Имперский размах: что писала про автомобили российская пресса в начале XX века

4274 0 6

С момента выхода в свет первой бумажной газеты, множество событий, обычно проходивших бесследно, получили шанс напомнить о себе ещё раз когда-нибудь. Жизнь газеты коротка, через день её новости вытесняются более свежими. Но, по прошествии сотни лет, старая газета вновь достойна внимания! То, что устарело на следующий день, через сто лет опять новость, а на пожелтевших разворотах остался моментальный снимок эпохи. Читая сквозь призму прошедших лет мы видим то, что ускользнуло от первых читателей.

Автомобиль Российской Империи. Современники его создателей спорили о технических характеристиках, сравнивали с заграничными образцами, сомневались в перспективах легкового из-за плохих дорог и упирали на необходимость грузового. Но никто не предполагал, что очень скоро он превратиться в исторический фантом. Поэтому так ностальгически грустно читать вдохновенные отчёты его первых успехах. И так приятно, хотя бы на минуту, оказаться там, рядом с ним и с теми, кто видел всё в реальности.

Ошибается тот, кто полагает путешествие на машине времени привилегией одних только безумных фантастов. Реальная возможность прокатиться в прошлое имеется у каждого. Достаточно заглянуть в ….зал периодики публичной библиотеки. Ну а мне, мне даже этого не требуется, так как повезло стать обладательницей персональной модели в виде собрания вырезок из газет более чем за сто лет. И не просто собрания, а по темам.


Зашуршали листы, мы уже более чем на сто лет в прошлом. 19-го мая 1907 года (по старому стилю) прогуливаемся среди большого числа посетителей Михайловского манежа в Петербурге. Купили билет за 50 копеек, а может и за рубль! Зрелище того стоит. В Манеже проходит «Первая международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта», организованная Российским автомобильным обществом под покровительством великого князя Михаила Александровича (младшего брата Николая II) при поддержке французского журнала «L’Auto» и российского журнала «Автомобиль».

Начало XX века. Техника и технологии развиваются семимильными даже не шагами, скачками. Количество «самоходов», «экипажей-самоходов», «моторов», «автомобилей» на дорогах того же Петербурга стало настолько заметным, что уже в 1899 году приказом градоначальника им воспрещено ездить без разрешения управы и номерного знака, а быстрая езда признаётся несовместимой с безопасностью дорожного движения, караясь уплатой суммы в 500 рублей. Штраф равен месячному жалованию чиновника самого высшего ранга. Но всё, что позволяет человеку передвигаться быстрее, толкать сильнее или подниматься выше вызывает бурный восторг наблюдающей публики.

Выставки подобных приспособлений проводятся по всему миру, и автомобильные занимают в их ряду одно из первых мест. Созданное в 1903 году, Российское автомобильное общество не только объединило отечественных владельцев этого новомодного средства передвижения, спортсменов и просто любителей скорости, но взялось также за его широкую пропаганду во всех слоях общества, особенно высших. Ведь у российской аристократии преобладает мнение об экипажах-самоходах, как о развлечении для более низкого класса. Цирк, мужик Емеля на печке, фи. Скорее всего, в этом виноват не очень презентабельный внешний вид.

И действительно, первые автомобили, похожие на пролётку, внезапно покинутую лошадью вместе с кучером, совершенно не отвечали каким либо эстетическим запросам. «Дикое явление упряжного лошадиного экипажа, в котором нет и никогда не будет ни лошадей ни упряжи» — так описывала в 1901 году петербургская газета «Новое о время» дизайн авто. И она же предполагала, что «как только конструкторы моторов расстанутся с несчастною мыслью строить лошадиный экипаж, так их свободная фантазия и привычный вкус без труда отыщут форму, которая не будет шокировать самых изысканных седоков…Мотор может иметь форму крошечного четырёхместного вагона, он может походить на лодку и т.д.».




Вернёмся же в Петербург 1907 года. На открытии выставки в Манеже присутствуют министры царского правительства, в частности, торговли и промышленности Философов, путей сообщения Шауфус, высокопоставленные дипломаты и представители высшего света. Среди участников производители из Франции, Германии, Бельгии, Англии, Италии, Дании, Швейцарии и Америки. Более семи десятков компаний известных и не очень: «Опель», «Бразье», «Рено», «Мерседес», «Итала», «Фиат», «Лорен-Дитрих», «Фостер». Перед нами на стендах сплошные новинки, сверкающие до блеска начищенными металлическими деталями, пахнущие лаком и кожей. Шикарно! Нет, это уже не пролётки без лошади.

Законодательница автомобильной моды Франция представлена на выставке особенно широко. Эта страна выпускает, продаёт у себя и экспортирует автомобилей на миллионы франков. Все остальные, включая Америку, пока только «глотают пыль». Не удивительно, что в русском языке заимствованное французское «автомобиль» (automobile) в печати и разговоре употребляется гораздо чаще, чем собственное название «самоход» или «экипаж-самоход».

Российская Империя также представлена на выставке немалым количеством производителей машин, шасси и двигателей. Экипажи-самоходы марок «Фрезе», «Лесснер» смотряться ничуть не хуже иностранцев. Они даже будут отмечены императорскими медалями. Честно говоря, полностью российскими их признать нельзя, так как довольно внушительный ряд узлов и деталей поставляется из-за рубежа.

Единственным полностью российским будет, со временем, автомобиль Ивана Пузырёва, который как раз в 1907 году задумается о его создании. Но многие конструкции то российские, инженерная основа наша, заводы здесь построены! И пусть большими успехами в создании именно автомобилей Российская Империя, только включившаяся в автомобильное дерби, похвастаться не может, она уже ворвалась в группу лидеров, как минимум, по производству автомобильных комплектующих. Шины от Товарищества резинового, гуттаперчевого и телеграфного производства под фирмой «Проводник» и от Т.Р.А.Р.М. «Треугольник» успешно конкурируют по всему миру с «Мишлен» (Michelin) и «Континенталь» (Continental). А кузова (кароссери) производства придворной экипажной фабрики «Ив. Брейтигам» не брезгует ставить на свои шасси тот же «Мерседес».

Первая российская автомобильная выставка оказалась грандиозным событием. И не потому, что даже пресыщенные обилием зрелищ петербургские жители на неё валом валили, с восторгом передавая потом друг другу впечатления от «моторов», от специальных кинопоказов про авто, от ресторана для посетителей. Самое главное, она изменила взгляд на автомобиль среди тех, от кого многое зависит. По мнению вице-президента Российского автомобильного общества флигель-адъютанта Свечина, высказанному им в одном из интервью позже, в 1910 году, именно выставка 1907 года стала основой понимания в правительственных кругах, что автомобиль может быть не только дорогой игрушкой, но и средством улучшения общественной и государственной жизни.

После неё по российским дорогам поедут почтовые, пожарные и санитарные автомобили, городские маршрутные фиакры (то есть такси), омнибусы. Правда, большей частью привозные. Ну, о частных авто и говорить нечего. Практически все выставленные экземпляры к концу экспозиции нашли владельцев. И дальше их число только увеличивалось. Хотя для исторической точности скажу, что извоз на автомобилях практикуется в Петербурге с 1902 года.




Некоторые из фирм, торговавших первыми импортными машинами, получили у города разрешение на открытие извозопромышленных дворов. Как писала «Петербургская газета», в этих «конюшнях» преобладают авто с бензиновыми двигателями, но есть и электрические. Вот ещё любопытная деталь. С самого зарождения автопроизводства и в мире, и в Российской Империи механическое сердце машины, мотор, проектировалось отнюдь не только бензиновым.

Московский завод фирмы «Дукс», производителя популярной марки велосипедов, занимался выпуском паромобилей в модификациях от авто до сеялок. Весьма преуспел, надо сказать. Его бесшумным скоростным произведениям журнал «Автомобиль» посвятил целый номер в 1905 году, а локомобили бегали потом даже по полям советских колхозов. Ну и аж в 1899 году инженер Романов создал отечественный электромобиль, хотя и не сумел наладить производство из-за финансовых проблем. К осознанию необходимости поддерживать собственное производство с гениальными изобретателями имперские государственные чиновники так и не пришли. Возможно, им просто не хватило исторического времени.

Наше путешествие близится к концу. Напоследок интересно было бы посмотреть на практическую демонстрацию возможностей автомобиля. Гонки. Для этого переместимся в Москву, где 25 мая 1907 года (по старому стилю) в 2 часа 10 минут пополуночи дан старт пробегу до Петербурга, совпавшему с проведением выставки.

Через 10 часов 2 минуты, при обязательной остановке на 40 минут, первым до финиша в Царское Село добирается французский гонщик Дюрэ на 70-сильном автомобиле «Дитрих» (тот, что «Лорен-Дитрих»). Ему удалось развить скорость почти 69 вёрст в час (около 80 км/ч). И это при том, что состояние шоссе между Москвой и Петербургом оценивается современниками как совершенно ужасающее. Да ещё около Твери случилась небольшая авария. Автомобиль налетел на крупную собаку и от столкновения у машины повредился руль.




Вторым пришёл Шампезо на 35-тисильном Шарон (12 ч. 53 м.), третьим Фокин на итальянском F.I.A.T. в 16 сил (13 ч. 54 м.). В гонке также участвовали любители (их ещё называли «гонщики-туристы»). Лучший из них, Жемличка, прибыл существенно позже, через 16 часов 18 минут. Правда, его автомобиль «Диррак» всего-то 10-сильный. Ну и, для сравнения, скажу, что курьерский поезд Николаевской железной дороги следует от Москвы до Петербурга полных 11 часов по более прямому пути. Дюрэ достался Императорский приз 1500 рублей (в пересчёте на сегодняшние деньги это больше полутора миллионов!), приз Комитета выставки и приз С.-Петербургского автомобильного клуба.

Очень недурственный результат. Даже одна из наших двух бед оказалось вполне себе преодолимой. К сожалению, через некоторое время вторая российская беда сбила историю автопрома Российской Империи на взлёте. Случившийся общественный катаклизм 1917 года, на мой взгляд, помимо прочего, результат обилия на наших просторах дураков…Не случись его, убеждена, сейчас под нашими окнами стояли бы не только «Рено» с «Опелями», но и «Лесснеры» с «Фрезе». А элетрокары Романова, возможно, опережали бы всяческие «Смарт» на дорогах Европы. Конечно, с перерывом на революцию и гражданскую войну, автомобиль вновь начнёт своё продвижение по России. Но это будет уже история другого автопрома, советского. И это тема другого путешествия.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:



Читайте также:



Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД можно попасть за решетку

Всем известно, что самое неприятное для водителя наказание за нарушение ПДД – лишение прав. Но вместе с тем это не самая серьезная из мер наказания, применяемых для нарушителей: за некоторые серьезные правонарушения…

737 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Жучки, сверчки и тараканы: покупаем Hyundai Solaris l за 450 тысяч

Hyundai Solaris вызывает достаточно ожесточенные споры среди автолюбителей. И как обычно есть снобы из стана «корейская машина может быть только стиральной» и пересевшие с Лад и Логанов и предпочитающие Солярис тому же…

6732 4 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

119997 8 10
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Жучки, сверчки и тараканы: покупаем Hyundai Solaris l за 450 тысяч

Hyundai Solaris вызывает достаточно ожесточенные споры среди автолюбителей. И как обычно есть снобы из стана «корейская машина может быть только стиральной» и пересевшие с Лад и Логанов и предпочитающие Солярис тому же…

6732 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
KIA Sorento l с пробегом: самодельные крестовины и “провальные” моторы

На вторичном рынке Sorento первого поколения выглядит довольно заманчиво: хороший салон, не самые бедные комплектации, а цена для рамного внедорожника вполне демократичная. Правда, в первой части обзора этого автомобиля…

4126 6 0
Выбор авто / Подержанные авто
KIA Sorento l с пробегом: кузов без порогов и рассыпающаяся подкапотная проводка

В России любят всё рамное, большое и с «лухари» внутри. Желательно - недорогое. И пусть внедорожник Kia не может конкурировать с престижем Кайена или Гелендвагена, но Sorento понемногу приучил к себе народ, подкупив…

3050 1 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

119997 8 10
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

25787 1 3
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

17433 5 12
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

75748 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

15234 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

11372 3 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

32124 14 13
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

10433 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

9409 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

381062 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

255519 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

70830 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?