Как Жигули, но лучше: тест-драйв Mazda RX-2 1972 года

4021 0 4
На капоте этого автомобиля видны характерные выштамповки, под которыми обычно отлично устраиваются объёмные V6. На RX-2 это всего лишь шутка дизайнеров, а объём мотора этой машины – всего чуть больше одного литра. И при этом Мазда способна отжигать так, как не могут некоторые современные автомобили. Так и должно быть, если этот литр – литр роторного мотора.

Снаружи

Mazda RX-2 – экспортная разновидность роторной Mazda Capella. При этом если в Японии под Капеллой подразумевалась яркая звезда из созвездия Возничего, то для экспорта за пределы страны маркетологи придумали иное происхождение имени – капеллой также именуют европейскую серну, элегантную и стремительную горную козу с длинными и загнутыми на концах рожками, распространенную в горах Пиренеев, Балкан, Карпат и Кавказа. Голова этой зверушки в стилизованном виде и изображена на декоративном шильдике на задней кузовной стойке.

Первая Капелла, как и RX-2 на ее базе, была весьма компактным автомобилем, тесноватым и скромно оснащенным. Однако её популярности у покупателей способствовали весьма серьезные ездовые качества – 130 лошадиных сил на 950-килограммовую машину позволяли зажечь от души. К тому же, как было принято в ту эпоху, свой вклад в продажи внесли успехи модели в автоспорте.

Mazda RX-2 голубая шильдик

Спартанская внутри, машина не была иконой дизайна и снаружи. Однако её облик однозначно демонстрирует, что в работе над кузовом преобладали усилия не дизайнеров-«утилитаристов», а дизайнеров-художников. Плавно расширяющаяся в заднюю стойку линия крыши, передние и задние двери с выраженными волнами очертаний и легкими подштамповками «плечиков», переходящих в крылья, покатый багажник – при общей неброскости у машины хватает приятных изюминок в экстерьере, формирующих если не узнаваемый, то во всяком случае, вполне гармоничный стиль.

Mazda RX-2 голубая спереди Mazda RX-2 голубая сзади

Mazda RX-2 голубая сбоку
Характерный рельеф на крышке капота – видимо, небольшая шутка от дизайнеров. Может показаться, что это выштамповки, позволившие разместить в моторном отсеке могучий V-образный мотор.

Mazda RX-2 голубая с открытым капотом (1)

Голубой металлик очень идет жизнерадостному и дерзкому автомобильчику. И, в общем-то, составляет ключевую его ценность, ибо это родная заводская краска, а не реставрационное восстановление. В таком виде машина была найдена застоявшейся и запылившейся на подземной парковке у владельца в Нью-Йорке с пробегом чуть больше 67 000 миль, после чего выкуплена и привезена в нашу страну. И когда стало понятно, что безупречный кузов под родным покрытием представляет главное достоинство экземпляра, автомобиль был покрыт так называемым «жидким стеклом» — прочным прозрачным полимером, защищающим заводскую краску.

Mazda RX-2 голубая фонари Mazda RX-2 голубая боковое зеркало
Mazda RX-2 голубая дворник Mazda RX-2 голубая шильдик (2)

Внутри

По интерьеру RX-2 – натуральный «жигуленок». Черный дерматин сидений, черный винил простейших плоских обшивок дверей, черное торпедо, черное ковровое покрытие с грубой фактурой… Всю эту темноту слегка разбавляют лишь рулевое колесо и набалдашник рукоятки КПП, которые сделаны из пластика, очень условно имитирующего дерево. В центре огромной и тонкой баранки поблескивает красный логотип, символизирующий ротор мотора Ванкеля.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Шкала спидометра, расположенного слева, размечена в милях (мы же помним, что машина прибыла к нам из Штатов). Красная зона тахометра (справа) начинается с 7 000 оборотов. Центральный «колодец» включает в себя стрелочные приборы уровня топлива, температуры и зарядки батареи.

Mazda RX-2 приборы

Все органы управления салонными функциями удобно выведены на панель в центре консоли – температура воздуха, вентилятор, музыка, прикуриватель. Из общего ряда несколько выделяется избыточно «роскошная» для столь простого салона рукоятка привода моторизованной антенны радиоприемника: для выдвигания и задвигания телескопического штыря, установленного в правом переднем крыле, нужно удерживать подпружиненный тумблер без фиксации.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

На заднем сиденье чуть попросторнее, чем в классических ВАЗах, но особо не разгуляешься. Из удобств – центральный подлокотник и «мясорубки» стеклоподъемников. Черт возьми, в Жигулях хотя бы пепельницы были в дверях…

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Железо

На автомобиле, как было принято в то время, стоит ведущий неразрезной задний мост, момент на который передается через кардан и ручную четырехступенчатую коробку передач от роторно-поршневого мотора 12A. Это достаточно хорошо известный и массовый для своей эпохи маздовский «ванкель», состоящий из двух роторных секций на общем коленвале с объемом 1 146 куб. см (2х573). Мотор 12А имел немало версий с различными мощностными характеристиками для разных моделей Mazda. Он даже летал на экспериментальном спортивном самолете DG-1 американской компании Aero Design Associates. DG-1 был построен по знаменитой схеме немецкого инженера Клаудиуса Дорнье (два мотора и два винта – в носу и в хвосте) с целью побить рекорд скорости для самолетов с двигателями внутреннего сгорания, что, правда, осталось нереализованным. В случае же с Mazda RX-2 использовалась атмосферная вариация 12A на 130 лошадиных сил и 156 ньютон-метров крутящего момента.

Mazda RX-2 голубая с открытым капотом (2)

Мотор очень компактен. Он представляет собой небольшой бочонок диаметром около сорока сантиметров, расположенный под капотом, разумеется, продольно. Благодаря малой высоте двигателя, он сильно заглублен в подкапотном пространстве, понижая тем самым центр тяжести и хорошо влияя на управляемость машины. Мотор стоит настолько низко, что для удобства заливания масла используется трубчатый удлинитель маслозаливной горловины. Обслуживание и ремонт такого силового агрегата, за исключением капитального, весьма удобны – сверху на двигателе легко доступны стартер, генератор, вертикально стоящий масляный фильтр (к слову, тоже стоящий на проставке-удлинителе). Сбоку удобно подбираться к свечам.

Mazda RX-2 двигатель

Кстати, о свечах. Характерным признаком «ванкелей» того времени являются спаренные трамблеры и двойные катушки зажигания, ибо практически все роторно-поршневые моторы имеют по две (а некоторые – и по три) свечи на одну секцию-ротор. Это вынужденная мера, поскольку камера сгорания «ванкеля» имеет вытянутую форму и большой объем, что замедляет скорость горения рабочей смеси, если поджигать ее традиционно, в одной точке. Поэтому сжатая смесь воспламеняется дважды в разных местах камеры сгорания и с небольшим интервалом. Сперва «лидинговыми» (запальными) свечами, а затем «трейлинговыми» (дожигательными). Впоследствии схема с парными распределителями и катушками была упрощена – двойной поджиг стал обеспечиваться одним трамблером и одной бобиной.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Конкретно на этом экземпляре RX-2 при выдающемся состоянии кузова и родной краски оказалось, что двигатель гнал в масло антифриз, поэтому в России он прошел квалифицированную переборку. При пробеге в 108 тысяч километров все трущиеся поверхности ротора, статора и апексов оказались в безупречном состоянии, в итоге капремонт с полной разборкой ограничился заменой всех уплотнителей.

В движении

Устраиваюсь за рулем, что с моими крупными габаритами не так просто: регулировок сиденья минимум, а само кресло весьма незамысловатое, родственное вазовской «классике», которая уже не раз упоминалась в параллелях к RX-2. Руль, огромный и тонкий, как фломастер, просто утопает в ладони… Я-то еще помню свой первый 412-й Москвич с аналогичной баранкой, но автолюбителям последнего поколения будет очень непривычно. Диаметр руля – вынужденная мера, ибо вращать колеса через червячный редуктор, стоя на месте, немного сложно.

Mazda RX-2 голубая три четверти (1)

Впрочем, несколько неуклюжая в неподвижности, машина преображается в движении.

Роторно-поршневой мотор имеет меньшее число деталей, нежели традиционный поршневой, к тому же они все вращаются, не тратя энергию на трение возвратно-поступательного движения. А это означает удивительную отзывчивость на педаль газа, особенно выразительную из-за простой жесткой связи между дроссельной заслонкой и вашей ногой без отвратительных современных задержек, порождаемых «драйв-бай-вайром»… Двигатель раскручивается моментально и динамично бросает легкий автомобиль вперед.

Mazda RX-2
Краткие технические характеристики
Год выпуска:
1972
Тип кузова:
4-дверный седан
Пробег:
108 000 км
Двигатель:
роторный, Mazda Wankel 12A, 1,146л, 130 л.с.
Трансмиссия:
механическая, 4-ступенчатая

Никаких систем помощи водителю тут, разумеется, нет, поэтому при любом неосторожном обращении с газом на поворотах задняя ось так и норовит обогнать переднюю, тем более что к легкому срыву в букс весьма склонны ретро-шины. При этом рулится машина весьма «вкусно», несмотря на гипертрофированно огромный руль. Сказываются удачные настройки передней подвески, которая, как ни странно, сделана с гениальной простотой.

Mazda RX-2 голубая сзади (1)

Стойки Макферсон опираются на нижние поперечные рычаги, а роль продольных рычагов выполняет П-образная торсионная балка. Для понимания: в наиболее часто встречающемся Макферсоне применяются продольные рычаги в тандеме с П-образным стабилизатором поперечной устойчивости, а в RX-2 этот стабилизатор выполнен из мощного толстого прута и выполняет роль и стабилизатора, и рычагов одновременно. Точно такое же решение, к примеру, в отечественном автопроме появилось в 1990 году на ИЖ-2126 «Ода», будучи запланированным в начале 80-х. Правда, Ода рулится, как старый матрас на колесах, а RX-2 даже в 46-летнем возрасте ощущается четкой и собранной.

История модели

RX-2 является не самостоятельной моделью Mazda, а экспортным «суббрендом» Mazda Capella, оснащенной роторно-поршневым мотором.

Mazda Capella 1600 GL (SNA) '1971–74

Mazda Capella ‘1971–74

Первое поколение Capella выпускалось с 1970 по 1978 годы, заняв нишу между более мелкой Mazda Familia и более крупной Mazda Luce. Заднеприводный автомобиль компакт-класса был выпущен в кузовах седан и купе, с ручной четырёх- или пятиступенчатой МКПП и трёхступенчатым автоматом, с традиционными поршневыми моторами 1,6-1,8 литра, а также с двигателями Ванкеля объёмом 1,1 литра – 12A и 12B. На внутреннем японском рынке модификации с «ванкелями» именовались Capella Rotary и имели прицел на уход от повышенного транспортного налога, который начинался с полуторалитрового объема мотора. Все экземпляры Capella первых двух лет выпуска имели прямоугольные фары, которые затем сменились сдвоенными круглыми, как у героини нашего рассказа. Автомобиль экспортировали в Европу и США как под именем RX-2, так и под именем Mazda 616/618.

Mazda Capella Rotary Coupe (S122A) '1971–74

Mazda Capella Rotary Coupe ‘1971–74

Второе поколение Capella выпускалось с 1978 по 1982 годы и выглядело уже совсем иначе, потеряв изящество контуров кузова первого поколения и приобретя примитивные очертания, в которых преобладала прямолинейность. Автомобиль сохранил задний привод и компоновки седан и купе, удлинился сантиметров на десять, получил двухлитровый мотор и несколько улучшенную отделку салона. Версии RX-2 больше не было.

Mazda Capella 1800 '10.1978–80

Mazda Capella ‘1978–80

Третье поколение (1982-1987) осталось внешне достаточно примитивным «зубилом» в стиле 80-х, но некоторая общая «заостренность» контуров кузова придала ему стремительность и динамичность. К кузовам седан и купе добавился пятидверный хэтчбек. Привод стал передним, появилась модная для своих лет цифровая жидкокристаллическая комбинация приборов, инжекторные моторы, 145-сильный двухлитровый бензиновый турбомотор и 83-сильный дизель.

Mazda Capella Sedan '09.1982–87

Mazda Capella Sedan ‘1982–87

Четвертое поколение (1987-1992) Капеллы до сих пор встречается на российских дорогах, ибо попало их в нашу страну в первую волну экспорта подержанных «японцев» немало, и не все еще исчезли. Автомобиль, подросший слегка в длину и ширину, предлагался в широкой гамме кузовов – седан, купе, хэтчбек и универсал. Привод – передний, а также с четвертого поколения стал доступен электронно подключаемый полный.

Mazda Capella (GD) '06.1987–05.1992

Mazda Capella ‘1987–1992

Пятое поколение датируется периодом 1991-1997 годов и характерно типичным для 90-х «биодизайном». Гладкие «дутые» очертания, узкие фары, 2,5-литровый мотор V6. В пятом поколении автомобиль продавался как более роскошный под именем Cronos, дистанцировавшись от линейки Capella. Особого успеха Cronos не имел, и в шестом поколении, выпускавшемся с 1997 года, вернулось имя Capella. В кузовах седан, хэтчбек и универсал автомобиль производился до 2002 года, после чего его место в линейке заняла Mazda 6.

Mazda Capella (CG) '1994–97

Mazda Capella ‘1994–97

Поделиться: 0 4 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Лучше, чем ничего: покупаем Lada Granta за 250 тысяч

Ругать все отечественное повелось еще со времен Петра (а на самом деле и в довладимирские времена), когда народ заглядывался на все заморские новшества. Потому неудивительно, что продукция нашего прославленного «дважды…

834 1 0
Статьи / История
Медуза Горгона с полным приводом: советский суперкар АЗЛК-2143

Вы когда-нибудь слышали про отечественный автомобиль марки «Яуза»? Я был одним из первых столичных автолюбителей, кто видел этот АЗЛК-2143 «живьём». Его внешний дизайн произвёл на меня такое жестокое впечатление, будто я…

533 0 0
Статьи / Финвопрос
От торговой войны Трампа с Китаем страдают Mercedes и BMW: запуск X7 под угрозой

Угрозы стали реальностью: Китай ввел огромные пошлины на импорт автомобилей из США. Вот только страдают из-за этого отнюдь не американские бренды: под ударом оказались Mercedes-Benz, BMW и Volvo, и их дальнейшая…

1066 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Лучше, чем ничего: покупаем Lada Granta за 250 тысяч

Ругать все отечественное повелось еще со времен Петра (а на самом деле и в довладимирские времена), когда народ заглядывался на все заморские новшества. Потому неудивительно, что продукция нашего прославленного «дважды…

834 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: детские болезни автомата и задиры в цилиндрах

В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не…

2138 11 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: кузов на клею и проблемы вентиляции

В 90-е корейские машины в России вообще не вызывали интереса, а в “нулевые” считались откровенно второсортными. Всё изменилось в 2010 году, когда в прессе появились сообщения о том, что на российский рынок выходит…

5854 24 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

23856 1 3
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13547 7 7
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

14738 5 9
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73857 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14426 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10447 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9891 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8585 0 0
Статьи / Военная техника
Что новенького НАТО нам готовит: обзор военных автомобилей на салоне Eurosatory-2018

Несмотря на политический кризис в Западной Европе, проливные дожди и наводнения, глобальную забастовку и транспортный коллапс, близ Парижа, вдали от посторонних глаз, состоялся Международный салон сухопутных вооруженных…

5676 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

376122 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

251978 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116398 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?