От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

7590 0 12
На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки – это прежде всего эволюция содержания. Однако в какой-то момент это содержание получило абсолютно новую форму – и этот переход к новому восприятию, пожалуй, стал даже не просто эволюционным, а во многом революционным для бренда. С чего начиналась эта революция дизайна, и почему новая форма не стала поводом «порвать с прошлым» – вспоминаем сегодня.

Переосмыслить себя

Тезис, который мы озвучили во вступлении, не подвергнуть сомнениям: одной из ключевых ценностей бренда всегда была ориентированность на традиционные семейные ценности, удобство и практичность. Функционализм, не граничащий с примитивностью – пожалуй, так можно охарактеризовать внешность чешских автомобилей, которые стали спутниками автовладельцев социалистической эпохи.

Переход ŠKODA в новую семью под фамилией Volkswagen подарил ей много нового – особенно с технической точки зрения. Впрочем, даже получив так много, марка осталась верна себе: багаж ценностей воплотился и в новом модельном ряду. Однако определенный момент стал переломным: в 2011 году ŠKODA явила миру абсолютно новую концепцию формы, в которой отныне должно было воплотиться традиционное содержание. Бренду удалось буквально переосмыслить себя, наглядно доказав, что классические ценности можно реализовать и в принципиально новом виде – не только практичном, но и весьма эстетичном.

На фото: ŠKODA VISION D '2011

На фото: ŠKODA VISION D ‘2011

Этим первым вестником нового дизайна стал концепт ŠKODA VISION D. Он стал «шагом в будущее» – то будущее, которое мы видим сейчас, обозначив новый язык дизайна и новое восприятие бренда в целом. Четкие, резкие линии, острые грани и гладкие поверхности – такими штрихами рисовался концепт, задавший форму грядущему модельному ряду. Ажиотажа добавляло то, что VISION D был «заготовкой» для компактного массового автомобиля: по меркам «бывшей ŠKODA» это была неслыханная смелость.

1 / 5
На фото: ŠKODA VISION D '2011
2 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION D '2011
3 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION D '2011
4 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION D '2011
5 / 5
На фото: ŠKODA VISION D '2011

И мало было прямоты линий и четкости граней: впереди был еще один проект, получивший название VISION C. Здесь смелости в карандашах дизайнеров стало еще больше: линии стали еще резче, грани еще очерченнее, а поверхности приобрели трехмерность, чередуя вогнутые элементы с нарочито выпуклыми гранями. Ключевых линий стало больше: если в VISION D в глаза бросались четкая подоконная линия, выступающий порог и «подиум» на капоте, то в VISION C к ним добавились остроугольная оптика, граненая решетка радиатора, резкие очертания капота и вогнутые нижние части дверей – такой ŠKODA еще не знал никто.

1 / 5
На фото: ŠKODA VISION C '2014
2 / 5
На фото: ŠKODA VISION C '2014
3 / 5
На фото: ŠKODA VISION C '2014
4 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION C '2014
5 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION C '2014

Витки истории

Статьи / История
Эволюция рекламной фотографии марки ŠKODA

Однако богатая история рекламного фото ŠKODA насчитывает уже почти 120 лет – и здесь нет никакой ошибки! Компания была основана в 1895 году, а самый старый рекламный плакат, который сохранила для нас история, датируется...

8396 3 12

Ставшая уже расхожей фраза о том, что история движется по спирали, наиболее точно отражает то, что произошло с дизайном чешских автомобилей в последние несколько лет. Смелость, экспрессивность, новизна – все это было в новых концептах, но ŠKODA не была бы собой, не создай она эту новизну на фундаменте выдающихся национальных достижений. Этими достижениями стали два ключевых культурно-художественных явления: чешский кубизм и богемский хрусталь.

Кубизм, появившийся как художественное направление в начале ХХ века, изначально «базировался» во Франции, будучи воплощенным на холстах Пабло Пикассо и Жоржа Брака, которые, в свою очередь, вдохновлялись работами Поля Сезанна. Как художественная техника кубизм рассекает реальные объекты на базовые геометрические формы, при этом изображая их с множества ракурсов и расширяя их восприятие. И если картины, написанные в этой технике, могут быть причислены некоторыми к специфическому роду искусства, то архитектурное и дизайнерское наследие, вдохновленное этим самобытным художественным явлением, заслуженно привлекает внимание и по сей день.

Кубизм в архитектуре – это прежде всего именно чешское наследие, созданное руками таких архитекторов как Павел Янак и Йозеф Хохол. Для Чехии, до 1918 года носившей имя Богемия, кубизм стал не просто одним из множества архитектурных направлений, как в Германии и Франции, а буквально национальным стилем. Главная идея кубистической архитектуры – создание экспрессивного трехмерного образа, сотканного из граней, ребер и углов. «Фасеточные» фасады, сформированные из треугольных элементов, шестиугольные сотовые окна, необычные формы и симметричность образа, иногда нарочито искажаемая для большей экспрессии – вот облик классического здания в этом стиле.

На фото: Йозеф Хохол

На фото: Йозеф Хохол

Кубизм в Богемии и Чехии, однако, проник глубже, чем только в архитектуру, скульптуру и живопись. Павел Янак и Властислав Хофманн в своем творчестве создавали не только монументальные здания, но и предметы быта – например, стулья и вазы. Оставаясь полнофункциональными изделиями, эти вещи доказали жизнеспособность кубизма как способа выразить новое в привычных бытовых элементах без потери их качеств.

951

На фото: Властислав Хофманн

Второе культурно-историческое наследие, легшее в основу нового дизайна ŠKODA – это богемский хрусталь. Производство хрусталя в Богемии и Силезии, располагающихся на территории современной Чехии, уходит корнями глубоко в средние века, а его высочайшее качество обеспечило ему мировую известность и признание. Чешские стеклодувы, развивавшие свое ремесло с XIII века, по праву считались одними из лучших в мире, наряду с венецианскими, и традиции этого ремесла живы и по сей день. Чешский хрусталь – одна из важнейших статей национального экспорта: изделия ручной работы и огранки ценятся по всему миру, став не просто предметами быта, а элементами роскоши и признаком тонкого вкуса.

Столь ценное наследие не остается в стороне и от современных мероприятий мирового масштаба: например, победные кубки для всемирно известного веломарафона Тур де Франс созданы в дизайн-студии ŠKODA. За годы партнерства ŠKODA и веломарафона изготовление кубков стало традицией: вот уже который год подряд победители соревнования поднимают над головой хрустальные трофеи, изготовленные в духе лучших образцов чешского ремесла.

Фото: ŠKODA

Фото: ŠKODA

Так стоит ли удивляться тому, что в ŠKODA при поиске вдохновения для нового стиля бренда избрали всемирно известные и ценные традиции? Пожалуй, это был наиболее удачный выбор: сочетание кубизма и граненого хрусталя стало новой визитной карточкой бренда, обеспечив ему стопроцентную узнаваемость. Важно в этом выборе и то, что обе эти традиции живы и здравствуют по сей день: о всемирной известности чешского хрусталя мы уже рассказали, а наследие заветов кубизма нашло свое выражение, например, в офисном здании «Keystone Building» и театре «Nová scéna» в Праге. Новые архитектурные творения обозначили «перезагрузку» в явлении архитектурного кубизма и подчеркнули уважение к традициям.

renaissance National theatre from 1883 (arch. Josef Zitek), Prague, Czech republic

На фото: Nová scéna

Революция дизайна

Столь подробно рассказывая о культурных основах нового дизайна, мы, однако, отвлеклись от собственно автомобилей – а ведь здесь есть на что посмотреть. Одним из главных достоинств новых моделей, выходивших одна за другой по мотивам соответствующих концептов, однозначно стоит считать их близость к исходнику. В свое время Джереми Кларксон, глядя на концепт Opel Astra H, заявил, что если реальный автомобиль будет похож на картинку, он отведает яичницы с собственными волосами. Если бы он бился об заклад в случае с ŠKODA VISION D, VISION C и последующим VISION S, он лишился бы остатков своей шевелюры: каждый из серийных автомобилей сохранил абсолютно все ключевые стилистические штрихи, заложенные дизайн-студией в концепт-кар.

На фото: ŠKODA VISION S '2016

На фото: ŠKODA VISION S ‘2016

Да, о VISION S – если концепт VISION D стал предвестником популярного Rapid, а VISION C – нового флагмана марки, модели Superb, то прототип с литерой S явил собой новый шаг в истории бренда – семиместный внедорожник. Как и в случае с двумя предшественниками, он взял от концепта все лучшее, а в серийном исполнении получил даже больше – например, более «приземленный» вариант второго ряда сидений, имеющий три посадочных места вместо двух.

1 / 4
На фото: ŠKODA VISION S '2016
2 / 4
На фото: ŠKODA VISION S '2016
3 / 4
На фото: интерьер ŠKODA VISION S '2016
4 / 4
На фото: интерьер ŠKODA VISION S '2016

Но все эти автомобили получили заряд главных характерных особенностей, который в них вдохнули дизайнеры, опирающиеся на ключевые стилистические ценности, о которых мы рассказали выше. Силуэты автомобилей стали четкими и эмоциональными, а экстерьер явил собой квинтэссенцию кубистических заветов лучших мастеров. Грани, резкие переходы, острые углы и трехмерные очертания не стали причиной излишней агрессивности внешности, а подарили ему ту самую эстетику кубизма, которая была заложена в новую концепцию дизайна. Интерьер при этом, получив свою долю свежих идей, сохранил лейтмотив чешской практичности, оставшись удобным, функциональным и комфортным.

Geneva preview SKODA

VisionC_interier

VISIONC_green_Front0 VISIONC_green_SideRear0

В новый кубический дизайн идеально вписались традиции богемского хрусталя: будучи предметом не только быта, но и искусства, хрусталь дополнил образ кристаллической оптикой, которую, к тому же, перевели на светодиодную технологию.

Vision_D_Design_001

Vision_D_Design_004 Vision_D_Design_002 Vision_D_Design_003

Поставив рядом автомобили нового и предыдущего поколения, можно своими глазами увидеть, насколько разительно изменилась не только их внешность, но и само их восприятие. Однако, сделав шаг вперед в отношении дизайна, чешские автомобили не остались на месте и с точки зрения внутреннего содержания – технологии тоже пришли в полное соответствие с тем, что ожидает современный потребитель.

Новейшие двигатели, коробки передач с двойным сцеплением последней разработки, актуальные системы активной и пассивной безопасности и прогрессивная управляющая электроника – вот техническая составляющая, что дополняет новый внешний образ. Большие сенсорные экраны, быстрая и актуальная мультимедийная начинка, мобильный доступ в интернет, качественная навигация и широкий функционал – вот то, о чем не могли и мечтать владельцы еще каких-то 15 лет назад. Сегодня все это – новая реальность для ŠKODA.

03VisionS

01VisionS interiorfinal1 02VisionS

Взгляд в будущее

Все новые концепты ŠKODA уже стали реальностью – но это отнюдь не значит, что чехи не ведут работу над «вестниками будущего». Так, совсем недавно мы увидели ŠKODA VISION E – чешское видение полностью электрического автомобиля для всей семьи. Разумеется, он сохранил и приумножил все новые «фамильные черты», но, что более важно, обозначил еще один горизонт для бренда – создание электромобиля. Каким он будет, мы увидим уже в ближайшие годы, а пока на примере ŠKODA Karoq, последовавшего за «старшим» Kodiaq, понаблюдаем за развитием этого витка в истории дизайна марки ŠKODA. И, судя по обещаниям шкодовцев, нас ждет еще немало интересного.

1 / 4
На фото: ŠKODA VISION E '2017
2 / 4
На фото: интерьер ŠKODA VISION E '2017
3 / 4
На фото: ŠKODA VISION E '2017
4 / 4
На фото: ŠKODA VISION E '2017
Поделиться: 0 12 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Гаджеты / Видеорегистраторы
От создателей плееров: тест регистраторов Ritmix AVR-830G и AVR-675

Компанию Ritmix в нашей стране знают и помнят отлично – она стояла у истоков «цифровизации» музыки, сделав MP3-плеер по-настоящему массовым и доступным гаджетом задолго до эпохи распространения «айподов» и смартфонов.…

63 0 2
Статьи / Популярные вопросы
Какие изменения в ПДД принес чемпионат мира по футболу

В России стартовал чемпионат мира по футболу, который, как ни странно, принес изменения не только в спортивную жизнь страны, но даже в правила дорожного движения. Что изменилось, на что стоит обратить внимание, и…

95 0 2
Статьи / История
Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами

В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей компоновкой, конструкцией и внешним видом, появилась необычная и ныне абсолютно забытая промежуточная категория двухколесных…

688 3 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2153 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: коррозия под капотом и быстрая смерть ксенона

Удалось ли во втором поколении изжить вечно гремящую подвеску? Можно ли встретить заметную коррозию на машинах возрастом в 7-8 лет? Что может подойти от родственных Peugeot и Citroen? Разбираемся, стоит ли брать…

1538 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ремнём по конусу: покупаем Nissan X-Trail II с пробегом за 800 тысяч

X-Trail – тот случай, когда маркетологи не зря едят свой хлеб. Это их безусловная победа. Ну когда еще практически одинаковую в техническом плане машину можно продавать и как городской кроссовер в случае с Кашкаем, и как…

18184 22 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20163 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14236 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12052 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71524 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15794 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13075 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51807 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9158 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7247 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

365960 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246422 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

112995 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?