5 литров на 9 сил: как устроен стационарный двигатель 1929 года

3272 0 3
Поделиться: 0 2 0 1 0 0

Восстановление старых автомобилей, безусловно, дело престижное и почетное. Но есть, оказывается, в среде ретроманов еще и более тонкие гурманы – собиратели отдельных уникальных агрегатов. Мастеров высшего пилотажа мы встретили на Украине. А двигатель, что интересно, в свои 86 лет не потребовал ни единой новодельной запчасти при реставрации. Все работало, как часы!

В большинстве своем мы представляем ДВС исключительно на транспорте: под капотом автомобиля, в трюме судна, на локомотиве, мотоцикле, самолете… Между тем, когда-то двигатель внутреннего сгорания начинал свой путь в человеческую цивилизацию именно как «стационар»: еще в 60-х годах XIX века одноцилиндровый мотор Николауса Отто и Эйгена Лангена тысячным тиражом выпускался для нужд промышленников. Электричество тогда еще не было развито, и работающий на светильном газе ДВС вращал приводы станков, насосов, цеховых транспортеров, подъемников и прочих индустриальных механизмов.


Только через полтора десятка лет – в начале 1880-х – конструкторы начали думать о том, как приспособить этот компактный, мощный (целых 3 л.с.!) и бесшумный (по сравнению с паровой машиной, конечно) двигатель для установки на транспорт. И только после этого Готлиб Даймлер начал эксперименты по оснащению ДВС небольших катеров, а Карл Бенц начал мастерить свой первый трехколесный «ваген».

Находка

Двое украинских туристов, наконец, нашли себе достойное место для отдыха: один из тысяч небольших островков в Архипелаговом море, что неподалеку от финского порта Турку. Досуг протекал полезно и интересно, пока друзья не обнаружили на старой лесопилке нечто совершенно неожиданное… В заброшенном сарае громоздилась некая явно рукотворная конструкция из металла – почти не ржавая и вообще весьма внушительная. Разговор с местной жительницей – хозяйкой территории — только запутал ситуацию: «Не знаю! Туда лет семьдесят никто не заходил. Или шестьдесят».

Друзья, как люди любопытные и неравнодушные, устроили мозговой штурм и поняли, что перед ними редкий образец технической культуры начала давно минувшего века – стационарный двигатель для привода лесопильного оборудования. Переговоры с владелицей острова о судьбе лесного раритета прошли успешно, чего не скажешь о последующих за покупкой такелажных работах: погрузить 600-килограммовое приобретение на какой-либо транспорт не удалось.




Конструктор без инструкции

Помните замечательные детские наборы из винтов-гаек и комплекта перфорированных металлических планок под обобщающим названием «Конструктор»? В пенопластовой упаковке к нему ребенок (или не менее счастливый папа) всегда находил инструкцию по сборке различных… ммм… образцов, так сказать. Поначалу без этой тонкой книжечки обойтись было нельзя, и только самые отчаянные детки начинали что-то крутить, соединять и свинчивать без оглядки на печатные «авторитеты».

Так вышло и на финском острове: неведомый агрегат начали разбирать на отдельные части. Разбирали до тех пор, пока размер получаемых узлов и деталей не стал приемлемым для самостоятельной погрузки в автомобиль. Процесс разборки фотографировали – на всякий случай (вдруг при сборке пригодится!). Затем стационарный двигатель-недвижимость стал еще какой движимостью: он оказался-таки в подходящем автомобиле и, преодолев больше тысячи километров, приехал на свою новую родину.

Ты кто?

Обратный процесс был не так скор – уникальный экспонат потребовал некоторой реставрации. Но сначала счастливым владельцам пришлось выяснять, что же именно попало к ним в руки. Латунная табличка на литом кубе сверху и его величество интернет помогли внести ясность: пилу-«циркулярку» на отдаленном острове вращал стационарный двигатель марки Vilens.




Была в первой половине ХХ века в Финляндии такая компания, Viléns Fabriker, специализирующаяся на металлоизделиях – от простых бытовых товаров до вполне серьезных промышленных агрегатов. Фирма работала с начала века до 1965 года, а вот ее изделие намного пережило саму компанию.

Добытая информация помогла установить год начала выпуска моторов этого типа – 1929, а также подтвердила, что девятка на шильдике соответствует мощности – целых 9 лошадиных сил, а рабочий объем – 5 литров. Четырехзначный серийный номер дает основания полагать, что такие двигатели выпускались довольно масштабными партиями.

Низкая литровая мощность – то есть соотношение объема и мощности, «невыгодное» даже по меркам начала прошлого века, позволили достичь большой долговечности, ведь получается, что двигатель все время работает «вполсилы», при малой нагрузке на детали цилиндро-поршневой группы.

Интересно, что самая придирчивая дефектовка не выявила следов серьезного износа. Детали просто отмыли, почистили, некоторые покрасили. В порыве обновить хоть что-нибудь хотели поменять свечу зажигания, но оказалось, и это ни к чему: она в полном порядке. Пришлось собирать двигатель обратно из родных деталей. Благо, с конструкцией разобрались еще на острове, при разборке.

Главный секрет

Устройство стационарного мотора образца 1920-х годов целиком отвечает нашим сегодняшним представлениям о ДВС. Имеется один горизонтально расположенный цилиндр, в котором движется внушительный поршень – высокий, диаметром 150 мм, с четырьмя (!) поршневыми кольцами, каждое из которых высотой 7 мм. Картера, как и блока цилиндров, в теперешнем понимании нет, вместо них основой двигателя служит мощная литая станина.




Поэтому длинный шатун в виде штанги круглого сечения доступен всеобщему обозрению – собственно, как и юбка поршня, выступающая из цилиндра в нижней мертвой точке. Коленчатый вал горизонтальный, покоится на двух опорах – подшипниках скольжения. С обеих сторон вала – маховики, уравновешивающие ход одноцилиндрового мотора. На одном из них укреплен шкив для приводных ремней к лесопильному оборудованию. Сейчас бы сказали – вал отбора мощности.

Двигатель четырехтактный, поскольку в головке цилиндров имеется два клапана, впускной и выпускной. Получается, конструкция для 1920-х более чем прогрессивная – верхнеклапанная! А ведь еще, к примеру, в автомобилестроении 1950-х годов вовсю применялись нижнеклапанные моторы. Отдельного распредвала для газораспределительного механизма нет, привод клапанов – штангами от устроенных на коленчатом валу кулачков (сейчас бы мотористы сказали – «нижний вал»).

Кривошипно-шатунный механизм смазывается не централизованно, от общей системы под давлением, а масленками, расположенными персонально у каждой трущейся пары. Несложно устроена и система охлаждения. Она жидкостная, но радиатора нет, теплообменником служит массивная емкость, расположенная прямо на единственном цилиндре. Действует термосифонный принцип циркуляции охлаждающей жидкости: нагревшаяся в рубашке цилиндра вода поднимается вверх, в емкость, а более холодная из нее опускается к цилиндру. Благодаря большому объему бака теплоотвод получается эффективным, во время работы вода едва теплая.


На фото: видны выхлопная и шкив отбора мощности, шатун и юбка поршня, коленвал шатун масленки, маховик на коленвалу масленки



Система зажигания – искровая, и без каких-либо аккумуляторов, с простейшим магнето, которое приводится в действие шестернями от коленвала. Касательно магнето – этот типичный для той поры «бошевский» агрегат оказался также в полной исправности, хотя и содержит некоторые элементы точной механики.

Система питания Vilens устроена посложнее, поскольку двигатель – многотопливный! Запускается он на бензине, а после прогрева можно переходить на более дешевый керосин – перед входом в карбюратор установлен специальный краник-тройник. Тема насчет работы поршневого ДВС на керосине удивляет только поначалу, а для той поры, при тогдашней степени сжатия, не была чем-то из ряда вон выходящим. Можно вспомнить хотя бы наши легковые ГАЗ-А и «полуторки», при необходимости работавшие на смеси бензина и керосина. Карбюратор у Vilens — типичный для довоенной техники, с восходящим потоком. Его главным достоинством считалась невозможность «залить мотор» при проблемах с пуском.

Что касается пуска, никакого стартера не предусмотрено – достаточно сил одного человека, чтобы раскрутить коленвал за маховик и мотор начал работать. Сначала с редкими «прочихиваниями», затем, немного прогревшись, он выходит на рабочий режим и толкает свой шатун спокойно, ровно и не торопясь. И кажется, он будет делать это всегда, без остановки и оглядки на смену моды, технологий и целых эпох…


На фото: родная свеча и карбюратор с восходящим потоком


Читайте также:



Теги: Практика
Понравилась статья? 0 2 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
Kia представила российскую версию Rio нового поколения

Новый Рио доберется до российских дилеров уже этим летом. Модель будет доступна с двумя моторами

3685 0 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Автомобиль модельной внешности: рождение профессиональных фото автомобильного экстерьера

В нашем прошлом материале мы начали рассказывать, как создаются официальные фотографии автомобилей. Тогда мы выяснили, где и какими силами проводится эта интересная работа, подготовили автомобиль и даже установили его на…

136 0 0
Статьи / Практика
Лучше современных: как правильно доработать старое советское зарядное устройство

У многих в гаражах пылятся и ржавеют старые советские зарядные устройства. Дизайн их нередко напоминает о ядерной войне, а внешнее состояние порой оставляет желать лучшего... Но зато у этих приборов есть главное –…

4886 1 0
Выбор авто / Новые авто
Разные одноклассники: что выгоднее купить – Hyundai Solaris или Kia Rio?

Исподлобья смотря на переписываемые месяц от месяца цены на новые автомобили, наблюдая за премьерами и анонсами и думая о покупке лучшей машины за планируемые деньги, большинство потенциальных обладателей автомобиля из…

21589 3 15
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: не очень надёжные МКПП и выносливые моторчики

Интерес к маленьким машинкам у нас в России, под стать машинкам, маленький. А зря. Есть среди них очень интересные экземпляры, которые вполне способны и пакеты с покупками перевезти, и даже в соседний город свозить. И…

1050 4 3
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: удивительно крепкий кузов и «скрипучие» тормоза

Маленькие машины в России не очень любят. Исключений не много, к ним, пожалуй, можно отнести только Skoda Fabia, VW Polo и Opel Corsa, с натяжкой – Peugeot 206 и. Остальные «малыши» встречаются в минимальных количествах,…

1513 16 2
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Sportage II с пробегом: лучший двигатель XXI века и болезнь правого ШРУСа

Можно ли купить корейский кроссовер, например, Kia Sportage II, и быть счастливым? Мы уже начали разбираться в этом вопросе в первой части нашего обзора. И в целом ничего совсем уж страшного в этом автомобиле пока не…

11493 7 1
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

30766 0 0
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

29218 10 22
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

17291 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

68180 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

55005 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

26840 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

57981 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

30456 3 0
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

22695 2 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

109040 4 3
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

22278 5 0
Статьи / История
Ошибки Юности: почему микроавтобус ЗИЛ так и не стал массовым

Московский Завод имени Лихачева (ЗИЛ) был широко известен даже за пределами СССР своими грузовыми автомобилями, которые составляли основу народнохозяйственного автопарка огромной страны. Кроме того, на ЗИЛе также…

9209 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?