Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

11445 0 0
Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были нужны им для прокладки маршрутов там, где их не было до этого, на их внешность тоже было весьма любопытно взглянуть. Этим мы сегодня и займемся.

Вездеходы были нужны стране – геологическая разведка, освоение новых территорий, военные нужды и даже космические путешествия означали разработку новых специфичных и интересных машин. Они были большими и маленькими, серийными и штучными, красивыми и не очень. Но главное – все они были полезными.

НАМИ-076 «Ермак»

Этот тяжелый грузовик имеет привычную глазу компоновку с двумя осями в задней части, но в остальном был автомобилем весьма интересным. Построенный на армейском шасси, он создавался для вполне гражданских целей – прежде всего такие машины должны были работать лесовозами.

Такие тяжелые условия работы, помноженные на суровые климатические условия, разумеется, диктовали свои условия конструкции. Без полного привода и мощного двигателя на северных стройках и на лесозаготовках делать было нечего – и если привод 6х6 появился у машины сразу, то достаточный для работы мотор – только после испытаний, которые показали, что исходный V8 ЯМЗ-238Н слабоват, после чего его под кабиной сменил 320-сильный V12 ЯМЗ-240. Машина массой 21 тонну могла взвалить на себя еще 25 и передвигаться со скоростью до 65 км/ч. а успешность ее концепции подтвердилась продолжением работы над ней, в результате чего появился…

1НАМИ-076 «Ермак»

МоАЗ-7411

МоАЗ-7411 стал преемником «Ермака», сохранив общую концепцию, но получив доработки и прописку в белорусском Могилеве. Мощность его дизельного V12 составляла 500 сил, а внешний вид изменился благодаря новой кабине.

На фото: МоАЗ-74111

На фото: МоАЗ-74111

Спустя некоторое время после начала выпуска на базе грузовика был создан седельный тягач МоАЗ-74111, который мог буксировать прицепы массой до 60 тонн.

МоАЗ-7915

3МоАЗ-7915

В отличие от предыдущих двух грузовиков, колесная формула 6х6 была нужна этой машине не для повышения проходимости, а для эффективной реализации крутящего момента и облегчения буксировки самолетов – ведь это был аэродромный тягач, созданный для перемещения в том числе тяжелых транспортных самолетов «Руслан» и «Мрия». И о нем, и о двух предыдущих экземплярах подборки мы рассказывали в материале об уникальных машинах из Белоруссии, наряду со многими другими любопытными, но многоосными специальными автомобилями.

3МоАЗ-7915ю

МоАЗ-7915 был уникален тем, что состоял из двух шарнирно-сочлененных моторизованных секций, каждая из которых имела собственный 600-сильный дизельный V12. Благодаря в том числе и этой особенности тягач мог буксировать воздушные судна массой до 400 тонн.

БАЗ-5937/5939

А вот особенностью машин этого семейства была проходимость не только по земле, но и по воде. Эти уникальные плавающие машины были созданы для военных нужд – для несения зенитных ракетных комплексов «Оса».

2a2c3ae6c6d66f6f2a9076a361dbbe6c

Истории создания и эксплуатации этих любопытнейших амфибий мы тоже посвятили отдельный материал. Здесь же стоит сказать, что успешно выполнять боевые задачи этим машинам помогал привод на все колеса, которые через пятиступенчатую механическую коробку передач вращал дизельный V6 мощностью 300 л.с. В полной боевой готовности БАЗ мог передвигаться со скоростью до 60 км/ч на суше и до 8 км/ч на воде.

БАВ-485

Однако у БАЗ-5937/5939 был предшественник – «большой автомобиль водоплавающий» с индексом 485. Он в своем третьем серийном выпуске производился на том же Брянском автозаводе с 1960 года, а до того в зависимости от места и времени выпуска именовался ДАЗ-485, ЗИС-485 или ЗИЛ-485.

4БАВ-485

По своей конструкции это был скорее корабль, чем вездеход – хотя технически он позаимствовал многое у зиловских грузовиков. На воде семитонная машина могла передвигаться со скоростью до 10 км/ч – и, что интересно, ее максимальная грузоподъемность в 2,9 тонны также достигалась именно при переправах через водные препятствия, ограничиваясь 2,5 тоннами на суше.

БАЗ-5921

Эта амфибия, в свою очередь, отчасти является преемницей БАЗ-5937: общий принцип и агрегатная база были позаимствованы именно у нее. Однако если БАЗ-5937 насла на себе комплекс «Оса», то новая машина создавалась для транспортировки ракетного комплекса «Точка».

6БАЗ-5921 6БАЗ-5921э

Имея схожую полную массу, автомобиль был перекомпонован для несения нового вооружения. Однако ходовые качества тоже остались практически теми же: машина имеет привод на все колеса и способна передвигаться со скоростью до 70 км/ч на суше и до 8 км/ч на воде.

6БАЗ-5921ъ

БТР-152

БТР-152 – ровесник расположившегося выше 485-го: он был принят на вооружение в середине прошлого века. Машина была создана на базе ЗИС-151 и получила полноприводную компоновку с подключаемым передним мостом. Ее сердцем стал 110-сильный двигатель ЗИЛ-123В, а число модификаций и исполнений было огромным, определяясь спектром поставленных задач.

7БТР-152

Не менее огромным был и список стран, в которых использовался БТР-152 за свою долгую жизнь. В него вошли и СССР, вошли страны Азии, Европы и Африки, а в Сирии эти машины трудятся до сих пор.

ЗИЛ-132

На самом деле, общее имя ЗИЛ-132 скрывает за собой множество разнообразных машин, объединенный концепцией шести ведущих колес на трех осях. Сама эта концепция оформилась в ЗИС-134ЭЗ, а всю историю шестиколесных ЗИЛов этой серии можно проследить в нашем специальном материале.

1 / 13
ЗИЛ-132 с автоматической коробкой и 24-дюймовыми шинами. 1961 год
2 / 13
Трехосный 2,5-тонный грузовик ЗИЛ-132 с кабиной от ЗИЛ-131. 1960 год
3 / 13
Вариант трехосного автомобиля-вездехода ЗИЛ-132 на арочных шинах
4 / 13
Вид сзади на водоизмещающий корпус и алюминиевый кузов
5 / 13
Испытания 180-сильного автомобиля-амфибии ЗИЛ-132П на Москве-реке
6 / 13
Испытания бортового грузовика ЗИЛ-132Р на пересеченной местности
7 / 13
Непривычный вид амфибии ЗИЛ-132П со снятым тентом (из архива автора)
8 / 13
Опытный многоцелевой трехосный седельный тягач ЗИЛ-132РВ. 1976 год
9 / 13
Опытный четырехтонный плавающий автомобиль ЗИЛ-132П. 1969 год
10 / 13
Первое применение вспомогательного газотурбинного силового агрегата
11 / 13
Прототип пятитонного бескапотного грузовика-тягача ЗИЛ-132Р. 1974 год
12 / 13
Пятиосный автопоезд с габаритно-весовым макетом транспортной машины
13 / 13
Разворот автомобиля ЗИЛ-132Р с крайними управляемыми колесами

Здесь же мы посмотрим на фотографии – они лучше любых слов покажут многообразие и необычность этих вездеходов. Арочные шины, плавающие версии и газотурбинный двигатель – в серии ЗИЛ-132 было много интереснейших технических решений.

ЗИЛ-167Э

Почти 10 метров длины, 85 сантиметров клиренса, 12 тонн снаряженной массы и два шестилитровых бензиновых V8, чтобы приводить все это в движение – таким родился вездеход ЗИЛ-167Э. Родился он в первую очередь для того, чтобы работать на Крайнем Севере – но машина получилась удачной практически для любого потенциально подходящего сценария эксплуатации.

8ЗИЛ-167Эл

Разумеется, этот уникальный автомобиль мы тоже не обошли вниманием – да и можно ли было не уделить его «Лосю», как его неофициально называли современники. Жаль только, что столь перспективный проект так и не стал серийным – несмотря на успешные испытания, в реальную жизнь пошла другая машина с привычным гусеничным шасси…

8ЗИЛ-167Э

ЗИЛ-49061

Само по себе имя ЗИЛ-49061 тоже звучит сухо – в отличие от его приставки «Синяя птица». Эти поисково-эвакуационные машины создавались для самых передовых целей: для «встречи с орбиты» космических экипажей и доставки их с места приземления в населенные пункты.

ЗиЛ-49061 Синяя Птица '1975–91

ЗИЛ-49061 – это уже один из последних автомобилей серии, о разработке которой можно узнать из нашего материала. Путь от первой безымянной ПЭУ (поисково-эвакуационной машины) до «Синей птицы» был полон инженерных изысканий и жестких испытаний, а тщательность разработки подтверждает важность миссии этих вездеходов. И эти уникальные машины до сих пор остаются на вооружении ВВС и МЧС, оставаясь незаменимыми и единственными в своем роде.

ЗиЛ-49061 Синяя Птица '1975–91э

ЛуАЗ-972/1901

Свои образцы вездеходов с шестью ведущими колесами на трех осях были и у Луцкого автозавода. Создав свой транспортер переднего края, в Луцке не удовольствовались только им, и в начале 80-х разработали машину с удлиненным кузовом и дополнительной средней осью, колеса которой были не только ведущими, но и управляемыми.

9ЛуАЗ-972 1901

В 1990 году проект получил продолжение уже под индексом 1901. Мы рассказывали об этих проектах в материале о секретных вездеходах ЛуАЗа – машина с 50-сильным трехцилиндровым дизелем и самоблокирующимися дифференциалами на всех осях прошла испытания, но дальнейшего развития так и не получила.

9ЛуАЗ-972 1901 9ЛуАЗ-972 1901

Арктика

Название этой машины не оставляет простора для размышлений относительно целей ее создания и потенциальной сферы применения. Легкий вездеход-амфибия на шинах сверхнизкого давления имел массу, не превышающую 850 кг, а в качестве пресловутых шин использовались грузовые или вертолетные камеры.

Получившаяся конструкция могла не только передвигаться по рыхлым и слабым грунтам, но даже плавать – причем для форсирования водных преград не требовалась дополнительная оснастка, кроме специальных маленьких гребных лопастей на колесах, которые повышали максимальную скорость. Простота сборки и эксплуатации машин обеспечивалась в том числе тем, что в качестве силового агрегата выступали 1,1- и 1,3-литровые моторы от ВАЗ-2108, а также 650-кубовый 1111 от Оки, работающие в паре с четырехступенчатой механической КПП.

Ухта

Ну а в завершение подборки нельзя не упомянуть вездеход, который, в отличие от всех вышеперечисленных, был разработан силами не целого завода или конструкторского бюро, а всего нескольких человек по собственной инициативе. «Ухта» была создана на доступной агрегатной базе, имея мотор-«воздушник» от ЗАЗ-968 и трансмиссию от ЛуАЗ-969, которые были смонтированы на трубчатой раме.

Машина была лишена системы подвесок – вся роль демпфирования неровностей была возложена на шины низкого давления. Управление при этом было не традиционным, с рулем и педалями, а «бульдозерного» типа, с двумя рычагами, которые притормаживают колеса на правой и левой сторонах машины для ее поворота. Получившаяся конструкция могла перемещаться как по суше, так и по воде, причем для второго сценария использования был предусмотрен гребной винт.

3 4
Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
АМО против Мерседесов: какими были первые «скорые помощи»

Опыт первого серийного производства карет «скорой помощи» в СССР относится к середине 20-х годов. Нетрудно догадаться, что те машины не выдерживали никакой критики — переделанные из итальянских грузовиков, холодные,…

219 0 0
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

4119 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

77510 2 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

2019 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1645 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2491 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47942 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17811 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15949 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69680 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14319 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

11402 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49670 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26937 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8631 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

311465 5 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

242026 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110540 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?