Финальный аккорд на степных просторах

За пару сезонов календарь российского чемпионата перекроился почти полностью. От ставших привычными за многие годы этапов остался один – ралли "Гуково" в Ростовской области. Ему и выпала честь закрывать нынешний сезон.

За пару сезонов календарь российского чемпионата перекроился почти полностью. От ставших привычными за многие годы этапов остался один – ралли "Гуково" в Ростовской области. Ему и выпала честь закрывать сезон нынешний.

Ралли "Гуково"
Ралли "Гуково"
Ралли "Гуково"

Главные вопросы чемпионата получили ответы досрочно, но заключительный этап не оказался проигнорирован участниками – на старт вышли 53 экипажа. Из "элиты" отсутствовал лишь Андрей Жигунов, ставший чемпионом на латвийской земле и не скрывавший, что на последнем этапе не появится из-за "умершего" мотора. Из тех, кто приехал, одни  вели борьбу за бронзовые награды, другие пытались "забить гол престижа" после неудачного сезона. Оставалось разыграть еще титул в национальной группе Р10, командное чемпионство и… судьбу некоторых классов. Именно судьбу. Борьба-то в этом году идет по новой "сетке" классов – по европейской системе групп ("серийная" N, "заряженная" А и национальная Р), без абсолютного зачета. Но не все категории пока что заполнены по-настоящему. А если в классе за год не набирается десяти пилотов, объявляют не чемпиона, а только "победителя чемпионата". Южный же регион насчитывает немалое число экипажей, доселе на чемпионатных гонках не появившихся. Кое-где именно эта прибавка и могла дать "кворум".Но группам, в которых идет основная борьба, на малочисленность жаловаться грех. Это и самый престижный класс N4, и "ситроеновский" N2, и уже упомянутый Р10. И с самого начала развернулось эффектное действо.

Трасса гуковского ралли уникальна (а мнения о ней – весьма полярны). Дороги здесь искусственные, проложенные в степи грейдерами. Это дает как минимум два огромных "плюса". Первый – компактность: все происходит вдоль десяти километров шоссе, что удобно зрителям и журналистам. И второй – безопасность: нет опасных канав и деревьев. Даже опрокидывание (что случается часто – бруствера-то остаются коварными!) может не стать причиной схода, что и доказал в итоге кое-кто.

Могло бы быть и еще одно удобство – обслуживания. Но именно вокруг него и разгорелся первый "сыр-бор" еще до старта. Схема, предложенная организатором, предполагала наличие полудюжины точек сервиса. А в наше время большинству команд это не по нраву: удобнее один раз расставить палатки и технички и ждать очередного заезда экипажа на сервис. И на мировом уровне единый сервис-парк стал стандартом, так вот: команды потребовали привести схему сервиса к сложившемуся стандарту. Что вылилось в перекройку всего маршрутного листа в ночь перед стартом…

Или все-таки еще не стартом? Тут скрывалась вторая "особенность" этого ралли. Прологи в пятницу вечером тоже стали нормой. Как правило, они имеют небольшую длину, которая позволяет судьям расставить экипажи по реальной силе, а не по рейтингу. Но в Гуково пролог состоял из четырех спецучастков общей длиной… 40 км! Немудрено, что десять машин так и не увидели стартового подиума, через который уцелевшие экипажи проехали субботним утром! А двое проехали его уже на помятых автомобилях. Александр Желудов ("Итера-ралли") и Юрий Трутнев ("ЛУКОЙЛ-ралли") оказались именно теми, кому "крыша" не помешала продолжить борьбу.

А лидерство захватил Сергей Успенский, сумевший восстановить автомобиль после "Курземе". Ожидалось, что конкуренцию ему составят Стас Грязин и Максим Новиков. Максим вообще поразил всех, заявившись на гонку не только на "Импрезе" (ранее использовавшейся только на "выездных" ралли) вместо "Лансера", но и с сыном в качестве штурмана. Подобные семейные экипажи в ралли не редкость, да и Женя Новиков – уже опытный картингист. Но лет-то ему всего двенадцать! Сенсационный экипаж, увы, сошел во второй день – поломка подвески. После "серебра" прошлого года в нынешнем сезоне Новиков потерпел полное фиаско – ноль очков! А на Грязина сыпались проблемы. Сначала пробитое колесо повредило тормоза, затем стали сбоить "мозги" двигателя. Стас откатился на третье место с почти четырехминутным отставанием от лидера, а "звездой дня" стал Желудов, умудрившийся пробраться после аварии с десятого места аж на вторую строку протоколов!

Ралли "Гуково"
Ралли "Гуково"
Ралли "Гуково"

Был еще один пилот, которого можно было бы назвать "звездой", если бы не юный возраст. Но уж на "звездочку" сын главного организатора (и участника) гонки Александра Гирника – Михаил – тянул точно. Конечно, можно объяснять все доскональным знанием трассы (и ее особенностей по части возможных "срезок"), но было видно, что двадцатилетний Миша Гирник реально держит темп первой шестерки! То, что он собирался атаковать занимавшего четвертое место опытного А. Лядухина, не казалось бравадой.

Впрочем, Лядухин в последний день "самоустранился" со сломанной подвеской, а на машине еще одного претендента на статус "лучшего из остальных" – Дениса Левятова – начались технические проблемы.

Казалось, Успенскому никто помешать уже не может. Но, с огромным отрывом лидируя, утром заключительного дня он чуть было опять со всего хода не уложил машину на крышу! На этот раз повезло – опрокидывания не случилось, только повреждение подвески. А после сервиса обломился рычаг переключения передач, и Сергей наконец-таки воспринял "сигнал свыше" – пошел осторожнее, "на доезд". Доезд удался, и опытнейший пилот не только оставил за собой победу в гонке и "серебро" чемпионата, но и командное чемпионство – из-за просчета тольяттинской команды, понадеявшейся на стабильного Александра Никоненко. Никоненко сошел из-за поломки генератора, что не помешало ему стать чемпионом в классе Р10 (опять же только потому, что поломка приключилась и у питерца Дмитрия Крылова), но тольяттинцам не хватило очков, чтобы опередить Uspensky Rally Team в зачете чемпионата.

Второе место ралли осталось за Желудовым. Ну а бронза гонки перешла к своему окончательному обладателю уже… после финиша последнего спецучастка. Оправившись от проблем, Грязин блеснул на всех допах последнего дня, но до финиша так и не добрался, оставшись на последнем сервисе! Официальная версия – поломка коробки передач, но, честно говоря, немногие этому поверили. Лишив себя двенадцати очков, Стас фактически отдал "бронзу" чемпионата одноклубнику Юрию Трутневу. Возможно, причина именно в командной тактике.

Ну а "бронза" гуковского ралли в итоге досталась… Да, именно Михаилу Гирнику! Насколько такой успех оправдан, покажет будущее. В следующем сезоне Михаил планирует ехать весь чемпионат – там и станет ясно.

В остальных классах борьба разворачивалась "острая и разная". Череда поломок внесла ясность в непростую картину "ситроеновского" класса N2. Из трех претендентов на два места на подиуме, "оставшихся" после того, как чемпионство себе досрочно обеспечил Андрей Бунеев, до финиша добрались двое. В личной дуэли питерец Алексей Константинов уверенно опередил московского пилота Евгения Звегинцева и взял-таки "серебро" чемпионата.

Ралли "Гуково"
Ралли "Гуково"
Ралли "Гуково"

Что касается общих итогов главной национальной серии, то мы планируем посвятить им отдельный материал. Слишком многое надо осмыслить: новые гонки, новое деление по классам. Что же касается ралли "Гуково", то его судьба вряд ли вызывает сомнения. Да, на фоне молодых гонок элемент "старозаветности" здесь присутствует, но есть надежда, что перемены к лучшему будут. По крайней мере, организатор Александр Гирник пообещал, что с трассой будет проведена серьезная работа. Создавалась-то она еще во времена куда более простой техники. И если изменить искусственные дороги с учетом возможностей современных мощных полноприводников, то гонка может получить еще один серьезный "плюс".

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings