Читайте также

«Клоны» в законе: отечественные автомобили, официально скопированные с иномарок

50343 0 16

Считается, что советские конструкторы "воровали" чужие разработки, выдавая их за свои, как это сегодня делают китайцы. Но это в корне не так. Все свои модели-копии мы заимствовали вполне официально. И сегодня мы расскажем, как это было.

 

АМО-Ф-15

Первенец советского грузового автомобилестроения на самом деле в России прописался еще до революции. Всю техническую документацию на выпуск 1,5-тонного FIAT 15 Ter и готовые машинокомплекты для его крупноузловой сборки правительство заказало еще до Первой мировой. Но война и революция помешали выполнению контракта в полном объеме.

Пришедшие к власти большевики продолжили начатое: в начале 20-х годов два сохраненных экземпляра FIAT 15 Ter тщательно обмеряли и подготовили недостающие для начала выпуска чертежи. К 7 ноября 1924 года завод АМО (впоследствии ЗИС и ЗИЛ) собрал первые 10 экземпляров новой машины.


АМО-Ф-15 оснащался 4.4-литровым бензиновым мотором водяного охлаждения мощностью 35 л. с. От «итальянца» советский грузовик отличался увеличенным клиренсом за счет уменьшенного диаметра маховика, стальными колесными дисками взамен деревянных, радиатором увеличенного размера и т.д. Всего с 1924 по 1931 год в Москве собрали около 6200 АМО-Ф-15.

ГАЗ-А



Легковой автомобиль с кузовом типа фаэтон является лицензионной копией заокеанского Ford-A. Оснастку для производства и чертежи на машину советское правительство приобрело у Ford Motor Company в 1929 году. Как после вспоминал сам Генри Форд, сделка не принесла его компании большой выгоды, но вспоминая предприимчивость создателя одного из крупнейших автоконцернов, начинаешь в этом сомневаться.

Советские чиновники и инженеры выбрали для копирования Ford Model A образца 1927 года в кузове «фаэтон» и комплектации Standard с 3.3-литровым двигателем мощностью 40 л. с. Стоит отметить, что цельнометаллический седан ГАЗ-6 и пикап ГАЗ-4 на базе версии с тканевой крышей на ГАЗе разработали самостоятельно, без американской помощи.

Первые два ГАЗ-А собрали на НАЗе (Нижегородский автозавод, после 1933 года — ГАЗ) 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин. Интересно, что в Ленинграде и Москве эксплуатация устаревших ГАЗ-А была запрещена в 1936 году, а малочисленным частным автовладельцам добровольно-принудительно предписывалось сдать свой ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М-1. Делалось это ввиду желания властей очистить улицы двух самых посещаемых иностранцами городов от автомобилей старой конструкции. Вот такая программа утилизации по-сталински. Но несмотря на суровость времен, не все последовали требованию, и штучные экземпляры ГАЗ-А все-таки дожили до наших дней.

ГАЗ-АА



Самый массовый довоенный отечественный автомобиль, легендарная «полуторка», также родом из Америки. Советская сторона для копирования выбрала короткобазную версию Ford Model AА в сельскохозяйственном исполнении с решетчатым бортовым кузовом.

«Форд» был модернизирован для отечественных условий: ГАЗ получил воздушный фильтр, усиленные рулевой механизм и картер сцепления. Решетчатый кузов впоследствии заменили разработанным на ГАЗе бортовым кузовом с цельными откидными бортами.

До 1934 года кабина была деревянной, но вскоре ее заменили металлической с дерматиновой крышей. Умело оперируя «фордовскими» патентами и привлекая собственные идеи, инженеры в Горьком разработали целое семейство различных машин на базе «полуторки». В первую очередь вспоминаются трехосный ГАЗ-ААА (в линейке «Форда» трехосный грузовик отсутствовал вообще), самосвал ГАЗ-410, автобус ГАЗ-03-30, газогенераторный ГАЗ-42 и т.д. Всего же с 1932 по 1950 год на ГАЗе, московском заводе КИМ, УльЗИСе (в последствии — УАЗ) произведено около 985 000 автомобилей ГАЗ-АА.

ГАЗ М-1




ГАЗ М-1 был первым массовым советским седаном. «Эмка», как и две другие упомянутые здесь газовские машины, создана на основе американского Ford Model B. Для копирования взяли за основу рестайлинговую версию 1934 года с кузовом Fourdoor Sedan в базовой комплектации. Эта машина является последним плодом сотрудничества нашего государства и компании Генри Форда.

От американцев советская сторона получила только чертежи и часть производственной оснастки. Подготавливать серийное производство и изготавливать технологическую оснастку горьковчанам пришлось самостоятельно. Несмотря на заокеанские корни, в Горьком «Эмку» считают автомобилем собственной разработки. И не зря — список внесенных в конструкцию изменений действительно огромен. Так, заново была спроектирована рама, подвеска получила продольные рессоры взамен поперечных, изменены привод тормозов и рулевое управление, амортизаторы, колесные диски и шины. Всего с 1936 по 1943 год Горьковский автозавод произвел 62 888 «Эмок».

ЗИС-5



Массовый довоенный грузовик ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны конструктивно опирается на машину американской компании Autocar. Как вспоминал директор ЗИЛа Иван Алексеевич Лихачев, члены правительственной комиссии, путешествуя по США, сами выбрали машину для серийного производства в СССР. Интересно, что сам Autocar лишь собирал машины из чужих комплектующих.

Инженеры ЗИСа «незлым тихим словом» вспоминали не совсем удачно выбранную для нашей страны конструкцию, модернизируя американскую машину на советский лад. Собранные полностью из американских машинокомплектов машины именовались АМО-2.

Впоследствии конструкцию серьезно пересмотрели. Главной целью инженеров было упрощение грузовика и повышение проходимости «трехтонки». ЗИС-5 получил форсированный (с 60 до 73 л. с.) двигатель, усиленную раму, увеличенный клиренс, механический привод тормозов взамен гидравлического, упрощенную конструкцию кабины и бортовой платформы. С 1934 по 1948 год в Москве построено 571 199 экземпляров ЗИС-5 и его модификаций.

«Москвич-400»




Первенец семейства «Москвичей» является копией четырехдверного варианта Opel Kadett K38 1937 года. Для серийного производства был выбран более дорогой вариант «Кадета» с несущим кузовом, независимой передней подвеской. Согласно репарационным соглашениям 1945 года, оснастка для выпуска машины, а также сохранившиеся чертежи и несколько готовых экземпляров передавались на ЗМА в Москву.

Недостающие чертежи были выполнены сообща немецкими и советскими конструкторами в специально созданном конструкторском бюро в германском городе Шварценберг. Двигатель же доводили специалисты в Берлине. Немцы охотно сотрудничали с победителями: в разрушенной войной Германии убедительной мотивацией для инженеров служила хорошая зарплата и увесистый продовольственный паек. Первый серийный «Москвич»-400-420 (первое число означало индекс двигателя, второй – кузова) выпустили 4 декабря 1946 года. Интересно, что государственные испытания автомобиль прошел только в 1949 году, через три года после фактического начала производства.

ВАЗ-2101




Ни для кого не секрет, что Волжский автозавод в Тольятти помогали строить итальянцы, да и первые ВАЗы являлись копиями Fiat. Прообраз советской «копейки» — Fiat 124 — встал на конвейер в 1966 году, в следующем году машина получила в Европе звание «Автомобиль года».

В конструкцию Fiat 124 советские инженеры внесли более 800 изменений. Среди самых значительных — замена морально устаревшего мотора с нижним распредвалом на верхневальный, переработанная задняя подвеска, замена дисковых тормозов на «барабаны», усиленный кузов, мощная «печка», установка четырех поддомкратников вместо двух, внедрение в конструкцию «кривого стартера» и пр. Кроме СССР, Fiat 124 по лицензии производился в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.

Интересно, что до 1976 года советский и итальянский седаны продавались на многих европейских рынках параллельно, создавая друг другу весомую конкуренцию. Fiat даже судился с ВАЗом из-за неоправданно низкой цены советской машины на многих рынках. К тому же существенно модернизированный ВАЗ во многом выигрывал у «итальянца».

ВАЗ-2103




Точного иностранного прообраза у вазовской «троечки» не существовало. Изначально в качестве прототипа для ВАЗ-2103 планировали взять Fiat 125. Но советские конструкторы высказались против такого действия. Дело в том, что конструктивно «125-я» и «124-я» модели имели не много общего, а у нашей стороны существовало требование, по которому унификация трех новых автомобилей (ВАЗ-2101, -2102 и -2103) должна была составлять около 80%.

Итальянцам ничего не оставалось, как раскрыть карты и показать люксовую версию Fiat 124 с приставкой Speciale к названию, которая еще только находилась в разработке. Его взяли во внимание, но в итоге отечественный ВАЗ-2103 получился более интересным в сравнении с итальянским люксовым сородичем. Кузовные грани стали более острыми, значительно возросло количество хромированных деталей как в экстерьере, так и интерьере, на торпедо появились вставки «под дерево». Жаль только, что нашей «тройке» не достался двухвальный 95-сильный мотор, которым оснащалась «заряженная» версия Fiat 124 Speciale. Вообще, получилось так, что обе машины — и ВАЗ-2103, и Fiat 124 Speciale — разрабатывались совместно итальянскими и советскими конструкторами. Только в СССР новую модель поставили на конвейер чуть позже, чем в Италии.



Что дальше?

Истории свойственно развиваться по спирали. В следующем году мы ждем выхода на рынок очередной «переосмысленной» нашими инженерами зарубежной модели — Lada X-RAY, которую создают на глобальной платформе B0 от Renault-Nissan. Ближайшим родственником числится «честный», но неказистый Renault Duster. Изображения X-RAY позволяют надеяться, что «наша» версия будет интереснее. Осталось только дождаться премьеры.




Читайте также:


Поделиться: 0 11 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

22183 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

3972 2 0
Статьи / Практика
Как завести машину на остатках энергии разряженного АКБ?

Когда севший аккумулятор бесполезно «щелкает» стартером и тускло светит лампочками приборной панели, без помощи извне, как правило, не обойтись. Однако существует необычный способ завести двигатель исключительно на…

23626 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: беды от регламента и мотор, который умрёт первым

Компактный хэтчбек с задним приводом – это не только весело, но и престижно, потому что в этом формате нет ничего, кроме “единички” BMW. За небольшие в принципе деньги можно получить очень качественный кузов, хороший…

2454 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: очень хороший кузов с капризной электрикой внутри

У этой машины альтернатив практически нет. Ну кто еще в здравом уме будет выпускать в двухтысячные заднеприводный автомобиль гольф-класса? И если очень хочется такую машину, то ничего, кроме “единички”, вам найти не…

1900 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC с пробегом: не такой уж страшный робот со всё таким же страшным мотором

Passat CC подойдёт не каждому. Да, он выглядит интереснее обычного Пассата, у него безрамочные двери и есть намёк на агрессию. Салон у него качественный, едет он тихо, а кузов ржавеет медленно. Об этом мы уже рассказали…

5873 21 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Размер не имеет значения: тест-драйв ЗАЗ 965А

Говорят, что в семье бывает два позора - беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах.…

29495 7 20
Тест-драйвы / Одиночные
Но они держатся: тест-драйв обновленного Mitsubishi Outlander

«Денег нет, но вы держитесь» - это и про Mitsubishi Motors тоже. Вот сумели вывести на рынок Eclipse Cross и запустить сборку в Калуге нового Pajero Sport — и слава богу, а пятым Pajero пока что и не пахнет, да и…

19285 3 2
Тест-драйвы / Одиночные
Кулаки, гранаты, прутья: первый тест-драйв Lada XRAY Cross, технический разбор и видео

Отрадно, что при подготовке к решающей атаке на Hyundai Creta в штабе Автоваза возобладала линия «ястребов»: Lada XRAY Cross снабдили широким набором средств поражения противника. Между тем, вазовский кроссовер мог…

18340 50 4
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

28900 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

16465 0 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор лучшего видеорегистратора до 10 000 руб по версии эксперта А. Шуба

Совсем недавно русский бренд AdvoCam представил новинку, которая, по мнению ведущего эксперта российского рынка видеорегистраторов Александра Шуба, вполне может претендовать не только на звание флагмана линейки, но и…

10223 10 8
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

40418 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

30538 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

13670 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

41018 5 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

39245 5 2
Статьи / История
Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Вазовские автомобили редко могли похвастать особой авангардностью конструкции, хотя и от мировых трендов старались не отставать. Определенные успехи тоже были – к примеру, ВАЗ-2101 получил верхневальный двигатель именно…

33502 1 10
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?