Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

12172 0 0
Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были нужны им для прокладки маршрутов там, где их не было до этого, на их внешность тоже было весьма любопытно взглянуть. Этим мы сегодня и займемся.
 

Вездеходы были нужны стране – геологическая разведка, освоение новых территорий, военные нужды и даже космические путешествия означали разработку новых специфичных и интересных машин. Они были большими и маленькими, серийными и штучными, красивыми и не очень. Но главное – все они были полезными.

НАМИ-076 «Ермак»

Этот тяжелый грузовик имеет привычную глазу компоновку с двумя осями в задней части, но в остальном был автомобилем весьма интересным. Построенный на армейском шасси, он создавался для вполне гражданских целей – прежде всего такие машины должны были работать лесовозами.

Такие тяжелые условия работы, помноженные на суровые климатические условия, разумеется, диктовали свои условия конструкции. Без полного привода и мощного двигателя на северных стройках и на лесозаготовках делать было нечего – и если привод 6х6 появился у машины сразу, то достаточный для работы мотор – только после испытаний, которые показали, что исходный V8 ЯМЗ-238Н слабоват, после чего его под кабиной сменил 320-сильный V12 ЯМЗ-240. Машина массой 21 тонну могла взвалить на себя еще 25 и передвигаться со скоростью до 65 км/ч. а успешность ее концепции подтвердилась продолжением работы над ней, в результате чего появился…

1НАМИ-076 «Ермак»

МоАЗ-7411

МоАЗ-7411 стал преемником «Ермака», сохранив общую концепцию, но получив доработки и прописку в белорусском Могилеве. Мощность его дизельного V12 составляла 500 сил, а внешний вид изменился благодаря новой кабине.

На фото: МоАЗ-74111

На фото: МоАЗ-74111

Спустя некоторое время после начала выпуска на базе грузовика был создан седельный тягач МоАЗ-74111, который мог буксировать прицепы массой до 60 тонн.

МоАЗ-7915

3МоАЗ-7915

В отличие от предыдущих двух грузовиков, колесная формула 6х6 была нужна этой машине не для повышения проходимости, а для эффективной реализации крутящего момента и облегчения буксировки самолетов – ведь это был аэродромный тягач, созданный для перемещения в том числе тяжелых транспортных самолетов «Руслан» и «Мрия». И о нем, и о двух предыдущих экземплярах подборки мы рассказывали в материале об уникальных машинах из Белоруссии, наряду со многими другими любопытными, но многоосными специальными автомобилями.

3МоАЗ-7915ю

МоАЗ-7915 был уникален тем, что состоял из двух шарнирно-сочлененных моторизованных секций, каждая из которых имела собственный 600-сильный дизельный V12. Благодаря в том числе и этой особенности тягач мог буксировать воздушные судна массой до 400 тонн.

БАЗ-5937/5939

А вот особенностью машин этого семейства была проходимость не только по земле, но и по воде. Эти уникальные плавающие машины были созданы для военных нужд – для несения зенитных ракетных комплексов «Оса».

2a2c3ae6c6d66f6f2a9076a361dbbe6c

Истории создания и эксплуатации этих любопытнейших амфибий мы тоже посвятили отдельный материал. Здесь же стоит сказать, что успешно выполнять боевые задачи этим машинам помогал привод на все колеса, которые через пятиступенчатую механическую коробку передач вращал дизельный V6 мощностью 300 л.с. В полной боевой готовности БАЗ мог передвигаться со скоростью до 60 км/ч на суше и до 8 км/ч на воде.

БАВ-485

Однако у БАЗ-5937/5939 был предшественник – «большой автомобиль водоплавающий» с индексом 485. Он в своем третьем серийном выпуске производился на том же Брянском автозаводе с 1960 года, а до того в зависимости от места и времени выпуска именовался ДАЗ-485, ЗИС-485 или ЗИЛ-485.

4БАВ-485

По своей конструкции это был скорее корабль, чем вездеход – хотя технически он позаимствовал многое у зиловских грузовиков. На воде семитонная машина могла передвигаться со скоростью до 10 км/ч – и, что интересно, ее максимальная грузоподъемность в 2,9 тонны также достигалась именно при переправах через водные препятствия, ограничиваясь 2,5 тоннами на суше.

БАЗ-5921

Эта амфибия, в свою очередь, отчасти является преемницей БАЗ-5937: общий принцип и агрегатная база были позаимствованы именно у нее. Однако если БАЗ-5937 насла на себе комплекс «Оса», то новая машина создавалась для транспортировки ракетного комплекса «Точка».

