Президент выходит из кабинета. Вернувшись ровно через 10 минут и не получив вразумительного ответа, он отводит делегатов в небольшую десятиметровую комнату. Усадив представителя профсоюза и мастеров напротив себя, он произносит:
Если я завтра не выйду на работу — ничего не произойдет. Если топ-менджер не выйдет завтра на работу — ничего не случится. Если вы не выйдете на работу — у АВТОВАЗа будут проблемы. Зарплата — отражение вашей ценности. Она должна быть справедливой. Но простое увеличение не решит проблемы целиком. Мы обязательно введем систему мотивации. Я обещаю вам, что сегодня вопрос с пересмотром зарплат мастеров будет решен. На будущее — если появляются проблемы, вы всегда знаете, где меня найти.
Президент выходит из комнаты, оставив там улыбающихся работников. Мы заходим в лифт. Следующий пункт в расписании — форум-выставка «Автопром. Автокомпоненты-2014».
— Я не спал полночи. Думал. Понимаешь, это неправильно, когда подчиненные получают больше своих руководителей. Я не могу знать всего. Увы. Я действительно рад, что кто-то осмелился и написал это письмо. Я рад, что сегодня мы исправим ситуацию. Их труд должен быть вознагражден и вознагражден справедливо.
Мы подъезжаем к зданию выставочного комплекса «Олимп». На пленарное заседание собрались производители и поставщики автокомпонентов, чтобы обсудить взаимодействие во время спада продаж. Перед началом ключевые игроки рынка обмениваются друг с другом рукопожатиями и репликами. Бу не остается в стороне:
— Если вы выпускаете литые алюминиевые диски, вам никогда не обойти китайцев. Потому что 40% стоимости — стоимость энергии, которая тратится в процессе производства. В Китае стоимость энергии лишь 10% от стоимости энергии в России.
— Когда я был совсем молодой, в мире был всего один спортсмен, который мог пробежать стометровку быстрее 10 секунд. Сейчас их 120. То же самое с поставщиками. Вы должны соревноваться со всеми.
Президента приглашают на сцену. Бу Андерссон произносит яркую, эмоциональную речь. Традиционно, без подсказок суфлера и печатного текста. Про тяжелые два месяца, проблемы с поставщиками, успехами в подготовке к запуску новых моделей и… своей зарплате.
— Я устал от кулуарных разговоров о размере своей зарплаты. Некоторые издания написали на днях, а остальные оперативно растиражировали, что ее размер — 374 миллиона рублей в год. Это неправда. Я сделал выписку и отправил ее в прокуратуру. Те, кто распространяет обо мне ложную информацию, всегда могут сделать официальный запрос и удостовериться в том, что это не так.
— Следующий год — это год АВТОВАЗа. Через 300 дней мы начнем выпуск Lada Vesta и практически одновременно планируем начать выпуск Lada Xray.
Почти два часа после выступления Президент сидит на сцене, слушая остальных докладчиков форума. Глядя на него со стороны в этот момент, создается ощущение, что он — в чужой среде. Ему бы в бой, ему бы в цеха. Ему откровенно скучно.
На стенде с новинками «АВТОВАЗ» Бу представляет собравшимся руководителей проекта Lada Vesta и Lada Xray. Передав микрофон, он смотрит на часы и быстрым шагом покидает выставочный комплекс.
Мы приезжаем в один из заводских корпусов. Поднимаемся в актовый зал. Внутри — чуть более 200 мастеров и руководителей подразделений. Президент подходит к микрофону.
— У всех нас никогда не будет одинаковой зарплаты. Это — нормально. Ненормально то, что люди, работающие на разных линиях сборки, в 50 метрах друг от друга получают разные деньги, занимаясь одинаковым трудом. Я не знал об этом ранее. И намерен это исправить. С первого января мы запускаем в разработку систему градации, которая позволит нам справедливо рассчитывать заработанную плату.
— Уверен, вы в курсе, почему мы здесь собрались. Как я говорил сегодня ранее, ночью мне пришло анонимное письмо. Возможно, его автор сидит сейчас среди вас. Я не намерен искать отправителя, более того, я хочу поблагодарить его за смелый поступок.
— Как оказалось, мы действительно забыли о повышении оклада мастерам, повысив его рабочим. Я здесь, чтобы объявить свое решение: с 1 декабря ваша зарплата увеличивается на 25% сроком на 6 месяцев, после которых мы введем впервые в истории АВТОВАЗа прозрачную систему мотивации, рассчитанную для каждого подразделения и его сотрудников. Вопросы?

В ответ — аплодисменты. Не дожидаясь реакции, Президент стремительно выходит из зала.

На часах 13:40. Мы едем в офис.

— То, что не сделаешь в первый год, — не сделаешь никогда. Вот почему я так много работаю. 7 дней в неделю. Времени мало, а нужно успеть очень многое.
Я киваю в ответ головой, а сам смотрю на часы. Президент на ногах почти 9 часов при этом не было ни минуты перерыва. По ощущениям — давно за полночь.
— Пришло время обеда, присаживайтесь.
На столе — греческий салат, форель и крем суп из грибов. Мы садимся, и я не могу не задать вопрос. То самое громкое высказывание, которое он сделал 3 часа назад с трибуны форума.
Моя зарплата на АВТОВАЗе не имеет к названным журналистами ряда изданий суммам никакого отношения. Какие 10 миллионов долларов в год? Вранье!
Мы молчим несколько секунд. Затвор фотоаппарата громко щелкает в тишине.
— Сегодня утром ты попросил меня быть с тобой честным. Держи, на память. Это выписка с моего зарплатного счета.
Я не верю своим глазам. Аккуратно разворачиваю два листа — на русском и английском. В них — октябрьская зарплата, размер уплаченных налогов, общий доход Президента за год. Сумма, в десятки раз меньше ожидаемой.
— Что тебя так удивило? Цифры? Разочарован?
Бу улыбается. Определенно, он доволен эффектом. Я спрашиваю его, могу ли опубликовать это.
— Нет. Хотя поступай, как считаешь правильным. Мне не нужно никому ничего доказывать. Этим жестом я лишь хочу показать, что абсолютно честен и мне действительно нечего скрывать.
— Когда я озвучил, что уже 1 ноября мы сварим первый кузов Lada Vesta, а это было месяцем ранее, в сроки не верили все, даже те, кто отвечал за процесс. Я дал команде сутки на сбор информации о причинах, которые могут повлиять на дату и вместе мы нашли решение. И справились.
Расправившись с рыбой, Бу смотрит на меня с прищуром. Я спрашиваю, что дальше.
— Завод — прессовое производство, участок литья пластмассы, встреча с топ-менеджерами и акционерами, встреча с министром.
Я перебиваю его, уточняя, что имел в виду его жизнь. Президент задумывается.
— Ты знаешь, мне кажется, что эта работа — моя последняя. При условии, что мне дадут реализовать все то, что я задумал. Если нет — прежде всего, я бы расстроился. Наверное, какое-то время отдохнул путешествуя, а потом стал бы… учителем в какой-нибудь средней школе. Да-да, ты не ослышался. Мне нравится преподавать, я очень люблю детей. Мне есть что рассказать, чем поделиться и чему научить.
— Я — менеджер с 41-летним опытом. В России люди не верят в себя и в то, что им постоянно обещают. Моя первая задача — дать своим сотрудникам надежду. Вторая — направить их усилия в верное русло. Третья — вознаградить тех, кто этого по-настоящему заслуживает.
Я прошу его рассказать о портрете, состоящем из тысячи маленьких фотографий. Когда приближаешься вплотную, можно разглядеть людей, когда удаляешься — картина превращается в портрет Президента, сидящего на полу с фрагментом «ГАЗели» по правую руку и фирменным логотипом.
— Это подарок от работников ГАЗ. Они потратили более 400 часов, чтобы сделать это. Так они выразили признательность мне, за мое к ним и к работе отношение… Скучаю ли я по «Группе ГАЗ»? Да.
Все права защищены © Колеса.ру. 2014
Текст © Дмитрий Извеков, Фото © Владимир Седов, Дизайн © Михаил Розов