Эксклюзивно и подробно: какой будет обновлённая Lada 4×4

195898 58 12

«Так, коллеги, сегодня говорим только по текущему поколению», – отвечает директор проекта Lada 4x4 Наталия Воробьёва на вопрос, покажут ли нам новый макет пропорций. Окей, согласны. В другой раз. Тем более, что и по нынешней Ниве у нас полно вопросов.

 

Обновление Lada 4×4 – тема противоречивая и горячая, и в последнее время об этом снова много говорят и пишут. Новую волну модернизации Lada 4×4 начали активно обсуждать после новости о том, что АВТОВАЗ готовится к выпуску обновлённого внедорожника. Чуть позже сроки модернизации Lada 4×4 конкретизировались – в опубликованном графике выхода новых моделей Lada. Сразу вслед за этим представители инжиниринга завода встретились с поклонниками Lada 4×4 в Тольятти, и информация об обновлении пополнилась новыми подробностями. Далее сайт Kolesa.ru получил информацию о новых цветах кузова внедорожника Lada 4×4 и его «городской» версии Lada 4×4 Urban. А совсем недавно АВТОВАЗ официально озвучил краткий перечень нововведений в конструкцию, которые должна пережить Lada 4х4. Но пришло время расставить все точки над i, собрать информацию воедино и разобраться во всём подробно. На наши вопросы отвечали: главный инженер Lada 4×4 действующего поколения Юрий Акимов, главный инженер Lada 4×4 нынешнего и будущего поколений Иван Блинов, руководитель проекта по качеству Lada 4×4 Денис Конюков и директор проекта Наталия Воробьёва.


Программа модернизации текущего поколения внедорожника рассчитана на год и завершится в мае 2016 года. По-крупному её можно разбить на три основных этапа, которые по срокам немного накладываются друг на друга (зачастую изменение одного этапа приводит к изменениям в другом), но с точки зрения приоритетности они располагаются так: приведение машины в соответствие c новыми законодательными требованиями, улучшение качества продукта и фейслифт.

Законодательные требования

Все помнят шумиху в Интернете несколько лет назад: «Ниву снимут с производства, потому что кузов перестанет удовлетворять требованиям безопасности». На самом деле, главное на тему безопасности было сделано порядка восьми лет назад – Lada 4×4 была сертифицирована на соответствие Правилу №94 ЕЭК ООН, описывающему кософронтальный удар с перекрытием в деформируемый барьер на скорости 56 км/ч.

Чтобы можно было осуществлять экспорт в страны ЕС, Францию и Германию, кузов усилили с помощью двухкомпонентной пены Henkel, которую закачивают в полости кузовов экспортных внедорожников: в лонжерон в зоне крепления рулевого механизма, в левый «раскос» и в усилитель между брызговиком и крылом. Плюсом к этому в конструкцию внедрили двухпозиционный замок двери задка – тоже требование стран ЕС. Правда, на «не экспортные» машины распространить такой замок (более удобный и надёжный) пока не обещают – не по техническим, а по экономическим причинам.

Ну а что же с законодательством теперь? Новые требования вступят в силу в январе 2016 года, и оказалось, что для того, чтобы попасть в них, внедорожнику-ветерану нужно не так уж много.



Во-первых, это двигатель, соответствующий нормам Евро 5+. Нынешний 83-сильный мотор, который ставится на Lada 4×4, удаётся уместить в эти требования путём перекалибровок электронного блока управления. Такой двигатель сертифицирован в конце июня, контракт с фирмой Bosch уже подписан. Что касается многострадальной темы нового двигателя для внедорожника – увы, на данный момент тема «заморожена» на этапе постройки двух прототипов с 8-клапанным мотором от переднеприводных моделей Lada. Периодически ведутся разговоры о том, что проект получит развитие, но пока никто не может сказать ничего определённого. Причины остановки – также экономические; проект внедрения нового мотора, полностью законченный с точки зрения инжиниринга, совпал с кризисом начала 2015 года. Есть вариант, что новым двигателем внедорожник обзаведётся к юбилею выпуска – в 2017 году.

Во-вторых, это средний трёхточечный ремень безопасности на заднем ряду сидений. Пару лет назад, в рамках прошлого витка «безопасной» модернизации, обе версии внедорожника, трёх- и пятидверная, получили сигнализацию о непристёгнутых ремнях (как и многое другое – например, дневные ходовые огни), теперь же пятидверка, наконец, обзаведётся трёхточечным ремнём сзади по центру (сейчас – двухточечный привязной). Более того, теперь на обеих версиях полностью поменяют вообще весь комплекс ремней безопасности. Катушки будут современные, «последнего состояния» – движение ленты мягче, усилие на перемещение меньше. Причем у задних катушек сменят место крепления – сейчас они закрепляются над опорой задней полки, а переедут под эту опору, тем самым избавившись от постоянного звона, который возникает в районе заднего ряда кресел в движении.




Есть ещё в-третьих, в четвёртых и в-пятых: антиблокировочная система ABS и крепления ISOFIX для детских кресел на 100% выпускаемых автомобилей, а также средство удержания груза в багажнике (так называемая поправка №8 к Правилу №17 ЕЭК ООН). Все меры, предписанные законодательно, будут внедряться в действующее производство с начала декабря 2015 года. Но параллельно с этим будут внедрены и некоторые меры, касающиеся качества продукта и фейслифта Lada 4×4. В частности, в декабре 2015 года на внедорожниках появится облицовка решётки радиатора нового образца. Впрочем, подробнее об этом – дальше.



Качество продукта

Главный фокус в этом направлении (которое стартует сразу же после выполнения законодательных требований, а отчасти практически одновременно с ним) – это проблема закрывания дверей, течи по кузову и коррозия. Но реальный круг нововведений гораздо шире.



Самые серьёзные и требующие наибольших инвестиций изменения затеяны по боковинам кузова – для их дальнейшего изготовления закупаются новые штампы. Вместе с этим изменится конструкция внутренней панели двери. Таким образом, сопряжение деталей будет более близким к идеалу, геометрия кузова в этом месте перестанет так отчаянно «плавать», приблизившись к показателям сегодняшнего дня, а не сорокалетней давности. Кроме того, у дверей появится более жесткий ограничитель открывания, а также будут устанавливаться электростеклоподъёмники (на 100% выпускаемых автомобилей) с расположением кнопок на центральном тоннеле, как это сейчас выглядит на версии Urban, и динамики для версий с «музыкой». Новые боковины кузова и новые двери появятся на Lada 4×4 к маю 2016 года.



А вот новые дверные замки и ручки в ближайшее время на Lada 4×4 поклонники автомобиля не увидят. Причина – в конструкции. Замки с внешним расположением – анахронизм, таких уже никто не делает. Чтобы поставить новые замки (внутренние), надо делать полностью новый кузов. Несколько лет назад инженеры пробовали внедрить в конструкцию Нивы замки от Lada Priora («не позапрошлый век, а хотя бы прошлый»), но столкнулись со сложностями на пятидверной версии (на трехдверку замки, пусть с некоторыми доработками, но вставали): чтобы поставить приоровские замки, нужно подрезать среднюю стойку кузова на величину порядка 10-11 мм, в результате чего от стойки, и без того довольно тонкой, ничего не остаётся. В итоге от затеи отказались.



Зато поменяется дверь задка. Нет, замок там пока тоже останется прежним (о чем мы говорили выше), а вот обшивка станет другой – немного иного профиля и не формованная, как сейчас, а литая. Более аккуратно к кузовщине будут прилегать и облицовки боковин багажника. А сама дверь будет более надёжно зафиксирована в проёме и станет менее «гремучей» – провода внутри неё теперь будут надёжно закреплены. Тише станет и полка багажника – за счёт введения более мощного резинового буфера. Ну а проблему течей по кузову решат установкой уплотнителей стёкол более совершенного профиля.



Однако вода в Ниве забирается не только в салон; наиболее проблемные места – это сопряжение крыши со стойками «А» и «С» (передними и задними), там у внедорожника сварные швы, которых нет на современных автомобилях. Как победить коррозию в этих местах – вопрос пока открытый, и расползшаяся по внедорожным форумам информация о том, что швы будут заглаживаться пайкой (как в старые добрые временна), на данный момент не подтвердилась. Пайка – лишь один из вариантов, который хорош всем, кроме трудозатрат, экономики, а также экологических норм на производстве. Поэтому будет ли в этих местах пайка или, может быть, плёнка – пока точно не решено. Всего в работе у инженеров три или четыре варианта решения этой проблемы, одни работают лучше, другие хуже, но о деталях и достигнутых результатах вазовцы пока не говорят.



Помимо этого, идёт работа по искоренению коррозии в лонжеронах, где сейчас тоже есть небольшие проблемы. А ещё инженеры пытаются улучшить технологию нанесения первичного катафорезного грунта, внедрённого в прошлом году вместе с полиэфирным вторичным грунтом. Но уже сейчас благодаря катафорезу коррозионная стойкость выросла, далее нужно решить чисто технологические нюансы. Появятся на Lada 4×4 и новые локеры, которые тоже добавят плюсов к общей «антикоррозионной» картине. Срок – май 2016 года.

Другая проблема – винтовые хомуты на патрубках в системе охлаждения, которые подрезают шланги и лишают систему герметичности. Вместо них уже внедрено два пружинных хомута – на подводящем и отводящем шлангах радиатора. В ближайшее время внедрят ещё пару таких хомутов в зону термостата, и таким образом практически все шланги большого сечения окажутся надёжно зафиксированы.


Остальные изменения конструкции – более масштабные. Автомобиль собираются избавить от вибраций, вызываемых промежуточным валом трансмиссии, для чего модернизируют стенд балансировки этих валов, увеличивая частоту вращения, на которой происходит балансировка.



Меняется ступичный узел: конические подшипники, унаследованные «Нивой» ещё от автомобиля ВАЗ-2101, заменятся, наконец, на радиально-упорные, как на переднеприводных моделях. Исчезнет проблема, когда после 5 000 километров пробега появляется осевой зазор, люфт и биение – можно будет затянуть соединение большим моментом ещё на конвейере и забыть о нём навсегда. К тому же, решается и вопрос ремонтопригодности – сейчас, чтобы снять тормозной диск, на Lada 4×4 нужно разобрать весь ступичный узел, а в будущем достаточно будет просто отвернуть болты и снять диск. Обновление ступичного узла повлечёт за собой изменение конфигурации «кулака», то есть корпуса привода колеса.



Иной станет и эластичная муфта карданного вала (так называемая джуба) – нынешняя, также унаследованная с ВАЗ-2101, сменится на более жёсткую и долговечную ВАЗ-2123 (Chevrolet Niva). Редуктор переднего моста также переедет на Lada 4×4 со «Шнивы», тем самым инженеры «отвязывают» редуктор от двигателя. Но вот электронноуправляемая блокировка с помощью вращающейся шайбы и отказ от понижающей передачи (что ранее планировалось для версии Urban) на данном этапе внедрены не будут: технически – реально, экономически – дороговато. Вместо этого планируется изменить привод «раздатки» – как и на Chevrolet Niva, переключение с повышенного ряда на пониженный и блокировка дифференциала будут осуществляться одним рычагом, а не двумя, как сейчас. Кроме того, часто возникающую проблему негерметичности привода сцепления решили переходом на гидропривод фирмы Valeo с соединениями «на быстрых разъёмах», меняя и трубки, и оба цилиндра.



Параллельно решаются вопросы по улучшению ездовых качеств автомобиля. Около двух лет назад кинематику подвески уже оптимизировали («свели» продольные штанги задней подвески, сделали нулевым плечо обката спереди и поменяли верхние шаровые пальцы вместе с рычагом подвески), но сейчас нашли новые пути смягчения нрава Lada 4×4 и приближения его к повадкам современной машины.

В НТЦ АВТОВАЗа говорят, что машина станет похожа по поведению на переднеприводный автомобиль. За счёт чего? Во-первых, за счёт улучшения характеристик передней и задней подвески – машина получит газонаполненные амортизаторы и новые пружины. Во-вторых, будет изменён вылет нижнего шарового пальца в передней подвеске, за счёт чего передние колёса получат отрицательное плечо обката.




Фейслифтинг

Да, Lada 4×4 получит обновлённую внешность. Но с домыслами по поводу того, что в ней будут присутствовать черты XRAY, придётся расстаться – раннее звучавшая информация о том, что все модели, выпускающиеся после 2018 года, будут иметь единый фирменный стиль, не подтвердилась. Внедорожник станет внешне чуть современнее – и только.

В частности, как уже упоминалось выше, Lada 4×4 получит новую решётку радиатора. Она будет точь-в-точь как на версии Urban, но технология изготовления изменится – была формованная, а станет литая. Разумеется, и Urban, сейчас переживающий постепенный «переезд» с производственных мощностей дочерней компании «ВИС-Авто» на основное производство АВТОВАЗа (во имя унификации, оптимизации логистики производства, повышения объёмов выпуска и окончательного приведения к новым стандартам качества), тоже получит формованную решётку. На решётке появится обновлённая вазовская ладья, но, само собой, уже после того, как на рынок выйдут Vesta и Xray – первые носители новой эмблемы.




А вот бампер у «настоящей» Lada 4×4 останется прежним, металлическим – вазовцы говорят, что целевая аудитория отличается от той, что складывается у Urban, и ортодоксальные нивоводы запретили заводчанам трогать одну из важных культовых черт, но не по причине «культа» – металлический бампер на серьёзном бездорожье попросту практичнее. Зато появятся новые литые диски колёс, и они будут отличаться от тех, что сейчас ставятся на Lada 4×4 Urban. Причем и на Урбане, и на спецверсиях «основной» модели диски нового образца можно будет увидеть уже в конце июля 2015 года. Вероятно, речь идёт о дисках, мелькнувших в недавней новости по поводу Lada 4×4 Elbrus Edition.



Сроки внедрения, цена вопроса и жизненный цикл

Некоторые нововведения мы уже успели разложить по срокам, но пробежимся ещё раз, чтобы ничего не забыть. Ближайшие меры, связанные с новым законодательством, плюс новая решётка радиатора – декабрь 2015 года. Меры, связанные с качеством продукта – новые ступицы, модернизированная подвеска, электростеклоподъёмники на 100% выпускаемых внедорожников – март 2016 года. Новая панель приборов со встроенным мультимедийным комплексом (на части версий) и качественно уложенными и закреплёнными по новым стандартам проводами – май 2016 года (дата называется как «целевая», так как «реальная жизнь вносит корректировки»). Тогда же, в мае 2016-го, должен появиться и привод раздаточной коробки с одним рычагом.




Насколько обновлённая Lada 4×4 станет дороже? Она, безусловно, останется в прежней ценовой нише и будет столь же конкурентоспособной. Речь не идёт о серьёзном подорожании – по предварительным оценкам, цена вырастет от нынешнего уровня на 10-20 тысяч рублей.

Перед инженерным штатом стоит сложнейшая задача: привести конструкцию сорокалетней давности в соответствие с сегодняшними реалиями, выжимая максимум из каждой детали. Каждое небольшое нововведение вызывает огромный ворох проблем в смежных областях и норовит перерасти в новый проект. По глубине и объёмам работ программа обновления Lada 4×4 – одна из самых интенсивных из существующих сейчас на АВТОВАЗе. Но вазовцы уверены, что машина того стоит. И они рассчитывают, что через год у них получится качественно новый автомобиль.

Сколько её ещё будут выпускать? На этот вопрос на заводе отвечают так: «до 2021 года – точно». Это тот срок, на который идёт планирование продукта. Но есть некоторые планы и до 2025 года – если будет спрос, почему бы и нет? Сейчас со спросом всё хорошо – модель, несмотря на возраст, в десятке бестселлеров российского авторынка. Внедорожник позиционируют как легендарный, выпадающий из времени и модных тенденций, подобно отдельным моделям у некоторых иностранных брендов. «Такое сложно повторить» – говорит Наталия Воробьёва, и с этим сложно не согласиться. Ну а как нынешняя, хоть и модернизированная, Lada 4х4 будет «сожительствовать» в модельном ряду с новым поколением внедорожника (которое наверняка получит другое название), и каким оно будет, это новое поколение – уже совсем другая история.







Читайте также:



Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Ашот Лалаянц

«НИВА» И АВТОСПОРТТакая уникальная машина, как «Нива», просто не могла не побеждать и в автоспорте. И она побеждала, и еще как!В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж - Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки - «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а другой француз -Андре Тресса - выиграл на нашей «Ниве» два других ралли: «Ралли Фараонов» в Египте и «Алжирское ралли». Факт шестнадцатый. Еще через год «Нива» вновь взяла «серебро» на «Дакаре», а в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум! Это был настоящий триумф советского автопрома!В 1984 году «Нива» приняла участие в малоизвестном ралли «Атлас». Это соревнование оказалось сложнейшей гонкой по африканскому континенту: из 120 стартовавших автомобилей до финиша добралось лишь 40... И как же там показала себя наша «Нива»? Так она и выиграла это ралли!«Звездные годы» «Нивы»: 1985 год - одно за другим выиграны ралли «Камерун», ралли «Алжир», труднейший новозеландский триал «Вэлли», австралийский ралли-рейд «Маквей-1000»... 1986-й: первое и второе места на тяжелейшем австралийском «Вин-сафари», которое сами участники называли издевательством над людьми и техникой. Маршрут пролегал по диким уголкам Австралии. Одна из местных газет тогда писала: «Русские приехали. А они просто так никогда не приезжают!» Так и оказалось: мы приехали, забрали весь подиум (третье место, кстати, тоже было нашим!) и уехали, оставив австралийцев в полном восхищении русской машиной! После этого случая продажи «Нивы» в Австралии выросли в два раза, а во Франции после успехов французов за рулем русской «Нивы» ее продажи подскочили аж в 6 раз - с 4 до 24 тысяч штук! Факт 17-й. Вот и не верь после этого в силу рекламы! САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ «НИВЫ»1. Плавающий автомобиль-амфибия ВАЗ-2122. Разработан в 1974 году для охотников и рыболовов (официальная версия) и для спецслужб и армии (истинное назначение). В основе конструкции - тот самый «крокодил». Успешно прошел государственные испытания. Затем проект лег на полку... Лежит до сих пор. Среди военных известен как «Проект «Река». Прототип находится в Военном автомобильном музее в Рязани.2. «Капрал» - микрогрузовичок СО скручивающейся шарнирной рамой. Уникальная вещь! Дальше экспериментального образца дело не пошло.3. Но пожалуй, самая оригинальная «Нива» была сделана для цирка Юрия Никулина. Ее водили... медведи. За основу был взят открытый автомобиль, построенный на базе «Нивы-Форы» ВАЗ-212180. Номер назывался «Ехали медведи на автомобиле». Факт 18-й, последний (в этой статье).«Нива» - родоначальник нового класса в мире авто - класса кроссоверов. Уже одного этого достаточно, чтобы она осталась в своеобразном «зале славы» лучших автомобилей мира. И уж как минимум этого достаточно, чтобы рассчитывать на уважительное к себе отношение. Ведь она, «Нива», во многом способствовала тому, чтобы к нам за границей относились с уважением.Осталось только пожелать этого и самим себе - побольше уважения как к самому автомобилю, так и к стране, в которой он был создан.

Спасибо за экскурс-напоминалку, все это было и это радует., а огорчает, что до сих пор ее не довели до хорошего уровня комфорта и качества. Солидарен с вашими словами, как обычно было в СССР и стало в РФ.

Электростеклоподъемники (ЭСП) на внедорожнике с кнопкой посередине салона - верх идиотизма. К тому же, зная качество вазовских деталей, можно прогнозировать их выбрасывание с матами через пол-года и установку проверенных весел.Если без восторга и соплей прочесть обзор "модернизаций", то можно увидеть, что по существу ничего не сделано и по существу ничего делать не планируется.Все "улучшения", подробно и нудно расписанные в обзоре, можно сделать самому в гараже или сервисе.Вазовские маркетологи продолжают дурить народ и поднимать цену. Их цель - удержаться на теплом месте и получать оклады и премии, а для этого нужно любыми способами дурить народ и удерживать продажи нынешней Нивы до выхода Нивы-3. Поэтому в "модернизацию" не вошли слабый двигатель, задний мост с диагональным карданом, воющая раздатка и клацающие замки - все те головняки, о которых знают все вожди Автоваза - знают, но ничего не делают. А зачем делать - ведь и так купят! Наивному народу впаривают, что подобные изменения необходимо сертифицировать, а на сертификацию нет денег. Но не говорят, что есть деньги на рекламные презентации (4,6 млрд. руб.) и на всякую спонсорскую помощь типа хоккейной команды (2,2 млрд. руб.). И все эти миллиарды должен заплатить покупатель. Для этого с 1 августа в очередной раз маркетологи поднимают цены.А потому только всеобъемлющий мораторий на покупку Нив способен сломать вазовских маркетологов и заставить их делать то, что хочет народ. Иначе так и будем униженно просить и ездить на дровах.Купил Ниву - убил будущее.

Григорий Иутин

почему перестали выпускать фору желающих хоть отбавляй и я в этой же толпе набрал в инете куплю нива фора куча обьявлений и среди них не одной форы люди специально добавляют в обьявлении фора чтоб на них внимание обратили

Евгений

Нормальная. А зачем бренд-то продавать? Я посмотрю на американца, когда ему объявят о создании, к примеру Nokia-iPhon. То-то радости будет.

Григорий Иутин

почему перестали выпускать фору желающих хоть отбавляй и я в этой же толпе набрал в инете куплю нива фора куча обьявлений и среди них не одной форы люди специально добавляют в обьявлении фора чтоб на них внимание обратили

Копытца Яблоновский

усилить прочность кузова имея современные инженерные программы не сложно. заменить архаичные кардан замки и прочее тоже много ума не нужно, тем более у АвтоВАЗа есть решения всего концерна Рено Ниссан. Почему этого не делается? Нет концепции дешевого качественного авто. Почему то сразу всех отпугивает идея сделать недорогой качественный авто повышенной проходимости. Нет понимания у АвтоВАЗа что нужен автомобиль Лоу костёр по цене до полумиллиона но качественный и безопасный. Ниву можно довести до ума создав новый кузов по новым стандартам и это можно сделать за год. Поставить простой двигатель 8 клапанный на 100 сил и больше не надо.

Афанасов Максим

Да я согласен со многими здесь высказанными мнениями о смехотворной и позорной модернизации на уровне троешной курсовой работы не самого выдающегося вуза.Ребята при всём уважении на авто вазе не когда не делали не делают и не будут делать надёжные и качественные авто. Они просто не умеют.Ребята-аууу посмотрите вокруг себя где вы, где остальной мировой автопром.Скоро в Китай поедите учиться машины делать.

Рустем

Просто тупо закрыть Автоваз и все ребята, все проблемы решены!)) или просто оставить без господдержки, и посмотреть на них как они зашевелятся, сразу забегают как мудравьи, и начнут делать и собирать нормальные автомобили, а то глядишь у них кризис, в банкротсво впадают, каким это местом, где деньги выделенные государством и вся полученная прибыль, с такими воровством, у меня бы уже давно карманы не выдержали бы и порвались)))

Про "ортодоксальные нивоводы" улыбнуло. Забавный такой пук в лужу. Да, вот такие странные эти нивоводы - они хотят, чтобы к их мнению прислушивались, а не впаривали то, что завод считает нужным. Особливо если учесть, что на этом заводе манагеры есть, которые вообще к автомобилестроению отношения не имеют никакого.

Лёша Гоффман

Это ж сколько разговоров, про такое го8но...

Иван Петров

Никто тебя не обсуждает.

А ведь и вправду говно, а сейчас еще и по конской цене!

Ашот Лалаянц

РЕКОРДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ «НИВЫ»Чего-чего, а рекордов на счету нашей «Нивы» хватает! Вот лишь некоторые из них.В 1998 году она своим ходом поднялась на Эверест до базового лагеря, расположенного на высоте 5200м, а в 99-м на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726м над уровнем моря. Альпинисты оценят. Это факт 13-й (рекорд англичан, зафиксированный в 1997 году на Эльбрусе, был достигнут с помощью подручных средств - тогда «Ленд Ровер» втащили на отметку 5642 метра буквально тросами и лебедками. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы). После этого покорение русским внедорожником вершины Фудзиямы, священной горы и самой высокой точки Японии (3776м) уже не кажется чем-то исключительным - так, небольшая прогулка по руслу высохшего ручьи, не более... Но глаза японцев, наблюдавших эту «прогулку», округлялись до размеров, не предусмотренных природой - им такое и в голову не могло прийти!В актив «Нивы» следует записать и покорение Северного полюса: в апреле 1998 года она, будучи сброшенной с парашюта, завелась и дошла до макушки Земли. Но еще более невероятным кажется факт под номером 14: обычная «Нива» 15 лет (!) проработала в Антарктиде, на станции Беллинсгаузен! Ее туда в 1990 году доставили по просьбе наших полярников. Первый год на ней работал заводской водитель-испытатель Николай Макеев, командированный заводом. Потом вездеход остался в распоряжении работников антарктической экспедиции и эксплуатируется на станции и по сей день. Общий пробег машины за эти годы составил всего 11800 км, но там эти километры идут десять за сто. Дорог, понятное дело, в Антарктике нет. Тепла - тоже. Уникальность ситуации в том, что рядом с нашей станцией расположено 9 постоянных и 6 сезонных станций и баз 15 государств мира. Там бывают участники экспедиций, официальные лица, туристы, представители СМИ сотен государств. Ярко-красная «Нива», годами ездящая в снегах Антарктики мимо этих «представителей» - лучшая реклама советскому автопрому!Все иностранные станции имеют в Антарктиде свои внедорожники,больше всего среди них американских джипов. Машины служат, как правило, не боле трех-пяти лет, после чего вывозятся как утиль. «Нива», таким образом, пережила их как минимум втрое! Причин тому несколько: во-первых, мастерство наших механиков, способных починить что угодно и где угодно. Во-вторых, безвыходность: другой машины не присылали, а кроме первоначального комплекта запчастей, полученного с завода, на станцию за все эти годы для «Нивы» не завозили ничего, кроме масел, фильтров и других расходных материалов (узнаю тебя, Россия!..). В-третьих, машина хранилась в неотапливаемом гараже, что в какой-то мере сдерживало коррозию кузова (максимальная температура воздуха на станции не поднимается выше +5 градусов). Через 11 лет верной службы «Нивы» на благо науки и пропаганды советского образа жизни (тольяттинский автомобиль стал первым в мире колесным транспортным средством, применявшимся для сообщения между полярными станциями на Южном полюсе - факт 15-й) на «АвтоВАЗ» пришло письмо от российских полярников с благодарностью «за продукцию завода». Сомневающиеся в этом факте могут спросить о нем у Вячеслава Мартьянова, бывшего в то время заместителем начальника Российской антарктической экспедиции и подписавшего это письмо.

Ашот Лалаянц

«НИВА» ЗА РУБЕЖОМФакт восьмой: «Нива» никогда не продавалась за границей в том же виде и в той же комплектации, что и на внутреннем рынке, в СССР. Там на нее ставили высокую крышу, расширенные колесные диски, специальную резину, панорамные зеркала, задние дворники (на первых наших авто их не было). Ее перекрашивали, клеили на нее молдинги, а салон перешивали. Задние сиденья делались складными, передние - анатомическими. Машины комплектовались люками, расширителями колесных арок, иными решетками радиатора, лебедками. На «Ниву» ставили защиту фар, противотуманки, кенгурятники, подножки... И это все - двадцать лет назад...Благодаря уникальности конструкции, удивительной проходимости и выносливости «Нива» за рубежом превратилась в легенду. Ее оценили в Бельгии и Голландии, Великобритании и Германии. Факт девятый: в Германии на покупку «Нивы» нужно было записываться в очередь, как на «Мерседес». В странах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х - вообще нормальное явление... В 1978 году австрийский журнал Austromotor писал: «То, что этой «Ладе» нет равных, показывает - русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу...»...Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала... погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! Факт десятый: «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. Факт одиннадцатый: в Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал!Однажды в Швеции прошла критическая кампания в отношении ФИАТа. Под шумок досталось и ВАЗу - мол, одним миром мазаны! Тут же в одной из шведских газет появилась статья под заголовком: «Если ты еще раз плохо скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы!» Говорят, что после этого почтение шведов к русским машинам резко возросло. Работники ВАЗа утверждали, что не имеют к этой публикации никакого отношения.Ну-ну...Показательный момент, ярко характеризующий влияние, оказанное «Нивой» на мировой внедорожный автопром: в 1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля». Это факт двенадцатый, красноречивый и смачный. Комментарии, как говорится, излишни.

Ашот Лалаянц

СКОЛЬКО ОНА СТОИЛА?Первые «Нивы» стоили ровно 9000 рублей (чуть меньше «Волги»). 1 июля 1979 года все советские легковые машины подорожали, и «Нива» потянула уже на 10300 целковых. Это снизило покупательский интерес к ней, и ценник вернули в прежнее русло. Но главной проблемой для советского человека всегда были даже не деньги, а невозможность потратить их: мало того, что до 80% всех собранных «Нив» уходило на экспорт, так еще и купить оставшиеся 20% было непросто - дефицит!Мнение, будто «Ниву», как и большинство советских машин, за рубежом продавали по дешевке - еще один миф. В отличие от других советских авто, «Нива» за бугром всегда стоила дорого. Это факт седьмой. Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная - чуть меньше 26 тысяч. В Англии ее стоимость составляла в январе 1996 года 7999 фунтов стерлингов (12078 долларов США по курсу того времени).

Загрузить еще
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
От Мерседесов Штирлица до «Фердинанда»: автомобильные уникумы «Мосфильма»

Эта статья об автомобильных сокровищах музея киноконцерна «Мосфильм» является продолжением первого материала о существующих до сих пор игровых легковушках. Темой новой статьи являются редчайшие старинные…

907 0 0
Статьи / Тесты
Игра теней: угадываем автомобили по силуэту

Древний Китай, Франция эпохи рококо, царская Россия – их объединяет популярность техники силуэта для портретов, книжных знаков и фотографий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить об этом виде творчества в прикладном…

1295 2 0
Статьи / История
Опасное рулевое, кузов минивэн и чужой дизайн: мифы и факты про Lada Kalina

В своё время Лада Калина стала важным достижением в жизни АвтоВАЗа – ведь именно эта модель в «нулевые» позволила тольяттинскому автогиганту противостоять своим «идеологическим киллерам» в лице Renault Logan, Daewoo…

12228 7 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

6195 2 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5452 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

7940 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46709 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35155 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17527 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30041 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23031 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5836 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59033 4 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43261 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15937 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74490 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56390 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52121 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?