Много ли автолюбителей полагается на многоуровневую защиту своего автомобиля? Сколько из них осознают степень угрозы? Много ли собственников транспортных средств спокойно спят по ночам?
Зато злоумышленники не дремлют и постоянно совершенствуют орудия своего промысла. Рекламируемое в Интернете устройство, упакованное в корпус брелока, с первого раза перехватывает радиосигнал с пульта управления сигнализацией автомобиля и «берет контроль на себя».
На деле это выглядит очень просто: достаточно вызвать срабатывание сигнализации и вынудить владельца машины нажать на кнопку отключения. Прибор копирует сигнал и создает виртуальный пульт управления, который находится уже в руках преступника. Если машина охраняется только сигнализацией, то единственный защитный кордон оказывается преодолен, и дальнейшие действия по проникновению в салон и запуску двигателя являются делом техники, причем довольно простой. Машинка для вскрытия автомобиля стоит всего $1799, что гораздо меньше стоимости любой новой машины.
Учитывая, что основной функцией вышеупомянутого прибора является кража чужой собственности, весьма циничными кажутся слова, встречающиеся в условиях доставки: «добросовестность» и «взаимопонимание». Между тем, если существует предложение, значит, есть и спрос. И судя по всему, постоянный (а может, и растущий).
В России машины красть выгодно. Так, в 2007 г. количество угонов выросло на 16%. Впрочем, рост автомобильного рынка составил более 30%, так что, правоохранительным органам и предусмотрительным гражданам удалось «сбить статистику», и зависимость количества автомобилей и угонов в стране – не прямая. В то же время, определенные законы автомобильного рынка создают новые условия, в которых приходится действовать преступникам, автолюбителям и службам правопорядка.
Для того чтобы оценить сегодняшнее положение и объяснить причины частых угонов, мы обратились к человеку, деятельность которого прямо связана с обеспечением неприкосновенности четырехколесной собственности.
Встреча состоялась с Владимиром Тихеевым – директором коммерческой службы сети автосервисцентров по установке противоугонных и охранных систем «Аларм-С.-Петербург».
Владимир, большинство средств электронного взлома направлены на первый уровень обороны – сигнализацию-«кричалку». Если он оказывается и последним, то преступник получает полный доступ к автомобилю. Много ли шансов у него найти подходящую жертву?
Пострадавшими могут оказаться большинство клиентов автосалонов, ведь сейчас гораздо проще приобрести машину в дилерском центре по программе «все включено». Это приводит к переплате, но освобождает от многих забот с регистрацией, страховками и т. п. Многие клиенты готовы платить за освобождение от «лишних» забот.
У таких автолюбителей самое распространенное средство безопасности – сигнализация с обратной связью (с пейджером). Она проста в установке и оправдывает себя как средство дополнительных сборов с клиента. Конечно, устанавливают в салонах на автомобили и иммобилайзеры, и механические блокираторы, но их доля значительно меньше. Если взять число «ходовых» машин салонов Петербурга, оборудованных какими-либо противоугонными устройствами за 100%, то на 80% из них будут «кричалки», 30% – иммобилайзер и 30-40% – механический блокиратор. За пределами же городов-миллионников простейшая система сигнализации, как правило, является единственной защитой автомобиля. Потому-то электронные средства для взлома «кричалок» развиваются, и на них есть постоянный спрос. Причем маскируются они под разные безделушки: брелок сигнализации, пульт от телевизора, китайскую игру «тетрис», зарядное устройство для аккумуляторов…
С виду — безделушки, а на самом деле — электронные отмычки предыдущего поколения. |
В чем причина такого успеха угонщиков в России? Это свидетельство российского легкомыслия или имеются и более глубокие причины?
По-моему, нас с остальным миром сравнивать нельзя. Во многих странах сигнализации и вообще противоугонные системы практически не ставятся. Если у нас более чем на 70% новых автомобилей устанавливается какая-либо противоугонка, то в большинстве стран процент будет значительно ниже.
Я был в Германии и задался целью найти хоть одну машину с сигнализацией – и не нашел. Крупнейшие международные выставки автоэлектроники на 99% – это музыка и мультимедиа, и где-то на третьем пыльном ярусе можно найти стенды с автосигнализацией. В Германии на улицах машины не запирают: я сам это видел. В Финляндии, исключая приграничные с Россией регионы, – та же ситуация.
С другой стороны, даже массовая установка простых сигнализаций не может остановить злоумышленников.
Сегодня Россия – один из лидеров в Европе по продажам автомобилей. А, в отличие от Германии, сигнализации у нас ставятся очень часто. Где взять столько времени и специалистов по установке? В день в салоне продаются по 20-30 машин – как все их оснастить сигнализациями? Только поточно-гнездовым методом: максимально технологично и упрощенно.
Многие салоны занимаются установкой систем безопасности в ночное время, ибо ремзон не хватает. Естественно, преступники, рассматривая массовую модель, уже могут предположить, какая там защита. Изменения приходят только с новой моделью автомобиля либо с новой командой установщиков сигнализации.
Главная же беда заключается в том, что угоны в России – это целая индустрия, прибыльный бизнес. И как с бизнесом с ним никто не борется. К большому сожалению, простой автолюбитель в таких условиях вынужден полагаться только на себя.
Еще один фактор, который успокаивает многих беспечных автолюбителей, – это страховка. Люди думают, что если страховая компания все равно компенсирует ущерб, то машину можно и не защищать. Но те, у кого хоть раз угоняли застрахованный автомобиль, впоследствии всегда защищают свое новое авто.
Страховщики, которые стабильно и давно работают на рынке, выдвигают безусловные требования и варианты скидок при установке различных видов охранного оборудования. Имеется статистика угонов, по которой они формируют различные группы риска.
К «рисковым» моделям предъявляются повышенные требования и даются небольшие скидки. Хотя есть и те категории автомобилей, для страховки которых не требуются никакие охранные системы. Но любая из категорий – «опасные», «средние», «безопасные» – не стабильна и со временем меняется, поэтому лучше не надеяться на «неугоняемость» своего автомобиля и защитить его. Криминальный рынок развивается по тем же законам, что и обычный. Если появляется спрос, то появляется и предложение.
Владимир, как же защитить свой автомобиль в условиях постоянной «гонки вооружений»?
Во-первых, уповать на то, что наши правоохранительные органы обнаружат пропажу, будут бороться с угонщиками, наказывать их, не стоит.
Раскрываемость преступлений по угонам составляет менее 50%, а шансов получить свой автомобиль в целости и сохранности – и того меньше. Много забот будет и а том случае, если автолюбитель попытается получить компенсацию по страховке. Нет гарантии, что он получит полную стоимость и обойдет все «подводные камни» договора страхования.
Лучше защищать свою машину сразу после приобретения.
Естественно, технический прогресс не стоит на месте, и война между создателями сигнализаций и взломщиками продолжается. Но, к сожалению, универсальное защитное средство пока не придумано.
Механический блокиратор и отмычка к нему. |
Главную ставку угонщики делают на преодоление первого уровня безопасности – сигнализации-«кричалки», поэтому здесь идет постоянное соревнование между разработчиками и взломщиками. В результате системы, «невскрываемые» еще год назад, сегодня оказываются малоэффективными. В отличие от звуковых сигнализаций, иммобилайзеры не столь распространены, защищены от электронного взлома, так что порой и модели 3-летней давности успешно работают и сегодня.
Механические средства защиты наиболее консервативны – модели замков, известных 10 лет назад, и сегодня «стоят на вооружении». Приходится констатировать, что ни один из видов защиты сам по себе не гарантирует 100% безопасности, и дальновидные автовладельцы оснащают свой автомобиль комплексом защиты. Например, комбинируют звуковую сигнализацию и с иммобилайзером, или механическим блокиратором на рулевого вала или коробки переключения передач. Здесь упор делается на то, что преступники предпочитают не связываться с комплексно защищенной машиной, т. к. всегда найдется более доступная.
Как же проходит процесс выбора наиболее оптимального комплекса защитных средств для конкретных машин?
У нас подход достаточно консервативен: осмотреть автомобиль: модель, двигатель, комплектацию, оценить его популярность у угонщиков, учесть особенности модели и ее узлов. Понять, кто и как будет этой машиной пользоваться: продвинутый мужчина, которому нетрудно защелкнуть «мульти-лок» или замок на руль и нажать шесть кнопок, или это будет женщина – с маникюром и своими взглядами на эстетику салона. Учитываются и особенности хранения автомобиля: он будет стоять на охраняемой стоянке или под окном квартиры.
Исходные данные анализирует менеджер, который руководствуется личным багажом знаний и имеет собственные предпочтения; он и формирует предложение. У нас 10 центров, в которых установщики работают в две смены, поэтому вероятность повторов защиты даже на аналогичных автомобилях невелика.
Единственное исключение – корпоративные клиенты, которые часто выбирают аналогичную комплектацию для партии машин, но и здесь наши специалисты стараются не допускать бездумного тиражирования.
Скажите, Владимир: ожидаются ли в будущем какие-либо кардинальные перемены в сфере автомобильной охраны? Возможно появление революционных средств защиты или предупреждения кражи машин?
Каких-либо прорывов в этой области мы не ждем. По нашим наблюдениям, сокращается количество «кричалок», так как они часто предусматриваются фирмами – производителями автомобилей, а также из-за распространения систем взлома. Развитие получают GSM-системы, которые позволяют владельцу получать информацию о машине через сотовый телефон. Все более совершенствуются иммобилайзеры – беспроводные реле, встроенные датчики движения, биометрическая идентификация владельца… Все это уже давно не является редкостью.
Среди механических средств защиты автомобиля наиболее распространенными являются замки капота – без них серьезный противоугонный комплекс представляется с трудом. Кроме того, несмотря на некоторые неудобства в пользовании, быстро растет количество устанавливаемых на машины замков рулевого вала, причем не только на «Жигули», но и на современные иномарки.
На правах рекламы: приобрести надежные противоугонные системы Вы можете в компании Техноблок — итальянское качество по доступным ценам.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться