Как Жигули, но лучше: тест-драйв Mazda RX-2 1972 года

6567 1 5
На капоте этого автомобиля видны характерные выштамповки, под которыми обычно отлично устраиваются объёмные V6. На RX-2 это всего лишь шутка дизайнеров, а объём мотора этой машины – всего чуть больше одного литра. И при этом Мазда способна отжигать так, как не могут некоторые современные автомобили. Так и должно быть, если этот литр – литр роторного мотора.
 

Снаружи

Mazda RX-2 – экспортная разновидность роторной Mazda Capella. При этом если в Японии под Капеллой подразумевалась яркая звезда из созвездия Возничего, то для экспорта за пределы страны маркетологи придумали иное происхождение имени – капеллой также именуют европейскую серну, элегантную и стремительную горную козу с длинными и загнутыми на концах рожками, распространенную в горах Пиренеев, Балкан, Карпат и Кавказа. Голова этой зверушки в стилизованном виде и изображена на декоративном шильдике на задней кузовной стойке.

Первая Капелла, как и RX-2 на ее базе, была весьма компактным автомобилем, тесноватым и скромно оснащенным. Однако её популярности у покупателей способствовали весьма серьезные ездовые качества – 130 лошадиных сил на 950-килограммовую машину позволяли зажечь от души. К тому же, как было принято в ту эпоху, свой вклад в продажи внесли успехи модели в автоспорте.

Mazda RX-2 голубая шильдик

Спартанская внутри, машина не была иконой дизайна и снаружи. Однако её облик однозначно демонстрирует, что в работе над кузовом преобладали усилия не дизайнеров-«утилитаристов», а дизайнеров-художников. Плавно расширяющаяся в заднюю стойку линия крыши, передние и задние двери с выраженными волнами очертаний и легкими подштамповками «плечиков», переходящих в крылья, покатый багажник – при общей неброскости у машины хватает приятных изюминок в экстерьере, формирующих если не узнаваемый, то во всяком случае, вполне гармоничный стиль.

Mazda RX-2 голубая спереди Mazda RX-2 голубая сзади

Mazda RX-2 голубая сбоку
Характерный рельеф на крышке капота – видимо, небольшая шутка от дизайнеров. Может показаться, что это выштамповки, позволившие разместить в моторном отсеке могучий V-образный мотор.

Mazda RX-2 голубая с открытым капотом (1)

Голубой металлик очень идет жизнерадостному и дерзкому автомобильчику. И, в общем-то, составляет ключевую его ценность, ибо это родная заводская краска, а не реставрационное восстановление. В таком виде машина была найдена застоявшейся и запылившейся на подземной парковке у владельца в Нью-Йорке с пробегом чуть больше 67 000 миль, после чего выкуплена и привезена в нашу страну. И когда стало понятно, что безупречный кузов под родным покрытием представляет главное достоинство экземпляра, автомобиль был покрыт так называемым «жидким стеклом» — прочным прозрачным полимером, защищающим заводскую краску.

Mazda RX-2 голубая фонари Mazda RX-2 голубая боковое зеркало
Mazda RX-2 голубая дворник Mazda RX-2 голубая шильдик (2)

Внутри

По интерьеру RX-2 – натуральный «жигуленок». Черный дерматин сидений, черный винил простейших плоских обшивок дверей, черное торпедо, черное ковровое покрытие с грубой фактурой… Всю эту темноту слегка разбавляют лишь рулевое колесо и набалдашник рукоятки КПП, которые сделаны из пластика, очень условно имитирующего дерево. В центре огромной и тонкой баранки поблескивает красный логотип, символизирующий ротор мотора Ванкеля.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Шкала спидометра, расположенного слева, размечена в милях (мы же помним, что машина прибыла к нам из Штатов). Красная зона тахометра (справа) начинается с 7 000 оборотов. Центральный «колодец» включает в себя стрелочные приборы уровня топлива, температуры и зарядки батареи.

Mazda RX-2 приборы

Все органы управления салонными функциями удобно выведены на панель в центре консоли – температура воздуха, вентилятор, музыка, прикуриватель. Из общего ряда несколько выделяется избыточно «роскошная» для столь простого салона рукоятка привода моторизованной антенны радиоприемника: для выдвигания и задвигания телескопического штыря, установленного в правом переднем крыле, нужно удерживать подпружиненный тумблер без фиксации.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

На заднем сиденье чуть попросторнее, чем в классических ВАЗах, но особо не разгуляешься. Из удобств – центральный подлокотник и «мясорубки» стеклоподъемников. Черт возьми, в Жигулях хотя бы пепельницы были в дверях…

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Железо

На автомобиле, как было принято в то время, стоит ведущий неразрезной задний мост, момент на который передается через кардан и ручную четырехступенчатую коробку передач от роторно-поршневого мотора 12A. Это достаточно хорошо известный и массовый для своей эпохи маздовский «ванкель», состоящий из двух роторных секций на общем коленвале с объемом 1 146 куб. см (2х573). Мотор 12А имел немало версий с различными мощностными характеристиками для разных моделей Mazda. Он даже летал на экспериментальном спортивном самолете DG-1 американской компании Aero Design Associates. DG-1 был построен по знаменитой схеме немецкого инженера Клаудиуса Дорнье (два мотора и два винта – в носу и в хвосте) с целью побить рекорд скорости для самолетов с двигателями внутреннего сгорания, что, правда, осталось нереализованным. В случае же с Mazda RX-2 использовалась атмосферная вариация 12A на 130 лошадиных сил и 156 ньютон-метров крутящего момента.

Mazda RX-2 голубая с открытым капотом (2)

Мотор очень компактен. Он представляет собой небольшой бочонок диаметром около сорока сантиметров, расположенный под капотом, разумеется, продольно. Благодаря малой высоте двигателя, он сильно заглублен в подкапотном пространстве, понижая тем самым центр тяжести и хорошо влияя на управляемость машины. Мотор стоит настолько низко, что для удобства заливания масла используется трубчатый удлинитель маслозаливной горловины. Обслуживание и ремонт такого силового агрегата, за исключением капитального, весьма удобны – сверху на двигателе легко доступны стартер, генератор, вертикально стоящий масляный фильтр (к слову, тоже стоящий на проставке-удлинителе). Сбоку удобно подбираться к свечам.

Mazda RX-2 двигатель

Кстати, о свечах. Характерным признаком «ванкелей» того времени являются спаренные трамблеры и двойные катушки зажигания, ибо практически все роторно-поршневые моторы имеют по две (а некоторые – и по три) свечи на одну секцию-ротор. Это вынужденная мера, поскольку камера сгорания «ванкеля» имеет вытянутую форму и большой объем, что замедляет скорость горения рабочей смеси, если поджигать ее традиционно, в одной точке. Поэтому сжатая смесь воспламеняется дважды в разных местах камеры сгорания и с небольшим интервалом. Сперва «лидинговыми» (запальными) свечами, а затем «трейлинговыми» (дожигательными). Впоследствии схема с парными распределителями и катушками была упрощена – двойной поджиг стал обеспечиваться одним трамблером и одной бобиной.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Конкретно на этом экземпляре RX-2 при выдающемся состоянии кузова и родной краски оказалось, что двигатель гнал в масло антифриз, поэтому в России он прошел квалифицированную переборку. При пробеге в 108 тысяч километров все трущиеся поверхности ротора, статора и апексов оказались в безупречном состоянии, в итоге капремонт с полной разборкой ограничился заменой всех уплотнителей.

В движении

Устраиваюсь за рулем, что с моими крупными габаритами не так просто: регулировок сиденья минимум, а само кресло весьма незамысловатое, родственное вазовской «классике», которая уже не раз упоминалась в параллелях к RX-2. Руль, огромный и тонкий, как фломастер, просто утопает в ладони… Я-то еще помню свой первый 412-й Москвич с аналогичной баранкой, но автолюбителям последнего поколения будет очень непривычно. Диаметр руля – вынужденная мера, ибо вращать колеса через червячный редуктор, стоя на месте, немного сложно.

Mazda RX-2 голубая три четверти (1)

Впрочем, несколько неуклюжая в неподвижности, машина преображается в движении.

Роторно-поршневой мотор имеет меньшее число деталей, нежели традиционный поршневой, к тому же они все вращаются, не тратя энергию на трение возвратно-поступательного движения. А это означает удивительную отзывчивость на педаль газа, особенно выразительную из-за простой жесткой связи между дроссельной заслонкой и вашей ногой без отвратительных современных задержек, порождаемых «драйв-бай-вайром»… Двигатель раскручивается моментально и динамично бросает легкий автомобиль вперед.

Mazda RX-2
Краткие технические характеристики
Год выпуска:
1972
Тип кузова:
4-дверный седан
Пробег:
108 000 км
Двигатель:
роторный, Mazda Wankel 12A, 1,146л, 130 л.с.
Трансмиссия:
механическая, 4-ступенчатая

Никаких систем помощи водителю тут, разумеется, нет, поэтому при любом неосторожном обращении с газом на поворотах задняя ось так и норовит обогнать переднюю, тем более что к легкому срыву в букс весьма склонны ретро-шины. При этом рулится машина весьма «вкусно», несмотря на гипертрофированно огромный руль. Сказываются удачные настройки передней подвески, которая, как ни странно, сделана с гениальной простотой.

Mazda RX-2 голубая сзади (1)

Стойки Макферсон опираются на нижние поперечные рычаги, а роль продольных рычагов выполняет П-образная торсионная балка. Для понимания: в наиболее часто встречающемся Макферсоне применяются продольные рычаги в тандеме с П-образным стабилизатором поперечной устойчивости, а в RX-2 этот стабилизатор выполнен из мощного толстого прута и выполняет роль и стабилизатора, и рычагов одновременно. Точно такое же решение, к примеру, в отечественном автопроме появилось в 1990 году на ИЖ-2126 «Ода», будучи запланированным в начале 80-х. Правда, Ода рулится, как старый матрас на колесах, а RX-2 даже в 46-летнем возрасте ощущается четкой и собранной.

История модели

RX-2 является не самостоятельной моделью Mazda, а экспортным «суббрендом» Mazda Capella, оснащенной роторно-поршневым мотором.

Mazda Capella 1600 GL (SNA) '1971–74

Mazda Capella ‘1971–74

Первое поколение Capella выпускалось с 1970 по 1978 годы, заняв нишу между более мелкой Mazda Familia и более крупной Mazda Luce. Заднеприводный автомобиль компакт-класса был выпущен в кузовах седан и купе, с ручной четырёх- или пятиступенчатой МКПП и трёхступенчатым автоматом, с традиционными поршневыми моторами 1,6-1,8 литра, а также с двигателями Ванкеля объёмом 1,1 литра – 12A и 12B. На внутреннем японском рынке модификации с «ванкелями» именовались Capella Rotary и имели прицел на уход от повышенного транспортного налога, который начинался с полуторалитрового объема мотора. Все экземпляры Capella первых двух лет выпуска имели прямоугольные фары, которые затем сменились сдвоенными круглыми, как у героини нашего рассказа. Автомобиль экспортировали в Европу и США как под именем RX-2, так и под именем Mazda 616/618.

Mazda Capella Rotary Coupe (S122A) '1971–74

Mazda Capella Rotary Coupe ‘1971–74

Второе поколение Capella выпускалось с 1978 по 1982 годы и выглядело уже совсем иначе, потеряв изящество контуров кузова первого поколения и приобретя примитивные очертания, в которых преобладала прямолинейность. Автомобиль сохранил задний привод и компоновки седан и купе, удлинился сантиметров на десять, получил двухлитровый мотор и несколько улучшенную отделку салона. Версии RX-2 больше не было.

Mazda Capella 1800 '10.1978–80

Mazda Capella ‘1978–80

Третье поколение (1982-1987) осталось внешне достаточно примитивным «зубилом» в стиле 80-х, но некоторая общая «заостренность» контуров кузова придала ему стремительность и динамичность. К кузовам седан и купе добавился пятидверный хэтчбек. Привод стал передним, появилась модная для своих лет цифровая жидкокристаллическая комбинация приборов, инжекторные моторы, 145-сильный двухлитровый бензиновый турбомотор и 83-сильный дизель.

Mazda Capella Sedan '09.1982–87

Mazda Capella Sedan ‘1982–87

Четвертое поколение (1987-1992) Капеллы до сих пор встречается на российских дорогах, ибо попало их в нашу страну в первую волну экспорта подержанных «японцев» немало, и не все еще исчезли. Автомобиль, подросший слегка в длину и ширину, предлагался в широкой гамме кузовов – седан, купе, хэтчбек и универсал. Привод – передний, а также с четвертого поколения стал доступен электронно подключаемый полный.

Mazda Capella (GD) '06.1987–05.1992

Mazda Capella ‘1987–1992

Пятое поколение датируется периодом 1991-1997 годов и характерно типичным для 90-х «биодизайном». Гладкие «дутые» очертания, узкие фары, 2,5-литровый мотор V6. В пятом поколении автомобиль продавался как более роскошный под именем Cronos, дистанцировавшись от линейки Capella. Особого успеха Cronos не имел, и в шестом поколении, выпускавшемся с 1997 года, вернулось имя Capella. В кузовах седан, хэтчбек и универсал автомобиль производился до 2002 года, после чего его место в линейке заняла Mazda 6.

Mazda Capella (CG) '1994–97

Mazda Capella ‘1994–97

Поделиться: 0 5 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Нигмат Мухамадиев

О, Мазда старушка))

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Geely Emgrand EC7

Одни считают Emgrand EC7 “одним из первых нормальных китайцев”, другие полагают, что “нормальный” – слишком громко сказано. В своё время Эмгранд был сравнительно популярен среди любителей машин “побольше и подешевле”, а…

3787 4 0
Статьи / Интересно
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс

Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы…

2686 3 0
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

13746 1 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

2545 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

3238 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

4009 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

41410 29 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

15553 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

12592 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

27237 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21741 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4619 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

57623 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41786 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

17124 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

72241 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55893 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

55012 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?