руль и сохранять равновесие. В средней полосе России просто нет таких гор, которые подошли бы для настоящего даунхилла, поэтому российские соревнования в этой дисциплине проводятся обычно в Красной Поляне недалеко от Сочи. Правда, в Москве устраивают мини-даунхилл на искусственно "навороченной" горе, но до многокилометрового безумного спуска настоящей трассы ему далеко. Ходовые характеристики даунхильного велосипеда весьма невысоки. Оптимальное использование подобной техники: на машине с велосипедом на багажнике доехать до выдающейся горы, затем на горнолыжном подъемнике забраться с байком наверх. Только тогда, на вершине, наступает "момент истины": на спуске с даунхильным велосипедом не сравнится ничто, ездящее по земле. На относительно ровных участках скорость может достигать 100 км/ч. Только пыль и камни из под колес отмечают траекторию движения неудержимого двухколесного болида. Несложно догадаться, что нагрузки при подобной езде колоссальные, и надежность всех узлов велосипеда должна быть наивысшей. Отсюда – очень высокая цена этих машин: от $3000 и выше. На сегодняшний день самый дорогой даунхильный байк, продаваемый в России, стоит почти $9000. Это стандартная комплектация. На заказ можно привезти любой велосипед, совершенство которого будет ограничено лишь возможностями заказчика.

Специализированные велосипеды
Достаточно условно к этой группе можно отнести велосипеды для триала (MOD) и BMX. Триал – это не столько езда на велосипеде, сколько прыжки и различные технические элементы на тумбах, поддонах, парапетах и пр. Соответственно, и байки для этого используют специальные. Триальные велосипеды бывают двух классов: Stock и MOD. Первый представляет собой обычный хардтейл небольшого размера с некоторыми изменениями. По сути, на любом нормальном горном велосипеде можно делать практически все элементы триальной техники. Поэтому Stock -класс можно смело отнести к хардтейлам. MOD-класс – это узкоспециализированные односкоростные велосипеды с маленькими 20-дюймовыми колесами. Предназначены только для триала, так как при обычной езде по эффективности не превосходят и "Каму". BMX – велосипеды трюкового назначения. Внешне напоминают MOD-байки и используются в соревнованиях по BMX (небольшие трассы, сплошь состоящие из трамплинов, рампы и пр). Велосипеды BMX можно приобрести за $200- 500, приличные MOD-байки стоят несколько дороже (от $400).

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings