Можно ли вернуть деньги за платную парковку и штрафы

7033 0 3

Фото автора и flickr.com

Руководители целого ряда российских городов, как больших, так и не очень, намерены пополнить муниципальные бюджеты за счет введения зон платной парковки. Вдохновленные московским опытом, местные власти призывают население поддержать эту инициативу, убеждая, что она позволит упорядочить дорожное движение и разгрузит наиболее проблемные магистрали.

 

Так же было и в столице, где поэтапно платная парковка вводится уже не только в центре города, но и в других районах. Однако все чаще москвичи высказывают свое недовольство деятельностью департамента транспорта и даже ставят под сомнение профессионализм его руководителей. Законопослушные граждане, оплатившие стоянку, но при этом получившие штрафные квитанции, жалуются в различные инстанции.

Юридически подкованные автомобилисты обращаются в суды, где пытаются доказать не только необоснованность отдельных штрафов, но и незаконность самих платных парковок. А те, кто просто не желает платить, придумывают различные способы скрыть идентификационные данные своих железных коней: снимают госномера, прикрывают их ветошью или бумагой, открывают багажники и т.д.

Мы не будем останавливаться на заведомо неправовых способах противодействия средствам фиксации автомобиля на парковочных местах, так как это тема отдельной статьи, а попробуем разобраться с юридически допустимыми средствами борьбы против введения платной парковки.


Особого интереса заслуживают попытки признать не соответствующей действующему законодательству саму политику местных властей.

Так, еще в начале текущего года Верховный суд РФ рассматривал жалобу московского юриста Виктора Вэксера, который оспаривал отдельные положения постановления об организации в Москве платного стояночного пространства для автомобилей, а также существующую процедуру приостановления парковочных абонементов. Суд не нашел тогда оснований для удовлетворения жалобы Вэксера.

В октябре Верховный суд отклонил жалобу жителя столицы Евгения Именитова, который считал, что плата за парковку фактически является транспортным налогом, который может быть установлен исключительно налоговым кодексом.

Суд огласил лишь резолютивную часть решения, так что пока его мотивировка не известна. А вот свои аргументы истец обнародовал сразу же. Они сводились к следующему:


— незаконно вместо строительства парковок и парковочных мест делать платной часть дорожного полотна, сужая его, что противоречит ст. 3, 12 Закона «Об автодорогах». Изменение режима уже существующих дорог – это фискальная мера. Это несправедливо, противозаконно, так как наша страна провозглашается как государство социальное, в котором запрещена любая дискриминация;

— незаконно вводить под видом платы за выдачу резидентного разрешения, без внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, новый сбор с граждан. Эта плата – именно сбор, так как разрешение дается на любое место в районе, а не на определенное место. Та плата, которую собирает Дептранс за резидентное разрешение, полностью соответствует определению сбора из ст. 8 НК РФ. Кроме того, имеет место по существу тройное налогообложение одной налоговой базы. Мы платим транспортный налог, акцизы на топливо и вот теперь ещё и за парковку;

— вопреки ст. 9 Устава города Москвы без принятия закона, которым бы Дептрансу было предоставлено право издавать нормативно-правовые акты (НПА) по расширению зоны платной парковки (такое право есть только у Правительства Москвы), Дептранс делает это на основе все того же оспариваемого нами постановления Правительства Москвы № 289 «Об организации платных парковок в городе Москве». Устав города Москвы требует, чтобы НПА издавали только органы в случаях, предусмотренных законом:

— наконец, самое важное. В 2009 г., когда проводились публичные слушания в районах Москвы по Генплану города, никаких платных парковок не планировалось. Их нет в территориальных схемах Генплана. Любое изменение Генерального плана должно проходить через слушания. Сейчас новые зоны парковки вводятся, вопреки ст. 28 Закона № 131 и ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, без проведения публичных слушаний.




Представители правительства Москвы и Дептранса в суде заявили, что у них все в порядке, что если они хотят, то проводят слушания, а если не хотят, то можно обойтись и без них.

Другие юристы, изучившие всевозможные нормативно-правовые акты, также находили противоречия между постановлениями правительства Москвы и федеральными нормативно-правовыми актами.

Депутат муниципального округа Басманный Евгений Будник направил в адрес Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки в конце октября обращение с указанием фактов превышения полномочий правительством Москвы и руководителем Дептранса Максимом Ликсутовым. В случае подтверждения генпрокурором указанных фактов, гражданам, как утверждает Будник, «обязаны будут вернуть все средства, оплаченные за парковку, резидентные разрешения, абонементы и аннулировать штрафы за период с 1 ноября 2012 года как минимум по настоящее время, а это миллиарды рублей».

В Генпрокуратуру обратился и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Основаниями для депутатского запроса стали полученные им заключения от МВД и Савеловской межрайонной прокуратуры о том, что согласно закону «О полиции» и федеральному законодательству о персональных данных, Администратор московского парковочного пространства (АМПП) не имеет права доступа к информации о владельцах автомобилей. Депутат считает, что вынесенные «Московским паркингом» штрафы могут быть признаны незаконными, а организация ликвидирована по решению Генпрокуратуры. Напомним, что штраф за неоплату парковки в Москве составляет 2 500 рублей.


Фото 4. На Неглинной



Отвечая на все эти претензии, в АМПП заявили, что деятельность учреждения находится в правовом поле согласно действующему законодательству. Администратор паркинга в своем официальном заявлении ссылается на распоряжение правительства Москвы от 2012 года о создании АМПП и на соглашение московских властей с МВД. По словам главы Дептранса Москвы Максима Ликсутова, «вокруг платной парковки накручен ажиотаж». Ликсутов вообще уверен, что «платная парковка решит проблемы местных жителей».

С Ликсутовым спорят многие эксперты, которые справедливо указывают, что вряд ли появление нескольких тысяч платных стояночных мест сможет разгрузить города-миллионики, где машина есть у каждого третьего жителя. Однако очевидно, что какие-то меры по улучшению ситуации с пробками принимать надо. И в идеале предлагать решения проблемы должны не только представители власти, но и сами жители. Но пока москвичи еще не сказали своего последнего слова. Разговоры о проведении референдума все еще продолжаются, но сдвига с мертвой точки не видно. Митинги пока не слишком многочисленные, чтобы мэрия начала с ними считаться.

Пока ясно одно: с Ликсутовым категорически не согласны те, чьи автомобили эвакуировались без всяких на то оснований (при оплаченной парковке, при наличии абонемента или резидентного разрешения). Чаще всего это происходит из-за сбоев в базе данных или из-за неправильно размещенных дорожных указателей, сбивающих с толку даже опытных водителей. Так, например, на ряде улиц имеется парковочная разметка, однако дорожные знаки запрещают не только стоянку, но даже остановку. На других – все наоборот, знаки есть, а разметка отсутствует. Или, скажем, отмечены места для стоянки, но они отделены от бордюра желтой сплошной линией, запрещающей парковаться (см. фото 4 и 5).


Фото 5. Запрет перед «карманом» у Морозовской больницы



Бывают и более сложные «ошибки», которые больше похожи на злой умысел. На Верхней Красносельской улице есть все необходимые атрибуты для платной парковки. Но машины оттуда успешно эвакуируют. И все потому, что табличка под знаком разрешает парковку на проезжей части, а сами стояночные места оборудованы на тротуаре. Руководствоваться табличкой при этом невозможно, так как машина просто перегородит единственную полосу для движения автотранспорта (см. фото 6).


Фото 6. Верхняя Красносельская улица. Дептранс установил табличку 8.6.5, вместо 8.6.9 и теперь смело всех эвакуирует, несмотря на то, что это абсурд и парковаться как на табличке нельзя из-за сплошной линии



Всем, кто стал жертвой таких противоречивых указателей, юристы рекомендуют жаловаться Администратору московского парковочного пространства или обращаться в суд. Для этого, конечно, надо иметь не только все необходимые документы и фотографии «гиблого места», но желательно еще и свидетелей.

Впрочем, пока суды не так часто принимают решения в пользу автомобилистов. Но если вы уверены в своей правоте, то стоит попытаться вернуть себе не только деньги, но и репутацию.

В заключение хочется заметить, что от того, чем закончатся московские споры автовладельцев с представителями власти, зависит и перспектива повсеместного введения платных парковок, причем не только в мегаполисах. Пока что наиболее взвешенной представляется позиция президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, который считает, что регионам не нужны платные парковки.

С наличием платных парковок в Москве эксперт смирился, полагая, что сложившаяся ситуация является результатом «бестолковой градостроительной политики» советских времен, когда «никто не учитывал, что Москва станет столь насыщена автомобилями». В ряде других городов проблема пробок еще не стоит так остро, но чиновники уже решили на этом заработать. Ведь, по словам Травина, дурной пример заразителен.







Читайте также:



Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

1967 1 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

1994 2 0
Статьи / Авто Недели
Самый большой в мире: стоит ли покупать Ford Excursion за миллион рублей

На прошлой неделе мы обратились к концепции очень маленького автомобиля с внедорожными возможностями, выбирая Mitsubishi Pajero Mini. Сегодня мы ударимся в другую крайность: подумаем о покупке самого большого серийного…

7911 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7375 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5999 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8347 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46957 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35481 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17799 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30236 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23115 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5914 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59126 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43344 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15971 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74652 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56486 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52853 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?