«Клоны» в законе: отечественные автомобили, официально скопированные с иномарок

50083 0 16

Считается, что советские конструкторы "воровали" чужие разработки, выдавая их за свои, как это сегодня делают китайцы. Но это в корне не так. Все свои модели-копии мы заимствовали вполне официально. И сегодня мы расскажем, как это было.

АМО-Ф-15

Первенец советского грузового автомобилестроения на самом деле в России прописался еще до революции. Всю техническую документацию на выпуск 1,5-тонного FIAT 15 Ter и готовые машинокомплекты для его крупноузловой сборки правительство заказало еще до Первой мировой. Но война и революция помешали выполнению контракта в полном объеме.

Пришедшие к власти большевики продолжили начатое: в начале 20-х годов два сохраненных экземпляра FIAT 15 Ter тщательно обмеряли и подготовили недостающие для начала выпуска чертежи. К 7 ноября 1924 года завод АМО (впоследствии ЗИС и ЗИЛ) собрал первые 10 экземпляров новой машины.


АМО-Ф-15 оснащался 4.4-литровым бензиновым мотором водяного охлаждения мощностью 35 л. с. От «итальянца» советский грузовик отличался увеличенным клиренсом за счет уменьшенного диаметра маховика, стальными колесными дисками взамен деревянных, радиатором увеличенного размера и т.д. Всего с 1924 по 1931 год в Москве собрали около 6200 АМО-Ф-15.

ГАЗ-А



Легковой автомобиль с кузовом типа фаэтон является лицензионной копией заокеанского Ford-A. Оснастку для производства и чертежи на машину советское правительство приобрело у Ford Motor Company в 1929 году. Как после вспоминал сам Генри Форд, сделка не принесла его компании большой выгоды, но вспоминая предприимчивость создателя одного из крупнейших автоконцернов, начинаешь в этом сомневаться.

Советские чиновники и инженеры выбрали для копирования Ford Model A образца 1927 года в кузове «фаэтон» и комплектации Standard с 3.3-литровым двигателем мощностью 40 л. с. Стоит отметить, что цельнометаллический седан ГАЗ-6 и пикап ГАЗ-4 на базе версии с тканевой крышей на ГАЗе разработали самостоятельно, без американской помощи.

Первые два ГАЗ-А собрали на НАЗе (Нижегородский автозавод, после 1933 года — ГАЗ) 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин. Интересно, что в Ленинграде и Москве эксплуатация устаревших ГАЗ-А была запрещена в 1936 году, а малочисленным частным автовладельцам добровольно-принудительно предписывалось сдать свой ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М-1. Делалось это ввиду желания властей очистить улицы двух самых посещаемых иностранцами городов от автомобилей старой конструкции. Вот такая программа утилизации по-сталински. Но несмотря на суровость времен, не все последовали требованию, и штучные экземпляры ГАЗ-А все-таки дожили до наших дней.

ГАЗ-АА



Самый массовый довоенный отечественный автомобиль, легендарная «полуторка», также родом из Америки. Советская сторона для копирования выбрала короткобазную версию Ford Model AА в сельскохозяйственном исполнении с решетчатым бортовым кузовом.

«Форд» был модернизирован для отечественных условий: ГАЗ получил воздушный фильтр, усиленные рулевой механизм и картер сцепления. Решетчатый кузов впоследствии заменили разработанным на ГАЗе бортовым кузовом с цельными откидными бортами.

До 1934 года кабина была деревянной, но вскоре ее заменили металлической с дерматиновой крышей. Умело оперируя «фордовскими» патентами и привлекая собственные идеи, инженеры в Горьком разработали целое семейство различных машин на базе «полуторки». В первую очередь вспоминаются трехосный ГАЗ-ААА (в линейке «Форда» трехосный грузовик отсутствовал вообще), самосвал ГАЗ-410, автобус ГАЗ-03-30, газогенераторный ГАЗ-42 и т.д. Всего же с 1932 по 1950 год на ГАЗе, московском заводе КИМ, УльЗИСе (в последствии — УАЗ) произведено около 985 000 автомобилей ГАЗ-АА.

ГАЗ М-1




ГАЗ М-1 был первым массовым советским седаном. «Эмка», как и две другие упомянутые здесь газовские машины, создана на основе американского Ford Model B. Для копирования взяли за основу рестайлинговую версию 1934 года с кузовом Fourdoor Sedan в базовой комплектации. Эта машина является последним плодом сотрудничества нашего государства и компании Генри Форда.

От американцев советская сторона получила только чертежи и часть производственной оснастки. Подготавливать серийное производство и изготавливать технологическую оснастку горьковчанам пришлось самостоятельно. Несмотря на заокеанские корни, в Горьком «Эмку» считают автомобилем собственной разработки. И не зря — список внесенных в конструкцию изменений действительно огромен. Так, заново была спроектирована рама, подвеска получила продольные рессоры взамен поперечных, изменены привод тормозов и рулевое управление, амортизаторы, колесные диски и шины. Всего с 1936 по 1943 год Горьковский автозавод произвел 62 888 «Эмок».

ЗИС-5



Массовый довоенный грузовик ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны конструктивно опирается на машину американской компании Autocar. Как вспоминал директор ЗИЛа Иван Алексеевич Лихачев, члены правительственной комиссии, путешествуя по США, сами выбрали машину для серийного производства в СССР. Интересно, что сам Autocar лишь собирал машины из чужих комплектующих.

Инженеры ЗИСа «незлым тихим словом» вспоминали не совсем удачно выбранную для нашей страны конструкцию, модернизируя американскую машину на советский лад. Собранные полностью из американских машинокомплектов машины именовались АМО-2.

Впоследствии конструкцию серьезно пересмотрели. Главной целью инженеров было упрощение грузовика и повышение проходимости «трехтонки». ЗИС-5 получил форсированный (с 60 до 73 л. с.) двигатель, усиленную раму, увеличенный клиренс, механический привод тормозов взамен гидравлического, упрощенную конструкцию кабины и бортовой платформы. С 1934 по 1948 год в Москве построено 571 199 экземпляров ЗИС-5 и его модификаций.

«Москвич-400»




Первенец семейства «Москвичей» является копией четырехдверного варианта Opel Kadett K38 1937 года. Для серийного производства был выбран более дорогой вариант «Кадета» с несущим кузовом, независимой передней подвеской. Согласно репарационным соглашениям 1945 года, оснастка для выпуска машины, а также сохранившиеся чертежи и несколько готовых экземпляров передавались на ЗМА в Москву.

Недостающие чертежи были выполнены сообща немецкими и советскими конструкторами в специально созданном конструкторском бюро в германском городе Шварценберг. Двигатель же доводили специалисты в Берлине. Немцы охотно сотрудничали с победителями: в разрушенной войной Германии убедительной мотивацией для инженеров служила хорошая зарплата и увесистый продовольственный паек. Первый серийный «Москвич»-400-420 (первое число означало индекс двигателя, второй – кузова) выпустили 4 декабря 1946 года. Интересно, что государственные испытания автомобиль прошел только в 1949 году, через три года после фактического начала производства.

ВАЗ-2101




Ни для кого не секрет, что Волжский автозавод в Тольятти помогали строить итальянцы, да и первые ВАЗы являлись копиями Fiat. Прообраз советской «копейки» — Fiat 124 — встал на конвейер в 1966 году, в следующем году машина получила в Европе звание «Автомобиль года».

В конструкцию Fiat 124 советские инженеры внесли более 800 изменений. Среди самых значительных — замена морально устаревшего мотора с нижним распредвалом на верхневальный, переработанная задняя подвеска, замена дисковых тормозов на «барабаны», усиленный кузов, мощная «печка», установка четырех поддомкратников вместо двух, внедрение в конструкцию «кривого стартера» и пр. Кроме СССР, Fiat 124 по лицензии производился в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.

Интересно, что до 1976 года советский и итальянский седаны продавались на многих европейских рынках параллельно, создавая друг другу весомую конкуренцию. Fiat даже судился с ВАЗом из-за неоправданно низкой цены советской машины на многих рынках. К тому же существенно модернизированный ВАЗ во многом выигрывал у «итальянца».

ВАЗ-2103




Точного иностранного прообраза у вазовской «троечки» не существовало. Изначально в качестве прототипа для ВАЗ-2103 планировали взять Fiat 125. Но советские конструкторы высказались против такого действия. Дело в том, что конструктивно «125-я» и «124-я» модели имели не много общего, а у нашей стороны существовало требование, по которому унификация трех новых автомобилей (ВАЗ-2101, -2102 и -2103) должна была составлять около 80%.

Итальянцам ничего не оставалось, как раскрыть карты и показать люксовую версию Fiat 124 с приставкой Speciale к названию, которая еще только находилась в разработке. Его взяли во внимание, но в итоге отечественный ВАЗ-2103 получился более интересным в сравнении с итальянским люксовым сородичем. Кузовные грани стали более острыми, значительно возросло количество хромированных деталей как в экстерьере, так и интерьере, на торпедо появились вставки «под дерево». Жаль только, что нашей «тройке» не достался двухвальный 95-сильный мотор, которым оснащалась «заряженная» версия Fiat 124 Speciale. Вообще, получилось так, что обе машины — и ВАЗ-2103, и Fiat 124 Speciale — разрабатывались совместно итальянскими и советскими конструкторами. Только в СССР новую модель поставили на конвейер чуть позже, чем в Италии.



Что дальше?

Истории свойственно развиваться по спирали. В следующем году мы ждем выхода на рынок очередной «переосмысленной» нашими инженерами зарубежной модели — Lada X-RAY, которую создают на глобальной платформе B0 от Renault-Nissan. Ближайшим родственником числится «честный», но неказистый Renault Duster. Изображения X-RAY позволяют надеяться, что «наша» версия будет интереснее. Осталось только дождаться премьеры.




Читайте также:


Теги: История , FIAT , Ford , УАЗ
Поделиться: 0 11 0 3 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

1622 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

16070 1 3
Статьи / Практика
Дунем: как выбрать правильный автокомпрессор?

Если вы путешествуете на автомобиле или просто часто ездите на дальние расстояния, а ваши шины не относятся к семейству RunFlat, то наверняка электрический насос-компресор уже живет у вас в багажнике. Ну или хотя бы…

9450 3 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

623 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1118 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2210 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47677 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17397 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15738 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69417 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14151 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

10995 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49406 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26782 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8544 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

280022 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

241247 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110185 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?