Банки между двух огней: почему дорожают автокредиты

15174 0 2

Санкции закрыли или усложнили нашим банкам доступ к дешевым деньгам на Западе, а спрос на новые автомобили упал из-за растущих курсов валют. Ставки выше 20% годовых перестали быть экзотикой. Что происходит на рынке и каков прогноз? Мы опросили экспертов.


Почему растут ставки?

Мы уже писали о причинах, по которым растут собственно сами цены на авто. Как уже говорилось, все банально. Абсолютно все предприятия российского автопрома зависимы от импортных поставщиков. Даже если машины не поставляются из-за рубежа, они все, даже «исконно» отечественные, используют импортные автокомпоненты.

Так как приобретать за границей и машины, и автозапчасти приходится за валюту, ее стоимость прямо пропорционально влияет на стоимость конечного продукта. А как известно, стоимость валюты в последнее время растет, в то время как рубль обесценивается. Так вот, рост ставок по автокредитам также обусловлен падением рубля.

Фото: DepositPhotos.com



Сергей Пенкин,

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

Рост ставок происходит, так как в условиях экономической стагнации банки закладывают в конечную процентную ставку несколько большие риски. Растет так называемая маржа риска, но, по данным на август этого года, достаточно умеренно. Другое дело, что по состоянию на сентябрь-октябрь рост наверняка будет несколько больше. Это связано с тем, что происходят процессы в обесценивании рубля.


Вторая причина роста — чисто политическая. Из-за обострения отношений с Западом многим российским банкам закрыли доступ к финансовым ресурсам в США. Ведь если говорить упрощенно, то многие наши кредитные организации — это своего рода «перекупщики» кредитов, которые берут деньги за границей и перепродают их россиянам с собственной наценкой.


Сергей Пенкин,

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

Санкции были введены в первую очередь в отношении государственных банков и ограниченного круга коммерческих банков, которые в принципе на автомобильном рынке достаточно слабо представлены. Что же касается остальных крупных российских частных банков, то на них санкции не повлияли, они могут спокойно привлекать кредиты внешнего рынка. Но естественно, из-за неблагоприятной геополитической обстановки ставки для них возросли. То есть привлекать иностранные кредиты стало дороже, это повлияло на размер ставок.



Фото: DepositPhotos.com



Как выросли ставки в этом году?

Не катастрофично, но значительно. В среднем от 1,5 до 3%. Но есть два любопытных обстоятельства. Во-первых, кэптивные банки (собственные кредитные учреждения автопроизводителей, например Toyota Bank) подняли ставки точно так же, как их коммерческие конкуренты. Во-вторых, хотя ставки поднялись у всех, продавцы относительно недорогих автомобилей обеспокоены этим в гораздо больше степени, чем люксовых.


Елена Негодаева,

специалист по кредитованию и страхованию автосалона Toyota

Обычно только в начале года идет повышение. Но в этом году в связи с известными событиями (война на Украине и экономический кризис. — Прим.ред.) еще и под конец года ставки поднялись еще на 0,5%. Сейчас есть ставки и 23% и 18,5% — это дорого для клиентов.



Галина Ткаченко,

руководитель отдела кредитования и страхования «Автомир – Трейд» (официальный дилер Ford)


В этом году подъем произошел два раза за год. Ставки в среднем выросли на 1,5%. Ранее подъем был менее заметным — около 0,5%.



Надежда Сунгурова,

старший менеджер по страхованию и кредитованию автосалона «Lada на Автозаводском»


В среднем ставки поднялись на 2-3% в два этапа за год. В связи с тем, что у нас сейчас на рынке происходит, это в принципе в норме. В прошлом году они поднимались только один раз и ненамного, процента на 1,5. Однако ведущие банки у нас оставили свои ставки практически на том же уровне, что и в прошлом году.


Что касается кредитных менеджеров салонов люксовых брендов (мы опрашивали продавцов BMW и Mercedes-Benz), то они не были столь многословны, и лишь заметили, что «ставки выросли в рамках привычного». Хотя номинально рост такой же — около 1,5%. Возможно, для покупателей дорогих автомобилей повышение ставок не так болезненно.



Фото: DepositPhotos.com



Средняя температура по больнице

Самое «забавное» в этой ситуации, что сами банки не фиксируют большого роста ставок и говорят о неких взаимно уравновешивающих условиях, в которых автокредиты оказались как в тисках.


Сергей Пенкин,

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

В целом за год ставки выросли не так сильно, как могло бы быть. С одной стороны, есть факторы, которые действительно привели к росту. Например, проблемы в российской экономике и санкции. С другой стороны, банки столкнулись с сокращением спроса физлиц на автокредиты. Эти повышающие и понижающие факторы друг друга более-менее уравновесили. По состоянию на август 2014 года средняя ставка по автокредитам составила 16%. В аналогичный период прошлого года она составляла 15,6%, то есть разница невелика.


Все это заставило банки не только поднять ставки, но и идти на уступки, привлекая большее число клиентов. Несмотря на ухудшение экономической ситуации, требования к заемщику не ужесточились. Условия, напротив, стали чуть более лояльными.


Сергей Пенкин,

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

Со стороны требований к заемщику мало что изменилось. Ведь банки столкнулись со снижением спроса на автокредиты, поэтому этот рынок становится все больше не рынком продавца, а рынком покупателя, то есть заемщика. Банки стараются как можно чаще идти навстречу. Они не ужесточают и не смягчают условия, поэтому в целом условия кредитования остались на прошлогоднем уровне.



Фото: DepositPhotos.com



Нестыковочка получается, не правда ли? Банки говорят, что ставки почти не изменились, но клиентам деньги достаются с большей наценкой. Выводы из этого делайте сами. Впрочем, в салонах признают: в плане условий предоставления займов банки действительно идут на уступки.


Надежда Сунгурова,

старший менеджер по страхованию и кредитованию автосалона «Lada на Автозаводском»

Раньше банки были более требовательными, а сейчас кредит можно получить только по двум документам — паспорту и правам. Все остальное мы записываем со слов клиента: данные о месте работы, адрес и телефон потребителя. Этого теперь достаточно. Конечно, если клиент предоставляет больше документов, ставка для него будет ниже. Раньше не все банки шли на это, теперь все так работают.


Однако защиту от потенциальных неплательщиков банкиры все-таки усилили. Банки стали с большим недоверием относиться к тем, кто оплачивает сразу несколько кредитов, да еще и обращается за новым.


Галина Ткаченко,

руководитель отдела кредитования и страхования «Автомир – Трейд» (официальный дилер Ford)

Автоматический отказ, если у клиента пять и более кредитов, учитываются даже кредитные карты, которые оформлены и активизированы клиентом.



Фото: DepositPhotos.com



Как рост ставок повлиял на спрос?

Разумеется, негативно. Впрочем, никаких конкретных цифр в автосалонах привести не смогли. Видимо, подсчетами аналитики займутся чуть позже, ближе к концу года.


Галина Ткаченко,

руководитель отдела кредитования и страхования «Автомир – Трейд» (официальный дилер Ford)

Число желающих купить автомобиль в кредит резко снизилось. Преобладающее большинство приобретает машины за наличный расчет.


В то же время некоторые специалисты отмечают, что в последний месяц люди вновь решили начать тратить деньги на покупку машин.


Елена Негодаева,

специалист по кредитованию и страхованию автосалона Toyota

Люди были в напряжении, не хотели брать ничего. Летом и в сентябре был заметный спад спроса. Потом СМИ объяснили людям, что если есть деньги, лучше их не держать, а вложить во что-нибудь. И вот в ноябре пошел рост. Люди и за наличку, и в кредит стали больше брать. Но берут все подряд, то есть просто вкладывают деньги.


От редакции Kolesa.ru отметим, что вкладывать деньги в новый автомобиль — затея не самая удачная, потому что удешевление его будет идти, скорее всего, быстрее инфляции. Ну разве что она не станет галопирующей, как в 90-х годах, когда деньги обесценивались на глазах. В любом случае более верным способом сохранения средств будет покупка слегка подержанного относительно беспроблемного автомобиля, чему на нашем сайте посвящен целый раздел с рекомендациями.

Но вернемся к нашей теме автокредитования. Что касается продавцов BMW и Mercedes, то они никакого оттока клиентов не заметили. Состоятельных людей кризисы всегда затрагивают в меньшей степени.


Прогноз

Прогнозы всегда делать сложно, а в нынешних условиях практически невозможно, так как геополитическая ситуация и положение рубля остаются неопределенными. Однако эксперты считают, что ни больших разочарований, ни действительно приятных сюрпризов ждать не стоит.


Сергей Пенкин,

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

По моему пессимистическому прогнозу, ставки повысятся где-то на 1% в среднем по рынку. Я думаю, что это максимально возможное повышение. В следующем году банки будут и дальше сталкиваться со снижением спроса на автокредиты, я думаю это сильно ограничит их возможности по увеличению ставок. В целом в 2015 году особых потрясений ни в лучшую, ни в худшую сторону не будет. То есть год будет достаточно стабильным в плане того, что экономика России будет продолжать стагнировать.




Читайте также:


Поделиться: 0 1 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

3592 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

59580 1 3
Статьи / Практика
Дунем: как выбрать правильный автокомпрессор?

Если вы путешествуете на автомобиле или просто часто ездите на дальние расстояния, а ваши шины не относятся к семейству RunFlat, то наверняка электрический насос-компресор уже живет у вас в багажнике. Ну или хотя бы…

12978 3 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

1572 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1496 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2369 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47827 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17662 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15851 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69596 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14243 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

11266 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49562 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26871 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8599 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

301914 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

241735 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110390 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?