6БАЗ-5921 6БАЗ-5921э

Имея схожую полную массу, автомобиль был перекомпонован для несения нового вооружения. Однако ходовые качества тоже остались практически теми же: машина имеет привод на все колеса и способна передвигаться со скоростью до 70 км/ч на суше и до 8 км/ч на воде.

6БАЗ-5921ъ

БТР-152

БТР-152 – ровесник расположившегося выше 485-го: он был принят на вооружение в середине прошлого века. Машина была создана на базе ЗИС-151 и получила полноприводную компоновку с подключаемым передним мостом. Ее сердцем стал 110-сильный двигатель ЗИЛ-123В, а число модификаций и исполнений было огромным, определяясь спектром поставленных задач.

7БТР-152

Не менее огромным был и список стран, в которых использовался БТР-152 за свою долгую жизнь. В него вошли и СССР, вошли страны Азии, Европы и Африки, а в Сирии эти машины трудятся до сих пор.

ЗИЛ-132

На самом деле, общее имя ЗИЛ-132 скрывает за собой множество разнообразных машин, объединенный концепцией шести ведущих колес на трех осях. Сама эта концепция оформилась в ЗИС-134ЭЗ, а всю историю шестиколесных ЗИЛов этой серии можно проследить в нашем специальном материале.

1 / 13
ЗИЛ-132 с автоматической коробкой и 24-дюймовыми шинами. 1961 год
2 / 13
Трехосный 2,5-тонный грузовик ЗИЛ-132 с кабиной от ЗИЛ-131. 1960 год
3 / 13
Вариант трехосного автомобиля-вездехода ЗИЛ-132 на арочных шинах
4 / 13
Вид сзади на водоизмещающий корпус и алюминиевый кузов
5 / 13
Испытания 180-сильного автомобиля-амфибии ЗИЛ-132П на Москве-реке
6 / 13
Испытания бортового грузовика ЗИЛ-132Р на пересеченной местности
7 / 13
Непривычный вид амфибии ЗИЛ-132П со снятым тентом (из архива автора)
8 / 13
Опытный многоцелевой трехосный седельный тягач ЗИЛ-132РВ. 1976 год
9 / 13
Опытный четырехтонный плавающий автомобиль ЗИЛ-132П. 1969 год
10 / 13
Первое применение вспомогательного газотурбинного силового агрегата
11 / 13
Прототип пятитонного бескапотного грузовика-тягача ЗИЛ-132Р. 1974 год
12 / 13
Пятиосный автопоезд с габаритно-весовым макетом транспортной машины
13 / 13
Разворот автомобиля ЗИЛ-132Р с крайними управляемыми колесами

Здесь же мы посмотрим на фотографии – они лучше любых слов покажут многообразие и необычность этих вездеходов. Арочные шины, плавающие версии и газотурбинный двигатель – в серии ЗИЛ-132 было много интереснейших технических решений.

ЗИЛ-167Э

Почти 10 метров длины, 85 сантиметров клиренса, 12 тонн снаряженной массы и два шестилитровых бензиновых V8, чтобы приводить все это в движение – таким родился вездеход ЗИЛ-167Э. Родился он в первую очередь для того, чтобы работать на Крайнем Севере – но машина получилась удачной практически для любого потенциально подходящего сценария эксплуатации.

8ЗИЛ-167Эл

Разумеется, этот уникальный автомобиль мы тоже не обошли вниманием – да и можно ли было не уделить его «Лосю», как его неофициально называли современники. Жаль только, что столь перспективный проект так и не стал серийным – несмотря на успешные испытания, в реальную жизнь пошла другая машина с привычным гусеничным шасси…

8ЗИЛ-167Э

ЗИЛ-49061

Само по себе имя ЗИЛ-49061 тоже звучит сухо – в отличие от его приставки «Синяя птица». Эти поисково-эвакуационные машины создавались для самых передовых целей: для «встречи с орбиты» космических экипажей и доставки их с места приземления в населенные пункты.

ЗиЛ-49061 Синяя Птица '1975–91

ЗИЛ-49061 – это уже один из последних автомобилей серии, о разработке которой можно узнать из нашего материала. Путь от первой безымянной ПЭУ (поисково-эвакуационной машины) до «Синей птицы» был полон инженерных изысканий и жестких испытаний, а тщательность разработки подтверждает важность миссии этих вездеходов. И эти уникальные машины до сих пор остаются на вооружении ВВС и МЧС, оставаясь незаменимыми и единственными в своем роде.

ЗиЛ-49061 Синяя Птица '1975–91э

ЛуАЗ-972/1901

Свои образцы вездеходов с шестью ведущими колесами на трех осях были и у Луцкого автозавода. Создав свой транспортер переднего края, в Луцке не удовольствовались только им, и в начале 80-х разработали машину с удлиненным кузовом и дополнительной средней осью, колеса которой были не только ведущими, но и управляемыми.

9ЛуАЗ-972 1901

В 1990 году проект получил продолжение уже под индексом 1901. Мы рассказывали об этих проектах в материале о секретных вездеходах ЛуАЗа – машина с 50-сильным трехцилиндровым дизелем и самоблокирующимися дифференциалами на всех осях прошла испытания, но дальнейшего развития так и не получила.

9ЛуАЗ-972 1901 9ЛуАЗ-972 1901

Арктика

Название этой машины не оставляет простора для размышлений относительно целей ее создания и потенциальной сферы применения. Легкий вездеход-амфибия на шинах сверхнизкого давления имел массу, не превышающую 850 кг, а в качестве пресловутых шин использовались грузовые или вертолетные камеры.

Получившаяся конструкция могла не только передвигаться по рыхлым и слабым грунтам, но даже плавать – причем для форсирования водных преград не требовалась дополнительная оснастка, кроме специальных маленьких гребных лопастей на колесах, которые повышали максимальную скорость. Простота сборки и эксплуатации машин обеспечивалась в том числе тем, что в качестве силового агрегата выступали 1,1- и 1,3-литровые моторы от ВАЗ-2108, а также 650-кубовый 1111 от Оки, работающие в паре с четырехступенчатой механической КПП.

Ухта

Ну а в завершение подборки нельзя не упомянуть вездеход, который, в отличие от всех вышеперечисленных, был разработан силами не целого завода или конструкторского бюро, а всего нескольких человек по собственной инициативе. «Ухта» была создана на доступной агрегатной базе, имея мотор-«воздушник» от ЗАЗ-968 и трансмиссию от ЛуАЗ-969, которые были смонтированы на трубчатой раме.

Машина была лишена системы подвесок – вся роль демпфирования неровностей была возложена на шины низкого давления. Управление при этом было не традиционным, с рулем и педалями, а «бульдозерного» типа, с двумя рычагами, которые притормаживают колеса на правой и левой сторонах машины для ее поворота. Получившаяся конструкция могла перемещаться как по суше, так и по воде, причем для второго сценария использования был предусмотрен гребной винт.

3 4
Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Стоит ли покупать электронный полис ОСАГО, и как не ошибиться при покупке

Электронное ОСАГО – не новинка, и многие автовладельцы давно перешли исключительно на такой способ приобретения страховых полисов. Тем не менее, немало и тех, кто пока не рискует покупать ОСАГО в Интернете, опасаясь…

1187 0 0
Статьи / История
Подъёмные, заправочные и не только: каким был советский спецтранспорт для аэропортов

В 1950-е годы в неисчерпаемом море советской специальной автотехники появился абсолютно новый класс необычных и практически никому не известных аэродромных машин для обслуживания в крупных аэропортах страны…

2163 0 0
Статьи / Тесты
В глаза мне смотри: угадываем советские автомобили по их оптике

Мы как-то проверяли вас на знание автомобилей, предложив угадать машину по очертаниям включенной оптики . Сегодня все кажется проще: фары будут выключены, а машины будут сплошь советскими. Думаете, умения различать…

4758 0 13
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: предательство гидротрансформатора и очень странный V6

Первая часть обзора нас обнадёжила: рама Эксплорера практически вечная, кузов имеет ряд предательски ржавеющих зон, но в целом тоже крепок. Подвески, за исключением пары грешков, тоже денег не просят, а…

1658 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: скрытая от глаз коррозия и неинтересная электрика

Мы продолжаем изучать большие американские SUV начала “нулевых”, многие из которых дожили до наших дней во вполне ещё добром здравии, не в последнюю очередь благодаря относительной простоте конструкции. Как и Tahoe,…

2479 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

38243 12 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

38427 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22844 4 6
Тест-драйвы / Одиночные
Обычная пятёрка за 3 миллиона: опыт владения BMW 5 series E39

Что можно купить, если у тебя есть 3 миллиона рублей? Новую пятёрку “на минималках”, коллекционный янг- или даже олдтаймер, четыре Соляриса для таксопарка… А можно потратить их на BMW E39 528i, одну из самых странных…

19231 37 7
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19733 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7283 4 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор недорогого видеорегистратора 2019 AdvoCam-FD8 RED-II: топовая съемка по цене бюджетника

Знакомьтесь: видеорегистратор от отечественного бренда AdvoCam – модель AdvoCam-FD8 RED II. Этот аппарат при цене менее 5 тысяч рублей снимает в разрешении Super Full HD, то есть 2304 на 1296 пикселей, а это примерно в…

2815 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55585 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39808 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15961 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

69242 26 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

53115 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

53025 0 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?