Вызывайте «Викинга»: суровые будни дальнобойщиков в Скандинавии

Как норвежцы содержат свои дороги зимой, кто такой «Викинг», во сколько раз российская зарплата дальнобойщика меньше финской и почему наша сфера грузоперевозок — рай для бездельников? О жизни водителя «здесь» и «там» рассказываем от первого лица.

От редакции:

Этот материал — вторая часть «скандинавского дневника» нашего автора. Чтобы узнать о том, как за ночь гоняют фуры с рыбой из Норвегии в Финляндию, кто выигрывает скоростные заезды на фурах из паромного порта в город Падборг и какие грузы в Скандинавии не любят сильнее всего, читайте первую часть публикации.

Зимние норвежские дороги... и дураки на них

Красота кругом – фъорды, заснеженные горы... Справа — отвесная скала, слева за хлипким ограждением – обрыв, а внизу плещется никогда не замерзающее море. Дороги зимой чистят, но ничем не обрабатывают – только места автобусных остановок и подъемы в сильный гололед посыпают гранитной крошкой (весной эту крошку собирают, моют и хранят до следующей зимы, кстати). Каждый водитель в Норвегии – кузнец своего собственного счастья. Видишь, что скользко – остановись, одень цепи. При въезде в Норвегию каждый грузовик обязан иметь комплект цепей – на тягач с полуприцепом положено не менее 7 штук. Лучше – больше.

«Черт побери, что это там на перевале моргает «аварийкой»? Понятно – очередной «искатель приключений» на двухосном тягаче повис на горе. Как правило – это прибалты , поляки и, до санкций – россияне. Очень не любят этих новоявленных членов ЕС скандинавские водители.

Фото: Алексей Родин



Каждую зиму норвежцы пытаются ввести закон, чтобы не пускать в страну двухосные тягачи, но пока, к сожалению, безуспешно. Хорошо хоть рыбаки в труднодоступных местах просто отказываются грузить двухосники. Отчаянные парни на этих машинах бьются с природой до последнего – пока все цепи не разорвут, пока не поотрывают крылья и фонари – «Викинга» не вызовут.

«Викинг» – это такой большой красный эвакуатор, затаскивающий в любую гору и в любую погоду любой грузовик. Его услуги стоят совершенно невероятных денег — счёт идет на тысячи евро. Но здесь как никогда справедлива поговорка – время-деньги. Сидящему в тёплой Вероне или Барселоне коммерсанту абсолютно наплевать, что я не могу подняться на перевал из-за раскорячившегося на дороге литовца.


29102012136.jpg
SL552564.JPG

Фото: Алексей Родин


Он ждёт свою свежайшую рыбу рано утром в понедельник, а если я опоздаю на паром, рыбу он увидит только ночью во вторник. Штрафы за опоздания очень большие, так что, еще раз повторюсь, время – деньги.

Закон и обычаи по отношению к застрявшим бедолагам суровы. Первый же подъехавший водитель не тратит времени на объяснения и вызывает полицию. Те быстро приезжают и решают, давать ли горе-водителю поерзать вперед-назад и освободить проезд хотя бы по одной полосе. Если машина повисла наглухо, сразу вызывают «Викинга».

Бывает и так, что дорога закрыта официально, из-за погодных условий – на Севере это в порядке вещей. Однажды перед закрытым шлагбаумом простоял три дня, попутно отметив свой день рождения. В таком случае штраф перевозчик не платит, а убытки заказчиков покрывает страховая компания.


Depositphotos_54572955_original.jpg


Фото:
depositphotos.com



Чем отличается европейская организация перевозок от российской?

Каждого российского шофера-международника начинает потряхивать при словах «граница» и «таможня». Оттаскав много лет рыбу в Россию и мигрировав на внутриевропейские линии, я вздохнул спокойно – больше никаких лишних бумажек, пломб и ТИР-карнетов, никаких дурацких таможенных терминалов и многочасовых очередей на границах...

Здесь, в Европе, всё просто – можно не иметь вообще никаких документов на груз для пересечения границы, достаточно показать таможеннику на границе присланную СМСку с номером. Не нужны десятки и сотни бездельников, печатающих и перекладывающих с места на место бумажки в офисах.


Фото: Алексей Родин



В нашей фирме на 25 машин в офисе работает 5 человек: шеф, три логиста и бухгалтер. Логисты дежурят по неделе. В питерской компании , где я работал до Финляндии, на 50 машин – 30 человек в офисе и 20 человек в ремзоне.

И каждый мнит себя «белой костью», хочет новую Audi, «трёшку» в центре и отпуск на Мальдивах. Где же тут пятьюдесятью машинами прокормить всю эту алчную ораву нахлебников, если в транспорте деньги зарабатываются только, когда машина едет?

Подход к работе в цивилизованном мире абсолютно другой – минимум простоев. За год машины проезжают по 250 тысяч километров, а на третий год эксплуатации машина продаётся, и пусть с ней потом возится следующий владелец. Солярку в Норвегии никто не считает, за расход не душится и не душит нормами водителей. 40 литров – так 40, 55 – значит 55, без солярки машина не едет. Соответственно, никому из водителей в голову не придёт воровать и продавать эту солярку – за это увольняют сразу и без разговоров, а мир скандинавских перевозчиков настолько тесен, что… Ну, в общем, понятно что.


Depositphotos_34820069_original.jpg

Фото: depositphotos.com



Что в итоге?

Я намеренно не касаюсь вопросов зарплаты, скажу лишь, что, как гастарбайтер, я получаю 70% от зарплаты финна, но это в три, а с нынешним курсом евро уже в четыре раза больше, чем получали парни, ходившие в Норвегию за рыбой на русских машинах. Впрочем, сейчас сравнивать зарплаты не очень корректно, потому как из-за санкций водители-международники и вовсе сидят без работы...

Я же, как правило, езжу работать в Рованиеми (столица Лапландии) на 6-недельные смены. Финны так долго не работают, они делают один полный круг на Данию, потом едут грузиться где-нибудь на Севере и меняются, в месяц у них выходит где-то 20-23 рабочих дня, как у нас в Советском Союзе. А мне как гастарбайтеру нет смысла работать меньше 6-ти недель – уж больно далеко ездить из Питера на работу — 900 вёрст как-никак.

Кому-то покажется, что полтора месяца отсутствия дома – слишком долгий срок. Но мой опыт и наблюдения мне подсказывают, что на русской машине водитель за два месяца дома две недели провести все равно не сможет... А если сможет, то ничего заработает.

Люблю ли я свою работу? С одной стороны, 20 лет за баранкой могут убить любые добрые чувства к ней. А с другой, от своей профессии, как мне кажется, надо брать максимум и стараться делать своё дело максимально хорошо. С любовью…

Читайте также:


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
11.01.2015 17:13
Михалыч Птичкин

По мнению автора, в России все безалаберные лентяи, один он такой хороший, скромняга.


11.01.2015 17:31
Андрей Чепелев

Ну а что, скажете, что сфера грузоперевозок не так забюрократизирована, как он пишет? Из того, что я слышал от членов АСМАП, делаю осторожный вывод, что Алексей недалек от истины.


11.01.2015 20:16
Алексей Родин

По мнению автора , наши водители - трудяги и умницы , кормящие ораву бездельников , порожденных системой.


12.01.2015 01:38
Роман Дорожкин

250 тысяч в год говоришь? 20 тысяч в месяц! по 900 км в день по европе с их режимом!? тем более по Скандинавии? в каком мире вы живёте? и в какой такой российской фирме на 50 машин 50 человек менеджеров и слесарей будут содержать? и еще 50 водителей получается! где вы такую фирму видели...по вашему если у финнов если такой маленький штат и механиков нет - машины не ремонтируются вообще и они в идеальном состоянии а у нас в России на одну машину один механик и она только и делает что ремонтируется но в таком плачевном состоянии что без слез не взглянешь!


12.01.2015 14:46
Алексей Родин

Я сам проезжал в месяц 24 тыщи километров , делая 5 ходок по маршруту Флакставаг - Москва с рыбой. Разумеется , по "черным шайбам" , но такова была специфика той фирмы. Сейчас по-белому наезжаю 14-15 , но машина-то всё равно проезжает те же 20 за то время , что я делаю суточные и двухсуточные паузы.


12.01.2015 01:42
Роман Дорожкин

на практике только у нас водитель и машину ремонтирует...ездит без тахографа без сна и отдыха...жена- бухгалтер и менеджер-логист...каждый за двоих...и живут не в трешке и ездят не на ауди))) что чушь то писать!


12.01.2015 14:42
Алексей Родин

Всё просто - водитель водит, сервис обслуживает , логисты заняты логистикой , бухгалтер считает бабки. А в питерской конторе была бухгалтерия из пяти куриц во главе с главной бухгалтершей, паспортно-визовый отдел из трёх человек с начальником в крокодиловых туфлях ;) , отдел информации и связи из пяти человек - телефонами и компъютерами заведовали , логистический отдел с начальницей , которая была единственным толковым человеком в офисе , три директора, начальник гаража с заместителем, два механика , отдел снабжения и две бригады слесарей с бригадирами - и вся эта банда на 50 рефрижераторов.


13.01.2015 17:36
Ildar Hisametov

На практике бывает и что за счет водителя целая цепочка из транспортных компаний и диспетчеров кормится. Вот и нету ауди)))


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings