Профилактика дешевле ремонта

Нужно ли мыть инжекторы и форсунки?

Безразборная промывка топливных форсунок посредством добавки в топливо чистящих присадок – тема, как сейчас говорят, достаточно «хайповая». Горячие приверженцы этого метода аргументированно отстаивают свою позицию. Но до сих пор есть автовладельцы, которые настолько сомневаются в эффективности очистки таким способом, что готовы спорить до хрипоты. Давайте разберемся!

Нужно ли мыть инжекторы и форсунки?

Первое, что нужно озвучить, накрепко запомнить и никогда больше не возвращаться к этому вопросу: присадки для безразборной очистки топливной системы бензинового или дизельного мотора (добавляемые в бак при заправке) – это, прежде всего, эффективное профилактическое средство! Использовать его нужно для предотвращения засорения инжекторов или форсунок. Есть у очистителей и ограничения в применении. Например, пытаться «чинить» ими мотор, убитый большими пробегами на посредственном топливе и без должного обслуживания, который гонит масло во впускной коллектор, с форсунками, имеющими на распылителях эрозионный износ, и клапанами, не держащими давление, – бесполезно. Также малоэффективно и нерегулярное применение – типа раз в 5 лет «побаловать машинку».

Простой распределенный впрыск

Противники промывки обычно напирают на низкую стоимость форсунок, имея в виду форсунки бензинового двигателя с обычным распределенным впрыском, часто незатейливо именуемым инжектором, а в зарубежной терминологии – MPI. Особенность топливных форсунок таких моторов состоит в предельно облегченных режимах их работы: давление топлива в магистрали не превышает 3–5 бар, отверстия распылителей выходят во впускной коллектор, где нет давления (а наоборот – есть небольшое разрежение), нет высоких температур и тем более – пламени сгорания бензина. Ввиду этого форсунки конструктивно просты и поэтому стоят совсем недорого: например, на семейство вазовских моторов, ставящихся на Granta, Vesta, XRay и Largus, – 1100–1300 рублей штука (на ноябрь 2022). На схожие бюджетные седаны и кроссоверы – примерно так же, плюс-минус. Срок же их службы может варьироваться, но обычно меньше 100 тысяч они не ходят (а в реальности нередко и в 2–4 раза дольше).

Большинство препаратов для безразборной промывки стоят от 300 до 500 рублей за флакон для однократного использования, которого хватает на бак топлива среднестатистической машины. Для профилактического применения использовать их рекомендуют регулярно с определенными интервалами. У одних производителей – при каждой 3–5 заправке, у других – после пробега каждых 3–5 тысяч километров. Но если взять стоимость 300 рублей, а интервал – по максимуму (5000 км), то при пробеге 100 000 километров на промывку уйдет 6000 рублей. А это в 2–3 раза дешевле затрат на комплект форсунок вместе с заменой для автомобилей от известных зарубежных производителей. Качество топлива не может быть абсолютно гарантированным и стабильным даже на брендовых заправках крупных сетей из первой десятки. Поэтому без профилактического использования очищающих присадок к топливу не обойтись. На некоторые MPI-моторы форсунки стоят в 2–3 раза дороже, чем на ВАЗ или Logan, да и цилиндров бывает побольше четырех, и кто знает, что будет с рынком запчастей в нашей стране и с качеством топлива? Не проще ли продлить срок службы инжекторов впрыска, сэкономив на этом немалые деньги?

Непосредственный впрыск

Двигатели с непосредственным впрыском когда-то давно были приоритетом Mitsubishi, но сегодня они (и их фирменные разновидности) есть у каждого производителя автомобилей. Mitsubishi, KIA и Hyundai используют аббревиатуру GDI; Toyota – 4D; Volkswagen – TSI/FSI/TFSI; EcoBoost у Ford и т. п. Моторы с непосредственным впрыском встречаются даже в бюджетном сегменте производимых в нашей стране машин – например, Volkswagen Polo Sedan с 1,4 TSI, не говоря уже о среднем классе и старше. Есть они давно и у большинства китайских марок.

Непосредственный впрыск – это распыление бензина не в коллектор (перед впускными клапанами), где условия, можно сказать, «тепличные», а прямо в цилиндр. То есть распылитель работает в жесточайших условиях сжатия топлива, его вспышки и горения! Да и само топливо подается на вход форсунки под очень высоким давлением, в десятки раз выше, чем у простого распределенного инжектора. Мощность и экономичность двигателей с непосредственным впрыском выше, чем у MPI, но и распылители радикально сложнее по конструкции и, соответственно, дороже (от 20–25 тысяч рублей за штуку). Резко растет риск их закоксовывания и засорения от некачественного топлива или неоптимального по каким-то причинам процесса сгорания. Тут уже арифметика для простейшего инжектора не подходит. Даже на идеальном бензине с непосредственным впрыском откатать без каких-либо вмешательств в форсунки ту самую сотню тысяч непросто – придется мириться и с затрудненным запуском (особенно зимой), рывками, вибрацией, провалами. Если форсунки моторов MPI способны выдержать эпизодические заправки некачественным топливом, то для GDI, TSI и иже с ними даже одна неудачная заправка может ощутимо закоксовать и засорить распылители.

Вот тут уже применение очищающих присадок в топливо не просто полезно, а крайне необходимо. Подобные составы есть в списке официально рекомендованных автопроизводителями препаратов для сервисного обслуживания, но дилерские центры редко применяют их из-за дороговизны и невыгодности (ведь для сервисного центра выгоднее ремонтировать двигатель, чем предупреждать проблемы!) и зачастую даже не информируют автовладельцев о существовании таких средств в официальном регламенте.

Дизельные двигатели

То, что называется у бензиновых моторов «непосредственным впрыском» и массово распространяется в автопроме с начала 2000-х годов, в дизельных двигателях имелось изначально – с самых первых чертежей Рудольфа Дизеля. Пока моторы на тяжелом топливе работали на принципах классического механического впрыска, проблема закоксовки форсунок, впрыскивающих горючее непосредственно в цилиндр, не стояла так остро. Отверстия в распылителях были других размеров, и невысокая (по современным меркам) экономичность служила залогом «беспроблемности», в том числе и на весьма некачественной солярке. Впрочем, несмотря на то что такие дизели еще ездят и парк их значителен, они давно не выпускаются – простые механические системы впрыска солярки сменились на системы Common Rail и системы с форсунками с интегрированными насосами. Эти технологии обеспечивают высочайшее качество распыления топлива и многоэтапный впрыск, в результате чего форсунки по точности и «тонкости» изготовления не сравнить уже даже с самыми совершенными ювелирными изделиями. Прецизионное производство определяет и цену: стоимость форсунок Common Rail – от 20–30 тысяч рублей и выше, для насос-форсунок и 80–100 тысяч за штуку не предел… В текущей экономической ситуации трудно прогнозировать – сможет ли владелец потянуть такие вложения, когда возникнут проблемы. И не факт, что дорогостоящие детали вообще удастся найти… Плюс отдельными затратами придется добавить снятие-установку, которые радикально сложнее и длительнее, чем в случае с форсунками простого бензинового инжекторного мотора.

Для таких двигателей превентивная профилактика загрязнения форсунок – наиболее рациональный вариант, и даже системное применение топливных присадок в течение всего года несопоставимо с расходами на ремонт. К примеру, стоимость одной-единственной форсунки для двигателя Land Cruiser 200 – от 50 тысяч рублей. А их там 8 штук… На стоимость одной форсунки можно приобрести 130 флаконов очистителя, которых хватит на 650 000 километров пробега, если заливать каждые 5000 км!

Препараты-очистители

Ну и после всего сказанного нельзя не поговорить о практической реализации очистки топливных форсунок. В связи с подорожанием продукции зарубежных производителей обратим наше внимание на более доступные, но столь же эффективные средства отечественного производства. Сейчас один из самых распространенных на российском рынке брендов, выпускающих подобную продукцию, – AGA, широко известный своими охлаждающими жидкостями, представленными на рынке уже более 20 лет. И хотя очистители форсунок для бензиновых и дизельных моторов появились в ассортименте этой марки относительно недавно, они уже успели показать свою эффективность и завоевать популярность у автомобилистов. В AGA разработали удобную систему маркировки продукции через буквенно-цифровой индекс. Так, все присадки, добавляемые в топливный бак, обозначены литерой F, от английского fuel (топливо).

F1 Очиститель инжектора (бензин) AGA801F

Очиститель инжектора F1 предназначен для ВСЕХ типов бензиновых двигателей со впрыском топлива: обычного распределенного, непосредственного и комбинированного (типа MPI+FSI). Главное его свойство – очистка топливных форсунок, и в особенности – на двигателях прямого впрыска. На подержанных машинах F1 устраняет первые признаки загрязнения системы питания: нестабильный холостой ход, затрудненный запуск, вибрации, провалы при разгоне. На новых же машинах регулярное применение очистителя полностью исключает или серьезно отодвигает время появление этих проблем.

Максимально эффективный состав с формулой нового поколения позволяет удлинить интервалы между обработками. Один флакон на 335 миллилитров заливается в бензобак емкостью 40–60 литров раз в 5000 километров. Противопоказания к моторам каких-то отдельных систем полностью отсутствуют. При этом, что особенно важно, присадка F1 абсолютно безопасна для катализаторов, кислородных датчиков и турбин.

Нужно ли мыть инжекторы и форсунки?

F2 Очиститель форсунок (дизель) AGA802F

В отличие от бензиновых двигателей, загрязнения распылителей в дизельных моторах имеют несколько иной характер, с другим составом, поэтому очищающий препарат – особый. Очиститель форсунок F2 предназначен для современных дизелей (турбированных и атмосферных) с системой Common Rail, с раздельными насос-форсунками на каждый цилиндр, а также для старых добрых моторов без электроники, с классическим ТНВД, многие из которых до сих пор благополучно катаются в родных кузовах, а также используются для свапа в «Газелях», УАЗах и т. п. Эффективность очистителя форсунок F2 одинаково высока при применении с любым дизельным топливом, будь то топливо 5 класса («Евро-5») или топливо значительно более низкого качества.

F2 крайне прост в применении, поскольку заливается в топливный бак раз в 5000 километров пробега из расчета один 335-миллилитровый флакон на 80 литров дизельного топлива. При регулярном применении моторы с пробегом восстанавливают свои характеристики по легкости запуска, расходу солярки, равномерности работы уже после первого применения. Выхлоп при работе мотора на горючем с добавкой F2 от AGA безопасен для турбокомпрессоров, каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров.

Нужно ли мыть инжекторы и форсунки?

Присадки для очистки топливной системы – это, наверное, одна из самых выгодных разновидностей автомобильной химии из разряда препаратов для самостоятельного применения. Ведь они имеют (назовем это так) максимальный коэффициент эффективности. Это значит, что расходы на присадки в режиме регулярного профилактического использования будут в разы меньше, чем стоимость ремонта топливной аппаратуры на сложных современных двигателях, избежать которого как раз и помогает поддержание топливного тракта в чистоте.

Продукты в статье

AGA801F
AGA801F
AGA802F
AGA802F