Вплоть до конца 2014 года белорусский авторынок жил спокойно. После существенного повышения таможенных пошлин в 2011 году белорусы предпочитали "обмениваться" автомобилями в основном внутри страны. Все было просто и понятно.
Наступил ноябрь 2014 года. Резкий обвал российского рубля при сохранении курса рубля белорусского сделал покупку машины в России невероятно выгодной затеей. Для простого обывателя-автовладельца это, конечно, хорошо, что можно купить автомобиль с большим дисконтом, а то, на сколько он большой, мы рассмотрим в качестве примера на одной из самых продаваемых машин, но позже. Это только одна сторона медали. Вторую сторону представляет, в данном случае потерпевшую, государство.
Машины, купленные в российских автосалонах и ввезенные затем в Беларусь, здесь считают "серыми". Вообще-то, все по закону. Автомобиль куплен в стране Таможенного союза, то есть в пределах одной экономической беспошлинной зоны.
Фото: depositphotos.com
При покупке белорусы уплачивали все налоги, вложенные в цену автомобилей, в российский бюджет. Тем временем белорусская казна недосчиталась около полумиллиарда долларов.
Сколько потерял белорусский бюджет на валютном кризисе России?
Давайте обратимся для наглядности к цифрам. По подсчетам Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), только за ноябрь-декабрь прошедшего года гражданами было ввезено 15 тысяч автомобилей. Такое же количество планировали завести белорусские дилеры. Это значит, что с них были бы уплачены все причитающиеся в таких случаях сборы, чего, к сожалению, не произошло.
Из отчетности все той же Белорусской автомобильной ассоциации следует, что за прошедший год в страну было ввезено физическими лицами 25 тысяч новых автомобилей, а в общем количество проданных новых авто составило 50 тысяч. Применив нехитрую арифметику, мы получаем, что половина нового автопарка является не чем иным, как "серым", то есть частным импортом из России.
Фото: depositphotos.com
Самое интересное дальше. На начало прошлого года "серый" рынок составлял 20 процентов от продаж, а 80 процентов составляли легальные продажи официальных дилеров. К концу года ситуация изменилась на прямо противоположную: 20 процентов уже составляли продажи официальных дилеров, а 80 процентов занял "серый" рынок.
Основной причиной, как мы уже поняли, является подешевевший российский рубль. Белорусы, наученные частыми девальвациями местной валюты, хранят деньги в основной своей массе, конечно, в долларах. Когда российский рубль разменял шестой десяток, за машинами поехали даже те, кому она была и не нужна.
Все банально: желание получить навар на перепродаже в родной стране. Стоит отметить, что автомобили, купленные в России, продать можно только через два-три месяца, пока не придет запрос, что автомобиль приобретен легально. Иначе статистика "серого" импорта была бы куда более масштабной.
Фото: depositphotos.com
Какие машины покупают в Белоруссии?
С каждым годом спрос на новые автомобили в Белоруссии только возрастает. Это притом, что еще три-четыре года назад спрос на них был минимальным — до повышения пошлин местные жители предпочитали недорогие "бэушки" из Европы. Давайте обратимся к статистике и посмотрим, как менялся рынок новых авто на примере 2013–2014 годов.
Вот так выглядит ТОП-10 прошлого года.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото: depositphotos.com
А теперь, для сравнения, давайте посмотрим, что покупали в Беларуси в 2013 году.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нетрудно заметить, что первое место стабильно занимает Поло калужской сборки, а на второе место в прошлом году буквально ворвался Geely SC7, который собирается в Белоруссии. Здесь и раньше пытались наладить выпуск автомобилей, но особых результатов не добились. Компанию ему уже в феврале 2015 года составил Peugeot 301, сборку которого наладили на мощностях завода "Юнисон" в Минском районе.
Фото: depositphotos.com
Что в итоге?
Сколько же выручили предприимчивые белорусы, скупавшие машины в России? В конце ноября разница в долларовой стоимости того же Renault Duster составляла около 5 000. И даже сейчас, когда российское представительство Renault подняло цены, минимальная цена кроссовера в Белоруссии остается на уровне 12 900 долларов, а в России — 9 800 долларов. Но вала спроса со стороны белорусов нет, так как все, кто имели возможность потратить лишние накопления на машину, уже сделали это в конце 2014-го.
Фото: depositphotos.com
Выйдет ли Белоруссия из Таможенного союза?
Кто бы мог подумать три-четыре года назад, что торговля с Россией в рамках единого таможенного пространства окажется невыгодной? Но потери бюджета от краткосрочного перевеса цен на автомобили в общей экономической канве смотрятся не слишком существенными. От санкций и контрсанкций Белоруссия смогла выиграть на увеличении объемов поставок своих продуктов на российские прилавки, а также на обходных поставках товаров из "запрещенной" Европы, но с белорусскими этикетками. Тем не менее в долларовом выражении экспорт из Республики Беларусь в Россию в 2014 году упал на 5% к 2013-му. И хотя президент Александр Лукашенко уже грозился в конце января выйти из Евразийского экономического союза, эксперты склоняются, что таким способом он добивается дополнительных торговых преференций. Каких — покажет время.
Фото: depositphotos.com
Для комментирования вам необходимо авторизоваться