Привет, Олимпийский: опыт владения лимузином Mercedes-Benz V123

Машина — в стоковом состоянии, с сорокалетней историей — да еще какой! Может показаться, что это удел исключительно коллекционеров и реставраторов высокого полета. Однако чудеса случаются. Удлиненный 123-й Мерседес, обслуживавший сперва московскую Олимпиаду-80, а затем Гараж особого назначения Кремля, был совершенно случайно куплен по цене подержанного «Логана», и теперь радует хозяев эксклюзивностью, исторической ценностью, и, как и положено, удивляет старонемецкой надежностью.

Герои

Mercedes V123 — удлиненный 7-местный седан 1978 года выпуска, приобретенный Олимпийским комитетом СССР в числе партии, закупленной к Олимпиаде-1980. Задний привод, 3-литровый дизель OM617 88 л.с., механическая КПП. Пробег — 324 000 км. Машины в таких кузовах использовались для встречи официальных делегаций, спортсменов и журналистов, для развоза их по отелям и экскурсий по достопримечательностям столицы.

Владельцы — семья москвичей Максим и Наталья, предприниматели, большие любители и ценители автомобилей вообще и Mercedes — в частности. Машина приобретена ими менее полугода назад, для души — но не как памятник, а как вполне ездовой экземпляр. При наличии в семье еще двух авто, за лето ретро-Мерседес накатал не менее пяти тысяч — в основном, по классическим и романтическим, как и он сам, маршрутам: на родину Есенина в Константиново, к Чехову в Мелехово, к Толстому в Ясную поляну, в Калязин и тому подобные места.

001

Снаружи

Многие ретро-кары вызывают непроизвольную улыбку, но этот Мерседес классического черного цвета смотрится совершенно всерьез и сегодня.

У машины — редкие «двухэтажные» бампера, которые именовались «заячьи уши» — «Die Hasenohren». Для русского слуха прозвище странноватое — не у всякого, прямо скажем, ассоциируются с заячьими ушами две горизонтальные и параллельные линии блестящего хрома…

008

Колеса не родные — 14-дюймовое литье Penta от 126-го Мерседеса. Эти диски с узнаваемым всеми, кто понимает, дизайном, очень гармонируют по стилю и возрасту с машиной, но владельцы планируют когда-нибудь поставить родную штамповку с колпаками. Процесс тормозит то, что не кривые диски и не убитые колпаки найти, как выяснилось, непросто.

010

Кстати, у автомобиля имеется фаркоп, и это, как ни странно, не гаражная доработка, а штатная опция! Если, скажем, требуется встретить из аэропорта группу в пять-шесть-семь человек, то соответствующее количество чемоданов багажник машины, разумеется, не вместит, поэтому в Европе такие машины запросто использовались с прицепами, не вызывая никакого удивления.

Внутри

Со стороны водителя и переднего пассажира в нашем Мерседесе — все, как у любого W123, коих миллионы. Все удобно, все рационально и технологично — «практиш и гут». Особенность конкретно этого экземпляра — разве что в раздельной регулировке печки для правой и левой стороны. Но это не признак лонг-версии — такое нередко встречалось и у машин стандартной компоновки.

Комфорт задних пассажиров V123 по сегодняшним меркам можно назвать практически сплошным аскетизмом! Возможность сложить откидной ряд, пепельницы в дверях да открывающиеся форточки-«странички». Ни электростеклоподъемников, ни кондиционера… Обивка потолка — из дырчатого винила, как в «жигулях»… Впрочем, тут надо делать поправку на сущность машины — многих, как правило, сбивает с толку удлиненный кузов Мерседеса, ассоциирующийся с персональным лимузином и нарочитой роскошью. Но V123 — не лимузин для олигарха, он — рабочая лошадка для публики хотя и приличной, но попроще.

017
019
018

Средний ряд сидений-«страпонтенов» складывается вперед, как книжка (целиком или по частям, в соотношении два к одному) — в этом случае сзади легко разместиться предельно свободно: члены сборной по баскетболу могут вытягивать ноги! Ну а если нужно перевезти семерых — тогда сиденья среднего ряда поднимались, и на них в близкой к «табуреточной» позе усаживались пассажиры некрупного телосложения.

Железо

Этот V123 носит индекс 300 D, и под капотом у него, соответственно, дизельный мотор. Узнав его возраст вкупе с «олимпийским» характером закупки, можно удивиться, что СССР в 1978 году массово приобретал легковые дизели. Все-таки в то время в нашей стране этот тип мотора считался стопроцентно тракторным и грузовым. Но партия дизельных Мерседесов была приобретена не из желания приобщиться к необычным для нашего автопрома технологиям, а из опасения, что привередливые немецкие двигатели поперхнутся советским бензином! Дизельные же движки считались более неприхотливыми, и предполагалось, что обеспечить стабильную работу и отсутствие сюрпризов на солярке будет проще, чем на бензине…

Олимпийские эксклюзивы СССР: самые яркие машины Олимпиады-80 СССР не разменивался на мелочи – даже такое по умолчанию масштабное событие, как летние Олимпийские игры, в 1980 году запомнилось миру особо грандиозным размахом. Автомобили для московской О...

При этом Олимпийский комитет СССР выбрал самый мощный и объемный мотор — 3-литровый 5-цилиндровый рядный OM617, но сэкономил на комплектации — вместо кожи салоны машин получили ткань и кожзам, ручную КПП — вместо пугающего отечественных механиков автомата... В общем, логика советского МОКа была причудлива.

Так или иначе, но двигатель OM617, ведущий свой род из 1968 года, форкамерный, с цепным приводом ГРМ и двумя клапанами на цилиндр, оказался настолько удачным мотором, что выпускается и поныне практически в неизменном виде — его до сих пор ставят на Гелендвагены для армии, где не нужен прямой впрыск и нежные насос-форсунки с высокими экологическими нормативами… В разные годы этот двигатель имел немало модификаций, различающихся диаметром цилиндров, ходом поршня, настройкой ТНВД, включая турбированные.

В нашем же случае, OM617, совмещенный с простой ручной 4-ступенчатой коробкой, обладает мощностью 87 л.с. (65 кВт) с крутящим моментом 172 Нм на 2400 оборотов. При этом в российском ПТС у него записаны совсем другие цифры — 138 л.с. и 100 кВт. С какого «потолка» они взяты и когда возникли — сейчас уже не узнать… В линейке OM617-тых версии с такой мощностью не было — 121 «силу» развивала только турбо-модификация.

026

На торпедо, возле левого подрулевого переключателя располагается небольшой вертлюжок-регулятор. Он в небольших пределах управляет холостыми оборотами дизеля в режиме прогрева, дублируя через тросик тягу от педали газа к ТНВД. Причем прибавляет обороты при вращении против часовой стрелки, а не наоборот, что было бы логичным...

027

Механический топливный насос Bosch, сердце любого «трактора» — простой и очень надежный, такой не подводит внезапно, в отличие от современных дизельных систем. Как и на любом старом дизеле, на нем имеется рычажок принудительного глушения «stop» — если отказал вакуумный привод глушилки или по каким-то причинам мотор пошел вразнос…

029

Еще тут имеется отдельный насос для работы вакуумного усилителя тормозов и привода пневматических замков дверей и багажника. Сейчас, правда, система замков неисправна, и двери работают чисто по механическому принципу.

031

История покупки

У нас в разное время было много 123-х Мерседесов, мы давние поклонники этой классической модели. Полгода назад мы нашли V123 по объявлению, приехали посмотреть — и просто влюбились!
Наталья
владелица лимузина Mercedes-Benz V123

В СССР эта машина попала в числе сотен Мерседесов, закупленных Олимпийским комитетом для обслуживания Олимпиады-80. По словам Натальи и Максима, информация по олимпийским Мерседесам сильно «гуляет» в разных источниках — кто-то говорит, что их было 350, иные — 1200, звучат и другие цифры… Из общего числа (опять-таки по неточным данным) удлиненными семиместными V123 были не то не более 30, не то не более 50 машин. Некоторые из них действительно частенько мелькают на кадрах олимпийской хроники тех лет.

007

После Олимпиады Мерседес находился в ведении «ГОНа» — кремлевского «гаража особого назначения» (он же «Автобаза №1», он же Транспортный комбинат «Россия»). Несколько лет назад автомобиль списали по возрасту, машину по остаточной стоимости выкупил её же водитель и через какое-то время перепродал некоему ценителю автостарины. Ценитель вскоре умер, а его дети просто не знали, что с ней делать и не вникали в ценность экземпляра. В результате машина попала к автоперекупщику…
Наталья
владелица лимузина Mercedes-Benz V123

А вот теперь, внимание, барабанная дробь — объявляются цифры! Нынешние владельцы, Максим и Наталья, приобрели машину у перекупщика за совершенно смешные для столь исторического автомобиля 300 тысяч рублей, а перекупщик и вовсе перехватил её у наследников за 100 тысяч «деревянных»... В такую историю поверить просто невозможно, однако чудеса случаются!

На сегодняшний же день, согласно базе ГИБДД (мы проверили через знакомых!) таких удлиненных 7-местных V123 в России осталось 7 штук, включая наш экземпляр. Машина привлекает внимание, на неё бурно реагируют на улице, фотосессии начинаются, показывают большой палец и т.п. У нас как-то был Bentley Arnage — но он такого фурора не вызывал никогда! Недавно мужчина на новеньком Geländewagen так загляделся на нашего «олимпийца», что въехал во впереди идущую машину... Жертвой любви к ретро-Мерседесам стала Kia Rio — хорошо хоть скорость была небольшая.
Максим
владелец лимузина Mercedes-Benz V123

Ремонт и обслуживание

Машина находится в собственности у нынешних владельцев меньше полугода, и пока по ремонту на старичке ничего не делалось — поскольку проблем, требующих немедленного вмешательства, в Мерседесе просто не оказалось. Тот случай, когда перекупщик не врал, и автомобиль действительно был в состоянии «сел и поехал». Поэтому Максим и Наталья лишь строят планы на 40-летний юбилей своего «олимпийца», к которому планируют подарить ветерану серьезную реставрацию с полным сохранением аутентичности. Из нештатных доработок хотят разве что поставить автоматическую КПП, но это крайне мягкое вмешательство в оригинальность, поскольку комплектация с «автоматом» у этой машины существовала, и коробка будет родной для 617-го дизеля.

KC2A9405

Тем не менее, прицениваться к запчастям уже приходится — хотя обычный W123 в ремонте необременителен, на лонг-версию многое дорого и редко. К примеру, задние двери, оригинальные только для этого кузова, — большой дефицит; на eBay одна дверь далеко не в безупречном состоянии стоит тысяч 50 в переводе на рубли, да еще придется поискать. Задние открывающиеся форточки подгнили, стоят они около 16 тысяч рублей штука, и на каждом шагу их тоже не встретишь.

Также на машине требует работ хромированный пакет отделки — что-то утрачено, что-то нужно отдавать в гальванику на перепокрытие. На порогах автомобиля еще в период его «госслужбы» зачем-то были сняты декоративные накладки, которые в итоге исчезли — придется разыскивать такие же…

006

Плюс, как уже было сказано выше, нужно восстановить оригинальные пневмоприводы дверных замков, которые явно были переделаны специально, ради упрощения обслуживания. В общем, фронт будущих работ постепенно формируется.

На фоне серьезных и дорогостоящих работ теряются некоторые мелочи, которым тоже придется уделять внимание. В торпедо врезан жигулевский прикуриватель — видимо, электрики ГОНа устали бороться со штатным гнездом внутри пепельницы и получающим питание по её салазкам, которые с годами окисляются и перестают нормально проводить ток… Под капотом прикручен ржавый советский контактор от грузовика в качестве выключателя массы — видимо, отключения батареи на стоянке требовали правила ГОН. В бачке омывателя лобового стекла с годами оказался утрачен подогреватель…

011

Мини-тест-драйв

Машина буквально источает ауру уверенности. «Мы в ней ездили на дальние маршруты, и, не поверите, уверены в ней больше, чем в нашей повседневной Audi A8, которой несколько лет… А наш десятилетний Туарег этому Мерседесу уже приходилось выручать, когда у Туарега на Третьем кольце умер бензонасос», — отмечает Наталья.

Сперва, разумеется, сажусь на заднее сиденье — в такой машине хочется почувствовать ощущения пассажиров. Вольно вытягиваю ноги, что при моих метре восемьдесят шесть сделать в большинстве машин нереально. Тяжелый Мерседес проходит лежачие полицейские, как будто их нет, шумы с улицы практически не проникают — двойные резинки уплотнителей дверей сохранили эластичность, слышно только рычание дизеля.

004

В душе просыпается несвойственное барство, хочется слегка постучать водителя по плечу и ляпнуть невпопад что-то вроде «а езжай-ка ты, голубчик, к Яру»... Впрочем, сбрасываю наваждение и пересаживаюсь на откидной ряд. Но это уже совсем не то, братцы! После заднего дивана ощущаешь себя человеком второго сорта — спинка жесткая и слишком вертикальная, подушки тоже не очень…В общем, не засидишься.

Теперь — за руль. После запуска холодного мотора приходится прибавлять оборотов ручкой под панелью приборов. Прогреваемся, трогаемся. Машина разгоняется вяловато — даже по меркам современного 100-сильного бензинового бюджетника. В голове всплывает название фильма «Мерседес уходит от погони», вышедшего, что характерно, в 80-том олимпийском году. На этом Мерседесе от погони явно не уйдешь, ведь, согласно табличке под капотом, полная допустимая масса автомобиля составляет 2280 килограммов… Однако «бегемот» едет, и едет уверенно — старый «мерин» не создан для спешки!

005

Маневрирование требует определенного привыкания, но большой угол поворота колес передней оси облегчает задачу. У нашего экземпляра явно требует внимания кулиса КПП — ход включения передач очень большой, рука буквально упирается в консоль при втыкании первой и третьей; возможно, в кулисе КПП изношены резиновые втулочки. Зато тормоза порадовали — четкие и цепкие — суппорта явно вовремя проходили профилактику!

История модели

Серия W123 выпускалась с 1976 по 1984 годы. Сменила она весьма удачную же серию W114/115, узнаваемую по характерным «вертикальным» фарам, сама же впоследствии была вытеснена серией W124 — Мерседесами с уже куда более узнаваемым и привычным нам обликом, отошедшим от характерного дизайна 70-80-х, и, кстати, тоже впоследствии заслуженно получивших в народе титул «вечных» и «неубиваемых».

002

W123 — очень качественно сделанный автомобиль; из почти 2,7 миллионов выпущенных машин, самым молодым из которых сегодня 32 года, а самым пожилым, соответственно — 40 лет, множество до сих пор на ходу, особенно в странах с теплым климатом, где кузова не гнили, а моторы ходили по полмиллиона, зачастую не нуждаясь после такого пробега в прошлифовке шеек коленвала.

009

Комфорт при езде обеспечивала полностью независимая подвеска всех колес (привод, естественно, задний, с передачей момента от редуктора на колеса через ШРУСы), тормоза по кругу — дисковые; в общем, машина была достаточно продвинута для своего времени, хотя инновационной не считалась — решения применялись в основном только проверенные. Разве что турбированный дизельный мотор стал новацией для легкового автопрома. Комплектации «сто двадцать третьего» были и достаточно пустые — даже без гидроусилителя руля, а были и достаточно «фаршированные» — с многочисленными подогревами, ABS, каталитическим нейтрализатором и т.п.

Карл Бенц: механик, который не любил паровозы Его история, в общем-то, типична для бизнесменов-новаторов: много-много падений, еще больше неверных решений, а в итоге – слава великого конструктора и пионера. Интересно другое: если бы не...

Известна курьезная история про волнения в среде немецких таксистов, когда было объявлено о снятии «сто двадцать третьих» с производства по причине смены модели. Один из таких таксистов несколько лет назад выставил на продажу новенький W123 без пробега, который он приобрел в 1984-ом про запас, но так и не пустил в дело, поскольку его аналогичная основная рабочая машина служила и служила, не подводя...

Интересно, что 53 из каждых 100 проданных автомобилей были дизельными — линейка W123 окончательно закрепила за дизельным двигателем имидж едва ли не лучшего мотора для легковых машин. Во всяком случае, лучшего для машин, рассчитанных на спокойные миллионные пробеги — это уж точно. И хотя «сто двадцать третий» не был в этом пионером (первый дизель на легковых Мерседесах появился еще до Второй мировой, а двигатель OM617, установленный на машине из этой статьи, пришел на неё с предыдущей серии W115), гармония надежности моторов и всего автомобиля в целом породили популярное мнение, что 123-я серия была лучшим из всего, что создал Mercedes-Benz, и остается лучшим по сей день.

Да, безусловно, с каждым годом в машинах из Штутгарта появляются все новые головокружительные технологии, но одновременно снижается эксплуатационная надежность и ремонтопригодность автомобилей. В «сто двадцать третьем» же были безупречно сбалансированы надежность и комфорт — да, с поправкой на свое время, конечно же, но этот баланс дорогого стоит и ценится до сих пор.

003

Опрос
Как вам этот Мерседес?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
25.10.2016 23:14
Artem Pavlenok

Великолепный автомобиль! В отличном состоянии, да и за такие деньги, очень шикарное вложение средств. Кусочек истории.

3

26.10.2016 12:30

Убогие фото убили все впечатление от хорошего олд-таймера! Светлана судя по другим материалам смотрю не сильно заморачивается с выбором места и ракурсов. На ходу отщелкала и нормально!


07.11.2016 13:14

фото не очень, мягко говоря. такой Мерседес достоин нормального фотосета

1

07.11.2016 23:35
СМВ

Уже была статья про этот МБ в этом году

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings