Жизнь автомобилиста в Белграде: лето в декабре

Признавайтесь: сколько раз вы, выходя утром на улицу под дождь или мокрый снег, думали «эх, сейчас бы лето»? Воображение сразу рисует дорогой курорт у океана. Но лето в декабре можно получить совсем недорого – переехав на время в Сербию вместе с автомобилем.

От Санкт-Петербурга до Белграда всего лишь два с половиной дня езды, даже если нет сменного водителя, и половина пути пролегает по отличным автобанам. Поэтому как только у меня появилась возможность на некоторое время переехать в столицу экс-Югославии и поучить сербский на курсах с носителями языка, я немедленно нагрузила багажник нужными вещами и пустилась в не очень-то и дальний путь.

Дорога уже знакомая: псковская трасса, вечный ремонт под Невелем, далее – белорусская «олимпийка», утомительные медленные региональные польские дороги, пролегающие через кучу деревень, затем живописные перевалы в Словакии, а в Венгрии, считай, уже финишная прямая – несколько сотен километров отличной четырехполосной трассы с указателями через каждые несколько километров. Тот факт, что я въезжаю в Евросоюз одна и с забитым под завязку багажником, никого особенно не волнует, а уж при пересечении сербской границы – и подавно, даже внутрь салона никто не посмотрит. В общем, как сказали бы по-местному, добродошли!

Про парковку

Я поселилась в спальном районе и половину времени хожу по городу пешком, благо в декабре здесь почти лето. Вот почему проблемы с парковкой меня не очень беспокоят, а вообще в Белграде они, конечно, присутствуют. Автомобилей здесь много, под вечер все дворы забиты под завязку, и кружить в поисках свободного места можно долго.


В центре в будние дни парковка платная. Оплачивается или посредством смс, или при помощи специальной карточки, которая приобретается в любом соседнем киоске, заполняется и кладется под лобовое стекло. Местные любят припугнуть эвакуатором, который непременно увезет неправильно припаркованную машину, но на деле все наоборот: оставить автомобиль на газоне или на узком тротуаре, «потеснив» прохожих так, чтобы им непременно пришлось выйти на проезжую часть, – это в порядке вещей. К такому довольно быстро привыкаешь, тем более что другие моменты в организации дорожного движения, напротив, приятно удивляют.




Про знаки и ПДД

Так, например, в центре довольно много перекрестков с «вафельницей» (надпись на знаке гласит: «не блокираj раскрсницу» – то есть не вылезай на перекресток, если не можешь проехать его без остановки). Левых поворотов «на просачивание» почти нет: в большинстве случаев каждый поток едет по своему сигналу светофора. Неудобно от этого разве что пешеходам, которым нужно дольше ждать своего зеленого, но, честно говоря, еще не видела ни одного серба, который покорно ждал бы разрешающего сигнала при отсутствии машин в непосредственной близости. Равно как и не видела ни одного, кому бокал пива или вина помешал бы сесть за руль.


JPenCvLRCZg.jpg


Про пробки

Пробки в городе, конечно, есть, тем более через Дунай переброшен всего один мост. Но зато сквозь весь город проходит автомагистраль – «аутопут» – со съездами в различные районы города. Она пересекает Белград от восточных до западных «ворот» – многоэтажных зданий в стиле социалистического брутализма, являющихся своеобразными ориентирами. Кольцевая дорога тут также имеется, но она малофункциональна – всего по одной полосе в каждую сторону.




Про доброту

Отношение к русским в Сербии очень теплое. Гуляя по Белграду, то и дело встречаешь нарисованные на стенах российские флаги и сопутствующие лозунги о русско-сербской дружбе; продавец сувениров радостно угостит тебя ракией или медом; в городе полно юных и не очень юных фанатов нашей страны, весьма неплохо говорящих по-русски. В принципе, такое отношение проявляется во всем. Появление на автомойке машины с российскими номерами надолго парализует работу; надо ли говорить, что автомобиль, который мне вернули, выглядел однозначно лучше, чем в день покупки.



Когда мне понадобилась ручная помпа, чтобы подкачать колесо, в автосервисе ее выдали без лишних вопросов и веря на слово, хотя машина стояла в соседнем дворе и до нее еще нужно было дойти. А на шиномонтаже («вулканизер» по-местному) наотрез отказались брать с меня деньги за ремонт покрышки, мотивируя это примерно так:

«Откуда приехала? Из Санкт-Петербурга? Это сколько километров? Две с половиной тысячи? Сама? Я тысячу проехал и умереть хотел… Что сколько? Не надо денег! Не надо никаких денег! Из России...»




Про Косово

Идея поехать в Косово одолевала меня уже давно, но все как-то не складывалось. То своей машины не было под рукой, а прокатные конторы запрещают выезжать на арендованном автомобиле в частично признанную республику, то времени не хватало. Наконец все срослось: мое транспортное средство – моя ответственность, ну а со специальной страховкой разберемся. В общем, в ближайший выходной путь лежит в сторону Приштины: сначала по федеральной автомагистрали до Ниша, затем более мелкими региональными дорогами.

