Развод по-европейски: как обманывают французские прокатчики

Собираясь на отдых во Францию, россиянин меньше всего ждет, что у него отберет деньги прокатная контора, а затем откажется их отдавать в течение долгих месяцев. Меж тем именно так и произошло. История закончилась относительно удачно, но пришлось подключить административный ресурс.

Пролог

Париж, октябрь 2014 года. Евро все еще стоит меньше 50 рублей, только что закончился великолепный Парижский автосалон… Уже ставшие старыми добрыми времена, когда российский автожурналист мог позволить себе на свою рублевую зарплату небольшой 10-дневный отпуск с поездкой по югу Франции. Отсняв все парижские премьеры, я взял Peugeot 207 SW в аренду и отправился с подругой через Бургундию и Рон-Альп в сторону цветущего даже в октябре Прованса.

Нравы французских водителей, о которых я достаточно подробно писал тогда, отличаются от североевропейских в худшую сторону. Попадаются очень темпераментные товарищи, любящие поворачивать не из своего ряда. С одним таким выходцем откуда-то с еще более «южного юга» я зацепился зеркалами в Гренобле, не пропустив его в свой ряд. Зеркало у Пежо 207 оказалось хрупким и от контакта с чужеродным Фокусом развалилось на части.

Завязка

f696be90c6f7fb3f7e83909897156eed-995x0-90.jpg

Наше небольшое ДТП оформили местные полицейские, однако виновник аварии успел, естественно, отъехать от места касания достаточно далеко, и утверждал, что подрезал его я, а не наоборот. Никаких разборов у дознавателей, как в России, там не предусмотрено. Жандармы отпустили нас с миром, зафиксировав аварию и пообещав передать дело в страховую компанию. Жертв нет, пострадавших нет, а значит и полиции делать нечего. Возвращаясь затем в Париж, я заехал на дилерскую станцию Пежо в Орлеане, чтобы уточнить, сколько же стоит зеркало. Оказалось, около 200 евро. Сумма по тому курсу еще не особенно критичная, но я все равно решил не менять его самостоятельно и заявить-таки о ДТП в прокатную контору, чтобы они сами все поменяли и затем сняли с меня деньги. Это-то и было главной ошибкой!
528911d374a0628b3bbbf4ec0707f138-995x550-90.jpg

Мой совет всем путешествующим: если авария небольшая, и вторая сторона готова разъехаться миром, без оформления (а французы весьма легкомысленно относятся к мелким повреждениям), сделайте это! Почините машину за свой счет и никому не говорите, что было ДТП – даже если делать все у дилера, выйдет дешевле и проще, чем через прокатчиков.
05dc1f74a7d142101a554a21cacc8ab6.png

Схема ДТП, оформленная французскими полицейскими


Но я этой мудростью не обладал и отправился сдавать автомобиль в гараж. К слову, это был национальный французский прокатчик Citer, входящий в группу компаний Enterprise. Цены у них в среднем немного ниже рыночных, что и стало определяющим для меня фактором. Пожалуй, что читателям Kolesa.ru я не готов рекомендовать пользоваться их услугами, так как чистоплотность организации вызывает вопросы. Довольно скоро станет понятно, почему. При возвращении машины исключительно вежливый приемщик зафиксировал повреждения – оторванное зеркало и минимальную царапину на двери, которую явно можно было устранить полировкой. Причем если бы я сам по доброте душевной не указал парню на этот дефект, он бы его и не нашел.

Неожиданный поворот сюжета

За стойкой объяснили: мы не вправе прямо сейчас оценить стоимость ремонта и вынуждены снять с вас весь залог, то есть 850 евро. Дальше начнется разбирательство между страховыми компаниями – второго участника ДТП и той, что работает с Citer Enterprise. Соответственно, в зависимости от результатов мне должны вернуть либо все 850 евро, либо сумму за вычетом замены зеркала. Сколько это займет времени? «Ну, недели две, не больше» — пообещали мне. Прикинув, что это вполне укладывается в льготный период банка, я позволил снять деньги с кредитки, не стал предлагать наличные в качестве залога. И это, кстати, тоже было чудовищной ошибкой!
Дело в том, что после изъятия у меня этой суммы уважаемый прокатчик испарился, как какой-нибудь «черный перекуп» с авторынка, получивший задаток за машину. Поначалу на мои письма приходили отписки в духе «перенаправляю вас в отдел по урегулированию жалоб», а потом перестали приходить и они. Citer игнорировал письма по всем имеющимся адресам и даже в корпоративный Facebook… Тем временем льготный период на кредитке кончился, и снятые оттуда 850 евро пришлось начать выплачивать. Банку-то ведь все равно, что деньги обещали вернуть через две недели. Стало понятно, что без юридической поддержки своих денег или хотя бы части из них, мне не видать.

Главный герой в тупике и отчаянии

По наивности своей я полагал, что такое дело с участием иностранной компании должно заинтересовать наших российских автомобильных правозащитников. Я обратился к нескольким «видным» адвокатам, которые пиарятся в соцсетях, по радио и в газетах, с предложением: «давайте же засудим французов, будем рассказывать о ходе разбирательства на Kolesa.ru, все узнают, какие квалифицированные у нас правозащитники». Ответ мало отличался от реакции Citer Enterprise. Один честно признался, что международным правом он не занимается и осваивать его не намерен. Второй согласился с тем, что идея шикарная, но затем пропал. Третий проигнорировал сообщение вовсе. Может, обратиться к французским адвокатам? Особенно – из числа русских эмигрантов, которые защищают права наших соотечественников на чужбине. Из доброго десятка адвокатов, к которым я обращался, ответил лишь один. Вернее, его помощница. «Приезжайте в наш офис по такому-то адресу в Париже, мы вас проконсультируем за 20 евро в час» — признаться, предложение было столь заманчивым, что отказался я с трудом.


Время шло, платежи капали, а курс евро рос, как на дрожжах. Я втайне этому радовался: пусть поездки за границу станут накладными, зато разница хотя бы частично компенсирует проценты банка! Перед тем, как верное решение наконец было найдено, я еще пытался подавать исковое заявление через французский аналог «Госуслуг», но там такой функции не оказалось, несмотря на то, что я привлек приятеля, неплохо владевшего французским.

Незнакомец дарит луч надежды

Единственным юристом, который за все это время дал внятный ответ на мои вопросы «как же достать свои деньги», оказался старшина Гильдии судебных репортеров Константин Катанян, который с недавних пор пишет для Kolesa.ru обзоры законодательных новаций. Вот что он посоветовал:
катанян.jpg
Константин Катанян старшина Гильдии судебных репортеров
Надо писать официальное письмо на французском языке на имя директора прокатной конторы, а копию отправить в прокуратуру того города, где брали машину. На каждом экземпляре должны быть указаны оба адресата. Суть письма: «У меня украли деньги. Было заблокировано столько, ремонт зеркальца стоит столько. Где остаток?». Можно приложить ксерокопии схемы ДТП. В прокатную контору следует написать, что автором жалобы является не просто автолюбитель, а журналист автомобильного портала. И что репутация этой конторы может сильно пострадать, если дело будет предано огласке, причем не только в России, но и во Франции. Вообще ситуация довольно типичная. Депозит для того и придумали, чтобы его списывать. Россиян дурят особенно охотно, понимая, что многие даже двух слов по-французски связать не могут.

Реализовать все рекомендации Константина было нереально хотя бы потому, что у Citer Enterprise нет официального почтового адреса во Франции. К такому выводу я пришел, под лупой изучив все страницы официального сайта. Ну что ж, зато адрес городской прокуратуры Парижа имеется в открытом доступе! Им-то мы и напишем.


66c448d18de73cf5c4bf4ca7a7c64e41-995x550-90.jpg


Составив вежливое письмо с просьбой разобраться в ситуации и переведя его на французский, для верности я решил дождаться своей ближайшей поездки в Европу. После нескольких неприятных кейсов с утерей писем и задержками отправления я больше не пользуюсь услугами нашей почты для международных отправлений. Итак, 2 января бумажное письмо на имя прокурора Парижа улетело из Стокгольма в Париж.

Динамичная развязка

Судя по всему, шведская и французская почты работают быстро, а парижская прокуратура – еще быстрее. Через 17 дней я получаю e-mail из Citer Enterprise – ответ на мое письмо, датированное аж июлем 2015 года, когда я еще тешил себя надеждой вернуть деньги добром. Рассыпаясь в извинениях, представитель прокатчика пообещал немедленно же переслать мне деньги. Правда, только 327 евро вместо 850, потому что разбирательство в страховой установило 50% моей вины, а ремонт (вот это совпадение!) стоил как раз 850 евро. Плюс накладные расходы, коэффициенты… Но 327 евро готовы вернуть хоть прямо сегодня, только дайте номер карты. Ничего не напоминает? Мне, например, напомнило сотни и тысячи кейсов с отечественными страховщиками, которые предлагают или бесстыдно заниженные выплаты «здесь и сейчас», либо в полной мере, но через суд и неизвестно когда.
0029f8cd724fa7ada986b95b5adfa8a7-995x550-90.jpg


Надеюсь, читатель простит мне малодушие и готовность получить на 520 с лишним евро меньше, ибо сделал я именно так. Подумалось, что если для простого ответа на жалобу потребовалось обращение к прокурору, то для получения справедливой выплаты уж точно понадобится адвокат. Который, напомню, берет 20 евро в час только за консультацию.

Эпилог. Главный герой уходит в закат

Итак, я отступил, довольствуясь малым. Тем более что за прошедшие год и три месяца успел почти полностью погасить задолженность перед банком, и 327 евро по новому курсу стали приятным бонусом. Верно говорят: «Чтобы сделать человека счастливым, надо сначала всё отобрать, а потом вернуть половину».

Какие же выводы можно сделать читателю?

  • Если берете авто в прокат, не жалейте денег на услуги крупной компании с хорошей репутацией – экономия может выйти боком.
  • В любом случае покупайте полную страховку с покрытием всех рисков, чтобы даже если вас признают полностью или частично виновными, за вас рассчиталась страховая компания.
  • Если произошло мелкое ДТП в Европе на прокатной машине (притерлись, зацепились и т. п.), но полной страховки нет, по возможности не привлекайте полицию, не сообщайте о произошедшем в контору, а поломку устраните самостоятельно или вообще замаскируйте ее. И пусть вас не волнует моральная сторона вопроса.
  • Если дело дошло до снятия депозита, не давайте снимать его с кредитки! Заплатите наличными или снимите с дебетовой карты. А лучше вообще не оплачивайте прокат по кредитной карте, так как расчеты по аварии могут занять месяцы или даже годы.
  • Если прокатчик отказывается возвращать деньги и игнорирует ваши обращения, не тяните с обращением в прокуратуру. На адвокатов – российских или зарубежных, не надейтесь и действуйте самостоятельно. Все, что вам потребуется – это человек, знающий язык страны, в которой вы брали машину.
  • Не расслабляйтесь, отдыхая в Европе. Правовые институты во Франции работают, судя по всему, лучше, чем в России. Однако местное население и бизнес вас обязательно обманут, если представится такая возможность.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
6 комментариев
12.02.2016 16:00
Sergey Ivanov

Чтобы не попадать в такие веселые истории, лучше брать дополнительную страховку. Был опыт с серьезно попорченной ворами машиной как раз во Франции. В итоге удалось даже подменную машину получить за бесплатно.

1

12.02.2016 16:48
Андрей Чепелев

Я там в выводах об этом и написал :) Истинно так.


13.02.2016 21:09
Alexei Prolov

Интересная история, а как вы именно Citer выбрали? случайно? Avis, Hertz надежные? кто-то еще?


14.02.2016 17:58
Alexey Dmitriev

У меня другая история в США. Брал в прошлом году машину в прокат надолго. В итоге мне пришло 5 штрафов на сумму более 1000 долларов о нарушении правил (проезд на красный свет, перегораживание проезжей части). Все эти штрафы мне форвардила контора. В этом году езжу на своей машине и ни одного штрафа за 4 месяца. Я в и том году ездил нормально... разница слишком разительная


15.02.2016 08:39
Dom Gr

Аналогичная ситуация была с HERZ в Бельгии, мошенников в Европе не меньше чем в России, разница только в том что тебе везде улыбаются.

1

13.02.2016 21:09
Alexei Prolov

Интересная история, а как вы именно Citer выбрали? случайно? Avis, Hertz надежные? кто-то еще?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings