Как устроена Lada 4x4 для покорения Эльбруса

29 июня из Тольятти стартовала экспедиция на Эльбрус. Пять человек и две Lada 4x4, специально подготовленные к восхождению. Насколько высоко они планируют забраться? Зачем им это нужно? Как устроены их машины? Мы всё узнали и теперь делимся с вами.

Кто эти люди?

Проект «Дикари» является частью имиджевой программы АВТОВАЗа, которая называется «Lada Like». АВТОВАЗ поставил перед собой достаточно амбициозную цель – силами маленькой команды показать предел возможностей продукции под брендом Lada. Тут всё по-настоящему – и эмоции, и драйв, и риск. В составе – пилоты Роман Фесенко и Андрей Головин, видеограф Максим Калиниченко, фотограф Елена Шеина и руководитель Сергей Родин. А полный штат «Дикарей» составляет всего 12 человек.

В 2012 году, когда проект «Дикари» только начинался, никто из этих людей не имел отношения к покорению бездорожья. Но уже в 2013 году команде удалось взять третье место в дисциплине «триал» на престижных соревнованиях в Карелии. Можно сказать, что новичкам везёт, но путешествие на Эльбрус для «Дикарей» уже четвёртая серьёзная экспедиция. За эти годы они проехали порядка 65 000 километров и посетили около 120 интереснейших мест.

«Дикари» путешествуют исключительно на Lada 4x4, но подготовка автомобилей от экспедиции к экспедиции различается. Например, в этот раз решено было отказаться от шноркеля – глубоких бродов по дороге не предвидится, а кислорода в горах и без того мало, чтобы дополнительно ограничивать его приток в двигатель.

IMG_4710.jpg


Кто сделал машины, и сколько это стоит?

Подготовку машин проводила тольяттинская компания F-Design, которая вот уже 20 лет занимается изготовлением внедорожного оборудования и специальной подготовкой автомобилей Lada 4x4 и Chevrolet Niva. В компетенцию компании входит разработка, конструкция, дизайн, технология изготовления, производство и установка всего, что может повысить внедорожный потенциал машины.

Обычно доработки укладываются в цену от 50 000 до 200 000 рублей, но есть и фанаты, которые просят «прокачать» внедорожник на 700 000-800 000 рублей, в результате чего простой российский автомобиль превращается в ортодоксальный вездеход.

Работы по машинам для «Дикарей» велись в режиме тотального цейтнота, но ребята из F-Design справились. Версию назвали «Wild Edition», и в случае успешного финиша экспедиции она имеет шансы добраться до продаж через дилерскую сеть Lada в виде «комплектов для установки» или даже готовых автомобилей. Итак, что это за машины?



Как устроены машины?

Подготовка машин уложилась примерно в половину обычного прайса – серьёзных переделок тут нет. В этом и смысл – показать возможности практически серийных Lada 4x4. Здесь стандартная «нивовская» трансмиссия, хотя в арсенале компании-разработчика есть и блокировки, и комплекты шестерён главной передачи с большим передаточным числом. Нет у машин и «лифта» – просто потому, что высокий центр тяжести машины в горах сильно мешает.

Но без некоторых вещей в скалистой местности просто не обойтись. На оба автомобиля поставили шины Bridgestone серии All Terrain, которая позволяет нормально двигаться по асфальту и очень хорошо работает по камням. У таких колёс очень жёсткий борт, который сложно порезать или пробить. Размерность 215/75 R15 – максимальная, которую можно позволить на автомобиле без доработок. Но арки всё равно пришлось вырезать, чтобы не повредить кузов, так как большая часть восхождения будет проходить при установленных на колёса цепях. Колёса добавили автомобилям порядка 15 мм дорожного просвета, теперь он составляет около 220 мм.


IMG_4763.jpg


Нештатные колёса потребовали доработок задней подвески, ведь серийных штанг в задней подвеске при установке подобных колёс хватит максимум на 3 000 километров. На Lada 4x4 Wild Edition стоят усиленные штанги большего сечения и сайлентблоки с мощной втулкой, позаимствованные у переднеприводных Lada. Кроме того, спереди и сзади стоят более эффективные амортизаторы.


IMG_4916.jpg


По бортам автомобилей стоит трубчатая защита порогов, которая не боится камней, а спереди и сзади защитную функцию берут на себя оригинальные силовые бамперы. Они стальные и не боятся повреждений при езде по лесу и горам. При преодолении серьёзных ям ими можно безбоязненно упираться в землю.


IMG_4835.jpg


В верхней части бампера установлена лебёдка, развивающая усилие в 3 тонны, а в нижней части бампер соединяется с защитой двигателя, коробки и «раздатки», в результате чего получается «лыжа», с помощью которой можно ходом форсировать препятствия. Защита сделана из стального 3-миллиметрового листа, и это недорогое решение по сравнению с алюминиевыми конструкциями.



На заднем бампере размещён мощный фаркоп, а также одна из опор поворотного кронштейна, на котором закреплена «запаска», – на штатное место под капот такое колесо уже не лезет. Вторая, верхняя опора кронштейна расположена на задней стойке кузова и прихвачена к ней тремя болтами с гайками и фигурной стальной «шайбой» с внутренней стороны. Поворотный кронштейн «открывается» с помощью газового упора, а в закрытом положении вместе с колесом «прищёлкивается» к задку (точнее – к ответной части кронштейна) механическим затвором.



С заднего бампера можно подняться по лесенке наверх, где стоит оригинальный багажник, – вместо полноценного второго яруса у него бокс вместимостью 330 литров. На этом же багажнике закреплён «хай-джек» (специальный внедорожный домкрат) и установлены дополнительные светодиодные фары ближнего и дальнего света, управляемые отдельными тумблерами из салона. В результате доработок автомобиль потяжелел примерно на 100 кг.



В салоне – лёгкий стайлинг. Обращают на себя внимание оригинальные чехлы с логотипами «Дикарей» и панель приборов, отделанная флоком. Обод руля обшит кожей, а у сидений появилась ярко выраженная боковая поддержка. Оформление тоннеля пола – тоже оригинальное: удобные подстаканники, площадки для мелочей, отсутствие явных «втыков». Из спецоборудования – закреплённый на облицовке тоннеля USB-разветвитель, рация с 3-километровым радиусом действия и инвертор, дающий 220 В.



Как едут Lada 4x4 Wild Edition?

Участники проекта «Дикари» были столь любезны, что буквально в день старта экспедиции отдали нам автомобили на короткий тест. Мы были очень рады, но, к сожалению, немного расстроили ребят. Нет, мы не перевернули экспедиционные Лады и даже ничего не сломали. Но нашли один странный дефект.

При сильном крене одного из автомобилей на правый борт из горловины залитого «под пробку» бака стал довольно активно вытекать бензин. Позднее то же самое обнаружилось и на второй машине – машина накренена на правый борт, пробка туго затянута, а бензин течёт из-под лючка. Экспедиции пришлось стартовать, имея в виду эту проблему, а мы стали разбираться.

Мы обратились в Центр удовлетворённости потребителей АВТОВАЗа, о работе которого мы подробно писали ранее. Выяснилось, что такой же дефект совсем недавно обнаружился ещё на одной машине – с ним в ЦУП позвонил один из покупателей новой Lada 4x4. Дефект состоял в негерметичности резьбы на наливной трубе бензобака.




Дело в том, что эта резьба выполнена не сплошной, а сегментарной, и иногда «утяжки» между сегментами получаются такими, что в них может просачиваться топливо. Меры уже приняты: все три дефекта (два «наших» и один «пользовательский») обнаружились на автомобилях, выпущенных в апреле, поэтому партия бензобаков, выпущенных в этот период, полностью забракована. А на завод, поставляющий бензобаки, направлен «десант», который сформировал на линии сборки бензобаков пост, следящий за строжайшим соблюдением техпроцесса и анализирующий герметичность резьбы.

Если дефект будет проявляться вновь, не исключено, что перейдут на сплошную, а не сегментарную резьбу. А «Дикарей» спасли пробки бензобака старого образца – они имеют среднюю часть, глубоко входящую в горловину бензобака и перекрывающую все негерметичные места.

Ну а в остальном… Lada 4x4 Wild Edition – это, конечно, ностальгия. Но с некоей примесью! Да, разгоняются необкатанные машины (на одометрах – всего около 70 км) пока неохотно, тормозят тоже (может быть, сказывается увеличившаяся масса), но с «Нивой» всегда было так – если ездишь на ней долго, то привыкаешь к её характеру и прощаешь всё за ту свободу, которую она дарует на бездорожье.

На пониженной передаче, имея в арсенале «специальные» колёса, Lada 4x4 Wild Edition готова буквально заезжать на вертикальные стены. Вот оно, это чувство! Утюжа просёлок, мы забираемся всё глубже в леса под Тольятти и начинаем люто завидовать тем четырём парням и одной девушке, которые прямо сейчас поедут на этих машинах покорять Эльбрус.




А потом выбираемся на асфальт и… нам показалось, или она действительно стала тише?! Удивительно, но последние меры по уменьшению врождённых «нивовских» шумов и вибраций в трансмиссии, похоже, дали некоторый результат. Особенно заметен сглаженный шумовой фон, если вырубить вентилятор, который на 30-градусной жаре приходится включать на вторую скорость. Но как же здорово, что теперь в этой машине есть кондиционер! В перегоне до Эльбруса и обратно эта штука здорово пригодится путешественникам.


IMG_4880.jpg



Передние сиденья? Они действительно неплохи своей боковой поддержкой, но кому-то могут показаться тесноватыми, кроме того, излишне жёсткая спинка недостаточно продавливается спиной, в результате чего ты всё время ощущаешь некоторое избыточное давление в области среднего отдела позвоночника. Впрочем, это уж у кого какой позвоночник, наверное… А в целом, когда выходишь из машины, смотришь на неё напоследок и спрашиваешь себя: «Хотел бы такую?» – внутренний голос тут же радостно орёт: «Да!» Потому что Lada 4x4 Wild Edition – это та Нива, которую бюджетными и вполне серийными средствами превратили в очень интересный автомобиль.


IMG_4690.jpg



Маршрут и планы

«Дикари» стартовали на Эльбрус из Тольятти по трассе через Саратов и Волгоград. 1 июля, достигнув подножья Эльбруса и взяв напрокат одежду и снаряжение, команда прошла обязательную тренировку. Само восхождение запланировано совершить в течение восьми дней, со 2 по 9 июля. На 10 июля запланирован день отдыха, а с 11 по 13 – обратная дорога. Экспедиция должна торжественно финишировать в Тольятти 14 июля.

Ребята хотят забраться на самую вершину Эльбруса, на высоту 5 642 метра, и поднять там флаг Lada. Большую часть дороги планируется преодолеть на автомобилях: ориентировочный минимум для машин 3 800 метров. «А дальше – как МЧС-ники нас снимут», — шутит (или не шутит?) Сергей Родин. Как говорят наши эксперты, Lada 4x4 вполне нормально чувствует себя на высотах вплоть до 4 200-4 300 метров.

В проекте «Дикари» есть три правила, которых все участники проекта строго придерживаются:

  1. Если взятие точки угрожает жизни или здоровью членов команды, взятие точки отменяется.
  2. Если взятие точки угрожает автомобилю, взятие отменяется.
  3. Точка берётся во всех случаях, не противоречащих правилам 1 и 2.

Фото с официальной страницы проекта «Дикари» «ВКонтакте»


7 июля на официальной странице проекта «ВКонтакте» появилась такая запись: «Всем привет. Из-за плохой погоды остановили подъем. Град и дождь разбили дорогу. Машины оставили на высотах – 3 000 и 3 450 метров. Если погода успокоится – завтра продолжим подъем. А так, в любом случае, завтра пешком на 4 700 метров». К посту приложена песня «Тучи» группы Иванушки International :)

Нам удалось списаться с ребятами, и выяснилось, что в тренировочном пешем режиме им пока удалось достигнуть высоты 4 200 метров. Итак, впереди два последних, самых ответственных дня – взятие высоты 4 700 метров и вершины, 5 642 метра. Пожелаем участникам экспедиции удачи!


IMG_4792.jpg


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
30.10.2015 18:21
Arslan Khaziev

здорово)))


30.10.2015 18:21
Arslan Khaziev

здорово)))


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings