Бу стремительно покидает дом. Во дворе его ждут скандально известные Lada Largus. В августе 2014 Президент распорядился выставить на продажу 18 дорогих иномарок, на которых передвигались топ-менеджеры АВТОВАЗа. Тогда он потребовал распродать автопарк за 10 дней, а в качестве новых служебных авто выбрать продукцию завода. Сам пересел на «Ларгус» в комплектации VIP. Президент садится на заднее сиденье, ворота раскрываются, и наш микроавтобус пристраивается за машиной сопровождения.
- Не отставай, — голос начальника службы протокола напряжен, — Президент не приемлет опоздания, — отвечает он на мой взгляд.

Мы успеваем с трудом — «Ларгусы» кажутся слишком проворными, лихо вписываясь в крутые повороты темной лесной дороги.

Пустынный утренний Тольятти встречает нас красивой подсветкой знаменитой высотки АВТОВАЗ с гигантским металлическим логотипом на крыше.

На часах 6:40. Шлагбаум первый, второй, выпрыгивающая на ходу охрана — сомнений, что каждое действие выверено как минимум месяцами, — нет.

Первый объект — цех по сборке Datsun ON-Do. По дороге Президент успел переодеться в фирменную заводскую форму с логотипом АВТОВАЗ в области сердца.

В руках у Бу блокнот и ручка. В компании с переводчиком он пожимает руку мастеру цеха и тут же обрушивает на него шквал вопросов:

— Что у нас сегодня? Все ли вышли на работу? Насколько запчасти приходят вовремя? Отстаем ли от графика?

Все ответы фиксирует в блокнот, делая пометки. После короткой беседы Президент быстрым шагом обходит цех, периодически проверяя, как закрываются двери собранных автомобилей.

Через 10 минут, минуя отдыхающих рабочих, мы заходим в небольшую комнату, где Бу устраивает полноценную 20-минутную планерку.

— Не обращайте внимание, эти журналисты сегодня проведут со мной весь день, и я хочу, чтобы этот день ничем не отличался от всех предыдущих.

— Будьте честны и отвечайте на все вопросы, которые вам могут задать.

Выслушав краткие отчеты за минувший и планы на текущий день, Президент произносит:

— Сегодня ночью я получил анонимное электронное письмо. Кто-нибудь что-нибудь знает об этом? О проблеме, которая была там описана. Нет?
Собравшиеся руководители переглядываются и молчат в ответ.
— Я скажу вам. Там было написано, что мы не заботимся о мастерах. Когда мы увеличили оклад рабочим, мы не сделали то же самое с окладом мастеров. Когда мы ввели надбавки рабочим за 100-процентную явку и за работу в опасной среде — мы забыли о мастерах. Я борюсь за качество, я борюсь за закупки, я борюсь за вас. Но я не могу бороться за мастеров, потому что не могу знать все, что происходит вокруг. Я мог бы за несколько минут выяснить автора этой анонимки, но я не буду этого делать и благодарен ему за смелость. И вот как мы поступим. Сегодня я соберу представителей профсоюза и мастеров у себя в кабинете. И мы найдем решение этой проблемы. Справедливость должна восторжествовать. Вопросы?

Вопросов нет. Президент предлагает «сверить часы» и рассказывает свой график на ближайшую неделю — участие в выставке с презентацией концепта Vesta и Xray, Urban 4x4, Largus и Kalina Cross, участие в форуме с Правительством Самары, встреча с Чемезовым, видеоконференция с Карлосом Гоном, заседание Совета Директоров в Москве, старт продаж Priora с «автоматом» в Санкт-Петербурге. Закончив, он предлагает пройтись по цехам.

цех окраски
Президент посещает сварочный цех. На маркерных досках — оперативная сводка. План, текущие показатели, разница, лучшие работники, график отсутствий. Он внимательно смотрит на цифры, сравнивая их с записями в блокноте. Что-то вычеркивает, что-то, наоборот, вносит.
цех по сборке автомобилей
Выслушивая краткие отчеты, Бу вновь поднимает кадровый вопрос.
— В Швеции, если у тебя ферма, хорошие коровы сами будут возвращаться домой в определенное время, потому что знают, что пришло время дойки. В график посещаемости АВТОВАЗа сотрудниками цехов мы закладываем 10% на неявку. Это недопустимо.
— Вчера у нас в гостях был вице-консул Франции. Он был удивлен, узнав, что АВТОВАЗ - один из шести заводов по всему миру, который производит Renault и Nissan на одной линии. Мы - единственный завод в мире, одновременно производящий 4 бренда. Люди должны хотеть работать на АВТОВАЗе. Люди должны гордиться тем, что работают на АВТОВАЗе.
— Ты обратил внимание, как везде чисто? Ты представить себе не можешь, что здесь творилось раньше.
Я действительно удивлен. Чистота цехов поражает. Полы блестят, а спецодежда работников, словно после стирки.
— У тебя недоверчивый взгляд, — Президент улыбается, — Думаешь, все, что ты видишь сейчас, — инсценировка? Подойди к любому рабочему, спроси, насколько то, что происходит, повторяется изо дня в день.

Доверяй, но проверяй. Выискивая потенциального респондента, я решительно направляюсь на линию финальной сборки Lada Priora. На мой вопрос, как часто можно увидеть Президента в цехах, девушка оператор смеется: «Мне кажется, он не только видит нас каждое утро, но уже и по именам знает».

Довольный ответом, Бу показывает мне на часы. Ускорив шаг, мы направляемся к выходу.

— Я был совсем молод, когда мне доверили командование батальоном. 1200 человек — кофе, одежда, горячая вода. Именно тогда я научился заботиться о людях. За 5 лет работы в «группе ГАЗ» я ни разу не повысил себе зарплату. И исполнительным директорам тоже. Но работники в итоге получили увеличение зарплаты на 33%.
— В последний год работы на ГАЗе предприятие заработало большие деньги. Мне стоило больших трудов сделать так, чтобы все сотрудники получили 13-ю зарплату. Это было непросто. Но мне удалось. Я обещал всем, что, несмотря на мой уход, 15 февраля они получат премию. Они получили ее 13-го. В день, когда это произошло, я уже работал здесь. Я получил тогда огромное количество СМС со словами благодарности. Это дорогого стоит.
Мы заходим в отдельный лифт, который поднимает нас на последний, 24-й этаж высотки. Кабинет Президента — 60-70 кв.метров с потрясающим видом на крыши цехов и склады готовой продукции.
За большим столом — представитель профсоюзов,
3 мастера и несколько руководителей подразделений.
— Вы знаете причину, почему я собрал вас здесь. Повторюсь, я не могу знать всего, что происходит на заводе, и рад, что получил сегодня ночью анонимное письмо. К сожалению, рассказанная там ситуация про зарплаты мастеров — правда. Я прошу вас помочь мне найти компромиссный вариант, который устроит обе стороны — и мастеров, и АВТОВАЗ. Постарайтесь сделать это за 10 минут.
Все права защищены © Колеса.ру. 2014
Текст © Дмитрий Извеков, Фото © Владимир Седов, Дизайн © Михаил Розов