Навигатор ведет меня через Нови Пазар. Странно, казалось бы, город еще сербский, но ощущение такое, будто едешь ты по центру Дамаска, причем не только из-за ландшафта (ни единого православного храма, но десятки остроконечных минаретов мечетей и женщины в никабах), но еще и из-за совершенно хаотичного дорожного движения.


пазар.jpg


При виде выездной таблички хочется широко перекреститься, но дальше начинается самое интересное. Горная дорога все уже и уже, вот она уже грунтовая и шириной всего в одну полосу. Навигатор утверждает, что мы уже давно в Косово, но ни одного пограничного перехода пока не попадалось. Вместо этого – указатели на древние монастыри и скопления вполне себе сербских домиков в долинах. Плющ, фрукты, цветы, флаги – красота. Лишь попадающиеся кое-где разрушенные здания да остатки асфальта на разбитой горной дороге напоминают о том, что относительно недавно здесь была война.




Приштина – странное место. Руины старого сербского города нет-нет да и проглядывают из-под новых дворцов из стеклобетона: то оскверненный и заколоченный православный храм, то красная черепичная крыша, то многоэтажка постройки 1980-х, на балконе которой стоят и любуются проспектом Билла Клинтона совсем новые жильцы. А по самому проспекту едут самые разные автомобили – и издыхающие чадящие доисторические корытца, и новые сверкающие иномарки премиум-класса.


ПРИШТИНА.JPG


Вокруг Приштины – типичная Албания, то есть рынок, бесконечные авторазборки, автомойки (они тут через каждые сто метров!) и недостроенные дома, очень много недостроенных домов. Какие-то города сохранили хотя бы буквенные очертания прежних названий, какие-то переименованы до неузнаваемости: был Урошевац, стал Феризай. Много флагов – американский, албанский, косовский, ЕС...


ФЕРИЗАЙ.JPG


А вот Косовска-Митровица – один из самых удивительных городов, что мне приходилось видеть. Узкая речка Ибар разделяет две враждующие его части – сербскую и албанскую. Вторая ощутимо больше: много мечетей, памятники героям местного значения, лавочки, повозки, мусор... Конечно же, изрядный хаос на дорогах и баррикады на мосту. Негласную границу охраняют миротворцы.


c4nlxdQ-Wwc.jpg


Сербская часть невелика: филиал университета, несколько супермаркетов, больница и жилые дома, исписанные несусветным количеством тематических граффити. Многие люди, в том числе и молодые, не уезжают отсюда принципиально, но правительство Сербии выплачивает дополнительные дотации тем, кто соглашается переехать сюда жить и работать. Отсюда и на север – пока еще сербская земля, а глупый навигатор на сей раз ведет меня по магистральной дороге, и, завидев будочки пограничной службы, я со всей очевидностью понимаю, что у меня сейчас будут проблемы, пусть сербы сидят и по ту, и по другую сторону границы.

«Но ведь вы незаконно въехали в другое государство!» – говорит мне офицер, разглядывая мой паспорт.

«Косово – это Сербия», – крутится у меня на языке, но вслух я на ломаном сербском объясняю про карты, про навигатор, который повел меня по другой дороге, про тщетные поиски пограничной службы и про горячее желание получить косовский штамп в свой паспорт.


DSC08998.JPG


Офицер проникся моей историей. Звонок в Приштину решает все проблемы, меня отпускают с миром, но считать наполовину признанную территорию новой посещенной страной, особенно при всей моей любви к Сербии, как-то не хочется.

Пора домой

Неотложные дела вынуждают меня на недельку уехать в Россию, чтобы вернуться обратно в Сербию в самое ближайшее время. Выезжаю из Белграда ночью, следую мимо полуразрушенных бомбардировками зданий Генштаба на улице князя Милоша, мимо самого крупного в городе роддома с говорящим названием «Народный фронт», мимо Русского дома – главного центра братской культуры в этом городе, мимо крепости Калемегдан, обрамленной соснами и освещенной разноцветными огнями. Несмотря на поздний час, трафик довольно оживленный; меня обгоняют и новехонькие сверкающие иномарки, и старые, на ладан дышащие, но сыгравшие заметную роль в истории «Заставы» и «Юго». Впрочем, об автопарке экс-Югославии – чуть позже, а пока мне осталось три часа до Будапешта.



Граница – прямо как в фильме «Солнце ацтеков»: маленькая будочка и ленивый усатый пограничник, которого будто только что оторвали от игры в шахматы:

«Ракия есть? Нет? Проезжай!»


Россия далеко – Россия рядом.



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
24.11.2016 23:38

Эмоциональная статья, но интересная! Очень понравился дорожный знак " Пази Деца" )))


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings