Прабабушка самого популярного купе в России: опыт владения Toyota Celica II

3840 1 9
Toyota Celica – самый распространенный автомобиль в кузове купе в нашей стране! Этих машин разных поколений по всей России зарегистрировано без малого 11 тысяч экземпляров – больше, чем каких-либо иных моделей «купешек» других марок. Вот только первой-второй генераций среди них очень мало – возраст Селик-прабабушек и прапрабабушек перевалил за сорок лет, и на дороге их встретить практически невозможно.
 

Toyota Celica второго поколения (не говоря уж о первом!) сегодня в нашей стране — автомобиль чрезвычайно редкий. Попадали они к нам в основном благодаря усилиям моряков торгового флота, прошли через тотальное отсутствие нормального обслуживания и запчастей в 80-е и нищие 90-е, в результате чего уцелели буквально единицы, к которым характеристика «в приличном состоянии» не подходит даже с натяжкой… Поэтому весьма сильно побитый жизнью вообще и коррозией в частности экземпляр Селики 1981 года для европейского рынка с левым рулем был приобретен студией японских ретро-каров «Васаби-Классикс» без лишних раздумий – как только подвернулся случай. И то, что реставрация пойдет по максимально трудоемкому сценарию, было ясно сразу…

Автомобиль разобрали буквально до винтика, и кузов отправился на пескоструйку – правда, не традиционную, с кварцевым песком, способным повредить то, что не следует, а на так называемый «мягкий бластинг» щадящими струями порошка соды. Такая процедура не повреждает лишние слои металла, безупречно снимает краску и ржавчину и, что важно, создает временную защиту, которая предохраняет голый металл от «цветения», поскольку очищенный кузов требует серьезных работ и не может сразу отправиться в покрасочную камеру.

Параллельно с кузовными работами шло восстановление салона. Выяснилось, что найти сегодня многие утраченные элементы – неимоверная сложность. В основном все приходилось разыскивать на аукционе Ebay в США и Европе, и подолгу. К примеру, левый поворотник ждали почти полгода… Удивительной удачей стала покупка второй, донорской машины – состояние ее было еще хуже первой, отсутствовали мотор и КП, но салон (во всяком случае, частично) уцелел, что очень помогло в процессе реставрации. Ручки дверей и накладки бамперов отдавались на хромирование в гальванику, пепельница – на никелирование, выпрямлялись и полировались все молдинги, перекрашивался весь салонный пластик с сохранением оригинальной фактуры материала, отливались с нуля и покрывались аквапринтом накладки под дерево на дверях и многое другое…

Мотористы, в свою очередь, перетряхивали двигатель. Мотор фактически был единственным узлом в машине, не требовавшим капитальных работ – он умудрился сохранить номинальные размеры цилиндро-поршневой группы и коленвала, что подтвердила проверка «горшков» нутромером, плоскостей головки и блока на ровность, люфтов клапанов в направляющих и так далее. В итоге двигатель прошел лишь полную контрольную разборку с притиркой клапанов и заменой вкладышей, поршневых колец, а также всех резиновых сальников и уплотнителей.

Снаружи

Автомобиль-двухдверка с «приспортивленным» дизайном проектировался в расчете на молодых владельцев, ездящих в одиночку или вдвоем. Ну и на относительно небогатых, ибо для более обеспеченных покупателей предлагалась Тойота Супра, первое поколение которой как раз было сделано на основе второго поколения Селики, и обладало более просторным салоном, более мощным мотором, опциями, типа электростеклоподъемников, кондиционера и прочего.

Даже сегодня облик машины не утратил броской динамичности и лукавых намеков на куда более серьезный динамический и скоростной потенциал, чем тот, что может на деле обеспечить ее мотор — весьма заурядный в целом и уж подавно далекий от какого-либо спорта. Среди характерных фирменных фишек кузовного дизайна стоит отметить ниспадающую уже со средней стойки линию крыши, сами стойки — широченные и отделанные полированным металлом, а также огромные  «треугольники» задних боковых стекол.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Интересно, что люк в крыше – не штатный. Это так называемая «дилерская опция», еще недавно хорошо знакомая всем российским автовладельцам, которых любой автосалон стремился не выпускать за ворота без оплаты «супового набора» — «магнитола-сигнализация-подкрылки-антикор».

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Внутри

В отделке элементов салона преобладают мягкие и эластичные материалы, а светлые тона велюра и кожзама создают олдскульный уют. Небольшой намек на роскошь дает популярная в те года отделка приборной панели «под орех» и аналогичные полосочки-«рейки» на картах дверей.

1 / 2
2 / 2

Задний диван рассчитан на двух пассажиров – под их зады отформованы четко обозначенные места. Спинка переднего пассажирского кресла, открывающая путь на заднее сиденье, имеет два рычажка для откидывания – ручной снаружи и ножной изнутри.

1 / 2
2 / 2

У мягкого руля весьма удобный профиль и комфортный хват. Две «рукоятки» справа и слева, образованные спицами, вызывают ощущение штурвала самолета, и руки так и норовят на них лечь именно «по-самолетному». Но это элемент дизайна – держать руль таким образом при езде на самом деле неудобно и небезопасно. Клавиш клаксона – четыре: две сверху, под большие пальцы, и две под ними снизу, с обратной стороны «баранки».

Кстати, между рукояткой КП и ручником можно увидеть сдвоенный лоток для монеток оплаты проезда и парковки. Это штатная деталь, но на обеих машинах — и на восстанавливаемой, и на доноре — монетница отсутствовала, а найти и приобрести ее оказалось совершенно нереально. В результате с одного из коллекционных автомобилей была снята мерка, и несложную пластмасску отпечатали на 3D-принтере! Таким же образом, к слову, был изготовлен и шильдик «Toyota» на решетке радиатора.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

 Железо

Сердце автомобиля — двигатель 18R, типичный представитель тойотовской линейки моторов «ххR», рассчитанных на низкооктановый бензин и предназначенных для продольного размещения под капотом и заднего привода. Собственно, цифра в названии двигателя не означает ничего конкретного, и даже хронология соблюдается не всегда – модели двигателей с предыдущей цифрой в индексе иногда производились в более поздние годы, чем с последующей. В целом серия «R» включала в себя двадцать два разных силовых агрегата (от 1R начала 50-х годов до 22R, выпуск которых прекратился в конце 90-х). Наш мотор 18R – достаточно простая и надежная рядная двухлитровая “четверка” с цепным ГРМ (цепей – две, с промежуточной шестерней), одним распредвалом и двумя клапанами на цилиндр. Мощность – 105 л.с., крутящий момент — 145 Нм при 3 600 об/мин.

Под капотом уйма свободного места — кажется, что параллельно можно впихнуть второй такой же двигатель. И, как и у многих машин той эпохи, конструкция узлов и деталей, а также их компоновка рассчитаны на ремонт простой, быстрый, без разборки “половины машины”, как это практикуется сегодня. К примеру, стартер можно снять, наверное, с закрытыми глазами – так свободно и открыто он расположен. Масляный фильтр стоит вертикально, донышком вверх, и откручивается пустым — без потеков масла. Обратите внимание на фиксирующие скобочки на фарах, которые держат стекла – они отстегиваются, как бугельные пробки на пивных бутылках. Иными словами, для замены лампочек не потребуется не то что инструмент — даже перегибаться через борта моторного отсека не нужно!

1 / 3
2 / 3
3 / 3

 В движении

В большинстве ретроавтомобилей (и янгтаймеров, и тем более – олдтаймеров) человеку, привыкшему к современному авто, неудобно. Все как-то не так и не эдак, непривычно, неловко и неуютно. Однако Селика 1981 года меня реально удивила – сел, «как к себе домой»! Оказалось, что в этой 38-летней старушке комфортна не только магистральная езда, но и типичная городская, с постоянными троганиями-торможениями, перестроениями и маневрами.

Возможно, мы с этой машиной просто «сошлись характерами», и у других возникнет иное впечатление. Для меня же просто оказалось гармоничным сочетание формы сиденья, диапазона вертикальной регулировки руля, отзывчивости педали газа, эластичности двигателя на универсальной для города третьей передаче, очень короткий и при этом мягкий ход педали сцепления, короткие и четкие ходы рукоятки КП. Руль без усилителя, конечно, туговат на месте, однако, несмотря на червячный редуктор и соответствующую ему кучу тяг и шаровых наконечников, люфт баранки на ходу не раздражает, автомобиль рулится вполне собранно, хотя и несколько более «размазанно», нежели любой современный с рейкой и ГУРом или ЭУРом.

024

История модели

Первое поколение Селики появилось в 1970 году и выглядело как типичный «масл-кар» своего времени. Второе пришло в 1977-м, получив более резкие очертания. В третьем поколении, стартовавшем в 1981 году, исчезла фирменная широкая стойка кузова за передними дверями, автомобиль обрел характерный «зубилооборазный» дизайн 80-х. Четвертое поколение 1985 года перевело Селику в разряд переднеприводных машин — правда, добавив к комплектациям спортивный полноприводный и мощный вариант GT-Four. Пятая генерация вышла в 1990 году и получила новый обтекаемый дизайн в духе своего десятилетия, сохранив при этом от прежних лет «слепые фары». Toyota Celica шестого поколения со сдвоенными круглыми фарами выпускалась с 1994 до 1999 года, после чего ее сменила последняя генерация, наиболее распространенная в нашей стране сегодня и снятая с конвейера в 2006 году. В дальнейшем в новостях неоднократно продуцировались слухи о возрождении легендарного имени, но пока поклонникам может быть предложена только унифицированная с BMW Z4 новая заднеприводная Toyota Supra, которую с натягом можно было назвать «условно родственной» Селике лишь во времена первого-второго поколений…

 

Редакция Kolesa.ru благодарит реставрационную студию Wasabi Classics за помощь в подготовке материала.

Поделиться: 0 9 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

показалось, что Делориан))

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Ошибка природы: как разрабатывали и почему забраковали ГАЗ-21 6х4 с тремя осями

Сегодня никто не сомневается, что автомобилю повышенной проходимости необходим привод на все колёса, без него – никуда. Но в 30-х годах XX века инженерам казалось, что шарниры привода управляемых колёс – слишком сложное…

9827 0 17
Статьи / Тесты
Самые-самые: угадываем 10 мировых автомобилей-победителей в своих категориях

Некоторые люди любят бросаться в крайности. С автомобилями это тоже неоднократно случалось: в каждой категории существует свой вариант «самой-самой» машины. Герои нашего теста – наиболее быстрые, популярные, крошечные,…

1949 0 9
Новости / Новинки
#КрымНаш – за 800 000 рублей! Все подробности о 3 поколении родстера «Крым» из «Бауманки»

Внешность нового родстера «Крым» третьего поколения разработчики пока держат в секрете. Нам запретили публиковать даже фотографии масштабной модели, которую в «Бауманке» распечатали на 3D-принтере и подарили редакции: в…

3159 26 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 с пробегом: принципиально разные автоматы и ресурс турбомоторов “за 300”

Идея покупки шведской машины в возрасте больше 20 лет на первый взгляд выглядит, в лучшем случае, авантюрой. Впрочем, пристальный осмотр кузовов оставляет приятные впечатления (особенно по сравнению с Мерседесами рубежа…

3404 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 c пробегом: удивительно крепкий кузов и многовато хлопот с электрикой

Audi, BMW и Мерседесы конца 90-х уже почти все сгнили или добиты насмерть плохим сервисом и просто возрастом. Как держится спустя 20 и более лет их обычно более доступный и спокойный шведский конкурент? В первой части…

2580 4 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

2519 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

83202 31 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Самый быстрый бандюган: опыт владения Jeep Grand Cherokee ZJ 5,9

Согласно канонам журналистики, заголовок, который нужно растолковывать и пояснять читателю – плохой заголовок… Но я все же не нашел в себе сил отказаться от использования первого же, что спонтанно пришло в голову – микса…

29282 14 7
Тест-драйвы / Тест-драйвы
Небрежный плод её забав: тест-драйв Renault Arkana

Предположения о том, что Arkana будет машиной компромиссной, возникли у нас, едва в прессу проникла первая доза слухов о новинке. Премьера дизайн-концепта на прошлогоднем Московском салоне лишь утвердила нас в этой…

22895 42 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

38826 12 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

7519 1 0
Статьи / Практика
Гаджет с моноклем: обзор радар-детектора/видеорегистратора iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12

iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12 – весьма необычное комбо-устройство! В нем имеется и немного «уличной магии» в виде жестового управления, и «библиотека помех», и «монокль на глазу». Давайте разберемся, что все это значит, и…

5635 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

61705 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

17017 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

16467 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

114335 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

79179 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

65975 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?