БелАЗу "стукнуло" 55!

Несколько лет назад на 1 апреля я опубликовал заметку о том, что США заказали пару сотен БелАЗов для укрощения Ниагарского водопада. Вроде бы ясно, что розыгрыш. Ан нет, нашлись те, кто воспринял абсурдную информацию всерьез. Ну а теперь – шутки в сторону: Белорусскому автомобильному исполнилось 55 лет.

Памятник создателям карьерных самосвалов

Несколько лет назад на 1 апреля я опубликовал заметку о том, что США заказали пару сотен БелАЗов для укрощения Ниагарского водопада. Вроде бы ясно, что розыгрыш. Ан нет, нашлись те, кто воспринял абсурдную информацию всерьез. Ну а теперь – шутки в сторону: Белорусскому автомобильному исполнилось 55 лет.

Гордость бывшего СССР, Белорусский автомобильный завод расположен в городе Жодино Минской области на площади 116 га. Когда-то в его 24-х цехах работали 12 тыс. человек, которые собирали в год до 5.3 тыс. автомобилей. Сейчас на заводе 7.3 тыс. работников, которые выпускают около 1 тыс. карьерных самосвалов в год. Руководит предприятием гендиректор ПО "БелАЗ", Герой Беларуси, доктор технических наук Павел Лукьянович Мариев.

БелАЗ был образован в 1958 году. И началась его история с того, что в Жодино перенесли производство знаменитого "четвертака" – 25-тонного самосвала МАЗ-525, до этого выпускавшегося в Минске. Машина была та еще. Никаких гидроусилителей и пневмоподвесок сидений не существовало и в помине, а тряска при езде по скальным породам была такая, что позвоночник не выдерживал. Чтобы облегчить свой труд, шоферы управляли машиной… стоя. Но все равно профессиональными заболеваниями водителей тех лет был не только остеохондроз, но и опущение желудка.

В конструктивном плане автомобиль был тоже далек от совершенства: под нагрузкой у него горели тормозные накладки, от вибрации выходили из строя приборы. Но еще большие проблемы обнаружились после отправки первой партии МАЗ-525 на экспорт в Индию. Заказчики пожаловались на то, что у машин не переключаются передачи. Послали наших специалистов – все в порядке, переключаются. Оказывается, у индусов не хватало физических сил переместить тугой рычаг КП. Посоветовали им есть больше мяса и чаще поднимать тяжести. Говорят, водителей в добровольно-принудительном порядке направили в тренажерный зал…

В 1960 году главным конструктором завода назначили Золя Львовича Сироткина, который вместе с коллегами в свободное от основной работы время спроектировал 27-тонный БелАЗ-540 – тот самый, который долгое время был визиткой предприятия и гордостью всего тяжелого машиностроения. Вообще, мировая общественность должна снять шляпу перед умными головами тех лет: наши специалисты запатентовали одноместную кабину и самосвальный кузов ковшового типа. От ошибочных решений вроде трехосного МАЗ-530 пришлось отказаться, а векторным направлением развития стала концепция компактного карьерника, первым из которых стал БелАЗ-548А.

Так рождается 55-тонный БелАЗ
Самосвал повышенной проходимости БелАЗ-7528 с шарнирно-сочлененной рамой и колесной формулой 6х6 грузоподъемностью 30 т.
Надпись на бампере самосвала кажется лишней

Впрочем, жодинцы своего не упустили и умудрились сделать несколько любопытных машин. Был даже 65-тонный дизель-троллейвоз БелАЗ-524 с токосъемником, как у троллейбуса. Но "рогатый" в серию не пошел: ну кто станет тянуть провода по карьерным разрезам. Зато первые машины успели удивить минчан и пощекотать им нервы – они испытывались на троллейбусных линиях белорусской столицы. Развитие модельного ряда сдерживало отсутствие шин, выдерживающих нагрузку в 60-65 т. Тем временем отрасль требовала карьерных машин увеличенной грузоподъемности. Выход нашли в создании самосвального автопоезда. А вскоре построили и углевоз с донной разгрузкой. Когда же наконец появилась нужная шина, к 1970 году разработали 75-тонник БелАЗ-7509.

В 1974 году на завод пришел его нынешний главный конструктор Александр Николаевич Егоров. Выпускник Белорусского политеха начал с должности мастера механосборочного цеха №1 и уже спустя три года перешел в отдел главного конструктора. На его памяти – создание в 1974 году опытного образца 80-тонного самосвала, а всего через два года – уже 120-тонного. Правда, этот опыт оказался неудачным. Попытка оставить узлы нетронутыми и обойтись сдвоенной ошиновкой передних колес привела к тому, что машина отличалась слабой устойчивостью, избыточной поворачиваемостью и склонностью к опрокидыванию. В итоге она так и не вышла с территории завода. Серийный 120-тонник, БелАЗ-7519, появился позже и впоследствии стал "топовой" моделью.

Прошло не так много времени, и жодинцы замахнулись на машину грузоподъемностью 180 тонн, причем полностью из отечественных комплектующих. В 1981 году появился БелАЗ-7521, и всего через два года он уже трудился в объединении "Якутуголь".

Безоблачная жизнь заводчан закончилась в эпоху перестройки. И если бы не старая гвардия, отдавшая заводу всю свою энергию, как знать, что выпускал бы сейчас этот гигант – молотки да "буржуйки", чугунные котелки да сковородки… Но обошлось. Сейчас БелАЗ входит в семерку крупнейших в мире концернов по производству карьерных самосвалов, причем ему принадлежит 30% рынка.

Легендарный МАЗ-525, с которого началась "карьерная" летопись автозавода
"Головастик" БелАЗ-531 мог буксировать 45-тонный прицеп со скоростью 55 км/ч
Универсальный реверсивный тягач БелАЗ-550 проиграл тендер ленинградскому К-700 "Кировец"

В настоящее время завод выпускает карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 тонн, а также технику для обслуживания карьеров: фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры и манипуляторы, поливооросительные машины, тягачи-эвакуаторы. Есть в его ассортименте и техника для подземных работ – шахтные вагоны, механические крепи для лавовых комплексов. Марку БелАЗ носят также тяжеловозы и шлаковозы для металлургических предприятий, аэродромные тягачи и другая спецтехника. У каждой машины, как и у человека, считает главный конструктор, своя судьба. Теоретически цикл разработки новой модели составляет три года: год на разработку документации, год на испытания и год на устранение недоработок. Так было с автомобилями грузоподъемностью 80, 110, 120 и 180 тонн. Но некоторые модели прошли более длинный путь от кальки до металла. Например, работа над 55-тонником началась в 1986 году, а модель пошла в производство только в 2000 году.

В плане ОГК текущего года – разработка машины грузоподъемностью 320 тонн. По существу, это не предел. По классической схеме 4х2 на 6 шин можно поставить 400-тонник. "В принципе, – говорит Александр Николаевич, – можно "дожать" и до 1000 тонн, только кому это нужно…" Действительно, создавая очередной гигант, нужно четко представлять себе несущую способность дороги, размер ремзоны и массу других факторов, без которых погоня за грузоподъемностью – мартышкин труд. Но в том, что идея не бредовая, я убедился, когда увидел на столе главного конструктора эскиз двухосного 12-колесника с двусторонней боковой разгрузкой. Такое решение проблемы грузоподъемности предложил Институт горного дела Екатеринбурга.

Россия вообще здорово выручает БелАЗ, выкупая у него львиную долю выпускаемой продукции, в то время как в самой Белоруссии только два заказчика БелАЗов (или 2%). Выходит, нам нельзя друг без друга?! С днем рождения, БелАЗ! Счастья и радости твоим труженикам!

Справочная информация

Гигантомания.
Собственная масса БелАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн составляет 150 тонн. Мощность двигателя – 2500 л.с. Емкость топливного бака – 3000 л. Габаритный диаметр поворота – 34 м. Геометрическая вместимость стандартной платформы – 92 м3, с "шапкой" – 130 м3. Чтобы перевезти такой автомобиль в разобранном состоянии, необходимо 5 железнодорожных платформ.

Денежный вопрос.
Стоимость самого маленького жодинского монстрика – около 100 тыс. долларов США. Вообще, цена зависит от грузоподъемности. Например, у белазовцев она колеблется в пределах $2,35-4,60 за 1 кг грузоподъемности. У ближайшего конкурента, компании Liebher, этот показатель составляет $6,85-6,92, а у Caterpillar равен $11,2-14,4. Однако следует иметь в виду, что показатели "плавающие". Ни о каком демпинге со стороны жодинцев речь не идет: просто они назначают цену только за саму технику, а их конкуренты – еще и за сервисное обслуживание, и за техническое сопровождение.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings