Хочу быть Икарусом: тест-драйв автобуса ЛАЗ-42021

12092 2 0
ЛАЗ-42021 известен в узких кругах под именем "Русское чудо" или ХБИ (собственно, "Хочу Быть Икарусом"). Ну, насчёт Икаруса понятно: похож, но не дотягивает. А вот русским чудом его прозвали в автопарках за то, что никто и никогда не мог угадать, что у этого мертворождённого совместного дитя ВНИИ Автобуспром и Львовского автобусного завода может сломаться в следующий раз. Никто и никогда.

Затяжные роды

Бывает, что удачную машину выпускают быстро. А бывает, что делают-делают, а в итоге получается что-то непотребное. Ни на что не намекаю, но проектирование нового автобуса взамен устаревшего ЛАЗ-695 началось ещё в первой половине 1960-х. К 1966 году были сделаны экспериментальные ЛАЗ-698 и ЛАЗ-696. Последний, 696 большой вместимости, в серию так и не пошёл, а средний ЛАЗ-698 отправили на доработку. С доработкой переборщили, и в результате от ЛАЗ-698 отказались окончательно, приступив к разработке семейства 4202. В его основе было многое от 698-го: компоновка у него оказалась удачной. Оставив заднее расположение мотора, одну дверь всё же перенесли с заднего свеса в базу. И только в 1978 году ЛАЗ-4202 был рекомендован для запуска в серийное производство. Казалось бы: вот оно, погнали в массы добрые и вечные автобусы! Но нет, подкачали поставщики запчастей. И в 1979 году завод родил только два автобуса. В следующем напрягся и выпустил целых 11, но уже в 1980 году производство поставили на паузу (опять же из-за отсутствия комплектующих) и возобновили его только в 1982 году.

DSC_0743

Судьба первых экземпляров интересна: они развалились в первые три года эксплуатации. Основной причиной безобразия стала конструкция кузова, которая не ожидала, что в неё будут толпами лезть советские граждане. Кузов быстро расшатывался, что вызывало крайне негативные эмоции у эксплуатирующих автобус предприятий.

DSC_0735

Ещё больше эмоций (точнее, лютой ненависти) вызывала гидромеханическая коробка передач ГМ-3-80. Даже хорошо к тому времени известный мотор КамАЗ-740, стоявший в этом ЛАЗе, тут тоже частенько подводил. А в сочетании с ГМП он ещё и страдал откровенным обжорством. Кстати, ЛАЗ-4202 стал первым серийным автобусом с дизельным мотором со времён ЗиС-127.

DSC_0740

В Ленинград городские ЛАЗ-42021 попали в первой половине 1980-х в седьмой и второй автобусные парки. А к началу 90-х от них осталась только память. И только один автобус в “мягком” исполнении и с механической коробкой вместо ГМП протянул чуть дольше. Наш сегодняшний автобус к тем ленинградским отношения не имеет. Но всё равно заслуживает пары слов о своей нелёгкой судьбе.

Последний из могикан

Наш автобус был выпущен в 1992 году. То есть, это один из последних 4202: после пожара на заводе двигателей КамАЗа в 1993 году их выпуск был прекращён (небольшую партию из Конотопа в расчёт брать не будем). До 2005 года ЛАЗ работал в Ставрополе служебной развозкой на мебельной фабрике, а оттуда попал в частные руки и десять лет ездил по городскому коммерческому маршруту №10. Чтобы вы знали, это ралли из одного конца города в другой по горкам чуть менее пологим, чем американские. А дедушка-водитель был не робкого десятка, щемил конкурирующие ПАЗики так, что те предпочитали принять вправо. В 2015 году автобус был приобретён для музейной коллекции «Пассажиравтотранса». Немалые 2 500 км от Ставрополя до Санкт-Петербурга автобус прошёл своим ходом за два дня, причём обошлось без поломок (правда, по дороге он съел пятилитровую канистру масла и выпил 15 литров воды).

DSC_0767

DSC_0768 DSC_0756 DSC_0754

Нельзя сказать, что автобус был в отличном состоянии. Реставрация ему, конечно, требуется, и она обязательно будет проведена.Пока ограничились лишь косметическим ремонтом и покраской по оригинальной заводской схеме в жёлто-коричневых тонах. Но не это главное. Печально, что этому ЛАЗу когда-то давно очень неплохо прилетало и в морду, и, извините, в зад. И если сзади масштаб бед не слишком заметен, то впереди последствия бросаются в глаза. Давайте осмотрим беднягу предпоследнего года выпуска и узнаем, что с ним не так.

DSC_0778

На пути к мечте

Как я уже говорил, иногда этот автобус называли ХБИ, но гораздо чаще его дразнили кличкой “ЛАЗ-КамАЗ”, намекая на происхождение некоторых агрегатов. Но вернёмся к Икарусу. Отчасти мечта ЛАЗа сбылась: передний бампер у него как раз от венгерского автобуса. Собственно, вся передняя панель у автобуса после удара была заменена, но снаружи это заметят не все. Гораздо серьёзнее изменения внутри автобуса, но это мы увидим чуть позже.

DSC_0776

Вообще кузов ЛАЗ-42021 — цельнометаллический, в основе — каркас из замкнутых профилей. Так как мотор располагается сзади, то одна дверь встала в базу, а вторая — в передний свес.

У водителя своей двери нет, он заходит через переднюю пассажирскую. На месте его двери снаружи видна крышка предохранительного отсека.

DSC_0771

А вот лючка горловины топливного бака вы не найдёте при всём желании: её нет. Чтобы залить солярку, придётся открыть люк в задней части кузова, и в его недрах можно увидеть пробку бака.

DSC_0752

Двигатель
КамАЗ-7401, 10,85 л, 180 л.с.

Так же не просто найти бачок для охлаждающей жидкости. Если проще — для воды, потому что никто тогда антифриз или тосол не заливал. Крышка спрятана под задним номерным знаком на приличной высоте, просто так туда тоже ничего залить не получится.

Прежде чем смотреть салон, хотя бы вкратце расскажем о технике.

Как я уже говорил, мотор тут стоит камазовский. Модель — КамАЗ-7401. Он немного отличается от того, что стоял на грузовиках. Конструктивно всё осталось прежним — восьмицилиндровый четырёхтактный дизель с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов, но он дефорсирован регулировкой топливного насоса. И выдаёт он не 210, а 180 л.с. Объём мотора — 10,85 л, он “квадратный” по соотношению диаметра цилиндра и хода поршня — 120х120 мм.

DSC_0747

Коробка передач тут обычная механическая пятиступенчатая ЯМЗ-14, задний мост — Raba.

DSC_0773

В подвеске тоже нет ничего нового. Она рессорно-пневматическая, с телескопическим амортизатором. Передняя — практически та же, что и на ЛиАЗ-677. А вот рулевое управление здесь интересное. Во-первых, оно с гидроусилителем, что тогда на советских автобусах было ещё большой редкостью. А во-вторых, оно практически полностью от Урала-375. Ну, а теперь зайдём в салон.

DSC_0779

Кирпич под педалью

Заходим и сразу видим, что чего-то тут не хватает. Да, нет перегородки, отделяющей водительское место от салона. От неё осталось только робкое напоминание в виде её остатков на потолке. Ну, хотя бы можно понять, где она была.

DSC_0817

Салон довольно спартанский. Скорее всего, он остался “стоковым”, но вот плафоны освещения здесь не родные. Оригинальный квадратный плафон остался только над головой водителя. Ну, а больше о салоне рассказать нечего. Не больно-то тут старались сделать что-то удобное и красивое, как, например, в Икарус-55. И времена не те, и задачи другие, и, скажем честно, производитель тоже совсем не тот, что делал “сигару”. Переместимся сразу на водительское место.

DSC_0782

DSC_0788 DSC_0786

DSC_0784

Усевшись в кресло, я сразу ошибся насчёт его конструкции: оно повело себя как пневматическое. Но это не так, там стоят пружины. В общем-то, мягко. Говорят, в тяжёлые времена эти кресла воровали, поэтому водители, которым надо было выходить на линию в любом случае, ставили вместо него ведро и накрывали “сидушкой” от пассажирского места. Не удивлён: времена бывали разные. Не то что кресла, воровали и железнодорожные составы, и целые предприятия.

DSC_0791

Приборная панель – немного странная. В принципе, она такой и должна быть, но угол её наклона немного неправильный. И это тоже последствие удара.

DSC_0801 DSC_0800

Заднее расположение двигателя делает его слышным пассажирам, но зато у водителя под ухом ничего не орёт. А что там сзади бурчит, как поп на поминках — дело десятое.

Рулевая колонка относительно водительского кресла заметно смещена вправо. Это не баг, а фича советского автобуса. Признак породы, так сказать.

В целом рабочее место водителя какое-то неуютное. Обычно за рулём автобуса чувствуешь себя повелителем большой машины с очень просторным салоном, а тут — какой-то отрыжкой человечества. Воздуха много, но ещё больше руля и педалей. Понятно, что они должны быть большими, но в этом ЛАЗе они прямо-таки доминируют и унижают.

DSC_0780

Ну, что такое руль, педали, рычаг КПП и ручка стояночного тормоза мы знаем. Поехали кататься.

DSC_0815 DSC_0803

Трогаемся со второй передачи. Ход рычага КПП, конечно же, большой, других тогда не делали. Переводим его вперёд до невнятного включения, начинаем отпускать педаль сцепления и нажимать педаль газа (ничего необычного, да? Это только пока, ха-ха). Отпустить сцепление несложно, а вот надавить на газ — задача потруднее. Говорят, раньше она была ещё тяжелее, но я что-то мало верю. Со стыдом признаюсь, что мой вес — чуть за сто кг, но мне пришлось очень ощутимо давить на педаль. В таких случаях говорят, что под педалью лежит кирпич. Видимо, я его раздавил, и в награду мне было лёгкое трогание с места.

DSC_0809 DSC_0814

Как же прекрасно, что на 42021 есть ГУР! В общем-то, руль такого диаметра, да ещё и на снегу, крутить не очень сложно, но тут он действительно лёгкий. Но, как и на любом другом советском автобусе, крутить его можно только на ту половину обода, которая чуть ли не упирается в пузо. Вторая половина уходит куда-то в воображаемую линию слияния неба и земли, дотянуться до противоположной от водителя части обода невозможно. Я же говорил, что человек в этом ЛАЗе ничтожен, как нигде больше.

Между второй и третьей передачей — пропасть, бездна и безнадёга. Приходится делать то, чего на дизеле обычно делать не стоит: крутить мотор. А для этого опять давим на газ. Кажется, что педаль уже упёрлась в пол, но нет, просто нужно давить как следует. Бормотание сзади усиливается, и теперь можно включить третью.

В принципе, обзор не самый плохой, хотя, конечно, линия остекления со стороны водителя могла бы быть и хотя бы немного ниже. Лучшая деталь в этой машине, на мой взгляд – форточка кабины водителя. Она огромная и сдвижная, причём сдвигается породисто, со вкусом к жизни. И при желании через неё можно вылезти из автобуса. Даже такому нестройному дяденьке, как я.

DSC_0732

Но ехать можно. По крайней мере, до тех пор, пока не приходится включить заднюю передачу. Это лучше делать двумя руками — одной может просто не хватить сил.

А вот тормоза радуют. Обычно поймать нужное усилие сразу не получается (не забываем, что тормоза тут пневматические, это вам не в Киа Рио тормозить), но тут всё получается предсказуемо и даже нежно.

Что было дальше?

Этот автобус действительно недолюбливали и водители, и руководители автохозяйств. Наверное, если бы ЛАЗ-42021 родился в Спарте, его бы сразу выбросили со скалы в море. Но он был автобусом, причём советским. А значит, должен был не только ездить, но ездить долго. Когда его утверждали в серию, планировали, что его выпуск должен продлиться до 1990 года. То есть, 12 лет. По факту почти так и получилось, если учесть, что в 1978 году наладить серийный выпуск не получилось, а сняли его только в 1993.

Казалось бы, ничего хорошего про него мы так и не сказали. Попробуем чуть-чуть реабилитироваться.

DSC_0738

Компоновка кузова для 70-х у семейства ЛАЗ-4202 была и вправду удачной. По сравнению с предшественником, ЛАЗ-695, он был заметно просторнее. Да и шумопоглощающие и теплоизоляционные материалы в автобусе использовали для тех лет передовые. У машины отличная маневренность благодаря короткой базе и малому радиусу разворота.

Со временем в автобусах прижились и дизельные двигатели, и коробки-автоматы. То есть, ЛАЗ-4202 в целом был на правильном пути, но он не прошёл его до конца.

Считается, что прямых “наследников” у этого автобуса нет. Отчасти это правда, но при создании ЛАЗ-4206 и ЛАЗ-4207, конечно же, учитывали опыт 4202. Правда, там уже не обошлось без совместной работы с ЛиАЗом, но это уже совсем другая история.

Благодарим компанию RetroBus, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», Фёдора Черноусова и Дениса Шаляпина за предоставленный на тест-драйв автобус.

Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

"ЛАЗ-42021 известен в узких кругах под именем "Русское чудо" или ХБИ (собственно, "Хочу Быть Икарусом"). Ну, насчёт Икаруса понятно: похож, но не дотягивает."
Вот "Икарус" ну ни разу не напоминает, а вот ПАЗ 3205 в лобовой проекции как-то больше смахивает на "Икарус" особенно в тёмное время суток.
"Коробка передач тут обычная механическая пятиступенчатая ЯМЗ-14..."
Ни кто не станет заморачиваться и лепить к КамАЗ-овскому дизелю МАЗ-овскую КПП, обычно когда ГМП от кировского завода (бывшая Украина) начинали глючить их выкидывали и тупо втыкали КПП КамАЗ-142.
"А вот рулевое управление здесь интересное. Во-первых, оно с гидроусилителем, что тогда на советских автобусах было ещё большой редкостью. А во-вторых, оно практически полностью от Урала-375."
Вообще-то ГУР имелся и на ЛАЗ 695 и 699, ЛиАЗ-677 и даже на ПАЗ-672, так что не стоит автору в блудняк народ вводить что ГУР на советских автобусах был редкостью. ГУР-а не было только на КАвЗ-ах (на тех которые на базе ГАЗ-53 и ГАЗ 3307).
Пы. Сы. Что касаемо люка электрощита под водительским окном то это решение подсмотрено у бкржуев, в частности подобное было на Neoplan 225.

Семён Смирнов

"Я же говорил, что человек в этом ЛАЗе ничтожен, как нигде больше" - ошибка. Ещё и в КрАЗе))

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Говорят, что бензин может подорожать до 100 рублей. Почему, и правда ли это?

Цены на бензин плавно, но уверенно растут: с начала 2018 года его стоимость выросла более чем на 10%, с 41 до 45,5 рубля. И хотя мы уже выяснили, что рост цен на автомобильное топливо отмечается не только в России, а во…

795 0 0
Статьи / История
Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался услугами службы такси, история которой своими корнями уходит в начало прошлого века. Идея использовать автомобиль вместо извозчика "на гужевом ходу" возникла почти сразу после…

2311 0 5
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть UAZ Hunter

Этот автомобиль родился в самый разгар холодной войны — в 1964 году, но его путь к заводскому конвейеру занял долгие восемь лет. Во времена СССР о его покупке можно было только мечтать: в свободную продажу они не…

7863 0 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: неудачная механика и плавающие холостые обороты

В первой части обзора С30 мы уже рассказали, что этот маленький и местами даже спортивный Volvo – это всё-таки больше Volvo, чем второй Ford Focus. У него долговечный салон, качественная окраска и антикоррозийная…

629 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

1564 2 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

8247 19 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20445 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14383 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12270 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71787 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13200 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

9059 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

52099 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9226 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7383 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

367069 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

247116 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113344 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?