Читайте также

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

10068 2 11
Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих направление)”. Я вцепился одной рукой в крышку люка, а другой рукой схватился за кромку его проёма. Танк взревел и тронулся. И тут я понял, что это хрустят пальцы, а не броня. Ох, а ведь это только начало... Только бы как-то пережить эти минуты и хотя бы попытаться надавить на эти рычаги самому!
 

“Спасибо” НАТО

История этого танка заслуживает особого внимания. Без неё будет не совсем понятно, почему Т-62 получился именно таким, каким получился.

Всё началось в середине 1950-х. На вооружении Советской армии тогда стоял танк Т-54 и его модификация Т-55. Он был принят на вооружение ещё в 1946 году, и ни у кого язык не поворачивался назвать его плохим. Особенно у друзей из капиталистических стран. Но за десять лет буржуи (в первую очередь — заокеанские) здорово умотали вперёд и построили танк M48 (он же — Паттон III или Паттон 48). Коварные американцы сделали хитрый шаг: они впервые башню не сварили, а отлили. И наши Т-54 с такой башней ничего сделать не могли: их 100-мм нарезные пушки Д-10Т пробить броню М48 не могли. А это было, с военной точки зрения, неправильно. И тогда танк решили модернизировать ещё раз.

Новый проект назвали “Объект 140”. Его пытались построить на базе старого Т-54, но получилось не очень хорошо. К 1958 году стало понятно, что получается сложный и нетехнологичный монстр, который никому не нужен и задаром (хотя на его разработку ушло 16 миллионов рублей, по тем временам — сумма огромная). Главный конструктор “Объекта 140” Леонид Николаевич Карцев остался очень недоволен своим детищем. Впоследствии он написал о нём так:

К отдельным деталям моторного отделения вообще невозможно было добраться обычным способом. Две тяги, например, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через люк в днище танка, только вооружившись зеркалом, как это делают дантисты при пломбировании труднодоступных зубов. Форсунки нижнего блока двигателя можно было заменить также только через люки в днище танка. И вообще, подмоторная часть днища «объекта 140» состояла практически из одних люков.

DSC_0004

Проект свернули. Как говорил тот же Карцев, сделали это без тяжёлых последствий. Отчасти благодаря тому, что параллельно “Объекту 140” шла разработка ещё одного проекта — “Объекта 165”. Он представлял собой гибрид из сразу нескольких наработок и уже существовавшего на то время Т-55:  корпус и башню взяли от “Объекта 140”, боевое отделение — от “Объекта 150”, а мотор, трансмиссию и ходовую часть позаимствовали как раз от Т-55. Про Т-55 мы уже упоминали, про “Объект 140” тоже, а вот что такое “Объект 150”? А это ещё один наш подарок империалистам — первый и единственный ракетный танк, ставший потом известным под названием ИТ-1  — “истребитель танков”. В общем, заготовок было много, и новый “Объект 165” был готов всего за два года: в 1959 году на свет появились первые образцы нового танка. Ещё два года ушло на их обкатку, устранение замечаний и приёмку на вооружение. В итоге Т-62 был принят летом 1962 года.

Этот танк теоретически мог справиться с любой существующей на то время бронетехникой стран НАТО. И именно им мы должны сказать большое человеческое “спасибо” за Т-62. Вашими молитвами, как говорится.

Сталь против стали

Конечно, первое, что бросается в глаза — это ствол пушки. Стрелять из неё нельзя — танк демилитаризованный, и оружия в нём нет. Пушка осталась, но она тоже в нерабочем состоянии. Но она заслуживает несколько добрых слов: её можно считать гордостью этого танка.

Дело в том, что Т-62 — это первый в мире танк с гладкоствольным орудием. Казалось, нарезное было бы уместнее, почему оно гладкоствольное? А это как раз обусловлено спецификой танка — дырявить другие танки. Гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот» была получена путём модификации пушки Д-54. Последняя на вооружение так и не встала, причём сразу по двум причинам.

DSC_0044

Во-первых, она оказалась недостаточно эффективной в борьбе с иностранной бронетехникой, а во-вторых, военным очень не понравился дульный тормоз. Вы наверняка видели, что такое дульный тормоз — такая набалдашка на конце ствола. Если коротко — она помогает снизить отдачу при выстреле. Но всё-таки военные от него решили отказаться. Во-первых, он сильно демаскирует танк — при выстреле там видны и дым, и пламя. Во-вторых, дульный тормоз опасен для десанта, который во время выстрела может ехать на броне. В итоге военные решили, что чёрт с ней с отдачей, но тормоза не надо. Осталось решить вопрос с бронебойностью.

Тут пошли простым путём: убрали нарезку. Заряд снаряда без нарезки можно увеличить, а значит, лететь он будет веселее. Так и получилось. Вот так из пушки Д-54 получилась совсем другая пушка У-5ТС.

Есть у этой пушки и ещё две “фишки”, которые сделали её для своего времени почти революционной. Первая — это устройство для выброса стреляных гильз. После выстрела оно выбрасывает гильзу через люк в башне — таким образом сэкономили внутреннее пространство. Вторая особенность У-5ТС — новый стабилизатор «Комета» вместо «Молнии» на Д-54. С ним можно было стрелять из пушки на ходу, что для танка с гладким стволом было в новинку.

Казённая часть пушки

Казённая часть пушки

Ну а теперь перейдём непосредственно к танку.

Честно говоря, вокруг него можно ходить часами, но ничего интересного снаружи не видно. Просто 37 тонн стали и брони. Простому глазу не видно, что корпус танка  собран из листов катаной броневой стали толщиной от 16 до 100 мм. Причём сталь тут не простая, а хромо-никель-молибденовая.

Зато если забраться наверх танка, то можно увидеть щиты, закрывающие его моторно-трансмиссионное отделение. И вот тут уже интересно: тут как раз и стоит самая тонкая броня — 16 мм. Но один человек замучается открывать эти люки. Смотрите сами: сначала надо взять ключ на 27 и открутить болты. Потом этим же ключом сдвинуть запоры люков. А потом — открыть люки, суммарный вес которых составляет приблизительно 700 кг. Задача не из лёгких. В общем-то, поэтому мы в моторный отсек и не попали — это долго и очень сложно. Но кое-что про мотор всё-таки расскажем.

1 / 2
Люки моторно-трансмиссионного отделения
2 / 2
Запоры люков моторно-трансмиссионного отделения

Есть такой миф: ресурс танкового двигателя очень маленький, ибо он должен выдержать бой, а потом его всё равно надо “капиталить”. Этот вопрос я задал механику-водителю. Мехвод ответил уклончиво:

— А я знаю? Работал бы на заводе — сам бы спросил. Вон, 10 тысяч — и опять расход масла 20 литров. Опять на капиталку…

Что ж, отчасти миф подтверждён. Но если серьёзно, гарантийный срок работы двигателя был заявлен в 350 часов. Действительно, не слишком много. А что это за мотор вообще?

Тут стоит дизель В-55В. Это четырёхтактный мотор V12 объёмом 38,9 л. Максимальная мощность для такого объёма не так уж велика — 580 л.с. Зато момент поистине танковый — 2 250 Нм. Расположен мотор поперечно. Коробка передач — пятиступенчатая. Подробнее о них мы расскажем чуть ниже.

1 / 2
Прибор наблюдения заряжающего
2 / 2
Прибор наблюдения наводчика

Я не буду углубляться в изучение средств связи, наблюдения и навигации. Если коротко — они тут есть. У командира есть бинокулярный перископический смотровой прибор ТКН и электронно-оптический инфракрасный прибор ночного видения. У наводчика есть ещё и  призменный перископ ТНП-165. Хуже всего приходится мехводу: в бою он может смотреть на мир только через два неподвижных призменных перископических прибора однократного увеличения. Причём один из них смотрит прямо вперёд, а второй — чуть правее курса. А вот что творится сбоку, механик-водитель не видит вообще.

Перископический прибор механика-водителя

Перископический прибор механика-водителя

Уже очень не терпится залезть на место механика-водителя, но начнём мы всё-таки не с этого, а с покатушек на месте командира танка.

Тут вам не Европа!

К сожалению, этот танк демилитаризован чуть более, чем полностью, поэтому в башне и центральной части танка царит разруха. Тут не осталось даже сидений для экипажа. Так что мне придётся устроится мягким местом на броне, свесив ноги просто в пустоту люка. Держаться не за что, а вот люк держать надо. Жить хочется, поэтому держимся изо всех сил. Пуск мотора, погнали!

DSC_0030

Если честно, я ожидал, что сейчас как затрясёт да заколбасит! А ничего подобного. Танк идёт очень мягко, не чета этим вашим Киа Соул. Ну а как иначе — почти сорок тонн… А ещё — индивидуальная торсионная подвеска. К тому же тут есть даже гидравлические амортизаторы, соединенные с балансирами передних и задних опорных катков. Сами же катки тут обрезиненные, так что ход у танка удивительно плавный. А вот когда водитель подвёз меня к снежной горе, я понял, что всё, отписался. Но ничего подобного: для танка это не преграда! Ну и надо отметить, что механик-водитель у нас замечательный, так что скоро стало даже скучно. Единственное, что развлекало — это дымовая завеса, которую устроил жрущий масло дизель. Какая уж тут маскировка…

От такой “экологии” в Европе сошли бы с ума. Хотя от Т-62 сошли бы с ума, даже если бы он укладывался в Евро-6.

Ну а как тут на месте мехвода? О, сказочно! Сказочно тесно.

Так выглядит место мехвода

Так выглядит место мехвода

У кресла водителя есть регулировка, которая, грубо говоря, сводится к трём положениям: голова наружу, голова внутри и «серединка». В боевых условиях, конечно, кресло надо опустить и закрыть люк. Но тогда тут практически вообще ничего не видно! Разумеется, на танковом полигоне это не слишком критично, но всё равно очень неуютно. Можно занять компромиссное среднее положение, и тогда можно выглядывать из люка, высунув голову. Так мы и сядем.

Все вы прекрасно знаете что руля у танка нет. Так что будем рассказывать об “ухватистых” и “пухлых” рычагах фрикционов (на самом деле никакие они не ухватистые и тем более не пухлые). Тут нет даже нормальных педалей. Точнее, педаль газа нормальная, а вот тормоз и сцепление — это какие-то лошадиные стремена, а не педали.

DSC_0029

Так, что тут нам надо знать, прежде чем тянуть руку к кнопке стартера? Во-первых, обратим внимание на рычажок перед рычагом КП. С его помощью перед пуском мотора нам надо подкачать топливо. Хитрый “барашек” рядом с ним — переключатель между топливными баками. Баков на Т-62 несколько. Основные стоят внутри корпуса, и они надёжно защищены бронёй. Снаружи вдоль правого борта есть ещё два запасных бака, из которых солярку можно перекачать в основные. Но мы этот переключатель не трогаем. А вот кнопку маслозакачивающего насоса (МЗН) нажать придётся: перед пуском дизеля в него надо “накачать” масло. Но перед этим нужно ещё включить “массу”. Для этого нажимаем кнопку питания, расположенную почти около правого уха.

DSC_0026

Вообще, тут всё сделано так, чтобы танкист в бою выжил, но ужасно измучился. И кнопок, которые легко нажимаются пальцем, тут тоже почти нет. Поэтому по кнопке массы приходится стучать кулаком. Теперь нажимаем кнопку МЗН, ждём несколько секунд и жмём кнопку стартера. В принципе, мотор можно запустить и сжатым воздухом, но у нас все четыре 24-вольтовые АКБ заряжены. Итак, дизель запущен.

Знаете, чем обычная современная машина, даже грузовая, отличается от танка? В ней всегда тише, чем снаружи. Закрыл окошко — и мотора почти не слышно. А вот в Т-62 всё строго наоборот. Рёв внутри танка просто чудовищный. Мехвод хотя бы в шлеме, а вот у меня уши ничем не прикрыты. Орать тут тоже бесполезно, так что заткнулись и терпим.

Терпим не только шум, но и унижения от рычагов трансмиссии. Помнится, я как-то радовался, что рычаги Шерпа можно двигать пальчиками. Но Т-62 — ни разу не Шерп, хотя тут тоже есть бортовая трансмиссия. Правда, другая. Тут стоят двухступенчатые планетарные механизмы поворота с блокировочными фрикционами. У рычагов два положения, и в зависимости от того, насколько сильно потянуть рычаг на себя, радиус поворота меняется. Само собой, ступенчато. Как наш мехвод умудрялся рулить этим танком точно — ума не приложу.

Силу надо прикладывать не только к рычагам, но и к педалям. Но тут выручает посадка: ноги выпрямить просто негде, поэтому они всё время согнуты в коленях. Упираемся спиной в кресло и давим со всей дури. И при переключении передач не забываем нажимать “собачку” на рычаге. Кстати, коробка тут пятиступенчатая с абсолютно нелогичной схемой переключения передач: первая — вниз, вторая — влево и вниз, третья — влево и вверх, четвёртая — вправо и вверх, пятая — вправо и вниз, а задняя — просто вперёд.

Баки-стеллажи

Баки-стеллажи

Контрольный выстрел в голову — это абсолютная невидимость органов управления в “походном” положении. Выручает страшная теснота: руками махать негде, и рычаги находятся сами собой. Если опустить голову в танк, органы управления видны, но не видно дорогу. И вообще ничего не видно.

Допускаю мысль, что мне с ростом метр восемьдесят в танке вообще не место. Я тут не мог развернуться с фотоаппаратом, а как тут воевать — вообще непонятно. И не дай бог этого понять.

Т-62 закончили выпускать в 1975 году, но встретить их можно до сих пор. Из недавних боевых действий можно вспомнить вооружённый конфликт в Южной Осетии, гражданские войны в Ливии и Сирии. Т-62 до сих пор стоит на вооружении 13 стран мира. Хороший, конечно, танк. Но пусть лучше он стоит, а не ездит и стреляет. Так всем будет лучше.

Выражаем благодарность за предоставленную на тест-драйв машину межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”.

Поделиться: 0 11 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Pavel Elagin

Последний советский танк унитарного заряжания... Выстрел для его пушки был приличных размеров, ну и люк заряжающего был соответствующий - практически любой комплекции мужик мог забраться в Т-62.

e m e r a l d

Хорошая статья.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Стоит ли покупать электронный полис ОСАГО, и как не ошибиться при покупке

Электронное ОСАГО – не новинка, и многие автовладельцы давно перешли исключительно на такой способ приобретения страховых полисов. Тем не менее, немало и тех, кто пока не рискует покупать ОСАГО в Интернете, опасаясь…

128 0 0
Статьи / История
Подъёмные, заправочные и не только: каким был советский спецтранспорт для аэропортов

В 1950-е годы в неисчерпаемом море советской специальной автотехники появился абсолютно новый класс необычных и практически никому не известных аэродромных машин для обслуживания в крупных аэропортах страны…

772 0 0
Статьи / Тесты
В глаза мне смотри: угадываем советские автомобили по их оптике

Мы как-то проверяли вас на знание автомобилей, предложив угадать машину по очертаниям включенной оптики . Сегодня все кажется проще: фары будут выключены, а машины будут сплошь советскими. Думаете, умения различать…

3161 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: предательство гидротрансформатора и очень странный V6

Первая часть обзора нас обнадёжила: рама Эксплорера практически вечная, кузов имеет ряд предательски ржавеющих зон, но в целом тоже крепок. Подвески, за исключением пары грешков, тоже денег не просят, а…

1365 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: скрытая от глаз коррозия и неинтересная электрика

Мы продолжаем изучать большие американские SUV начала “нулевых”, многие из которых дожили до наших дней во вполне ещё добром здравии, не в последнюю очередь благодаря относительной простоте конструкции. Как и Tahoe,…

2337 0 3
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

37286 12 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

38350 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22782 4 6
Тест-драйвы / Одиночные
Обычная пятёрка за 3 миллиона: опыт владения BMW 5 series E39

Что можно купить, если у тебя есть 3 миллиона рублей? Новую пятёрку “на минималках”, коллекционный янг- или даже олдтаймер, четыре Соляриса для таксопарка… А можно потратить их на BMW E39 528i, одну из самых странных…

19166 37 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19661 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7249 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3070 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55486 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39722 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15932 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

68809 26 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52990 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52947 0 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?