Сказочке конец: что происходит с рынком грузовиков в начале 2015 года?

 Всем понятно, что отечественная экономика находится не в самом удачном положении. Но насколько всё плохо? И что будет дальше? Тут невольно вспоминается сказка про Дюймовочку, которая летала-летала на лепестке и попала к Кроту в подчинение.
 

Посчитаем, состоятельные кроты?

Статистика – наука точная, особенно если она касается продаж. А продажи коммерческого транспорта показывают не только состояние отрасли, но и состояние экономики в целом. Как только начинает расти экономика, сразу растет и объем грузоперевозок. Естественно, успешные транспортные компании расширяют собственное присутствие на рынке, закупают новую технику и активно обновляют автопарк…

По большому счету, всё это прописные истины и не было бы никакой проблемы в том, чтобы спрогнозировать ситуацию, если бы не одно "но"… Данных не хватает. Часть производителей "Большой семерки" (в которую входят, напомним, DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania и Volvo) не торопится публиковать результаты продаж, опасаясь создания негативного имиджа и бегства клиентов.



Информацию приходится правдами и неправдами добывать из сторонних источников. Плюс приходится учитывать, что разные компании по-разному считают "проданные" машины: одни считают заключенные контракты на поставки, другие – машины, переданные клиентам.

Чтобы не отнимать вашего времени, скажу сразу, что вся актуальная информация есть в графиках и таблицах, а мы поговорим о тенденциях и путях выхода из создавшегося положения.

Полет на лепестке

Как известно, Дюймовочка улетела из родного дома на лепестке, но лепесток может только планировать и в конце концов обязательно опустится на землю. Именно это и случилось с нашей экономикой.

Падение рынка коммерческой техники в России началось в 2012 году. Причин этому несколько, и главная из них – взрывная природа нашего рынка. До сих пор при упоминании 2010-2011 годов у менеджеров по продажам разгораются глаза. Цифры продаж удваивались ежегодно. Ни один рынок мира не знал такой динамики.

Ни для кого не секрет, что в России главными локомотивами экономики были и во-многом остаются три кита: нефтегазодобывающая отрасль, дорожное строительство и проекты государственного значения.


km-100_na_shassi_kamaz_43118.jpeg



Так вот, в 2012 году первые два кита более или менее насытились, а главный проект ("Олимпстрой") уже выбрал всю необходимую технику. Специалисты понимали, что с завершением "Олимпстроя", на рынок выплеснется огромное количество практически новой техники, и цифры закупок ожидаемо пошли вниз.

Как оказалось, и Европе всё не так хорошо, как хотелось бы. Они до сих пор не могут выбраться из кризиса, начавшегося в 2008 году. И в 2014 году продажи грузовиков на европейском рынке сократились на 8% по сравнению с 2013-м.

Общая ситуация с середины 2012 года характеризовалась как стагнация рынка. И если в России в 2012 году было продано 33 403 европейских грузовика массой более 6 т, в 2013 – 27 459 единиц, а в 2014-м уже 18 632 машины! Почти двукратное падение!

Стоит отметить, что кризис прогнозировали многие. Например, в январе 2011-го года на конференции "КАМАЗ – стратегия 2020" было озвучено, что модель развития отечественного автогиганта учитывает новый кризис, правда, камазовцы планировали, что он начнется годом позже (в 2015-2016 гг.).

Ползернышка в день – это немного

Понятно, что приходится затягивать пояса и сводить аппетиты к минимуму. Но интересно другое: как ведут себя компании в условиях падающего рынка. При всех разногласиях и разности в методиках подсчета лидером продаж в 2014 году с результатом в 5 499 единиц остается Scania, занимая 28% рынка. И это единственная компания из "Большой семерки", закончившая 2014 год с прибылью.


scania_g-series_3.jpeg



По результатам первых двух месяцев 2015 года Scania продала 476 машин и занимает уже более трети рыночного пирога (34%). У остальных всё намного печальнее. В чем секрет? Если вы внимательно посмотрите на графики, то заметите, что Scania показывает самые стабильные результаты: 2012 год – 6 048 единиц, 2013 год – 6 029, 2014 год – 5 499. И это при том, что грузовики Scania играют в ценовом "премиум-сегменте".

Возможно, дело в клиентском подходе или имидже марки… А может, в том, что Scania остается единственной компанией, которая в сегменте дальнобойных тягачей продает машины, кардинально не обновлявшиеся с 1995 года – знаменитые "скамейки" R-series. В коммерческом сегменте покупатели ценят разумный консерватизм.

И да, для тех, кто предположит в этот момент, что мы каким-либо образом ангажированы шведской компанией, сообщаем еще раз, что никто из производителей более не дает информации о продажах.

Конец сказки

Сказки всегда кончаются именно так: скучно и буднично. Никто не заглядывал в те будни, что простираются за словами "Тут и сказке конец", а это еще не конец, там обязательно должно что-то происходить, ведь живы положительные герои и даже часть отрицательных, и Дюймовочке не обойтись без Принца и законного брака, она же не подзаборная какая-нибудь и не кухаркина дочь.

Состоятельные кроты в "закромах родины" просчитали возможные варианты развития событий. И вынесли свой вердикт об экономической ситуации: "Пациент скорее жив, чем мертв", хотя и тяжко болен.


scania_p310_8x2_2.jpeg



Понятно, что это связано и с санкциями, и с закредитованием экономики и с переориентацией всей экономической модели развития. Процесс болезненный и длительный. Даже по самым оптимистичным прогнозам, падение рынка в этом году не завершится. А годом выхода из кризиса большинство экономистов называют 2016-й. Более осторожные западные эксперты прогнозируют, что в 2017 году начнется рост отечественной экономики, а с 2018 года бурный рост обещают самые скептические аналитики.

Нам обещают новую индустриализацию и переориентацию экономики на реальный сектор в рамках импортозамещения (свое-то надо делать). Сбудется ли? Хочется надеяться, что так и будет, и именно госзаказ со строительством предприятий и сопутствующей инфраструктуры будет двигать рынок вперед.

А пока перевозчики откладывают обновление парка – те, кто менял машины через три года, будут менять через пять, кто менял через пять, будут менять через семь.

Производители сокращают запасы товарных машин на складе и консервируют производство в России.

Чем это нам грозит? Для некоторых из производителей наш рынок попадет в категорию "убыточного", а это означает и соответствующее отношение, то есть заявки наших дилеров будут рассматриваться во вторую и третью очередь.

Но те производители, кто сделал ставку на Россию, заберут еще большую часть общего пирога. Так что Дюймовочка встретится со своим Принцем, правда, вряд ли это будет эльф.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы