Продажи MAN и рынок грузовиков с автобусами в целом: рост в процентах, дьявол в деталях

955 0 0
На прошлой неделе компания «МАН Трак энд Бас РУС» провела традиционную большую пресс-конференцию для журналистов. Провели её в польском Кракове, недалеко от сборочного предприятия MAN в Неполомнице. В целом всё как обычно: рассказали о результатах, поделились планами. В цифрах всё вроде бы не так уж и плохо, но если подумать…
 

Как известно, MAN входит в «большую семерку» европейских производителей грузовиков (EU7), соседствуя с  Mercedes-Benz, Volvo, DAF, Iveco, Scania и Renault, и даже очень неплохо себя там чувствует. Другое дело, что практически всем этим машинам на российском рынке сейчас не совсем уютно (магистральный КамАЗ 5490 по сравнению с их тягачами будет заметно дешевле, а у нас это очень ценится). И продажи в России, которыми, собственно, и занимается «МАН Трак энд Бас РУС», радуют компанию не во всех областях. И часто тому есть вполне определённые причины.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Получается некоторый парадокс: техника MAN, безусловно, заслужила свою репутацию. Да, встречаются недовольные не всегда надёжной работой, например, сложной электроники этих машин. Или высокими ценами на запчасти и ТО (впрочем, я не видел никого, кто был бы доволен высокими ценами и на Mercedes-Benz Actros четвертого поколения). В общем, стоит признать, что MAN за последний год не просто так получил несколько престижных российских наград. Например, автобус MAN Lion’s Coach не просто завоевал звание «Лучшего туристического автобуса России года”, но и помог (цитирую): “выйти на первое место и увеличить долю рынка до 44% среди европейских брендов (+18% по сравнению с 2017 годом)”. Красиво? Да. Но парадокс всё-таки есть. Давайте посмотрим на это с другой стороны.

Автобусы

Рынок автобусов в России с 2012 года падал не то чтобы стремительно, но очень стабильно. Продажи новых автобусов (речь идёт о всех категориях, включая городские, пригородные, междугородние и туристические) почти с 8 тысяч в 2012 году сократились до 4,5 тысяч в 2015-м. Затем наметился очень уверенный ежегодный рост, и в прошлом году у нас было продано уже почти девять тысяч автобусов всех марок. Это, кстати, заметно больше, чем до кризиса. Общий рост российских продаж всех марок за 2018 год составил 11,2%, а за 2017 — и вовсе 32,9%. Но что MAN? А у него роста нет вообще.

9 (2)

Если в 2017 году компания смогла продать у нас 60 автобусов, то в 2018 — всего 48. Не впечатляет, правда? Особенно в штуках. Но для полноты картины надо сказать, что даже падая,  MAN удержал лидирующую позицию по продажам автобусов европейского производства в нашей стране. И всё благодаря тому, что все остальные производители “большой семёрки” вместе взятые смогли продать у нас всего 110 автобусов, снизив продажи за год на 52%.

И мне опять кажется, причина этого в том, что дорогие автобусы продавать в России тяжело. Особенность такая у нашей экономики: кризис заканчивается, а денег больше не становится. Поэтому лидерами в сегменте автобусов стала Группа ГАЗ с её ПАЗом, ЛиАЗом и НефАЗом. Кроме того, на пятки наступают корейцы и китайцы. Азиатские производители тут сделали настоящий рывок, не оставив дорогим европейцам ни одного шанса.  Yutong, King Long, Golden Dragon, Zhong Tong… Запоминайте этих товарищей. Если они не остановятся (а с чего бы им это делать?), выбор у нас будет небольшой. А ведь есть ещё и Hyundai…

MAN_LionsCoach_PrintAd_11_2018_HR_cr

Впрочем, MAN, как я уже говорил, несмотря на это засилье азиатов и “пазиков” смог остаться лидером сегмента нашего рынка и даже заметно увеличить свою долю среди других европейцев. Пусть и за счёт того, что дела у Mercedes Benz, Scania и Iveco на этом рынке совсем плохи.

Так что с автобусами у MAN (вместе с дочерней Neoplan) получается неоднозначно: «продажи упали, но мы всё-таки первые». Потому что у других ещё хуже.

Грузовики

Ну а что с грузовиками? Тут успехи есть. Но и поводов для радости тут тоже не так уж много: больше всего MAN продал… подержанных машин.

Давайте сделаем так же: посмотрим на полные оптимизма, но ничего не говорящие проценты, а потом оценим реальную ситуацию.

Относительные цифры, к коим относятся проценты, на то и относительные, что их можно вывернуть любым способом. Но тут придраться не к чему: рост российских продаж за последний год у EU7 есть. Незначительный, всего 2,3%, но есть. И MAN тут один из лучших: его прирост составил 6,2% (4 907 единиц в 2018 году против 4 619 в 2017).

11-

Мы не будем разбирать отдельные сегменты (средне- и крупнотоннажные грузовики) — это долго и скучно. Но замечу, что в лидеры MAN вытаскивают не тягачи, а строительная техника и полноприводные самосвалы с колёсной формулой 6х6 и 8х8. А ведь на эти машины приходится от силы 13% проданных в России грузовиков “семёрки”. То есть, в единицах техники объёмы продаж вряд ли покажутся большими. Например, мы так и не услышали: прирост продаж магистральника TGX в 2018 году на 98% — это сколько в штуках? Должно быть, совсем немного.

Пресс-конференция MAN_cr

Итак, мы потихоньку переходим к разбору полётов среди грузовиков без привязки к процентам. Просто посмотрим, сколько в прошлом году смогли продать новых машин, а сколько подержанных. Про новые я уже сказал — 4 907 штук. А вот “бэушек” у нас смогли продать целых 14 005 штук! То есть, в России рост продаж таких машин составил 225%. Чувствуете, чем это пахнет? Бесспорно, ничего плохого в продаже пробежных машин нет, тем более, что все они не старше трёх лет, но, как мне кажется, новые МАНы в России не больно-то нужны. Дорого. И, кстати, осталось за кадром и происхождение бэушных машин — соотношение доли импорта к автомобилям, проданным в России новыми.

10 (2)

Кстати, на своих диаграммах, иллюстрирующих изменения рынка грузовиков в России, специалисты MAN ненавязчиво вывели из Группы ГАЗ принадлежащий ей завод “Урал”. Чтоб ГАЗ не сильно радовался, наверное.

Тут хотелось бы подумать над ещё одним показательным моментом. Рост продаж запчастей MAN на нашем рынке составил 20%, а долю наличия запчастей на складах довели до 95% (понятное дело, кто кабины и рамы там никто держать не будет). Не связан ли рост продаж запчастей с двукратным ростом продаж машин с пробегом?

Конечно, я не мог не спросить об этом Питера Андерссона, генерального директора  ООО «МАН Трак энд Бас РУС». Он ответил однозначно: нет. По его словам, дело, скорее, в том, что дилеры вообще не больно-то рвутся заниматься продажами: на них много не заработаешь. А вот сервис — дело другое, прибыльное. Поэтому даже роста количества дилеров ждать не приходится. Их как было в России 54, так и останется. А акцент в развитии дилерской сети сделают не на увеличении станций, а на качестве их работы. Читай — на продаже запчастей и техобслуживания. Наверное, в сложившейся ситуации это не только правильно, но и неизбежно.

_ALX0253_cr

Кроме того, Андерссон отметил ещё одну особенность российского рынка: у нас никак не хотят брать грузовики в аренду. Конечно, у МАНа хороший набор коммерческих услуг, без которых на рынке не выживешь. Есть и кредиты, и лизинг, и аренда… Но если покупать в кредит люди готовы, то брать в аренду — нет. И он считает это странным: тут и рисков меньше, и получается дешевле. Но, видимо, наши люди так устроены: лучше без штанов, но в собственном тягаче.

Тут вам Европа!

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов про сборочный завод MAN в Польше. Я не буду мучить вас описанием всего производства, данными о длине конвейера и частоте выхода с него готовых машин. Ограничимся исключительно наиболее интересными деталями.

Завод работает с 2007 года, а построили его всего за два года. Получилось по-европейски чисто, аккуратно, социально-ориентированно и вообще симпатичненько. Рабочие по нему ходят в разноцветных футболках и разных штанах. Да, здесь можно работать даже в шортах — распорядок это позволяет. А вот цвет футболки выбрать нельзя, его нужно заслужить. В серой одежде ходят рядовые сотрудники, а начальникам полагается носить более яркую одежду: так проще быстро найти мастера или любого другого старшего сотрудника. Как говорили в известном фильме, “когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!”. У завода цель определённо есть.

1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7

Интересно устроены склады комплектующих: кабины, мосты, моторы — всё это лежит под навесом снаружи здания. А ведь вокруг — только хиленький проволочный заборчик… Интересно, долго бы у нас это добро пролежало без охраны? У поляков лежит.

Хотя было бы несправедливо полагать, что завод в Польше ничем не отличается от завода, например, в Мюнхене. Во-первых, он сборочный, так что узлы и детали сюда приходят из немного более европейских стран в готовом виде. Ну, а во-вторых, рабочий на сборке в Польше получает около 700 евро в месяц, а в Мюнхене — около двух тысяч. Так что Европа — она тоже разная.

Тем не менее, гордость за своё производство здесь есть. Завод может похвастаться и званием  лучшего работодателя в Польше, и наградой “Завод года” в категории “Серийная сборка автомобилей большой грузоподъёмности”.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Предприятие работает в две смены. В принципе, и работает неплохо, и машины получаются хорошие. Печалит только одно: из почти шести тысяч собранных в прошлом году машин в Россию отправились только две тысячи. Хочется больше, да и мощность позволяет.

Но нам пока хватает того, что есть. Цветовая дифференциация штанов в нашем обществе, похоже, уже присутствует, а денег на новые машины не хватает. Что ж, будем ездить на тягачах с пробегом. Тут MAN обогнал всех, кроме Volvo. И что-то мне подсказывает, что битва за рынок пробежных грузовиков будет серьёзной.

MAN
Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Новости / Новинки
Почему FAW прекратил сборку на «Автоторе»? Где наладят выпуск Besturn X40 и при чём тут Haval?

Старейшая китайская компания FAW выводит на российский рынок свою вторую легковую модель FAW Besturn X40 и планирует начать её сборку в России. А на каком заводе?..

1346 4 0
Статьи / Российский рынок
Правительство РФ оставило для Haval всего 3 дня. Что дальше?..

Если за оставшееся на этой неделе время в Правительстве России не утвердят проект специального инвестиционного контракта с китайским заводом «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», представительство китайской компании «Хавейл…

55544 3 0
Статьи / Авто Недели
Когда выбора нет: стоит ли покупать Infiniti QX56 I за миллион рублей

Выбор очень большого внедорожника за сравнительно небольшие деньги – задача сложная, но вместе с тем интересная, ведь вторичный рынок предлагает массу разных вариантов. Недавно мы выбирали имиджевый Hummer H2 за полтора…

3333 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

1474 1 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: труднодоступный генератор и ломкий пластик снаружи и внутри

Эта Фиеста предлагалась по цене, сопоставимой, а иногда и более высокой, чем просили за куда более крупный и практичный Фокус, поэтому машин в России продано немного. И все же в пятом поколении Фиеста остается наиболее…

1313 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

3161 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

79632 30 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

50246 31 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

39411 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

37577 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24612 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6990 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60885 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16702 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15757 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

110713 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77756 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

64629 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?